Измерение информации

  • docx
  • 23.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала информация в сайт.docx

Технологическая карта урока

 Информатика. 7 класс.

Учитель Информатики и ИКТ

 ГБОУ ПО ИСЛ №52 г. Пенза

 

Раздел программы: «Информация и информационные процессы»

Тема урока:  Измерение информации

Учитель: Щеглова Светлана Владимировна

УМК:  Босова Л.Л., Босова А.Ю.

Цель урока: владение основными понятиями: информация, передача, хранение и обработка информации, цифровой продукт и их использование для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объема

Задачи урока:

Образовательная:  сформировать знания о истории средств  хранения, передачи и обработки информации;

Развивающая: совершенствовать умений осуществлять поиск в Интернете, выделения и структурирования информации;

Воспитательная: осознать ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирования представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире и в истории; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.

Метапредметные результаты: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы: способность к поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска.

Предметные результаты: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация и информационные процессы, носители информации; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права; знание примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике, мировоззрения, формирование алгоритмической культуры, формирование уважительного отношения к истории.

Универсальные учебные действия:

Познавательные:

-структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка;

- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата;

- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

- ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;

- развитие диалогической речи.

Личностные:

-психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение;

- развитие логического мышления, знание основных моральных норм;

- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения;

- формирование умений систематизации объектов.

 

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация «Измерение информации».

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 мин

1

Организационный момент (инициация)

 

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

 

5 мин

2

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

 

Устное повторение

По 1 баллу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

2 балла

 

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель задает вопросы

тема урока зашифрована на доске

1)  Назовите с помощью какого алфавита и каких символов кодируется информация на компьютере?

 

Дети отвечают на вопросы

 

Тема урока: «Измерение информации»

 

 

 

 

 

 

 

1)Двоичный алфавит (1,0)

 

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Регулятивные:

-целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция.

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.

 

 

 

2)  Как определить какой разрядности код требуется для кодирования одного символа?

2)N=2i

 

3)  Как измерить, сколько информации находится в сообщении? В чем измерять?

4)  На следующем уроке мы завершаем  изучение раздела «Информация и информационные процессы» и напишем контрольную работу. А для того, чтобы к ней подготовиться, что нам нужно?

5)  Какова цель?

6)  Начнем же работать вместе с известным человеком в истории. В её честь названы множество объектов на планете. Выполните задание на карточках и узнаете имя великой королевы

(приложение 1)

3) I=i*k

 

 

4) - Обобщить, повторить, подготовиться к контрольной работе

 

 

 

 

5)      *применять полученные знания в решении задач

*правильно применять единицы измерения информации

 

 

6)      решают задание на карточках (приложение 1) (слайд 3)

Отвечают:

Виктория

 

 

 

 

14 мин

3

Закрепление знаний

 

Письменное повторение

1 – 2  балла

Групповая работа по одному человеку у доски на задачу (самопроверка)

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

-Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения;

-Решение задачи на нахождение информационного объема письма;

- Решение задачи на нахождение информационного объема документа.

-Давайте, оценим, где встретились трудности и  как исправить ошибку при решении задач?

Предлагают найти количество символов и умножить на информационный вес одного символа.

Заполняют данные на слайде и открывают  ответы. Узнают достопримечательности «Виктория»

 (приложение 2)

(слайды 6,7,8)

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами).

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; постановка вопросов - сотрудничество в сборе и поиске информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

4

Физкульт минутка

 

 

 

 

10 мин

5

Закрепление материала

Работа в группах

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы

Задания по группам на карточках

Решение задачи на нахождение информационного объема Давайте, оценим, где встретились трудности и  как исправить ошибку при решении задач?

Работа в группах:

-Выполняют задание и по одному человеку от группы объясняют у доски, открывая ответы, знакомятся с достопримечательностями

-Проводится самооценка учащимися своей деятельности

(приложение 3)

(слайды 9,10,11)

Проводится самооценка учащимися своей деятельности.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка на разнообразие способов решения задач;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами).

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные: постановка вопросов; сотрудничество в сборе и поиске информации.

5 мин

6

Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Задает вопросы (слайд 21):

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Интересен  ли материал, касающийся королевы Виктории?

- Как бы вы оценили свою работу?

Обсуждают проделанную работа, поднимают зеленую или красную карточки

Познавательные:

построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения.

2 мин

7

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает домашнее задание. На слайдах 12-16 нет заданий. Предлагаю придумать собственные задания на дополнительную отметку.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7318/train/250760/

повторить теорию, выполнить тестовые задания

 

Работа с дневниками, электронным журналом

Регулятивные:

формирование навыков самоорганизации;

формирование навыков письма.

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

в

и

к

т

о

р

и

я

1024байта

216байта

213байта

214бит

216бит

1 Мбайт

216байта

0,5 Мбайт

1 Кбайт

64 Кбайт

8 Кбайт

2 Кбайт

8 Кбайт

1024 Кбайт

64 Кбайт

512 Кбайт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Кбайт

64 Кбайт

8 Кбайт

2 Кбайт

8 Кбайт

1024 Кбайт

64 Кбайт

512 Кбайт

 

и

в

т

о

р

и

я

к

216байта

1024байта

214бит

216бит

1 Мбайт

216байта

0,5 Мбайт

213байта

 


 

Презентация к уроку

 

 

1 слайд

 

2 слайд

 

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

22 слайд

23 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

Задания на карточках для работы в группах

1 задача. Мощность алфавита равна 4096. Какое количество информации несет один символ?

2 задача. Сообщение, записанное буквами из 32 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?

3 задача. В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов в строке. Вычислить информационный объем книги. 

Приложение 3

Заполнить пропуски, работа с единицами измерения информации

Информационный ресурс https://learningapps.org/1685124

Литература

1.      Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.

2.      Информатика: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2014. - 224 с. : ил.

3.      Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2013. – 88 с.


 

Скачано с www.znanio.ru