ИЗМЕРЕНИЕ МАЛЫХ ДЛИН СПОСОБОМ РЯДОВ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Область знаний: физика Форма проведения занятия: урок Продолжительность: 45 минут Возраст учащихся: 11-13 лет (5-7 класс) Занятие направлено на решение задачи о способе измерения малых длин способом рядов. Формирование базовой способности: мышление, коммуникация, рефлексия (через мышление и коммуникацию, осуществляется ряд действий по получению нового способа измерения длины). Исходные данные: на начало занятия учащиеся знают, что такое длина и умеют её измерять линейкой, мерной лентой, рулеткой. Технология, обеспечивающая усвоение единицы содержания: задачная форма организации учебного процесса. Используя данную технологию, я формирую у детей новые способы мышления. Попадая в ситуацию невозможности получить результат сразу, имея уже определенные накопленные знания, учащиеся самостоятельно осуществляют практическую деятельность, направленную на решение поставленной задачи.
Иконка файла материала конспект.docx
СЦЕНАРИЙ  МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА ПО ТЕМЕ  «ИЗМЕРЕНИЕ МАЛЫХ ДЛИН СПОСОБОМ РЯДОВ» Область знаний: физика Форма проведения занятия: урок Продолжительность: 45 минут Возраст учащихся: 11­13 лет (5­7 класс) Занятие направлено на решение задачи о способе измерения малых длин способом рядов.Формирование базовой способности:  мышление, коммуникация, рефлексия (через мышление и коммуникацию, осуществляется ряд действий по получению нового способа измерения длины). Исходные данные:  на начало занятия учащиеся знают, что такое длина   и умеют её измерять линейкой, мерной лентой, рулеткой. Технология,   обеспечивающая   усвоение   единицы   содержания:  задачная   форма   организации учебного процесса. Используя данную технологию, я формирую у детей новые способы мышления. Попадая   в   ситуацию   невозможности   получить   результат   сразу,   имея   уже   определенные накопленные   знания,   учащиеся   самостоятельно   осуществляют   практическую   деятельность, направленную на решение поставленной задачи. Схема занятия Учебный материал (на 24 человека):     деревянный брусок – 12 штук линейка  ­ 12 штук  мерная лента ­ 12 штук       горох – 120 горошин (по 10 штук на пару) пшено – 200­300 гр нить № 10 длиной 50 см – 12 штук  12 листов бумаги А4; 6 маркеров  3 смайлика 2 Бумага на липах – 24 шт Подведение итогов занятия (обсуждение приращения): предположительно учащиеся овладевают способом рядов для измерения размеров малых тел и умеют его применять для решения задач. Деятельность учителя Деятельность учащихся Задание   1  (направлено   на   актуализацию знаний   учащихся   о   способе   измерении длины). Измерьте длину, высоту и ширину бруска при помощи линейки.    Задание 2  (задание является ступенькой к заданию­ловушке, анализируется деятельность   учащихся   при   выполнении этого задания, как правило, затруднений оно не   вызывает).  Измерьте   размеры горошины. Задание   3  Измерьте размеры крупинки пшена. (задание   –   «ловушка»). Почему   вы   не   можете   действовать   уже известным вам способом? Работают в парах над выполнением задания, результаты записывают в тетрадь. Работают в парах над выполнением задания, результаты   записывают   в   тетрадь, обсуждают возможные затруднения.   Учащиеся   попадают   в   «ловушку»,   если измерение   крупинки   пшена   проводят известным им способом измерения длины.  Учащиеся выдвигают гипотезы:   тело слишком маленькое,  размер   тела   меньше   цены   деления линейки,     мерной   ленты   и   т.д. (гипотезы   дополняются   после каждого проведённого урока) Выдвижение способов. Я предлагаю вам разделиться на 6 групп по   4   человека   и   вместе   подумать   о способах   по   определению   размера крупинки.   Отразите   свои   идеи     на выданных   вам   листах.   Время   на выполнение задания ­ 7 минут. Учащиеся   работают   в   группах,   выдвигают способы, фиксируют их на листах. Представители   групп   выходят   к   доске   и рассказывают о придуманных ими способах:   использовать микроскоп,  придумать линейку с меньшей ценой 3деления,   сложить   ряд   крупинок,   измерить длину и разделить на число крупинок и т.д. (гипотезы дополняются после каждого проведённого урока)   можно Последним. Каким   воспользоваться прямо сейчас? способов из   Реализация способа. Этот способ называется – способ рядов. Давайте   вместе   составим   алгоритм работы по этому способу. Задания   на   закрепление   введенного способа. 1.Измерьте толщину листа учебника. Учащиеся   обсуждают   алгоритм   и записывают его в тетрадь.  Учащиеся   в   группах   выполняют   задания, результаты записываются на листе А4. 2.Измерьте   толщину   нити   (задание направлено на гибкость мышления). Учащиеся   фиксируют   неудобство   при выполнении   задания.   Пробуют   разные способы. Если   при   выполнении   второго   задания возникают   затруднения,   учитель   может задать наводящие вопросы: Почему неудобно просто сложить нитку в несколько рядов? Положение   ниток   не   зафиксировано,   они разъезжаются, измерение будет не точным. На что­нибудь намотать, а потом измерить. Как зафиксировать нитки? На   какое   тело   намотать   удобнее   для проведения измерений? На линейку. 4После ответов на данные вопросы учащиеся выполняют задания. Ответы фиксируются и вывешиваются на доску. Записывают задание Учащиеся анализируют свою деятельность и выполняют рефлексию.  Домашнее задание Измерьте толщину волоса Рефлексия. смайлика.  На   доске   вы   видите   три 1. Я   могу   измерить   размер   тела способом рядов 2. Я   затрудняюсь   измерить   размер тела способом рядов 3. Я   не   могу   измерить   размер   тела способом рядов  Пусть каждый из вас возьмёт листок бумаги   и   приклеит   его   рядом   со смайликом   с   чьим   утверждением   вы согласны.     56