Измерение длины.Конспект занятия по ФЭМП
Оценка 4.6

Измерение длины.Конспект занятия по ФЭМП

Оценка 4.6
doc
31.03.2024
Измерение длины.Конспект занятия по ФЭМП
Методика ознакомления дошкольников.doc

Тема: «Измерение длины».

Цель: Познакомить с элементарными способами измерения.

Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с элементарными способами измерения, сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.

-Учить измерять меркой.

Развивающие:

- Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к математике.

- Развивать навыки сотрудничества.

Рассказать о понятии длины: Длина – это протяженность предмета в том направлении, в котором две крайние точки линии, плоскости, тела находятся на наибольшем расстоянии друг от друга.

Рассказать, что длина, ширина и высота являются свойством протяженности. Их можно сравнивать как на глаз, так и с помощью совмещения предметов (наложения) или приложения.
Измерение – это сравнение данной величины с другой величиной этого
же рода принятой за единицу.
Измерение может быть как непосредственным,
когда сопоставляют измеряемую величину и единицу измерения, так и более
или менее опосредованным. Измерение включает в себя две логические операции: разделение и замещение.

Рассказать детям, как в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

Предложить измерить длину лент для этого зовем самого высокого мальчика и самую низкую девочку.

Положить на пол две одинаковые по длине полосы.

провести эксперимент.

(1) идет по одной полосе, (2) по другой полосе. Один ряд считает сколько шагов сделал ребенок (1), а другой ряд будет считать, сколько шагов прошел (2). Спросить сколько шагов получилось у ребенка (1) и у ребенка (2) Дать детям подумать почему, полоски одной длины, а количество шагов разное.

Так как рост у каждого человека свой и меры соответственно свои, то стало понятно, как неудобна была такая система мер

Познакомить детей с условной меркой

допустим меркой будет служить красная картонная полоска. Посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки.

Показать, как правильно нужно измерять линейные величины:

начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладывать до тех пор, пока не будет измерена вся длина. Необходимо указать что при нарушении правил измерения приводит к ошибочному результату.

Провести с детьми физкультминутку

«Буратино»

 Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Провести НОД:

1)Зрительное восприятие величины

Какая лента длинная, а какая короткая? (Красная лента длинная, а синяя – короткая).

2)Обследование: движение правой руки: длину -  слева направо;

 3)Сравнение

-Какая лента длиннее, а какая короче?

-Красная длиннее, а синяя короче. Давайте проверим – сначала выполнить наложение, затем приложение (совмещать левые стороны).

Провести НОД:

Раздаем детям условную мерку и книги разной величины.

Показываем детям как с помощью условной мерки можно измерить книги. Измерит их и узнать какая книга больше, а какая меньше.

Предлагаем наложить книги друг на друга тем самым проверить правильность наших измерений.

Ознакомление с метром и сантиметром:

 продемонстрировать их модели. Выяснить, чем удобней измерять метром или сантиметром величину тех или иных предметов.

Познакомить с измерительными приборами

Для измерения очень длинных предметов используется такая мерка как- метр.

с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой – например: окружность головы, объем талии или дерева

При ознакомлении с измерением с помощью линейки главное – научить детей правильно прикладывать линейку к отрезку и замечать, что показывают нанесённые на ней цифры.

Наиболее распространённые ошибки детей при измерении линейкой

1.            Начинают измерение не от нуля, а от конца линейки или от единицы.

2.            Накладывают линейку не плотно, в процессе измерения она смещается, что приводит к неточности результата.

3.            Вместо термина сантиметр употребляют слово «мерка».

Подводя итог можно сказать, что во время измерения у дошкольников формируется

Опыт дифференцированной оценки длины, ширины, высоты, размера предмета в целом.

Развивается умение координировать движение руки и глаз, которое является, непременным условием точности при выполнении измерений.

Происходит становление определённого уровня развития счётных умений и количественных представлений.

Развивается способность к обобщению, являющаяся важным фактором осмысления сущности измерения,

Развивается умение давать словесные отчёты об измерении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический этап.

 

Сравнение предметов по длине, высоте.Воспитатель: Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины. Какая полоска длиннее? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) Что значит длиннее? (это значит больше по длине.) - Что значит короче? (это значит меньше по длине.) – Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.

 

- Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом. - Когда предмет больше по длине, и по высоте, и по ширине, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине, ширине, высоте, - что он меньше.

 

 

Воспитатель: Давайте вместе измерим длину ленты. (измеряем локтем, пядью). Почему получились разные результаты?

 

Дети: У всех разная длина локтя, ладошки.

 

 

Воспитатель: Как узнать, которая дорожка короче? (ответы детей).

 

Сравните дорожки между домиками.

 

Сначала «на глаз», затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)

 

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы. (Ответы детей).

 

Гимнастика для глаз.

 

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

 

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

 

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

 

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

 

Рефлексивно - оценочный этап.Воспитатель: Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой? Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки? (Ответы детей). Буратино пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии? (ответы детей)


Тема: «Измерение длины». Цель:

Тема: «Измерение длины». Цель:

А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног

А ведь это и есть измерение. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног

Зрительное восприятие величины

Зрительное восприятие величины

Происходит становление определённого уровня развития счётных умений и количественных представлений

Происходит становление определённого уровня развития счётных умений и количественных представлений

Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы

Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы

Рефлексивно - оценочный этап.Воспитатель:

Рефлексивно - оценочный этап.Воспитатель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2024