Крылова Елена Викторовна,
учитель химии, биологии, географии,
МОУ "СОШ с. Кокшайск",
с. Кокшайск, Республика Марий Эл
ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся младших классов
Цель: Пробудить у учащихся интерес к предмету еще до его изучения, обозначив хотя бы приблизительно место химии в цикле естественных наук.
Задачи:
1.Заинтересовать младших школьников чудесной наукой химией и историей её развития.
2.Обратить их внимание на то, что многие изменения, протекающие с веществами вокруг нас, на самом деле - химические процессы.
3. Развивать у старшеклассников умение самостоятельно проводить опыты, соблюдая правила техники безопасности.
4. Развивать внимательность, умение наблюдать, делать выводы.
Форма проведения: Беседа с демонстрацией опытов, ролевым фрагментами.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Ребята, в 8 классе вы начнете изучать новый для вас предмет — химию, науку о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас, состоят из химических элементов, их сейчас насчитывается 110. Соединяясь между собою, они образуют более десяти миллионов различных веществ. Каждое вещество изучено и получило свое название. Вещества могут быть в чем-то сходны друг с другом, но каждое из них чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далекие предки ценили и использовали необычайную твердость минерала кремня для изготовления из него первого оружия и орудий труда. Знать свойства веществ надо и для того, чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать вещества и отличать их друг от друга. С некоторыми веществами вы уже знакомы: железо, алюминий, медь, вода, мел, сахар, кислород, углекислый газ, пластмассы…
Впоследствии выяснилось, что не только вещества на нашей планете, но и вся вселенная, вплоть до самых отдаленных звезд, свет от которых идет к нам миллионы лет, состоит из одних и тех же элементов, тех же самых, которые открывались один за другим на нашей планете.
На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией и историей ее развития.
Старшеклассники оформили стенд по истории химии.
Внимание зрителей обращается к стенду «Из истории химии».
Ролевой фрагмент «чудеса своими руками»
1-й ученик. Ну и жара сегодня. А так хочется пить. У кого бы тут водички попросить?
2-й ученик. Я хотел бы не просто воды, а чтоб сюда газировку принесли.
3-й ученик. А я люблю газировку с сиропом, А то от жары тоже немного нехорошо.
4-й ученик. Тут нигде никакая корова не бегает? Так молочка захотелось!
Выходит пятый ученик, держит в руках большую колбу с жидкостью.
5-й ученик. Что, ребята, вы все пить хотите? Ну ладно. Видите: у меня в руках колба. А в ней плещется волшебная жидкость. Она покажет нам химические чудеса. Пусть каждый возьмет в руки по стакану, и начинаем опыты!
Дети берут со стола стаканы, в которые налиты необходимые вещества, и подставляют их пятому ученику.
5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное молочко. Все получилось ловко, и никаких секретов тут нет.
Дети делают вид, что собираются выпить содержимое стаканов.
5-й ученик. Подождите, ребята, не торопитесь, не пробуйте ни воду, ни газировку, а то как бы чего не случилось. В химии — не предрассудки, тут серьезные запреты.
1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученики (хором). Мы тоже умеем делать чудеса с помощью химии!
Выходит шестой ученик.
6-й ученик. Я сейчас вам еще один фокус покажу — без ничего зажгу пламя. Только вот дрова и вату в спирте намочу, одна капля — готово, огонь горит! (Проделывает все, о чем говорит, дрова загораются).
6-й ученик. Секретов нет, это химическая смесь сделала наш опыт таким динамичным. Она может зажечь что угодно. И называется она — смесь горючая. (Выходит).
Входит седьмой ученик.
7-й ученик. У меня опыт спокойный и мирный. Никакого дыма. (Выполняет опыт с кислотой и фенолфталеином).
Седьмой ученик проделывает следующий опыт — с метилоранжем.
7-й ученик. Если опустить его в щелочь — он пожелтеет, в кислоту — мгновенно покраснеет. А на границе этих двух жидкостей — оранжевый, как апельсин.
Седьмой ученик демонстрирует опыт с бумажкой универсального индикатора.
7-й ученик. Эта желтая бумажка — наш друг. Когда он синий — в пробирке щелочь, когда краснеет как вишня, значит, в пробирку налили кислоту. Цвет остается неизменным — среда нейтральная. Седьмой ученик уходит. Выходит восьмой ученик.
8-й ученик. Берем обычную доску, льем на нее немного воды. Потом берем стакан с талым снегом, ставим его на мокрую доску. (Говорит и одновременно выполняет опыт).
Появляется первый ученик.
1-й ученик. Подсыплем сюда немножко соли. Давай, помешивай, нечего бездельничать, а я буду считать до пяти. (Медленно считает, чтобы стакан успел замерзнуть).
8-й ученик. Примерз стакан химический — процесс...
Первый и восьмой ученики уходят. Выходит девятый ученик.
9-й ученик. Все вода и вода. Надоело! Я сделаю все не так. Я сейчас зажгу на сетке огонь. (Поджигает горку песка, пропитанного спиртом). Я еще не то могу. Если со страху не сбежите, я вам сейчас змей покажу. Сейчас, сейчас, только разбужу их. Надо посильнее прогреть песок. А вы пока послушайте о другом. (Говорит и одновременно показывает опыт). В один прекрасный летний день у меня внезапно заболело горло. И назначили мне полоскать его фурацилином. Я быстро вылечился, а фурацилин еще и остался. Как-то белил я дома, а когда мыл руки от извести, влил в воду немного фурацилина. Да, давно я так не удивлялся. Вода стала красной! Понес я ее в школу. Теперь она заменяет фенолфталеин: в кислоте и воде цвет не меняет, а в щелочах — как будто апельсин. (Возвращается к опыту со змеями). Спирт горит и выделяет большое количество теплоты. Под действием температуры сода разлагается до углекислоты. Она также обугливает сахар — возникает чернота. Углекислота раздувает сахар пузырьками. Вот вам и секрет ползущих змей. (Уходит).
Появляются второй и десятый ученики.
10-й ученик. Быстро улыбнитесь! Веселее!
2-й ученик. Мы готовы приступить к нелегкой работе. Сделаем ваше фото! (Приглашает одного из семиклассников).
10-й ученик. Посмотрите внимательно на этот листик бумаги. Улыбайтесь шире — это обязательно.
2-й ученик. Мы можем очень быстро проявить этот негатив. И поможет нам в этом пульверизатор. (Опрыскивает «снимок» из пульверизатора. Приглашает следующего).
10-й ученик. Снова — чистый лист бумаги. Мы знаем еще один способ. На этот раз нам поможет горячий утюг. (Гладит бумагу и показывает всем «снимок». Приглашает следующего семиклассника).
2-й ученик. Есть еще один способ. Кто желает сфотографироваться? На этот раз мы не будем даже прикасаться к бумаге. (Эту фотографию проявляет под колпаком в атмосфере аммиака).
10-й ученик. Посмотрите. Всем видно? А теперь — наш секрет!
2-й ученик. Нам помог в этом знакомый индикатор. (Показывает первый рисунок). Рисовали кислотой. (Показывает второй рисунок). Газом аммиаком. (Доказывает третий рисунок).
2-й и 10-й ученики. В химии много чудес, и мы умеем их делать. (Уходят).
Выходят третий и четвертый ученики.
3-й ученик. Продолжаем нашу работу. Кто хочет быть пациентом? Можем отрезать руку или ногу. Кто не боится? Нужен больной для лечения. (Приглашает семиклассника).
4-й ученик. Операция без боли, правда, будет много крови.
3-й ученик. При любой операций нужна стерилизация. Ассистент, подайте йод.
4-й ученик. Вот, прошу, господин доктор. (Подает йод).
3-й ученик. Сейчас смажем йодом, чтоб все было стерильно. Пациент, спокойно! Ассистент, нож!
Делает ножом «разрез», течет «кровь».
4-й ученик. Сейчас промокнем кровь бинтом. (Промокает «рану»). Смотрите все! От раны не осталось ни следа!
3-й ученик. Как проводится этот опыт, вы поймете в 9 классе.
Третий и четвертый ученики уходят. Выходит пятый ученик, читает несколько строк о жар-птице из сказки П. Ершова «Конек-горбунок».
5-й ученик. Все знают эту сказку, а сейчас вы увидите пылающее перо жар-птицы. (Поджигает в чашках для выпаривания спирт, содержащий растворенные в нем соли натрия, калия, меди, стронция и др. Потом закрывает чашки плотным листом картона).
Пятый ученик уходит. Появляется одиннадцатый ученик, ставит на стол готовую модель вулкана. Зажигает спиртовку, нагревает стеклянную палочку.
11-й ученик. Город тихо спал. Но на беду проснулся вулкан. Земля как будто треснула, и лава потоками устремилась на город. Пепел и пламя, дым и пожары... Очень скоро города не стало. Вы сейчас увидите этот процесс. Мы разбудим химический вулкан. (Притрагивается нагретой палочкой к модели вулкана, начинается «извержение»). Вулкан загорелся, как огненный спрут.
Появляются все участники вечера.
1-й ученик. К сожалению, наше время истекло.
2-й ученик. Мы не успели показать вам все, что умеем.
3-й ученик. Мы легко гнем стеклянные трубки, сверлим резиновые пробки.
4-й ученик. У нас масса разных чудес.
5-й ученик. Можем медные деньги в серебряные превратить.
6-й ученик. Устроить бурю в стакане.
7-й ученик. Добываем кислород и водород.
8-й ученик. Подрываем гремучий газ.
9-й ученик. Можем сделать черный порох.
10-й ученик. Вы тоже научитесь всему этому, когда пойдете в 8 класс.
11-й ученик. Но для этого нужно учить химию.
Учитель. Вот и закончился наш интересный час. Через несколько лет вы тоже будете уметь все это, если, конечно, захотите.
Интересные тайны хранит кабинет химии, нужно только открыть дверь и войти в него. Так что, ждать мне вас?
Приходите быстрее, я жду вас всех и с радостью встречу.
Опыты для демонстрации
«Горючая смесь»
На большую железную пластинку положить горкой стружку, под нее — смесь 0,3 г перманганата калия и две-три капли серной кислоты. Вату смочить этиловым спиртом и капнуть на приготовленную смесь. Спирт загорается и зажигает стружку.
«Примерзание стакана»
В тонкостенный стакан налить 200 мл воды и поставить на мокрую дощечку. Потом высыпать в стакан 120 г аммиачной селитры и перемешать стеклянной палочкой. Стакан примерзает.
«Фараоновы змеи» В миску, стоящую на кирпиче, насыпать горкой песок, пропитанный спиртом. В песке сделать углубление, в которое положить 1 г пищевой соды и 9 г сахарной пудры. После этого поджечь спирт. Сахар плавится и превращается в карамель. Из углубления выползает темно-серая «змея».
«Изготовление фотографий»
— На листе бумаги сделать любой рисунок фенолфталеином. Высушить. Во время опыта сбрызнуть лист из пульверизатора с гидроксидом натрия.
— На листе бумаги нанести рисунок молоком, высушить. Во время опыта прогладить горячим утюгом.
— На листе бумаги нарисовать изображение кислотой, подсушить. Во время опыта подержать над пламенем спиртовки-.
Во всех случаях рисунки проявляются. .
«Отсечение руки»
Руку «пациента» протереть «йодом» (раствором хлорида железа (III)). Потом провести по руке тупой стороной ножа, который вынуть из «спирта» (раствора роданида калия). На руке появляется след «крови» темно-красного цвета.
«Перо жар-птицы»
В чашке для выпаривания растворить соли натрия, калия, меди, стронция и т. д. Спирт поджечь. Пламя окрашивается в разные цвета.
«Извержение вулкана»
Растереть в чашке 50 г дихромата аммония, высыпать на металлическую пластинку в виде .горки. Палочкой сделать углубление и влить в него 1-2 мл этилового спирта. Нагреть стеклянную палочку и притронуться к спирту. Вырывается фонтан искр и масса зеленого цвета — «пепел», который осыпается на пластинку горкой в форме конуса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.