Изменение глаголов в прошедшем времени
Оценка 4.9

Изменение глаголов в прошедшем времени

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
27.01.2024
Изменение глаголов в прошедшем времени
Конспект урока по русскому языку для 3го класса на тему: "Изменение глаголов в прошедшем времени"
Яхшиева 3 В Измениние глаголов прошедшего времени по родам.docx

Технологическая карта урока русского языка, проведённого  в  3 «В» классе МБОУ СОШ № 2 г. Константиновска

студенткой  учебной группы 2-В,

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Яхшиевой Эльмиры Ахмедовны

Дата: 21.04.2022г

Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

Цель урока:познакомить с изменением глаголов прошедшего времени по родам.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам; продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие: развивать мышление, память, монологическую речь, воображение; развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного; совершенствовать орфографические навыки.

Воспитательные: воспитывать  любовь к родному языку; воспитывать внимание, усидчивость; приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

предметные:

- находить суффикс - л -, определять число и род  у глаголов прошедшего времени

 личностные:

·        проявляет учебно -познавательный интерес к учебному материалу

·        понимает причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные УУД:

регулятивные

·          определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·         учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

познавательные

·        использует знако - символические средства при выделении суффикса;

·        делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·        составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

·        слушает и понимает речь других;

·        учится работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.         Организационный момент

1.        Приветствие (сл.1)

-Здравствуйте ребята! Тихо, но быстро садитесь.

2.        Знакомство

-Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Эльмира Ахмедовна.

3.        Эмоциональный настрой

-Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

4.        Проверка к готовности к уроку

-Посмотрите, у вас на столах должны лежать карточки, пенал, тетради, учебники. Если у кого-то чего-то нет поднимите руку, отлично.

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

Настраиваются на урок

 

 

 

Проверяют готовность к уроку

П:проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школ;

Л:Умение организовать своё рабочее место.

II.      Актуализация знаний

- С какой частью речи мы работали на последних уроках, нам помогут вспомнить вот эти строки? (сл.2)

Интересная часть речи,
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

1. Блиц –опрос: (сл.3)

1.Глагол – это…….

2.Глаголы изменяются по…….

В  настоящем времени обозначает действие которое …

В прошедшем времени обозначает действие которое …

В будущем времени обозначает действие которое …

- Вот сколько много вы уже знаете о глаголе.

2. Минутка чистописание(сл.4)

-А сейчас сядьте правильно, откройте тетради, положите их под наклоном, возьмите в руки ручки, напишите, отступая от  предыдущей работы две строчки вниз, и напишите  число и классная работа. Сегодня двадцать первое апреля Классная работа

- Ниже классной работы у вас прописаны буквосочетания (буквы) и предложение, пропишите их, красиво и аккуратно.

Если пословица - прочитайте пословицу в тетради. Как вы понимаете её? Что значит_________?

-Отлично. А теперь ниже пословицы запишите её, точно так же, стараясь при письме.

3. Словарная работа (сл.4)

-Сейчас мы продолжим работать, а именно вспомним, как пишутся некоторые слова.

-Ниже пословицы с красной строки. С заглавной буквы запишите слово «Словарь» - Как у меня на доске. Не забудьте с красной строки.

- На слайде будет появляться слово с пропущенной орфограммой. Ваша задача - правильно записать данное слово, подчеркнуть орфограмму и поставить в слове ударение.

-Словарь: ал..бо́м, с..ре́нь, чу́..ство, р..би́на, к..рто́фель, кр..ва́ть, ог..ро́д.

-Первое слово, какая буква тут пропущена? На какую букву падает ударение?

-Верно, запишите после слово «Словарь» первое слово «альбом», поставив пропущенную букву, подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «альбом» поставьте запятую.

-Второе слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву  падает ударение?

-Верно, запишите слово «сирень», после слово «альбом» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «сирень» поставьте запятую.

-Третье слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение?

-Верно, запишите слово «чувство», после слово «сирень» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «чувство» поставьте запятую.

-Четвёртое  слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение?

-Верно, запишите слово «рябина», после слово «чувство» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «чувство» поставьте запятую.

-Пятое  слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение?

-Верно, запишите слово «картофель», после слово «рябина» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «картофель» поставьте запятую.

-Шестое  слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение?

-Верно, запишите слово «кровать», после слово «картофель» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «кровать» поставьте запятую.

-Седьмое  слово, какая буква тут пропущена? А на какую букву падает ударение?

-Верно, запишите слово «огород», после слово «кровать» поставив пропущенную букву. Подчеркните букву и поставьте ударение. После слово «огород» поставьте точку.

-Отлично поработали, вспомнили написание слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол

 

Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?» и «что сделает?»

Изменяется по лицам и числам

Происходит сейчас, в то самое время, когда о нем говорят

Происходило до того момента,как о нем стали говорить

Произойдёт после того как о нем скажут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

пропущен мягкий знак

-ударение падает на букву «о»

 

 

Пропущена буква «и»; ударение падает на букву «е»

 

Пропущена буква «в»; ударение падает на букву «у»

 

Пропущена буква «я»; ударение падает на букву «и»

 

Пропущена буква «а»; ударение падает на букву «о»

 

Пропущена буква «о»; ударение падает на букву «а»

 

Пропущена буква «о»; ударение падает на букву «о»

К - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои

мысли в устной и письменной речи с учетом своих

учебных и

жизненных речевых ситуаций..

Р - Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

П - определять умения, которые будут сформированы на

основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

 К - Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Оформлять свои

мысли в устной и письменной речи с учетом своих

учебных и

жизненных речевых ситуаций

III.   Изучение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока 9(сл.5)

- А чему будет дальше посвящён наш урок подскажет стихотворение:

Зима недаром злится, 

Прошла её пора

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

-Прочитай выразительно. Назови глаголы.

-Какой глагол лишний? Определите у каждого глагола время. Так какой же глагол лишний и почему?

- Правильно.

- Значит, о глаголах какого времени будем говорить, сегодня на уроке?

- Да, мы будем работать с глаголами прошедшего времени.

- А чем ещё? Посмотрите на доску.

На доске сочетания слов: (сл.6)

Ветер прилетел

Метель прилетел

Облако прилетел

Птицы прилетел.

 -Прочитайте. Согласны ли вы с таким написанием?

-Чего не хватает? Что неправильно?

- С чем познакомимся  ещё на уроке?

-Для чего нам это нужно знать?

-Кто может мне сказать тему нашего урока? Кто догадался?

-Верно, тема нашего урока «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

-Какую цель вы можете поставить перед собой?(  уметь находить глаголы прошедшего времени, и выделять их род.)(сл.7)

2. Работа по учебнику (сл.8)

-А теперь откройте учебники на с.121, и найдите упражнение 215, работать будем устно.

- Перед вами  строчки. Они разбиты на две группы по три строчки.

 - Работаем сначала с верхней группой строк.

- Прочитайте полностью первую строчку.

-Какое лексическое значение у глаголов: блестел,  сиял,  сверкал? Что они обозначает? (блестел - ярко светиться, отличаться, выделяться яркостью, свежестью красок; сиял - солнце, свет, телевизор; сверкает - молния, огонь, чувство, гнев, радость)

- Скажите, но это не одни и те же слова. Определите всё же , чем различаются их значения? (они отличаются, значением, приставкой и окончанием)

-Определите время, число, род глаголов в первой строчке.

-Итак, какое у этих слов время? Когда происходит действие?

- Хорошо. А теперь число.

- Сколько лиц выполняют действие? Один или много?

- Определим род. Подставьте: кто блестел, сиял, сверкал.

- Правильно, он мой, значит мужской род.

- Какое окончание в мужском роде?

-Определим род. Подставьте: блестела, сияла, сверкала.

-Правильно, она моя, значит женский род.

-Какое окончание в женском роде?

-Определим род. Подставьте: блестело, сияло, сверкало.

-Правильно, оно моё, значит средний род.

-Какое окончание в среднем роде?

Теперь прочитаем вторую группу слов.

-Какое лексическое значение у глаголов:  блеснул,  засеял,  сверкнул? Что они означают?

- Определим род. Подставьте: кто блеснул, засеял, сверкнул.

- Правильно, он мой, значит мужской род.

- Какое окончание в мужском роде?

-Определим род. Подставьте: блеснула, засияла, сверкнула.

-Правильно, она моя, значит женский род.

-Какое окончание в женском роде?

-Определим род. Подставьте: блеснуло, засияло, сверкнуло.

-Правильно, оно моё, значит средний род.

-Какое окончание в среднем роде?

-Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? (окончание)

-Верно, молодец.

-А теперь переверните страницу, и найдите правило, посмотрите и прочитайте его ( читает 1 ученик)

-Что изменяется в словах?

Хоровое чтение: во множественном числе род НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ.(сл.9)

3. Работа с учебником на с.122 № 216(сл.10)

216

-Найдите упражнение №216, и прочитайте про себя.

- Что необходимо сделать в упражнении?

-Запишите отступая от словарной работы, по середине слово «Упражнение», с большой буквой. И номер 216.

Посмотрите, в упражнении нам вначале показан образец выполнения.

- Сначала написано слово в неопределённой форме.

- Дальше необходимо поставить тире и записать три формы глагола.

Как вы думаете, почему три? Посмотрите на образец.

- Итак, начинаем выполнять упражнение со слова «упасть».

Записываем с красной строки с заглавной буквы слово упасть и ставим тире. Образуем глагол в прошедшем времени м.р.Он что сделал?Она что сделала?

- Выделяем окончания,показатель прошедшего времени - суффикс -л и подписываем род.

- Комментируй у доски. Следим за посадкой. (работа у доски по 1 человеку)

-К доске пойдёт запишет первое слово....

 

 

 

 

Все глаголы в форме настоящего времени, а глагол прошла    в форме прошедшего времени.

О  глаголах прошедшего времени.

 

 

 

 

 

 

-Окончаний.

С изменением окончаний у  глаголов прошедшего времени

Чтобы их правильно писать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несколько

Мж.р

Нулевое окончание

Жн.р

Окончание «А»

Ср.р

Окончание «О»

 

 

 

 

 

 

Мж.р

Нулевое окончание

Жн.р

Окончание «А»

Ср.р

Окончание «О»

 

 

 

Окончание

Л:Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни

П:оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников ); соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы

Физминутка

Остров «ДЕНЬ-НОЧЬ» (сл.11)

Условие игры:

Я читаю глаголы. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - хлопаете в ладоши, а остальные топаем.

Читает, веселится,  рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает.

Выполняют движение

 

IV.   Закрепление изученного материала

1. Работа в ПАРАХ(сл.12)

-А теперь будем работать в парах. Давайте вспомним правила работы:

работаем дружно, сообща, доказываем друг другу своё суждение, находим правильный вариант. И главное -  работаем тихо.

Заполни таблицу. Выдели окончания глаголов прошедшего времени .

Сделай вывод

глагол

М.р. ед.ч., прош.вр.

Ж.р.ед. ч., прош.вр.

С.р. ед. ч., прош.вр.

Мн.ч. прош.вр.

Ходить

Ходил£

Ходил а

Ходил о

Ходил и

пасти

 

 

 

 

грызть

 

 

 

 

дружить

 

 

 

 

нести

 

 

 

 

течь

 

 

 

 

везти

 

 

 

 

увлечь

 

 

 

 

 

Проверка

- Скажите, а почему в последней колонке не указан род?

ПРАВИЛО ХОРОМ (сл.10)

Вывод: В результате наблюдений за  глаголами формы прошедшего времени, я делаю вывод, что глаголы изменяются по родам.

М.р 0 окончание

Ж.р.-а

С.р.-о

Множ. ч. –и

-А теперь возьмите карточки под №2, подпишите свои фамилии в правом верхнем углу, вам необходимо выполнить задание, и сдать эти карточки мне, я проверю и поставлю оценки, и на следующий урок учительница, вам скажет ваши оценки. Работаем тихо.

2. Найдите глаголы прошедшего времени. Обозначьте число и род глаголов и окончание.(сл.14)

1 Вариант

1)Я прочитал книгу.

2) Девочка купила куклу.

3) Мама шила платье.

4) Моя сестра собирала пазлы.

5) Дети гуляли на улице.

2 Вариант

6) Художник рисовал картину.

7) Они спели гимн вместе.

8) Солнце спряталось за горизонт.

9) Бабушка собралась в театр.

10) Мария пригласила нас на праздник осени.

-А теперь проверим.

 В результате наблюдений за  глаголами формы прошедшего времени, мы делаем вывод, что глаголы изменяются по родам в единственном числе: (сл.15)

Глаголы  М.р     отвечают на вопрос ….  имеют …..   окончание

Глаголы  Ж.р.    отвечают на вопрос …..  имеют   окончание…

Глаголы  С.р.  отвечают на вопрос …..  имеют   окончание

- Подтвердим, наш вывод.

 

 

V.      Итог урока

1.        Подведение итогов

-Наш урок подходит  к концу.

-Скажите с какой новой темой мы с вами познакомились?

- Какие окончания имеет глагол прошедшего времени в мж.р? жн.р? ср.р?

- Какой суффикс всегда является показателем прошедшего времени глагола? (-л)

- Какое правило вы сегодня запомнили?

- Сегодня я могу поставить оценку, на уроке.......

2.        Домашнее задание (сл.16)

-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Ваше домашнее задание на с.122 упражнения 217(письменно)

3.        Рефлексия (сл.17)

 Закончите предложения:

На уроке я ...

Сегодня на уроке я....

Сегодня я узнал(а)...

У меня получилось....

Я научился....

Отвечают на вопросы

Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Мж.р - нулевое; жн.р - «а»; ср.р - «о»

- суффикс -Л

 

Р: оценка – выделение того, что усвоено и что необходимо усвоить.

 

 

Учитель______________Маркова С.В

Методист_________Ведунова Е.С


 

Технологическая карта урока русского языка, проведённого в 3 «В» классе

Технологическая карта урока русского языка, проведённого в 3 «В» классе

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Сегодня два д цат ь п е рв ое а преля

Сегодня два д цат ь п е рв ое а преля

Подчеркните букву и поставьте ударение

Подчеркните букву и поставьте ударение

Кто может мне сказать тему нашего урока?

Кто может мне сказать тему нашего урока?

Определим род. Подставьте: кто блеснул, засеял, сверкнул

Определим род. Подставьте: кто блеснул, засеял, сверкнул

Записываем с красной строки с заглавной буквы слово упасть и ставим тире

Записываем с красной строки с заглавной буквы слово упасть и ставим тире

М.р 0 окончание Ж.р.-а С.р

М.р 0 окончание Ж.р.-а С.р

I. Закрепление изученного материала 1

I. Закрепление изученного материала 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2024