Крылова Елена Викторовна,
учитель химии, биологии, географии,
МОУ "СОШ с. Кокшайск",
с. Кокшайск, Республика Марий Эл, Россия
Методическая разработка мероприятия "Межпредметный
интегрированный урок (Химия-Биология-География-Физика-История)
«Её величество – вода»
Тема урока: Вода, её свойства и значение.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний с элементами новых знаний.
Вид урока: Урок-интервью.
Цель урока: Расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле.
Задачи урока:
1. Закрепить знания о составе, строении и свойствах воды.
2. Показать, что вода – уникальное природное соединение. Расширить знания о роли воды и растворов в природе и жизни людей.
3. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды.
4. Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, привить навыки самостоятельной работы по поиску дополнительной информации.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. «Журналисты-ведущие» берут интервью у «специалистов» в различных областях знаний:
а) «историк» (взгляды древних философов, открытие формулы воды);
б) «географ» (вода в масштабе планеты);
в) «физики» (физические свойства воды, аномалии физических свойств);
г) «химики» (строение молекулы воды; о химических свойствах воды в стихах);
д) «биологи» (значение воды и растворов для жизни организмов);
е) «эколог» (экологические проблемы чистой воды).
3. Заключительное слово учителя.
Девиз урока: «Вода – это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было».
Академик А. П. Капринский
Ход урока:
Учитель обращает внимание учащихся на плакат со словами:
аквариум, акватория, акваланг, акварель, аквапарк. В беседе с учащимися учитель узнает: понятно ли им значение этих слов, какое отношение и почему они имеют к теме урока?
Учитель: Aqua в переводе с латинского — вода. Как алфавит начинается с буквы «а», так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девизом нашего урока мы выбрали слова академика А. П. Капринско-
го «Вода – это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было». Действительно, вода – вещество № 1 на планете Земля. Почему? Сегодня мы с вами попытаемся сами разобраться в этом вопросе и помочь нашим гостям — журналистам, которым редакция школьной газеты «Казус» поручила написать статью о воде. Познакомьтесь, это… (учитель называет имена учеников, играющих роль журналистов).
Журналист 1 Итак, основной вопрос — это: Почему вода является самым главным веществом на Земле?
Журналист 2: Но, чтобы ответить на такой вроде бы простой вопрос, необходимо рассмотреть его со всех сторон, так как он является глобальным.
Журналист 1: Согласна. Так с чего начнем наше интервью?
Журналист 2: Думаю, у нас нет исторической информации. Как смотрели на воду древние философы? Что они думали об ее возникновении, значении?
В этом нам могут помочь «эксперты-историки».
Историк: Всесильная стихия природы — вода во все времена, во все периоды истории покоряла ум и воображение людей. Древний человек самой могущественной стихией, источником всего сущего считал воду. В древнеиндийских гимнах так повествуется о сотворении мира: «Тогда еще не было ни бытия, ни небытия, ни воздушного океана, ни небесного свода — был мрак, было первичное вселенское море...»
Первую достаточно целостную теорию круговорота воды создал Платон (427—347 до н. э).(Слайд презентации – Приложение 2) Правда, в этой теории много было фантастического: подземный омут Тартара, куда по огромным жерлам стекает вся вода с поверхности Земли, и четыре могучих потока, объединяющих все земные воды, и что все поверхностные воды непосредственно имеют своим началом морскую воду.
Журналист 1: Это, наверное, из древности дошло изречение «провалиться в тартарары», то есть куда-то очень глубоко... Как интересно, продолжайте, пожалуйста.
Историк : Сегодня любой школьник знает формулу воды __ Н20, это сложное вещество. А древнегреческие философы принимали воду за простое вещество. Хотя некоторые представления о воде претерпевали определенную трансформацию (изменения), она считалась единым и неделимым веществом вплоть до конца XVIII в. Завершить многолетний гигантский марафон по изучению состава воды суждено было выдающемуся французскому химику JIaвуазье и его коллеге математику и физику Лапласу. Они в присутствии группы французских ученых 24 июня 1783 г. синтезировали воду из «горючего воздуха» (водорода) и «дефлогистированного воздуха» (кислорода). При этом масса образовавшейся воды была равна массе водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вот так в один день стало ясно, что вода - не простой элемент, а сложное вещество.
Синтезировав воду, Лавуазье вскоре проводит опыт по ее разложению: пропуская водяной пар над раскаленным железом, он получает водород и оксид металла. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую Академию наук, поскольку эти работы совершенно неожиданно нашли практическое применение в воздухоплавании. Первый запуск воздушного шара, наполненного водородом, осуществил французский ученый Жак Шарль 1 декабря 1783 г. Таким образом вода стала причастной к первым полетам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванию.
Опыты по синтезу и разложению воды продолжались. Лавуазье и Менье в феврале 1785 г. пришли к выводу, что вода содержит 85% кислорода и 15% водорода (по современным данным, 88,81% кислорода и 11,19% водорода).
Итак, природа воды раскрыта.
Журналист 1: Нашу Землю называют голубой планетой.
Журналист 2: Подтвердить эти слова сможет «специалист-географ».
Географ: Вода — одно из самых распространенных соединений на Земле. Если посмотреть на Землю с высоты, то создается впечатление, что весь земной шар почти сплошь покрыт водой. Водная оболочка Земли — гидросфера — составляет около 71% (это ¾) земной поверхности. Ею заполнены океаны, моря, реки, озера.(демонстрация на карте или глобусе)
Объем Мирового океана равен 1330 млн км3 (это около 97,6%). Если разлить всю воду в 20-литровые канистры и поделить их между всеми людьми, населяющими Землю, то каждому достанется около 20 млрд канистр морской воды. В виде льда на нашей планете имеется 2,14% воды. Вода рек и озёр составляет всего лишь 0,29%, атмосферная вода – 5. 10-4 %.
В связанном состоянии вода находится и в земной коре — литосфере. В глубинных слоях Земли воды содержится больше, чем на поверхности. Вода входит в состав многих минералов и горных пород, присутствует в почве, во всех организмах. Но из всех запасов воды на долю пресной приходится только 2,8%, причем 2,2% из них недоступны людям. Это ледяной щит Северного Ледовитого океана, Гренландии, Антарктиды.
Вода находится в постоянном активном круговороте. (Можно обратить внимание ребят на схему «Круговорот воды в природе», используемую на уроках экологии). Это исключительно важный процесс. Он обеспечивает сушу пресной водой, которая постоянно возобновляется.
Океаны и моря являются регуляторами климата на земном шаре и регуляторами содержания в атмосфере углекислого газа.
Журналист 1: Вода – простая и таинственная, обыкновенная и удивительная, не перестающая и сегодня удивлять нас… Кажется, нет человека, который бы не знал основных свойств воды: прозрачная жидкость, не имеющая ни запаха, ни вкуса, Существующая в трёх агрегатных состояниях: твердое (лед), жидкое и газообразное (пар). Кипит при 1000С, замерзает – при 00С . Казалось бы, чего тут необычного. Почему же тогда говорят об аномалии свойств воды?
Журналист 2: Я думаю, что помочь разобраться помогут специалисты «физики» и «химики».
Химик 1: Вода – оксид водорода, формула – Н2О, молярная масса – 18 г/моль, массовые доли кислорода и водорода соответственно 88,9 и 11,1 % (слайд).
Физик 1: Вода — единственное вещество природы, которое в земных условиях существует в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком, газообразном. Температуры кипения и плавления воды взяты в середине XVIII века за опорные точки температурной шкалы Цельсия. Это 0 °С температура плавления льда и 100 °С температура кипения воды, Градус — это одна сотая часть этого интервала температур. В XVIII в., вода послужила эталоном для выбора единицы массы. Масса 1 мл воды при 20 °С имеет массу 1 г.
Сто градусов – это сравнительно высокая температура кипения для такого вещества, как вода. Вода обладает самой высокой теплоёмкостью среди жидкостей (слайд):ни одно вещество не требует такой большой затраты теплоты для повышения его температуры на 1 градус. Из-за этой исключительной способности поглощать тепло температура воды при нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому водным обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение. Большая удельная теплоемкость воды определяет и климат планеты: вода нагревается значительно медленнее суши, забирая большое количество теплоты, и дольше сохраняет полученное тепло, выполняя при этом терморегулирую- щую функцию. На этом свойстве воды, кстати, основан и принцип обогрева жилых помещений — использование горячей воды в батареях отопительной системы.
Физик 2:Удельная теплота парообразования воды составляет 2300 кДж/кг (слайд). Это означает, что при испарении 1 г воды поглощается 2300 Дж теплоты. Данное свойство воды тоже важно для терморегуляции: например, если бы люди не потели при совершении работы, то они перегревались бы. Пот, основой которого является вода, при испарении понижает температуру тела.
Вода обладает самым большим поверхностным натяжением после ртути. Необычно высокое поверхностное натяжение воды обусловило ее хорошую способность смачивать поверхности твердых тел и проявлять капиллярные свойства, т. е. способность подниматься вверх по порам и трещинам пород и материалов вопреки земному притяжению.
При нагревании от 0 до 40С вода уменьшается в объёме, достигая максимальной плотности 1 г/мл.
Вода при замерзании расширяется, а не сжимается, как все другие тела, плотность её при этом уменьшается (слайд). Плотность воды 1 г/см. Плотность льда 0,92 г/см.
Химик 2: Необычные свойства воды объясняются ее строением. Молекула воды нелинейна — угол между связями Н—О—Н равен 104°27'. Связи Н—О ковалентные полярные, т. е. некоторый положительный заряд несут атомы водорода, а отрицательный — атом кислорода (слайд). Вследствие этого связанный атом кислорода способен притягивать атом водорода соседней молекулы с образованием водородной связи. Таким образом, молекулы в воде ассоциированы. Возможны ассоциаты, состоящие из двух, трёх и более молекул. Водородные связи слабее ковалентных, они могут создать прочный каркас из молекул воды. При различных температурах и агрегатных состояниях вода включает различные структурные образования. При О °С чаще встречаются тримеры, при 4 °С димеры, водяной пар на 90% состоит из одиночных молекул().
Физик 1: Ученые доказали, что вода в твердом состоянии имеет ажурное строение с полостями и пустотами. При плавлении они заполняются молекулами воды, поэтому плотность жидкой воды оказывается выше плотности твердой. Поскольку лед легче воды, то он плавает на ней, а не опускается на дно. Это играет в природе очень важную роль. Если бы плотность льда была выше, чем воды, то, появившись на поверхности вследствие охлаждения верхнего слоя воды холодным воздухом, он погружался бы на дно и в результате весь водоем должен был бы промерзнуть. Это катастрофически сказалось бы на жизни водных организмов.
Физик 2: Способность воды расширяться при замерзании приносит много хлопот в быту и технике. При замерзании объем воды увеличивается примерно на 11%. Если такой процесс происходит в замкнутом пространстве, то возникает громадное избыточное давление, превышающее атмосферное порой в 2500 раз. Замерзая, вода может разрывать горные породы, дробить многотонные глыбы, не говоря уже о трубах водяного отопления жилых помещений.
По этой же причине в предстоящую морозную ночь вода сливается из радиаторов охлаждения автомобильных двигателей.
Журналист 2: А что скажут «химики» о химических свойствах воды?
Химик 1: (на фоне стихотворного изложения материала демонстрируются опыты, записываются на доске уравнения реакций).
Она необходима нам всегда,
И каждый, верно, пожелает
Узнать, с чем реагирует вода
И как она в реакции вступает.
Взаимодействие воды с простыми веществами
Опишет наша первая глава
Процессы водорода замещения,
И как с водой простые вещества
Вступают в непростые отношения.
Химик 2: 1. Реакции воды с металлами
Кусочек натрия пинцетом взят.
Отметьте, что условия обычны.
Опустим в воду — тут же результат:
Пошла реакция, она экзотермична.
Вмиг из воды наш щелочной металл
Газ водород активно вытесняет,
А тот, ликуя, что свободным стал,
Шипит и натрий по воде гоняет.
Кружит металл, как шаловливый пес,
Как будто за хвостом своим гоняясь,
Потерю электронов перенес,
С гидроксогруппой в щелочь превращаясь: 2Na + 2HOH = 2NaOH + H2↑ + Q.
(щелочь)
гидроксид натрия
Химик 1:
Аналогично все произойдет
У кальция — активного металла:
Пока он вытесняет водород,
Вода ему гидроксогрупп прислала: Са + 2НОН = Са(ОН)2 + Н2↑.
(щелочь)
гидроксид кальция
Обнаружить щелочь помогает индикатор — фенолфталеин: рН > 7 (щелочная среда).
А индикатор проливает свет
На появленье оснований сильных:
Раствор в малиновый окрасив цвет,
Групп подтвердит наличие гидроксильных.
Химик 2: Теперь не столь активный цинк возьмем
С водой. Но при условиях обычных
Мы признаков реакций не найдем,
Стараясь даже на «отлично».
Но если сильно мы нагреем смесь,
То пузырьками на себя укажет
Газ водород, и, появляясь здесь,
Он о реакции тем самым скажет: Zn + Н20 = ZnO + Н2↑.
оксид цинка
Химик 1:
Лавуазье реакцию провел,
Пар водяной горячий пропуская
Чрез раскаленный оружейный ствол,
Газ водород при этом получая: 3Fe + 4Н20 = Fe304 + 4Н2↑.
оксид железа (II, III)
Но в чем, кроме условий, состоит
Различие реакций меж собою?
Активных лишь металлов гидроксид
Получится в реакции с водою.
А действует ли на металл вода,
Коль он стоит в ряду за водородом?
Не реагирует с водой он никогда,
Увы! Уж такова его природа.
( Сделайте вывод об условиях и продуктах реакций различных металлов с водой. К какому типу относятся эти реакции?)
Химик 2: 2. Реакции воды с неметаллами
И неметаллы могут вытеснять
Газ водород из водяного пара,
К примеру, угольки мы можем взять,
Но предварительно задав им жару: С + Н20 = СО + Н2.
Химик 1: Взаимодействие воды со сложными веществами
1. Реакции воды с основными оксидами
Поговорим о сложных веществах.
С оксидами сначала разберемся,
Причем практически, не на словах
Взаимодействия с водой коснемся.
Оксид не каждый скоростью большой
Польстит воде в реакции ответной.
Но те, металл в которых щелочной,
С ней реагируют вполне заметно: Na20 + Н20 = 2NaOH.
основный щелочь
Химик 2: оксид
К оксиду кальция воды прилить —
Вмиг в гидроксид случится превращение.
Так мы «пушонку» можем получить,
Ведь происходит извести гашение: СаО + Н20 = Са(ОН)2 + Q.
основный оксид щелочь
негашеная известь гашеная известь
(«пушонка»)
(Обратите внимание на тепловой эффект реакции).
В природе есть железная руда,
Железняки — основные оксиды.
Так вот, не растворяет их вода,
Но мы не держим на нее обиды: Fe203 + H20 →;
оксид железа (III)
красный железняк
Fe304 +H20 →
оксид железа (II, III)
магнитный железняк
( Какие основания образует железо? Растворимы ли они в воде?)
Химик 1: 2. Реакции воды с кислотными оксидами
Нам так приятен летнею порой
Вкус кислый газированной водицы!
А обусловлен он, представьте, кислотой,
И знать реакцию вам пригодится.
Оксид кислотный — углекислый газ —
С водой соединяется охотно,
Хоть воду эту пили мы не раз,
Не думали, что пьем раствор кислотный.
Но пусть вас не пугает мой рассказ,
Ведь угольная кислота непрочна
И, разлагаясь, снова даст нам газ
И воду — в уравнении все точно: Н20 + С02 ← → Н2С03.
кислотный оксид угольная кислота
Химик 2: диоксид углерода (непрочная)
Теперь рассмотрим серы диоксид.
И это тоже газ — оксид кислотный.
Он в воздухе, коль топливо горит,
И не смотри на это беззаботно.
Есть влага также в воздухе всегда.
И, к сожаленью, дальше что бывает?
С оксидом реагирует вода,
На землю дождь кислотный выпадает: Н20 + S02 = H2S03.
кислотный сернистая
оксид кислота
(диоксид) (слабая)
Химик 1:
А дальше — больше: серы триоксид
С водой в реакции — сгустились тучи,
И снова кислота на нас летит!
Но серная — она сернистой круче: Н20 + S03 = H2S04.
кислотный серная
оксид кислота
(триоксид) (сильная)
А под ногами нашими песок –
Оксид кислотный. Только он едва ли
С водой соединиться мог,
Не то бы мы по кислоте шагали: Н20 + Si02 →
диоксид кремния
( Составьте формулу кремниевой кислоты. Растворима ли она в воде?
Сравните ее с кислотами, рассмотренными выше.)
Химик 2: Так как же общий вывод прозвучит?
У вас уже есть опыт ощутимый:
С водой соединяется оксид,
Когда продукт реакций — растворимый.
Журналист 1: Получилось прекрасное интервью в поэтическом изложении.
Химик 1: Подобное растворяется в подобном» — гласит правило растворимости. В природе и технике важно такое свойство воды, как способность растворять вещества. Вода - универсальный растворитель. В ней могут растворяться твердые, жидкие и газообразные вещества. При растворимости в воде все вещества делятся на три группы:
1) хорошо растворимые,
2) практически нерастворимые,
3) мало растворимые.
Практически нерастворимые вещества часто называют нерастворимыми. Однако, следует отметить, что абсолютно нерастворимых веществ нет. Если опустить в воду стеклянную палочку, или палочку из золота или серебра, то они в ничтожно малых количествах все же растворяются в воде.
Еще в глубокой древности было известно, что вода, находящаяся в контакте с металлическим серебром, приобретает целебные свойства. Древние индусы обеззараживали воду погружением в нее пластинок из металлического серебра. В русской православной церкви прихожане получают «святую» воду, которая выдерживается в серебряных сосудах. В некоторых странах существовал обычай при освящении колодцев бросать в них серебряные монеты. Поскольку эти наблюдения были сделаны разными народами и в различных частях света, должна быть объективная причина проявления особых свойств «серебряной» воды. В настоящее время существует широко распространенное мнение, что активным началом этой воды являются не атомы серебра, а ионы Ag+. Есть экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что эти ионы способны проникать внутрь клеток бактерий и нарушать их жизнедеятельность. Эффективность уничтожения бактерий в воде, содержащей следы ионов серебра, чрезвычайно высокая - в 1750 раз выше, чем действие карболовой кислоты. Бактерицидность «серебряной» воды сохраняется в течение многих месяцев.
Химик 2: Ещё мы бы хотели сказать несколько слов о дистиллированной воде. Вот как описывает свойства дистиллированной воды поэт Л.Мартынов:
«Вода благоволила литься!
Она блистала столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало — чистой
Дистиллированной воде!!»
Дистиллированная вода, полученная конденсацией пара, практически не содержит солей и растворенных газов и потому неприятна на вкус. Дистиллированная вода не пригодна для питья. Кроме того, при продолжительном употреблении она даже вредна для организма. Это связано с вымыванием из клеток тканей желудка и кишечника содержащихся в них солей и микроэлементов, которые необходимы для нормального функционирования организма.
Журналист 2: Ещё Леонардо да Винчи сказал: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле». Мы сегодня ещё не брали интервью у биологов.
Биолог 1: Вода — самое распространенное неорганическое соединение в живых организмах нашей планеты. Например, даже в клетках эмали зубов ее около 10 %, а в теле медузы — до 98 %. В среднем в многоклеточном организме вода составляет около 80 % общей массы тела.(слайд)
Количество воды в организме зависит от возраста. Эмбрион человека на 97 % состоит из воды, а у новорожденных ее количество составляет 77 % массы. К 50 годам человек немного «усыхает» и вода составляет только 60 % от его массы. Высохшая мумия человека весит только 8 кг.
В сутки человек выделяет до 3 л воды. Столько же ее нужно вводить в организм? В это количество входит и вода, поглощаемая человеком с пищей. Нет ни одного продукта питания, в котором бы не было воды. В хлебе — 40% воды, в яйцах — в мясе — 75%, в рыбе — 80%, в молоке — 87%, в овощах — 90% (а в огурцах — 98%!).
У живых организмов в воде большая потребность. Так, подсолнух высотой с человека нуждается в 1 л воды, тридцатилетняя береза — в 60 л, а высокий хмель высасывает 300 л воды в день.
Биолог 2: Основная масса воды — 70 % — сосредоточена внутри клеток. Высокое содержание воды в клетке – самое необходимое условие её жизнедеятельности .Роль воды в клетке — велика и многогранна. Она определяет объем и упругость клетки. Именно с водой к клеткам животных и растений поступают необходимые для жизнедеятельности вещества, продукты жизнедеятельности удаляются из клеток тоже с водой.
Вода участвует в явлениях осмоса, играющего важную роль в поддержании постоянства химического состава клетки. Осмос — это проникновение молекул растворителя через полупроницаемую мембрану в раствор какого-либо вещества. Вода поступает в клетку именно путем осмоса.
В воде не только протекают химические реакции обменных процессов, но она сама участвует во многих из них. Из воды и углекислого газа в результате фотосинтеза образуется крахмал. Она выполняет терморегулирующие функции в организме.
Вода в организме постоянно обновляется. В кактусах полное обновление воды происходит в течение 28 лет, у черепах — за 1 год, у верблюдов — за 3 месяца, у человека—за 1 месяц. Без воды человек может прожить только 3 дня, в то время как без пищи — 30-50 дней.
Живые организмы чутко реагируют на потерю воды. Человек, например, тяжело переносит потерю даже 0,68 % воды. При этом у него повышается температура, краснеет кожа, учащается сердцебиение, начинается головная боль. Потеря 10 % воды может привести к необратимым изменениям в организме, потеря 15-20% воды при 30 °С (25 % при 20 °С) смертельна.
Журналист 1. Как происходит обезвоживание организма?
Биолог 1. Этот процесс происходит на клеточном уровне. Растворы солей или сахаров высокой концентрации, находящиеся вокруг клетки, вытягивают из нее воду. При этом цитоплазма отходит от стенок клетки. Это явление получило название плазмолиз.
Журналист 2. Мы знаем, что для сохранения тканей живыми вне организма ученые опускали их в воду, но ткани погибали. Однако ткани, помещенные в 0,9 %-ный раствор хлорида натрия, сохранились. Почему?
Биолог 2: Если ткани поместить в простую воду, концентрация солей в них снижается, что приводит к гибели клеток. В физиологическом растворе (0,95 %-ный раствор хлорида натрия) клетки не погибают, так как концентрации солей в клетке и вне ее равны.
Журналист 1. Эксперименты показали, что если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови человека лопаются, если же поместить их в концентрированный раствор соли, то они сморщиваются. Почему же этого не происходит, когда человек пьет воду и употребляет в пишу соль?
Биолог 1: В организме поддерживается постоянная внутренняя среда. Излишки воды или солей быстро удаляются через почки и кожу.
Журналист 2: Но мы знаем, что в настоящее время ВОДЕ грозит настоящая опасность от Человечества.
Журналист 1: К сожалению, наше интевьюирование придется продолжить на тревожной ноте.
Журналист 1: Да, послушаем нашего эксперта-эколога.
Эколог:
• Очень много пресной воды расходуется на промышленные нужды, например, на выплавку 1 т чугуна и перевод его в сталь требуется 300 куб. л воды, 1 т меди — 500, на производство 1 т никеля — 4000 куб. л воды.
• Для выращивания 1 т пшеницы, риса или хлопка необходимо соответственно 1500,4000 и 10 000 м3 воды.
• В настоящее время в некоторых странах уже испытывают нехватку хорошей пресной воды: так Германия покупает чистую воду в Швеции, а голландцы — в Норвегии. Эту воду разливают в бутылки и продают как питьевую воду населению — свою пить опасно!
• Раньше казалось, что в огромном количестве воды Мирового океана все отходы хозяйственной деятельности человека должны легко раствориться. Однако это далеко не так. Происходит катастрофическое загрязнение воды!
• В воду сбрасываются хлорорганические вещества, ртуть, кадмий, стойкие пластмассы и другие синтетические материалы, нефть, нефтепродукты, радиоактивные и токсичные химические вещества.
• Загрязнение воды ртутью приводит к тому, что ее соединения накапливаются в рыбе и моллюсках, которых употребляет в пищу человек.
• Широко известна печально-поучительная история болезни «минамато», получившая название от японского залива, где резко проявилось отравление местных жителей ртутью. Болезнь унесла немало жизней и подорвала
здоровье многим людям, употреблявшим в пищу морские продукты из этого залива, на дне которого накопилось много ртути от отходов близлежащего комбината.
Журналист 2: Да, действительно это тревожные факты.
Эколог: Человечество в своем научно-техническом развитии достигло грандиозных успехов. Поэтому уже существуют перспективные международные программы, позволяющие людям избежать экологического тупика:
• это безотходные и малоотходные технологии;
• превращение отходов в полезные ресурсы;
• бережное и экономное использование имеющихся ресурсов.
Учитель: А я хочу закончить нашу будущую статью словами Антуана де Сент-Экзюпери: «...Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь! Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца... Ты самое большое богатство на свете…»
Домашнее задание: решить кроссворды (Приложение 1).
Приложение 1.
Кроссворд 1
1. Химическая система, образованная несколькими веществами, не имеющими поверхности раздела.
2. Процесс обособления цитоплазмы клетки от оболочки вследствие частичной потери воды.
3. Переход молекул растворителя из области с высокой их концентрацией в область с низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану.
4. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить телу, чтобы нагреть его на 1 °С.
5. Самый распространенный химический элемент Вселенной.
6. Потеря воды организмом.
7. Прибор для получения дистиллированной воды.
8. Самый распространенный химический элемент на Земле.
9. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.
10. Процесс увеличения объема тела.
11. Твердое состояние воды.
12. Неорганическое вещество, образованное атомами металлов и кислотными остатками.
Ответы. 1. Раствор. 2. Плазмолиз. 3. Осмос. 4. Теплоемкость. 5. Водород. 6. Обезвоживание. 7. Дистиллятор. 8. Кислород. 9. Кристаллизация. 10. Расширение. 11. Лед. 12. Соль.
Кроссворд 2
По горизонтали:
2. Вода — хороший...................
4. При взаимодействии воды с металлом натрием выделяется газ..................
5. Благодаря высокой теплоемкости вода на Земле регулирует................. .
6. Раствор, в котором растворяемое вещество при данных условиях больше не растворяется, называется................ .
По вертикали:
1. При взаимодействии хлора с водой выделяется газ.................
3. Морской климат — мягкий, потому что у воды очень большая................
Ответы:
1. Кислород. 2. Растворитель. 3. Теплоемкость. 4. Водород. 5. Климат.
6. Насыщенный.
Литература
1. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8 – 9
Классы – Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.
2. Никитина М.А. и др. Интегрированный урок: пресс-конференция о воде и
её свойствах // Химия в школе.- 2005. - № 1.
3. Маршанова Г.Л. Вода в природе и жизни человека (аналитический
семинар) // Химия. Изд-во «Первое сентября». – 2006.__ № 18.
4. Васильева Е.К. О воде __ только в стихах! // Химия в школе. __ 2006. __ №
10.
5. Капецкая Г.А. Интеллектуальная игра «Мир воды» // Химия в школе. __
2006. __ № 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.