Технологическая карта урока русского языка, проведённого в 3 «В» классе МБОУ СОШ № 2 г. Константиновска
студенткой учебной группы 2-В,
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Яхшиевой Эльмиры Ахмедовны
Дата: 21.04.2022г
Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
Цель урока:познакомить с изменением глаголов прошедшего времени по родам.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам; продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
Развивающие: развивать мышление, память, монологическую речь, воображение; развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного; совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; воспитывать внимание, усидчивость; приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
предметные:
- находить суффикс - л -, определять число и род у глаголов прошедшего времени
личностные:
· проявляет учебно -познавательный интерес к учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Метапредметные УУД:
регулятивные
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
познавательные
· использует знако - символические средства при выделении суффикса;
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
· слушает и понимает речь других;
· учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
1. Приветствие (сл.1) -Здравствуйте ребята! Тихо, но быстро садитесь. 2. Знакомство -Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Эльмира Ахмедовна. 3. Эмоциональный настрой -Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. 4. Проверка к готовности к уроку -Посмотрите, у вас на столах должны лежать карточки, пенал, тетради, учебники. Если у кого-то чего-то нет поднимите руку, отлично. |
Приветствуют учителя
Настраиваются на урок
Проверяют готовность к уроку |
П:проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школ; Л:Умение организовать своё рабочее место. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний |
- С какой частью речи мы работали на последних уроках, нам помогут вспомнить вот эти строки? (сл.2) Интересная часть
речи, Вышивает, или
пашет, - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. 1. Блиц –опрос: (сл.3) 1.Глагол – это……. 2.Глаголы изменяются по……. В настоящем времени обозначает действие которое … В прошедшем времени обозначает действие которое … В будущем времени обозначает действие которое … - Вот сколько много вы уже знаете о глаголе. 2. Минутка чистописание(сл.4) -А сейчас сядьте правильно, откройте тетради, положите их под наклоном, возьмите в руки ручки, напишите, отступая от предыдущей работы две строчки вниз, и напишите число и классная работа. Сегодня двадцать первое апреля Классная работа - Ниже классной работы у вас прописаны буквосочетания (буквы) и предложение, пропишите их, красиво и аккуратно. Если пословица - прочитайте пословицу в тетради. Как вы понимаете её? Что значит_________? -Отлично. А теперь ниже пословицы запишите её, точно так же, стараясь при письме. 3. Словарная работа (сл.4) -Сейчас мы продолжим работать, а именно вспомним, как пишутся некоторые слова. -Ниже пословицы с красной строки. С заглавной буквы запишите слово «Словарь» - Как у меня на доске. Не забудьте с красной строки. - На слайде будет появляться слово с пропущенной орфограммой. Ваша задача - правильно записать данное слово, подчеркнуть орфограмму и поставить в слове ударение. -Словарь: ал..бо́м, с..ре́нь, чу́..ство, р..би́на, к..рто́фель, кр..ва́ть, ог..ро́д. -Первое слово, какая буква тут пропущена? На какую букву падает ударение? -Верно, запишите после слово «Словарь» первое слово «альбом», поставив пропущенную букву, подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «альбом» поставьте запятую. -Второе слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение? -Верно, запишите слово «сирень», после слово «альбом» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «сирень» поставьте запятую. -Третье слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение? -Верно, запишите слово «чувство», после слово «сирень» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «чувство» поставьте запятую. -Четвёртое слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение? -Верно, запишите слово «рябина», после слово «чувство» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «чувство» поставьте запятую. -Пятое слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение? -Верно, запишите слово «картофель», после слово «рябина» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «картофель» поставьте запятую. -Шестое слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение? -Верно, запишите слово «кровать», после слово «картофель» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «кровать» поставьте запятую. -Седьмое слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение? -Верно, запишите слово «огород», после слово «кровать» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «огород» поставьте точку. -Отлично поработали, вспомнили написание слов. |
Глагол
Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?» и «что сделает?» Изменяется по лицам и числам Происходит сейчас, в то самое время, когда о нем говорят Происходило до того момента,как о нем стали говорить Произойдёт после того как о нем скажут
-
пропущен мягкий знак -ударение падает на букву «о»
Пропущена буква «и»; ударение падает на букву «е»
Пропущена буква «в»; ударение падает на букву «у»
Пропущена буква «я»; ударение падает на букву «и»
Пропущена буква «а»; ударение падает на букву «о»
Пропущена буква «о»; ударение падает на букву «а»
Пропущена буква «о»; ударение падает на букву «о» |
К - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.. Р - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; П - определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; К - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала |
1. Сообщение темы и цели урока 9(сл.5) - А чему будет дальше посвящён наш урок подскажет стихотворение: Зима недаром злится, Прошла её пора Весна в окно стучится И гонит со двора. -Прочитай выразительно. Назови глаголы. -Какой глагол лишний? Определите у каждого глагола время. Так какой же глагол лишний и почему? - Правильно. - Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке? - Да, мы будем работать с глаголами прошедшего времени. - А чем ещё? Посмотрите на доску. На доске сочетания слов: (сл.6) Ветер прилетел Метель прилетел Облако прилетел Птицы прилетел. -Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием? -Чего не хватает? Что неправильно? - С чем познакомимся ещё на уроке? -Для чего нам это нужно знать? -Кто может мне сказать тему нашего урока? Кто догадался? -Верно, тема нашего урока «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» -Какую цель вы можете поставить перед собой?( уметь находить глаголы прошедшего времени, и выделять их род.)(сл.7) 2. Работа по учебнику (сл.8) -А теперь откройте учебники на с.121, и найдите упражнение 215, работать будем устно. - Перед вами строчки. Они разбиты на две группы по три строчки. - Работаем сначала с верхней группой строк. - Прочитайте полностью первую строчку. -Какое лексическое значение у глаголов: блестел, сиял, сверкал? Что они обозначает? (блестел - ярко светиться, отличаться, выделяться яркостью, свежестью красок; сиял - солнце, свет, телевизор; сверкает - молния, огонь, чувство, гнев, радость) - Скажите, но это не одни и те же слова. Определите всё же , чем различаются их значения? (они отличаются, значением, приставкой и окончанием) -Определите время, число, род глаголов в первой строчке. -Итак, какое у этих слов время? Когда происходит действие? - Хорошо. А теперь число. - Сколько лиц выполняют действие? Один или много? - Определим род. Подставьте: кто блестел, сиял, сверкал. - Правильно, он мой, значит мужской род. - Какое окончание в мужском роде? -Определим род. Подставьте: блестела, сияла, сверкала. -Правильно, она моя, значит женский род. -Какое окончание в женском роде? -Определим род. Подставьте: блестело, сияло, сверкало. -Правильно, оно моё, значит средний род. -Какое окончание в среднем роде? Теперь прочитаем вторую группу слов. -Какое лексическое значение у глаголов: блеснул, засеял, сверкнул? Что они означают? - Определим род. Подставьте: кто блеснул, засеял, сверкнул. - Правильно, он мой, значит мужской род. - Какое окончание в мужском роде? -Определим род. Подставьте: блеснула, засияла, сверкнула. -Правильно, она моя, значит женский род. -Какое окончание в женском роде? -Определим род. Подставьте: блеснуло, засияло, сверкнуло. -Правильно, оно моё, значит средний род. -Какое окончание в среднем роде? -Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? (окончание) -Верно, молодец. -А теперь переверните страницу, и найдите правило, посмотрите и прочитайте его ( читает 1 ученик) -Что изменяется в словах? Хоровое чтение: во множественном числе род НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ.(сл.9) 3. Работа с учебником на с.122 № 216(сл.10)
-Найдите упражнение №216, и прочитайте про себя. - Что необходимо сделать в упражнении? -Запишите отступая от словарной работы, по середине слово «Упражнение», с большой буквой. И номер 216. Посмотрите, в упражнении нам вначале показан образец выполнения. - Сначала написано слово в неопределённой форме. - Дальше необходимо поставить тире и записать три формы глагола. Как вы думаете, почему три? Посмотрите на образец. - Итак, начинаем выполнять упражнение со слова «упасть». Записываем с красной строки с заглавной буквы слово упасть и ставим тире. Образуем глагол в прошедшем времени м.р.Он что сделал?Она что сделала? - Выделяем окончания,показатель прошедшего времени - суффикс -л и подписываем род. - Комментируй у доски. Следим за посадкой. (работа у доски по 1 человеку) -К доске пойдёт запишет первое слово.... |
Все глаголы в форме настоящего времени, а глагол прошла в форме прошедшего времени. О глаголах прошедшего времени.
-Окончаний. С изменением окончаний у глаголов прошедшего времени Чтобы их правильно писать
Несколько Мж.р Нулевое окончание Жн.р Окончание «А» Ср.р Окончание «О»
Мж.р Нулевое окончание Жн.р Окончание «А» Ср.р Окончание «О»
Окончание |
Л:Формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни П:оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников ); соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
Остров «ДЕНЬ-НОЧЬ» (сл.11) Условие игры: Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем. Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает. |
Выполняют движение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Закрепление изученного материала |
1. Работа в ПАРАХ(сл.12) -А теперь будем работать в парах. Давайте вспомним правила работы: работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант. И главное - работаем тихо. Заполни таблицу. Выдели окончания глаголов прошедшего времени . Сделай вывод
Проверка - Скажите, а почему в последней колонке не указан род? ПРАВИЛО ХОРОМ (сл.10) Вывод: В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам. М.р 0 окончание Ж.р.-а С.р.-о Множ. ч. –и -А теперь возьмите карточки под №2, подпишите свои фамилии в правом верхнем углу, вам необходимо выполнить задание, и сдать эти карточки мне, я проверю и поставлю оценки, и на следующий урок учительница, вам скажет ваши оценки. Работаем тихо. 2. Найдите глаголы прошедшего времени. Обозначьте число и род глаголов и окончание.(сл.14) 1 Вариант 1)Я прочитал книгу. 2) Девочка купила куклу. 3) Мама шила платье. 4) Моя сестра собирала пазлы. 5) Дети гуляли на улице. 2 Вариант 6) Художник рисовал картину. 7) Они спели гимн вместе. 8) Солнце спряталось за горизонт. 9) Бабушка собралась в театр. 10) Мария пригласила нас на праздник осени. -А теперь проверим. В результате наблюдений за глаголами формы прошедшего времени, мы делаем вывод, что глаголы изменяются по родам в единственном числе: (сл.15) Глаголы М.р отвечают на вопрос …. имеют ….. окончание Глаголы Ж.р. отвечают на вопрос ….. имеют окончание… Глаголы С.р. отвечают на вопрос ….. имеют окончание - Подтвердим, наш вывод. |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Итог урока |
1. Подведение итогов -Наш урок подходит к концу. -Скажите с какой новой темой мы с вами познакомились? - Какие окончания имеет глагол прошедшего времени в мж.р? жн.р? ср.р? - Какой суффикс всегда является показателем прошедшего времени глагола? (-л) - Какое правило вы сегодня запомнили? - Сегодня я могу поставить оценку, на уроке....... 2. Домашнее задание (сл.16) -Откройте дневники и запишите домашнее задание. Ваше домашнее задание на с.122 упражнения 217(письменно) 3. Рефлексия (сл.17) Закончите предложения: На уроке я ... Сегодня на уроке я.... Сегодня я узнал(а)... У меня получилось.... Я научился.... |
Отвечают на вопросы Изменение глаголов прошедшего времени по родам Мж.р - нулевое; жн.р - «а»; ср.р - «о» - суффикс -Л
|
Р: оценка – выделение того, что усвоено и что необходимо усвоить.
|
Учитель______________Маркова С.В
Методист_________Ведунова Е.С
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.