Статья «Экологическая компонента в школьном курсе химии» Пути экологизации школьного курса химии.
Оценка 4.8

Статья «Экологическая компонента в школьном курсе химии» Пути экологизации школьного курса химии.

Оценка 4.8
doc
05.11.2023
Статья «Экологическая компонента в школьном курсе химии» Пути экологизации школьного курса химии.
Химическое образование в средней школе должно включать основы экологии. Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и элементарную безопасность свою и окружающих, чтобы не наносить ущерба природе, необходимо формировать у школьников определенную систему взглядов и навыков. Эта задача может быть решена через экологоориентированный курс химии средней школы.
Пути экологизации школьного курса химии..doc

Крылова Елена Викторовна,

учитель химии, биологии, географии,

МОУ "СОШ с. Кокшайск",

с. Кокшайск, Республика Марий Эл, Россия

 

 «Экологическая компонента в школьном курсе химии»

Пути экологизации школьного курса химии.

 

     Конец XX начало XXI века характеризуется значительным усилением экологических проблем, что вызывает необходимость формирования природосообразного экологического мышления личности, в том числе и  школьников. Одним их способов осуществления данной задачи является экологизация содержания образования, в том числе - экологизация школьного курса химии.

      В процессе своей деятельности человек использует сотни тысяч различных веществ, среди которых постоянно растет доля синтетических соединений. Многие вещества небезопасны и при неумелом обращении могут нанести огромный вред и об­ществу, и природе. Именно неразумное поведение людей приве­ло к резкому ухудшению экологической обстановки на планете. Известно много случаев неумелого обращения с веществами в быту. Сложившая­ся обстановка поставила человечество перед фактом: только хи­мическая грамотность и развитая экологическая культура обще­ства могут обеспечить гуманное отношение к природе и открыть путь к выходу из критической ситуации.

     Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет учился правиль­но относиться к миру, в котором живет. Поэтому сейчас школь­ное образование вступает на путь экологизации. Учащиеся долж­ны осознавать, что в современных условиях общественного развития получение химических знаний — неотъемлемая и зна­чимая часть их образования. Добиться подобного отношения важно еще и потому, что для многих школа — единственный этап в жизни, когда есть возможность наиболее полно познако­миться с областью знаний о мире окружающих нас веществ.

     Необходимо, чтобы изучение любого предмета было развивающим. Что касается предмета химии, его развивающий эффект бу­дет максимальным, если в учебно-воспитательном процессе учте­ны следующие ценностные ориентиры:

•   химия — это способ познания мира и человека в нем;

•   химия — это прикладные знания и умения, помогающие решать социальные и личные проблемы;

•   химия — это мировоззрение, основа экологической культу­ры и нравственности.

     В последнее время в обществе появилось искаженное представление о химии (науке и промышленности) как первопричине кризисной экологической ситуации. Полагают, что все беды на Земле происходят из-за чрезмерного увлечения химизацией и что единственной мерой оздоровления природной среды станет отказ от развития химической индустрии. Такой однобокий, неконструктивный подход вызывает устойчиво негативное отношение к химии как к науке в целом, снижает интерес к ее познанию. Кроме того, ученик приучается находить причины всех несчастий в чем-то или ком-то другом, не принимая во внимание свои собственные поступки, не анализируя сущность возникшего конфликта, а ведь ответственность человека базируется прежде всего на критической оценке своей деятельности.

    Т. о. химическое образование в средней школе должно включать и основы экологии. Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и элементарную безопасность свою и окружающих, чтобы не наносить ущерба природе, необходимо формировать у школьников определенную систему взглядов и навыков. Эта задача может быть решена через  экологоориентированный курс химии средней школы.

     

Возможные пути экологизации содержания школьного курса химии:

Ø  экологизация теоретического содержания школьного курса химии;

Ø  экологизация химического эксперимента;

Ø  экологизация содержания типовых расчетных  задач;

Ø  элективные курсы химико-экологической направленности;

Ø  широкое использование всех форм внеклассной работы для экологического образования школьников;

Ø  использование проблемных, исследовательских методов обучения.

 

Варианты включения экологической информации в темы школьного курса химии

 

     Химия может объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, водоеме, почве, в организме человека, какое воздействие оказывает оно само и продукты его превращений на природные системы. Химические знания являются неотъемлемой частью знаний об основах охраны природы, рационального природопользования и гуманного преобразования окружающей среды.

     Химические, экологические и природоохранные понятия тесно взаимосвязаны. Это можно продемонстрировать на примере основных понятий, которые выделяют в школьном курсе химии: «химический элемент», «вещество», «химическая реакция»

Например, понятие «химический элемент» позволяет

ü описать качественный и количественный состав живой и неживой (неорганической) природы

ü ввести понятие «биогенные элементы» (элементы, необходимые для существования живых организмов)

ü сформировать понятие о макро- и микроэлементах и их биологической роли

ü раскрыть понятие о взаимозаменяемости элементов в природе (в случае интенсивного загрязнения окружающей среды) и проанализировать негативную сторону этого процесса

ü рассмотреть круговорот веществ одновременно и как химическое (превращение веществ и энергии), и как экологическое понятие (биогеохимический круговорот веществ)

     При рассмотрении понятия «вещество» помимо традиционных химических представлений о составе, строении и свойствах вещества появляется возможность обратить внимание учащихся на биологические функции веществ. Здесь уместно рассказать учащимся о двойственной роли вещества в природе в зависимости от его концентрации в экосистеме (избыток или недостаток одного и того же вещества оказывает на организм различное воздействие). Сведения о загрязнении окружающей природной среды и источниках загрязнения позволяют ввести новые понятия: «предельно допустимые концентрации» (ПДК) для опасных соединений и «лимитирующий экологический фактор», позволяющий учесть процесс биологического накопления веществ при их продвижении по пищевым цепям даже в том случае, если ПДК тех или иных веществ не превышена.                 Можно рассмотреть случаи образования новых веществ с сильными токсичными свойствами из веществ менее токсичных или даже безвредных (превращение нитратов в нитриты и нитрозоамины, образование оксидов азота при фотохимическом смоге и др.). Следует обсудить также природоохранные мероприятия, направленные на сохранение природной среды и стабильности природных циклических процессов, на предупреждение загрязнения среды обитания живых организмов, на обезвреживание и утилизацию опасных химических соединений.

     Понятие «химическая реакция» позволяет раскрыть сущность химических и биохимических процессов, протекающих в биосфере. Например, понятие о биокаталитических процессах расширяет представление о каталитических реакциях. Важный момент – формирование представлений об изменениях основных циклов биогеохимических круговоротов веществ, вызванных процессами загрязнения биосферы. Суть таких изменений сводится к нарушению хода биокаталитических процессов (их ускорению или замедлению) из-за изменения концентрации реагирующих веществ или появления других, неспецифичных для природы биокатализаторов. Можно рассмотреть природоохранные мероприятия, направленные на поддержание равновесных условий биохимических и химических процессов в биосфере.

     Необходимо также включение понятия «химическое производство». При изучении основ химического производства углубляется представления о загрязняющих веществах и источниках загрязнения. Учащиеся анализируют последствия включения в природный круговорот веществ продуктов и отходов химического производства, причины нарушения природного баланса в экосистемах и биосфере в целом. Понятие «химическое производство» тесно связано с такими важнейшими природоохранными понятиями, как «малоотходные технологии», «экологически безопасные технологии», «водооборотная система», «рациональное природопользование» и др. Здесь необходимо рассмотреть меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, ввести понятие о мониторинге (системе наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды), одна из целей которого – выявление антропогенных загрязнений.

Учебный эксперимент в экологизированном курсе химии

    При изучении проблем охраны окружающей среды особая роль принадлежит химическому эксперименту как важнейшей составной части школьного курса химии. Под руководством учителя школьники учатся анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать функционирование природных систем в условиях антропогенного воздействия, находить решения, направленные на защиту и сохранение среды обитания.  

     Необходимо искать способы переработки отходов школьного

химического эксперимента и включать этап переработки в качестве

равноправного и неотъемлемого компонента во все без исключения школьные опыты. Под переработкой в данном случае понимается уничтожение веществ, их обезвреживание с последующим помещением во внешнюю среду или утилизация (повторное использование - прямо или косвенно - в учебном процессе).

     Идея защиты среды при выполнении химического эксперимента в школе должна пронизывать все виды эксперимента во всех классах. Все они должны быть экологически чистыми, что важно осознать школьникам. Кабинет химии в школе уже не может рассматриваться как место учебы. Это "место действия", своеобразное "химическое производство", "выбрасывающее" вредные отходы и нуждающееся в реализации природо-охранительных требований при выполнении эксперимента. Только такой подход позволит сформировать экологически грамотное мышление, вырабатывает у школьников некий "рефлекс экологической

чистоты" любого их действия.

      

     Химический эксперимент является неотъемлемой частью проектной деятельности. Участие в проекте развивает у школьников уверенность в том, что они сами способны находить и принимать верные решения, в основе которых лежит научное знание.

 

Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические  задачи и задания. При их составлении рекомендуется придерживаться следующих методических требований:

 

   1.  Условия задач и результаты решения должны содержать практически

      значимую информацию.

   2. Эта информация должна быть тесно связана с программным материалом

      и реальными экологическими проблемами.

   3. Задачи должны быть посильны для учащихся данного класса.

   4. Решение задач должно опираться  на комплекс знаний по разным предметам.

   5. Задачи предназначены для использования при проверке, объяснении,

      применении и совершенствовании знаний.

 

     Химико-экологические задачи и вопросы можно разделить по содержанию на три типа:

   1. Задачи с химической характеристикой природных объектов.

   2. Задачи об источниках загрязнения, видах загрязнителей окружающей

      среды.

   3. О природозащитных мероприятиях и ликвидации последствий загрязнения.

     Составленные задачи не обязательно должны иметь единственное решение, они рассчитаны на проблемное обсуждение, дискуссию, на поиск

рационального пути решения поставленной реальной учебно-познавательной проблемы.

 

Контролирующие задания с экологическим содержанием.

 

 

     Экологический подход необходимо реализовывать также при проведении ролевых игр. Игра здесь выступает как метод обучения принятию решений.

 

      Модернизация отечественной школы, предполагающая профильное обучение, создает реальные возможности усиления экологизации химического образования за счет включения в рабочий учебный алан образовательного учреждения элективных курсов химико-экологической направленности.

 

 

Заключение: Стратегической целью экологического образования явля­ется создание в обществе приоритета этических норм в отношении к Природе, которые опираются на прин­ципы, позволяющие сохранить Землю. Один из них — принцип сбалансированного бюджета Земли. Он гла­сит: «Не делайте ничего, что ведет к истощению фи­зических, химических и биологических богатств Зем­ли, на которых основана жизнь и хозяйственная дея­тельность человека; дефицит ресурсов Земли — это дефицит всего» (Тайлер Миллер «Жизнь в окружа­ющей среде»).

 

  


Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии, географии,

Крылова Елена Викторовна, учитель химии, биологии, географии,

В последнее время в обществе появилось искаженное представление о химии (науке и промышленности) как первопричине кризисной экологической ситуации

В последнее время в обществе появилось искаженное представление о химии (науке и промышленности) как первопричине кризисной экологической ситуации

При рассмотрении понятия «вещество» помимо традиционных химических представлений о составе, строении и свойствах вещества появляется возможность обратить внимание учащихся на биологические функции веществ

При рассмотрении понятия «вещество» помимо традиционных химических представлений о составе, строении и свойствах вещества появляется возможность обратить внимание учащихся на биологические функции веществ

Необходимо также включение понятия «химическое производство»

Необходимо также включение понятия «химическое производство»

Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические задачи и задания

Рассматривая вопросы охраны окружающей среды, можно предложить учащимся химико-экологические задачи и задания

Зем­ли, на которых основана жизнь и хозяйственная дея­тельность человека; дефицит ресурсов

Зем­ли, на которых основана жизнь и хозяйственная дея­тельность человека; дефицит ресурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2023