Урок литературного чтения
Тема: Изображение зимы в искусстве. А.А. Фет «Печальная береза…».
Цель: создать условия для ознакомления со стихотворением А.А.Фета «Печальная береза…».
Задачи:
Предметные: Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.
Личностные: содействовать проявлению полож-го отношения к школе и учебной деят-ти, в частности, к литературному чтению.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать установленные правила работы с худож-ми текстами, стихотворениями, принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: осуществлять самоконтроль усвоения учебного материала, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос. Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы.
Коммуникативные
Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих. Использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления. Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи.
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания.
- Выраз-ое чтение стихотворения С.Я. Маршака «Как поработала зима!» ( с отрывом глаз от текста)
-Ответы на вопросы на стр. 85 ( по рядам) лист самооценки (макс.-5б.)
3.Актуализация опорных знаний, введение в тему урока.
-Предлагаю отгадать загадку:
Одела
блондинка зелёный платочек,
Для путников сделав в дороге тенёчек.
Одела серёжки и птиц приютила,
А кто хотел пить, тех соком поила. (берёза)
- Что вы знаете о берёзке?- ответы
Учитель:
- Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Ветерок играет ветвями деревьев и гоняет яркие блики по лесу. Впечатление удивительной освещенности в березняке усиливают белоснежные стволы. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Берёза широко распространена по территории России.
В настоящее время, как и в прошлые века, берёза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из древесины: фанера, лыжи, мебель с берёзовой фанеровкой. Берёзовые дрова признаны лучшими.
Берёза, пожалуй, самое красивое дерево. Это стройное дерево высотой до 20 - 25 метров. Жить может до 300 лет.
- Берёзу сравнивают с девичьей красой, с русской стройной красавицей, с гибкой талией.
Удивительна судьба белой берёзки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну - воин - спасатель, кто помог своим соком раненым. В настоящее время берёза имеет громадное значение для человека. Вспомните, ребята, что из берёзы изготовляют? (Из нее делают мебель, лыжи; почки берёзы используют в медицине.)
4.Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим листать зимние странички и познакомимся со стихотворением А.А.Фета «Печальная берёза»
-Какую цель мы поставим перед собой?
-Задачи? …
5.Первичное восприятие текста.
- Предлагаю небольшую информацию о поэте. (Презентация)
- А сейчас прослушайте стихотворение в записи.
- Обмен впечатлениями .
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Словарная работа.
- Какие слова вызвали затруднение? Что было непонятно?
Где можем посмотреть значение слов? (Словарь)
6.Вторичное чтение и работа с текстом.
- Предлагаю прочитать стихотворение в парах, сначала сами, затем вслух 3-4 пары.- лист самооценки (макс.-5б)
Вопросы к стихотворению А.А.Фета "Печальная берёза":
1.Каким настроением проникнуто стихотворение?
2.Что почувствовали вы, читая его?
3.Какой увидел берёзу Фет?
4.Почему берёза "печальная"? Кто её такой увидел?
5.Какие ещё средства художественной выразительности использованы в стихотворении?
6.Подумайте, какие опорные слова следует выделить при чтении, как расставить паузы. Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.
- Групповая работа.
- Чтобы понять, какие средства использовал Фет в своём стих-ии, предлагаю поработать в группах и заполнить в ходе работы таблицу.
-1-3 группы: Прочитайте стихотворение, найдите эпитеты в тексте и впишите в таблицу.
2-5 группы: Прочитайте стихотворение, найдите сравнения в тексте и впишите в таблицу.
4-6 группы: Прочитайте стихотворение, найдите олицетворение в тексте и впишите в таблицу.
Средства художественной выразительности |
Примеры |
1.Эпитеты |
Печальная, траурный |
2.Сравнение |
Ветви- гроздья |
3.Олицетворение |
Птицы стряхнут, разубрана морозом, концы висят, игра зари |
- Проверка работы групп
- Спасибо, молодцы! Лист самооценки (макс.-5б)
7. Итог урока.
-Вернёмся к цели нашего урока. Зачем автор учебника поместила это стихотворение в учебник, с какой целью?
- Понравилось вам стихотворение?
- Лист самооценки.
8.Информация о домашнем задании.
- стр.87,творческое задание на выбор
Лист самооценки |
баллы |
1.домашнее задание(вопросы) |
|
2.чтение в парах |
|
3.работа в группах |
|
13-15 б.- «5» 8-11 б. – «4» 4-7 б. – «3» Менее 4б.- «2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.