Изложение: " Связанные корни"
Оценка 5

Изложение: " Связанные корни"

Оценка 5
docx
19.02.2021
Изложение: " Связанные корни"
Контрольная работ4.docx

 

Контрольная работа № 4.

Изложение «Связанные корни».

 

Подробное изложение с творческим заданием, связанным с преобразованием структуры научного рассуждения.

Цель работы: 1) проверить, в какой мере учащиеся овладели стилем научного рассуждения; 2) научить активно пользоваться знаниями о строении типа речи – рассуждение.

 

Корень – это главная, обязательная часть слова (тезис). Именно корень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и дом-ик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень – само действие (пример).

Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмём глаголы обуть и разуть. В них чётко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределённой формы –ть. Где же корень? Корень –у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод).

                                                                                                                   (105 слов)         (по Е. Земской)

 

Краткая характеристика текста.

1.Стиль речи научный: говорится об отвлечённых, лингвистических понятиях; функция речи – сообщение научной информации, научных знаний; адресован текст всем интересующимся вопросами науки о языке.

2.Языковые средства, типичные для научного стиля: обобщённо-отвлечённая лексика, научные термины, преобладание имён существительных (значение, показатель, вычленение; корень, суффикс, приставка, глагол, неопределённая форма; выражает, обозначает, выделяется, употребляются, называют). Все глаголы употреблены в форме настоящего времени со значением постоянного «вневременного» действия, в форме 3-го лица единственного или множественного числа (см. примеры выше) или в форме 1-го лица множественного числа (сравним, возьмём), при этом лицо не называется, так как мыслится обобщённо. Основным средством связи между предложениями является повтор местоимения (слово корень, например, употреблено в тексте 9 раз).

3.Тип речи – рассуждение. Точнее – здесь два рассуждения-доказательства. Первое рассуждение имеет дедуктивную форму: доказательство строится от общего к частному; после тезиса сначала приводится аргумент, затем – пример (см. текст изложения, где эти части обозначены). Второе рассуждение имеет индуктивную форму: доказательство строится от частного (примера) к общему (вывод).

Творческое задание состоит в том, чтобы преобразовать второе рассуждение по типу первого, т.е. построить его по такой схеме: тезис      аргумент      пример. Для этого следует несколько изменить форму последнего предложения и, как уже говорилось, поменять его место, поставить сразу после тезиса (например: Но так бывает не всегда. В русском языке есть корни, которые …; их называют …).


 

Контрольная работа № 4. Изложение «Связанные корни»

Контрольная работа № 4. Изложение «Связанные корни»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2021