Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"
Оценка 4.8

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
25.01.2018
Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"
В статье рассматриваются основные причины изменения системы профессионального образования, в которой квалификационная модель образования была заменена компетентностной. Современный выпускник должен обладать развитым исследовательским поведением. Реализации данных целей способствует метод проектов. В статье дается общая характеристика метода проектов, их классификация, а затем приводится пример кейса проекта по теме «Тепловые двигатели».
статья.docx
Организация проектной деятельности при изучении физики Автор: преподаватель физики  ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»  Трубочкина С.В. 1.Общая характеристика метода проектов Новое   поколение   ФГОС   кардинально   изменило   систему   профессионального образования. Причины:  1.   Возникновение   малых   и   средних   предприятий   различных   форм   собственности, индивидуальной трудовой деятельности.  2.   Совершенно   новые   условия   профессиональной   деятельности   вызвали необходимость   подготовки   рабочих   и   специалистов   нового   типа,   способных   легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий.  Т.е.   современные   реалии   вызывают     необходимость   не   столько   передавать обучающимся   сумму   тех   или  иных   знаний,   сколько   научить   приобретать   эти   знания самостоятельно,   уметь   пользоваться   приобретенными   знаниями   для   решения   новых познавательных и практических задач.  Поэтому квалификационная модель образования была заменена компетентностной.  Например,   по  ФГОС  III  поколения   по   специальности   190631   «Техническое обслуживание   и  ремонт  автотранспорта»    техник  должен  обладать,  например,     такими общими компетенциями:  ОК   2.   Организовывать   собственную   деятельность,   выбирать   типовые   методы   и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК   6.   Работать   в   коллективе   и   команде,   эффективно   общаться   с   коллегами, руководством, потребителями. ОК   8.   Самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. В   понятие   квалификации   помимо   знаний,   умений   и   навыков     стали   входить профессионально важные качества личности. Выпускник должен обладать способностью и готовностью   применять   знания   и   умения   при   решении   профессиональных   задач   в различных   областях  –   как   в   конкретной   области   знаний,   так   и   в   областях,   слабо привязанных к конкретным объектам, проявляя гибкость в изменяющихся условиях рынка труда. Др. словами выпускник должен обладать развитым исследовательским поведением.  Главная   цель   исследовательского   обучения   —   формирование   у   учащегося способности   самостоятельно,   творчески   осваивать   и   перестраивать   новые   способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Реализации данных целей способствует метод проектов – система обучения, при которой учащийся приобретает знания, умения и навыки, а также компетенции в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий­проектов.  В   качестве  учебного   проекта  могут   выступать  поисковые,   исследовательские, расчетные, графические и другие работы, выполненные обучающимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально).  Цель создания проекта ­  решение значимой проблемы (задачи). Итогом  работы   над   проектом   должен   стать    практический   результат, оформленный тем или иным образом (в виде презентации, доклада, реферата, научно­ исследовательской работы, видеофильма, альбома, и т.д.) 2.Классификации учебных проектов: Практико­ориентированные (прикладные) проекты направлены на решение  какой­либо значимой проблемы, в том числе, и в учебном процессе образовательного  учреждения. Результатом прикладного проекта является какой­то продукт деятельности.  Обычно прикладной проект выполняется группой учащихся. Например, по физике таким  прикладным проектом является проект «Светильник», предполагающий изготовление  декоративного переносного источника света из пластиковых бутылок, елочных игрушек. Информационный проект направлен на работу с информацией о каком­либо  объекте, явлении. Например, проект «Физика и проблемы создания новых материалов с  заданными свойствами», собирается информация из различных источников о новых  технологиях создания материалов: нанотехнологиях, рассматривается их практическое  применение. В основе ролевого проекта лежит ролевая игра, в которой участники проекта  принимают активное участие, принимая на себя определенные роли, обусловленные  характером и содержанием проекта. Например, проект «Слабое звено», группа готовит  игру по теме «Закон Ома». Проект помогает, играя, закрепить знания по электричеству. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся по  решению творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Например, таким исследовательским проектом по физике является проект  «Инновационные топливные технологии (водородная энергетика, биотопливо, топливо из  отходов производства и др.», в котором необходимо проанализировать сильные и слабые  стороны разных технологий: эффективность, потери, затраты, действие на окружающую  среду. Сделать вывод об их будущем. По продолжительности выполнения проекты бывают: ­мини­проекты (проект одного­двух уроков),  ­краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые   могут   быть   разработаны   на   нескольких   уроках   одного   предмета   или   как междисциплинарные; ­средней продолжительности (от недели до месяца); ­долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). При проектном методе организации обучения роль учителя меняется  принципиально. Учитель в новой роли  не преподаватель­предметник, он не учит  студентов, а помогает им учиться самостоятельно, на базе их собственных интересов и  инициативы, его деятельность по развитию проектов строится на принципах  сотрудничества. При применении метода проектов педагог должен:       быть способным видеть «удивительное в обыденном»;  уметь   увлечь   учащихся   дидактически   ценной   проблемой,   сделав   ее   проблемой самих детей; Тема проекта должна быть интересна для всех его участников уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное   решение.   Предлагать   свою   помощь   или   адресовать   к   нужным источникам   информации   только   в   тех   случаях,   когда   учащийся   начинает чувствовать безнадежность своего поиска; поощрять   и   всячески   развивать   критическое   отношение   к   исследовательским процедурам; уметь   стимулировать   предложения   по   улучшению   работы   и   выдвижению   новых, оригинальных направлений исследования;  внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме.  Не следует ставить слишком большое количество целей, так как работа может стать трудновыполнимой. Но и не следует ставить вопросы, ответы на которые очевидны. 3. Конспекты занятий по физике с применением метода проектов Приведу пример кейса проекта по теме «Тепловые двигатели». Общая характеристика проекта Тема занятия: исследование достоинств и недостатков различных  типов  тепловых двигателей: КПД, экономичности, мощности, надежности в эксплуатации,  ресурса двигателя, шумности. Цели занятия: 1. Вовлечь учащихся в коллективную работу по выполнению  проекта.  2. Развивать творческую активность учащихся. 3. Совершенствовать умение работать с дополнительной литературой,  систематизировать полученные знания, анализировать их, делать выводы. 4. Составить технический паспорт двигателя. Методы: беседа в диалоговой форме; ролевая игра «Конструкторское бюро. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая (по 4­5 человек).  Информационные   ресурсы:   ПК   с   выходом   в   Интернет,   Интернет­ресурсы, электронные   энциклопедии,  Intel  «Обучение   для   будущего»,   литературные   источники, программа Microsoft PowerPoint, мультимедиа, экран. Место проведения: компьютерный класс. Продукт проекта: технический паспорт двигателя. Технология проведения занятия Организационная часть. Проверка готовности  группы к занятию. Определение объектов проектирования. Учащиеся называют виды и типы  тепловых двигателей, какие характеристики двигателей им известны, рассказывают где  видели или встречали тепловые двигатели. Обсуждается процесс создания технического  паспорта двигателя. Инициируется коллективный выбор вида теплового двигателя для  проектировочной деятельности учащихся. Определение состава групп («конструкторских бюро»). Учебная группа  разбивается на 4 микро­группы «конструкторские бюро». В состав «конструкторского  бюро» входят: руководитель проекта, инженер –конструктор, 2­3 инженера­  исследователя.  Далее группы переходят к работе по составлению технического паспорта теплового  двигателя, в который входит:  1.История создания. 2. Виды изучаемого двигателя.  3. Назначение (где используется).  4. Основные характеристики: экономичность  вид топлива    КПД    мощность     шумность.  надежность в эксплуатации ресурс двигателя 5. Преимущества. 6.Недостатки. 7. Какое загрязнение наносят окружающей среде. 8. Перспективы развития Приложение к паспорту: схема теплового двигателя. Подведение итогов занятия. Заслушиваются отчеты руководителей проекта о  результатах выполненной работы (если же работа не закончена, то ее выполнение задается  на дом). Преподаватель оценивает работу всех учащихся, их личный вклад в решение  поставленной перед группой задачи. Особое внимание обращается на заинтересованность  всех членов группы в получении хороших результатов, на психологический микроклимат  внутри группы. Критерии оценивания проектов: 1. Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта. 2. Умение выделять проблему.  3. Умение формулировать цель, задачи. 4. Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. 5. Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью. 6. Умение находить требуемую информацию в различных источниках. 7. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью. 8. Умение отвечать на вопросы по проекту. 9. Оформление паспорта проекта.

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"

Из опыты работы "Организация проектной деятельности при изучении физики"
Скачать файл