Технологическая карта урока
Информатика. 7 класс.
Учитель Информатики и ИКТ
ГБОУ ПО ИСЛ №52 г. Пенза
Раздел программы: «Информация и информационные процессы»
Тема урока: Измерение информации
Учитель: Щеглова Светлана Владимировна
УМК: Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Цель урока: владение основными понятиями: информация, передача, хранение и обработка информации, цифровой продукт и их использование для решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения информационного объема
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о истории средств хранения, передачи и обработки информации;
Развивающая: совершенствовать умений осуществлять поиск в Интернете, выделения и структурирования информации;
Воспитательная: осознать ценности научных открытий и изобретений для расширения возможностей хранения, передачи и обработки информации человеком.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирования представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире и в истории; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.
Метапредметные результаты: владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы: способность к поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска.
Предметные результаты: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация и информационные процессы, носители информации; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права; знание примеров передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике, мировоззрения, формирование алгоритмической культуры, формирование уважительного отношения к истории.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
-структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач.
Регулятивные:
-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка;
- планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата;
- контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
- ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать;
- развитие диалогической речи.
Личностные:
-психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение;
- развитие логического мышления, знание основных моральных норм;
- развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения;
- формирование умений систематизации объектов.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Оборудование/ресурсное обеспечение урока: компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация «Измерение информации».
№ |
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||
1 мин |
|||||||
1 |
Организационный момент (инициация)
|
Создание благоприятного климата на уроке |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей |
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
|
||
5 мин |
|||||||
2 |
Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока
Устное повторение По 1 баллу
Работа в парах 2 балла
|
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Учитель задает вопросы
1) Назовите с помощью какого алфавита и каких символов кодируется информация на компьютере?
|
Дети отвечают на вопросы
Тема урока: «Измерение информации»
1)Двоичный алфавит (1,0)
|
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные: -целеполагание; планирование; прогнозирование, саморегуляция. Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать.
|
||
2) Как определить какой разрядности код требуется для кодирования одного символа? |
2)N=2i
|
||||||
3) Как измерить, сколько информации находится в сообщении? В чем измерять? 4) На следующем уроке мы завершаем изучение раздела «Информация и информационные процессы» и напишем контрольную работу. А для того, чтобы к ней подготовиться, что нам нужно? 5) Какова цель? 6) Начнем же работать вместе с известным человеком в истории. В её честь названы множество объектов на планете. Выполните задание на карточках и узнаете имя великой королевы (приложение 1) |
3) I=i*k
4) - Обобщить, повторить, подготовиться к контрольной работе
5) *применять полученные знания в решении задач *правильно применять единицы измерения информации
6) решают задание на карточках (приложение 1) (слайд 3) Отвечают: Виктория |
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
14 мин |
|||||||
3 |
Закрепление знаний
Письменное повторение 1 – 2 балла Групповая работа по одному человеку у доски на задачу (самопроверка) |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы |
-Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения; -Решение задачи на нахождение информационного объема письма; - Решение задачи на нахождение информационного объема документа. -Давайте, оценим, где встретились трудности и как исправить ошибку при решении задач? |
Предлагают найти количество символов и умножить на информационный вес одного символа. Заполняют данные на слайде и открывают ответы. Узнают достопримечательности «Виктория» (приложение 2) (слайды 6,7,8) |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами). Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; постановка вопросов - сотрудничество в сборе и поиске информации; разрешение конфликтов; управление поведением партнера. |
||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
3 мин |
|||||||
4 |
Физкульт минутка |
|
|
|
|
||
10 мин |
|||||||
5 |
Закрепление материала Работа в группах |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы |
Задания по группам на карточках Решение задачи на нахождение информационного объема Давайте, оценим, где встретились трудности и как исправить ошибку при решении задач? |
Работа в группах: -Выполняют задание и по одному человеку от группы объясняют у доски, открывая ответы, знакомятся с достопримечательностями -Проводится самооценка учащимися своей деятельности (приложение 3) (слайды 9,10,11) Проводится самооценка учащимися своей деятельности. |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ориентировка на разнообразие способов решения задач; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; знаково-символические действия (работа с формулами). Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Коммуникативные: постановка вопросов; сотрудничество в сборе и поиске информации. |
||
5 мин |
|||||||
6 |
Итоги урока, рефлексия |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Задает вопросы (слайд 21): -Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Интересен ли материал, касающийся королевы Виктории? - Как бы вы оценили свою работу? |
Обсуждают проделанную работа, поднимают зеленую или красную карточки |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения. |
||
2 мин |
|||||||
7 |
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Задает домашнее задание. На слайдах 12-16 нет заданий. Предлагаю придумать собственные задания на дополнительную отметку. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7318/train/250760/ повторить теорию, выполнить тестовые задания
|
Работа с дневниками, электронным журналом |
Регулятивные: формирование навыков самоорганизации; формирование навыков письма. |
||
Приложение 1
в |
и |
к |
т |
о |
р |
и |
я |
1024байта |
216байта |
213байта |
214бит |
216бит |
1 Мбайт |
216байта |
0,5 Мбайт |
1 Кбайт |
64 Кбайт |
8 Кбайт |
2 Кбайт |
8 Кбайт |
1024 Кбайт |
64 Кбайт |
512 Кбайт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Кбайт |
64 Кбайт |
8 Кбайт |
2 Кбайт |
8 Кбайт |
1024 Кбайт |
64 Кбайт |
512 Кбайт |
и |
в |
т |
о |
р |
и |
я |
к |
216байта |
1024байта |
214бит |
216бит |
1 Мбайт |
216байта |
0,5 Мбайт |
213байта |
Презентация к уроку
1 слайд |
2 слайд |
3 слайд |
4 слайд |
|
|
|
|
|
10 слайд |
11 слайд |
12 слайд |
13 слайд |
14 слайд |
15 слайд |
16 слайд |
17 слайд |
18 слайд |
|
20 слайд |
|
22 слайд |
23 слайд |
|
Приложение 2
Задания на карточках для работы в группах
1 задача. Мощность алфавита равна 4096. Какое количество информации несет один символ?
2 задача. Сообщение, записанное буквами из 32 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?
3 задача. В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов в строке. Вычислить информационный объем книги.
Приложение 3
Заполнить пропуски, работа с единицами измерения информации
Информационный ресурс https://learningapps.org/1685124
Литература
1. Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5-6, 7-9 классы. / М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 108 с.
2. Информатика: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 224 с. : ил.
3. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 88 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.