ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ Внеклассное мероприятие по химии для учащихся младших классов
Оценка 4.8

ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ Внеклассное мероприятие по химии для учащихся младших классов

Оценка 4.8
doc
05.11.2023
ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ Внеклассное мероприятие по химии для учащихся младших классов
Внекл. мероприятие Чудеса своими руками.doc

Крылова Елена Викторовна,

учитель химии, биологии, географии,

МОУ "СОШ с. Кокшайск",

с. Кокшайск, Республика Марий Эл

 

ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся младших классов

 

Цель: Пробу­дить у учащихся интерес к предмету еще до его изучения, обозначив хотя бы приблизительно место химии в цикле естественных наук.

Задачи:

1.Заинтересовать младших школьников чудесной наукой химией и историей её развития.

2.Об­ратить их внимание на то, что многие изменения, протекающие с вещест­вами вокруг нас, на самом деле - химические процессы.

3. Развивать у старшеклассников умение самостоятельно проводить опыты, соблюдая правила техники безопасности.

4. Развивать внимательность, умение наблюдать, делать выводы.

Форма проведения: Беседа с демонстрацией опытов, ролевым фрагментами.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Ребята, в 8 классе вы начнете изучать но­вый для вас предмет — химию, науку о веществах и их превращениях. Все вещества, окружающие нас, состо­ят из химических элементов, их сейчас насчитывается 110. Соединяясь между собою, они образуют более деся­ти миллионов различных веществ. Каждое вещество изучено и получило свое название. Вещества могут быть в чем-то сходны друг с другом, но каждое из них чем-то обязательно отличается от остальных, каждое имеет свои признаки, свои свойства. Знать свойства веществ необходимо, чтобы найти им применение. Так, наши далекие предки ценили и использовали необычайную твердость минерала кремня для изготовления из него первого оружия и орудий труда. Знать свойства ве­ществ надо и для того, чтобы правильно обращаться с ними, чтобы узнавать вещества и отличать их друг от друга. С некоторыми веществами вы уже знакомы: железо, алюминий, медь, вода, мел, сахар, кислород, уг­лекислый газ, пластмассы…

   Впоследствии выяснилось, что не только вещества на нашей планете, но и вся вселенная, вплоть до са­мых отдаленных звезд, свет от которых идет к нам миллионы лет, состоит из одних и тех же элементов, тех же самых, которые открывались один за другим на нашей планете.

   На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и об окружающем нас мире. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией и историей ее развития.

Старшеклассники оформили стенд по истории химии.

   Внимание зрителей обращается к стенду «Из истории химии».

Ролевой фрагмент «чудеса своими руками»

1-й ученик. Ну и жара сегодня. А так хочется пить. У кого бы тут водички попросить?

2-й ученик. Я хотел бы не просто воды, а чтоб сюда газировку принесли.

3-й ученик. А я люблю газировку с сиропом, А то от жары тоже немного нехорошо.

4-й ученик. Тут нигде никакая корова не бегает? Так молочка захотелось!

Выходит пятый ученик, держит в руках большую колбу с жидкостью.

5-й ученик. Что, ребята, вы все пить хотите? Ну ладно. Видите: у меня в руках колба. А в ней плещет­ся волшебная жидкость. Она покажет нам химические чудеса. Пусть каждый возьмет в руки по стакану, и начинаем опыты!

Дети берут со стола стаканы, в которые налиты необходимые вещества, и подставляют их пятому уче­нику.

5-й ученик. Вот вода, вот газировка, вот парное мо­лочко. Все получилось ловко, и никаких секретов тут нет.

Дети делают вид, что собираются выпить содержи­мое стаканов.

5-й ученик. Подождите, ребята, не торопитесь, не пробуйте ни воду, ни газировку, а то как бы чего не случилось. В химии — не предрассудки, тут серьез­ные запреты.

1-й, 2-й, 3-й, 4-й ученики (хором). Мы тоже умеем делать чудеса с помощью химии!

Выходит шестой ученик.

6-й ученик. Я сейчас вам еще один фокус пока­жу — без ничего зажгу пламя. Только вот дрова и вату в спирте намочу, одна капля — готово, огонь горит! (Проделывает все, о чем говорит, дрова загораются).

6-й ученик. Секретов нет, это химическая смесь сделала наш опыт таким динамичным. Она может за­жечь что угодно. И называется она — смесь горючая. (Выходит).

Входит седьмой ученик.

7-й ученик. У меня опыт спокойный и мирный. Никакого дыма. (Выполняет опыт с кислотой и фенолфталеином).

Седьмой ученик проделывает следующий опыт — с метилоранжем.

7-й ученик. Если опустить его в щелочь — он пожелте­ет, в кислоту — мгновенно покраснеет. А на границе этих двух жидкостей — оранжевый, как апельсин.

Седьмой ученик демонстрирует опыт с бумажкой универсального индикатора.

7-й ученик. Эта желтая бумажка — наш друг. Ког­да он синий — в пробирке щелочь, когда краснеет как вишня, значит, в пробирку налили кислоту. Цвет ос­тается неизменным — среда нейтральная. Седьмой ученик уходит. Выходит восьмой ученик.

8-й ученик. Берем обычную доску, льем на нее немного воды. Потом берем стакан с талым снегом, ставим его на мок­рую доску. (Говорит и одновременно выполняет опыт).

Появляется первый ученик.

1-й ученик. Подсыплем сюда немножко соли. Да­вай, помешивай, нечего бездельничать, а я буду счи­тать до пяти. (Медленно считает, чтобы стакан успел замерзнуть).

8-й ученик. Примерз стакан химический — процесс...

Первый и восьмой ученики уходят. Выходит девя­тый ученик.

9-й ученик. Все вода и вода. Надоело! Я сделаю все не так. Я сейчас зажгу на сетке огонь. (Поджигает гор­ку песка, пропитанного спиртом). Я еще не то могу. Если со страху не сбежите, я вам сейчас змей покажу. Сейчас, сейчас, только разбужу их. Надо посильнее про­греть песок. А вы пока послушайте о другом. (Говорит и одновременно показывает опыт). В один прекрасный летний день у меня внезапно заболело горло. И назна­чили мне полоскать его фурацилином. Я быстро выле­чился, а фурацилин еще и остался. Как-то белил я дома, а когда мыл руки от извести, влил в воду немного фурацилина. Да, давно я так не удивлялся. Вода стала крас­ной! Понес я ее в школу. Теперь она заменяет фенолф­талеин: в кислоте и воде цвет не меняет, а в щелочах — как будто апельсин. (Возвращается к опыту со змея­ми). Спирт горит и выделяет большое количество теп­лоты. Под действием температуры сода разлагается до углекислоты. Она также обугливает сахар — возникает чернота. Углекислота раздувает сахар пузырьками. Вот вам и секрет ползущих змей. (Уходит).

Появляются второй и десятый ученики.

10-й ученик. Быстро улыбнитесь! Веселее!

2-й ученик. Мы готовы приступить к нелегкой ра­боте. Сделаем ваше фото! (Приглашает одного из семи­классников).

10-й ученик. Посмотрите внимательно на этот лис­тик бумаги. Улыбайтесь шире — это обязательно.

2-й ученик. Мы можем очень быстро проявить этот негатив. И поможет нам в этом пульверизатор. (Оп­рыскивает «снимок» из пульверизатора. Приглашает следующего).

10-й ученик. Снова — чистый лист бумаги. Мы зна­ем еще один способ. На этот раз нам поможет горячий утюг. (Гладит бумагу и показывает всем «снимок». Приглашает следующего семиклассника).

2-й ученик. Есть еще один способ. Кто желает сфо­тографироваться? На этот раз мы не будем даже при­касаться к бумаге. (Эту фотографию проявляет под кол­паком в атмосфере аммиака).

10-й ученик. Посмотрите. Всем видно? А теперь — наш секрет!

2-й ученик. Нам помог в этом знакомый индика­тор. (Показывает первый рисунок). Рисовали кислотой. (Показывает второй рисунок). Газом аммиаком. (Доказывает третий рисунок).

2-й и 10-й ученики. В химии много чудес, и мы умеем их делать. (Уходят).

Выходят третий и четвертый ученики.

3-й ученик. Продолжаем нашу работу. Кто хочет быть пациентом? Можем отрезать руку или ногу. Кто не боится? Нужен больной для лечения. (Приглашает семиклассника).

4-й ученик. Операция без боли, правда, будет мно­го крови.

3-й ученик. При любой операций нужна стерилиза­ция. Ассистент, подайте йод.

4-й ученик. Вот, прошу, господин доктор. (Подает йод).

3-й ученик. Сейчас смажем йодом, чтоб все было стерильно. Пациент, спокойно! Ассистент, нож!

Делает ножом «разрез», течет «кровь».

4-й ученик. Сейчас промокнем кровь бинтом. (Про­мокает «рану»). Смотрите все! От раны не осталось ни следа!

3-й ученик. Как проводится этот опыт, вы поймете в 9 классе.

Третий и четвертый ученики уходят. Выходит пя­тый ученик, читает несколько строк о жар-птице из сказки П. Ершова «Конек-горбунок».

5-й ученик. Все знают эту сказку, а сейчас вы уви­дите пылающее перо жар-птицы. (Поджигает в чаш­ках для выпаривания спирт, содержащий растворен­ные в нем соли натрия, калия, меди, стронция и др. Потом закрывает чашки плотным листом картона).

Пятый ученик уходит. Появляется одиннадцатый ученик, ставит на стол готовую модель вулкана. Зажи­гает спиртовку, нагревает стеклянную палочку.

11-й ученик. Город тихо спал. Но на беду проснул­ся вулкан. Земля как будто треснула, и лава потоками устремилась на город. Пепел и пламя, дым и пожа­ры... Очень скоро города не стало. Вы сейчас увидите этот процесс. Мы разбудим химический вулкан. (При­трагивается нагретой палочкой к модели вулкана, на­чинается «извержение»). Вулкан загорелся, как огнен­ный спрут.

Появляются все участники вечера.

1-й ученик. К сожалению, наше время истекло.

2-й ученик. Мы не успели показать вам все, что умеем.

3-й ученик. Мы легко гнем стеклянные трубки, сверлим резиновые пробки.                                  

4-й ученик. У нас масса разных чудес.

5-й ученик. Можем медные деньги в серебряные превратить.

6-й ученик. Устроить бурю в стакане.

7-й ученик. Добываем кислород и водород.

8-й ученик. Подрываем гремучий газ.

9-й ученик. Можем сделать черный порох.

10-й ученик. Вы тоже научитесь всему этому, ког­да пойдете в 8 класс.

11-й ученик. Но для этого нужно учить химию.

Учитель. Вот и закончился наш интересный час. Че­рез несколько лет вы тоже будете уметь все это, если, конечно, захотите.

Интересные тайны хранит кабинет химии, нужно только открыть дверь и войти в него. Так что, ждать мне вас?

Приходите быстрее, я жду вас всех и с радостью встречу.

 

Опыты для демонстрации

«Горючая смесь»

На большую железную пластинку положить гор­кой стружку, под нее — смесь 0,3 г перманганата ка­лия и две-три капли серной кислоты. Вату смочить этиловым спиртом и капнуть на приготовленную смесь. Спирт загорается и зажигает стружку.

 

 

 

«Примерзание стакана»

В тонкостенный стакан налить 200 мл воды и по­ставить на мокрую дощечку. Потом высыпать в стакан 120 г аммиачной селитры и перемешать стеклянной палочкой. Стакан примерзает.

«Фараоновы змеи» В миску, стоящую на кирпиче, насыпать горкой песок, пропитанный спиртом. В песке сделать углуб­ление, в которое положить 1 г пищевой соды и 9 г сахарной пудры. После этого поджечь спирт. Сахар плавится и превращается в карамель. Из углубления выползает темно-серая «змея».

«Изготовление фотографий»

— На листе бумаги сделать любой рисунок фенол­фталеином. Высушить. Во время опыта сбрызнуть лист из пульверизатора с гидроксидом натрия.

—  На листе бумаги нанести рисунок молоком, вы­сушить. Во время опыта прогладить горячим утюгом.

— На листе бумаги нарисовать изображение кисло­той, подсушить. Во время опыта подержать над пламе­нем спиртовки-.

Во всех случаях рисунки проявляются.  .

«Отсечение руки»

Руку «пациента» протереть «йодом» (раствором хло­рида железа (III)). Потом провести по руке тупой сто­роной ножа, который вынуть из «спирта» (раствора роданида калия). На руке появляется след «крови» тем­но-красного цвета.

«Перо жар-птицы»

В чашке для выпаривания растворить соли натрия, калия, меди, стронция и т. д. Спирт поджечь. Пламя окрашивается в разные цвета.

«Извержение вулкана»

Растереть в чашке 50 г дихромата аммония, высы­пать на металлическую пластинку в виде .горки. Па­лочкой сделать углубление и влить в него 1-2 мл эти­лового спирта. Нагреть стеклянную палочку и при­тронуться к спирту. Вырывается фонтан искр и масса зеленого цвета — «пепел», который осыпается на пла­стинку горкой в форме конуса.

 

 

 


Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии, географии,

Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии, географии,

Ну и жара сегодня. А так хочется пить

Ну и жара сегодня. А так хочется пить

Подсыплем сюда немножко соли.

Подсыплем сюда немножко соли.

При любой операций нужна стерилиза­ция

При любой операций нужна стерилиза­ция

Спирт загорается и зажигает стружку

Спирт загорается и зажигает стружку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023