Изучение глагола в 4 классе.
Оценка 4.9

Изучение глагола в 4 классе.

Оценка 4.9
Лекции
docx
Междисциплинарный 19
Взрослым
05.10.2017
Изучение глагола в 4 классе.
Написала реферат на тему изучение глагола в 4 классах. Подобрала разные задания на выявления ошибок при изучении этой темы. Провела исследование и выявили различные ошибки. После на решение и исправление ошибок еще провела исследование и исправили те ошибки. Полезно для.
Реферат.docx
1 Тема:  Работа по культуре речи при изучении темы «Глагол» в 4  классе.              2 Тема:  Работа по культуре речи при изучении темы «Глагол»  в 4 классе.               ВВЕДЕНИЕ            РОДНОЙ ЯЗЫК – этот живая связь времен. С помощью языка человек осознает  роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к  современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в  наше время огромно. Русский язык закрепляется и как средство международного  общения, входя в круг мировых языков. Эти общественные функции подготовлены всем  ходом исторического развития. Совершенно естественно, что в наши особенно широко  ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышение культуры  устной и письменной речи, пропаганды лингвинистических знаний в классах.             Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собою, и на  страницах газет и журналов – с требованиями культуры речи, соблюдением норм  литературного языка, часто слышим споры о языке. То, что “ непривычно ” и “ ново ” в  речи для одного, может быть единственно возможным для другого и так далее. Кто же  выступает тогда арбитром в спорте? Тот, чей опыт и знания вызывают больше доверия,  тот, кто обращается к словарям и справочникам, к данным науке и языке.             Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно как ученому знать в деталях основы “ специальных ” языковедческих наук: фонетики,  морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей  науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому кругу людей.             Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач,  стоящих перед школой. Однако нельзя не признать, что воспитание навыков культуры  речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых  3 упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.            А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит  много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая  необходимость преодолеть эти недостатки. Все вышесказанное определили выбор темы исследования. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявит тип ошибок в употреблении глагола и предложить  группу упражнений по их предупреждению. ОБЪЕКТ: ошибки и речь младших школьников. ПРЕДМЕТ: процесс предупреждения и исправления типичных ошибок учащимися 4  класса в употреблении глаголов ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Изучение лингвистической, психолого­педагогической и научно­методической  литературы по данному вопросу. 2. Выявит ошибки учащихся 4 классов в письменных работах.. 3. Разработка системы упражнений для эффективного использования глагола как части  речи. Исходя из цели и задач использованы следующие МЕТОДЫ: 1/анализ лингвистической, психолого­педагогической и методической литературы; 2/метод эксперимента; 3/анализ письменных работ учащихся. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика может быть использован  теоретически и практически. БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: экспериментальное исследование проводился с учащимися 4  класса МБОУ СОШ №8 г.Ишимбая.  4 Источниками фактического материала явились устная и письменная речь учащихся. Результаты исследования отражены в данной работе, которая состоит из введения, пяти  парагрофа, заключения, библиографического спискаы жжжж. §1.Культура речи как основа методики развития речи Борьба за чистоту,         за смысловую точность,         за остроту языка есть         борьба за орудие культуры.                                 М. Горький.           Современная школа уделяет много внимание  развитие речи и  мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и  речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием  мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В  логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены  существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове  понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.           Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим  понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя  выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление  формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течении всей жизни  человека.           Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и  морфологических формах языка. 5 Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает  предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: “ Речь – это канал  развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут  усваиваться знания ”. Знание, факты, то есть информация, ­ материал мышления.  Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления. Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно.  Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в  связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и  усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.              Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие  мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник,  наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли  есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых  формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить  ее в ясной и понятной другим людям языковой форме /с.14;с.13­14/. 6 §2.Актуальные вопросы культуры речи в начальном языковом образовании.      В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми  нормами  / в произношении, ударении,  словоупотреблении, в построении фраз и тому  подобное /,     а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных  условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи,  но культура речи в более  широком смысле – это и культура чтения, и  важнейшая часть общей культуры человека.          Само слово “ культура ” /от латинского cultura / буквально значит “возделывание”,  “обрабатывание”. Это то, что “обработано”, “возделано” и передано  нам по наследству  нашими предшественниками; это то,  что “обрабатывается” и “возделывается”,  шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям /15; с.4­5/.          КУЛЬТУРА РЕЧИ –  прикладной  раздел  языкознания, в котором рассматриваются  два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая  область науки о языке сформировалась как самостоятельная дисциплина после  революции под влиянием социальных сдвигов, происшедших в нашей стране.          Школьный курс родного языка, основной практической целью которого является  развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере  решая вопросы культурно­речевые. Культура речи занимает в нем такое же положение,  как и стилистика – это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в  школьную программу. Такие два традиционные для школы направления в работе по  развитию речи учащихся, отражают нечто иное, как основную проблему культуры речи / 17 ;с.18/. 7 Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У  нее  то же, что и у статистики, предмет изучения – речь, но точка зрения на материал  иная. Культуру речи интересует как пользуется человек речью для целей общения? Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка.  Понятие “языковая  норма” считалось центральным понятие этого раздела языкознания, а вопросы  правильности речи – единственным объектом изучения.          Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя  ступенями – низшей и высшей – овладение литературным языком. “Правильность речи –  непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой  культуры определяется разнообразия способов выражения того же смысла, находящихся  в рассмотрении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно  коммуникативной задаче”./7;с.146/.           Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного  языка. Нормы литературного языка соотносятся с уровнями системы языка. Существуют  нормы лексические, орфографические, грамматические – словообразовательные,  морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых  словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости; остальные нормы  раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях  справочниках, посвященным проблемам модификации языка. Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление  средств языка для целей общения, как оптимальное использование языка в конкретных  условиях общения. Эта ступень предполагает высокий уровень развития речевой  культуры, который применительно к школьной практике удобно обозначать с помощью  простого и понятного термина хорошая речь /17;с.18­26/. Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику? Первое требование – требование СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТИ речи,  говорить или писать  можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош,  интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние  8 переживания. Второе требование – требование ЛОГИЧНОСТИ, последовательности, четкости  построения речи, хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не  пропустить чего­либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не  повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает  обоснованность выводов /если они есть/, умение не только начать, но и закончить,  завершить высказывание. Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие  требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных  сочинений. Под ТОЧНОСТЬЮ речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать  факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой  цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно  те черты, которые присущи изображаемому предмету. Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она  ВЫРАЗИТЕЛЬНА. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато  передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. ЯСНОСТЬ речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайна важна также ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ сторона речи: хорошая дикция,  отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных  норм литературного языка, умение говорить /и читать/ выразительно, достаточно громко,  владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее. И выразительность, и ясность речи предполагают ее ЧИСТОТУ, то есть лишних слов,  грубых просторечных слов и выражений и тому подобное. Для школы особенно большое значение имеет ПРАВИЛЬНОСТЬ речи, то есть  соответствие литературной нормы. Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть  9 получена только при соблюдении всего комплекса требований /14;с.7­9/. Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае: 1/ если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и  грамматическим средствам; 2/ если в ней точно передано содержание высказывание; 3/ если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи / 17;29/.       Применяя эти требования, просмотрим содержание работы культуры речи при  изучении темы «Глагол». §3. Содержание работы по культуре речи при изучении темы «Глагол».      Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий  систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся  содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и  письменной форме свои и чужие мысли.           Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и на  специальных уроках по развитию связной речи. В содержание ее входит: 1/ воспитание произносительной культуры речи учащихся /с учетом  фонетических закономерностей языка/; усвоение норм и правил выразительного чтения; 2/ лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса  учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и  фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики; 3/ работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит  глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающий  законы связи слов и строения предложений, а также усвоение норм  синтаксической стилистики; 10 4/ развитие навыков связной устной и письменной речи /3;с.139/.        Изучение глагола в курсе русского языка начальной школы отводится большое место.  Изучается глагол во 2­4 классах. В 4  классе стоят следующие задачи изучения темы: 1. углубить знания учащихся о глаголе как части речи /лексическое значение, изменение  по числам, времени, роль в предложении/. 2. Развить навыки точного употреблении глагола в речи. С этой целью продолжить  наблюдение над употреблением глагола в речи в прямом и переносном значении, над  глаголами – синонимами и глаголами антонимами. 3. Познакомить со спряжением глагола. Научить распознавать лицо глагола, осознанно  употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. 4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести  первоначальное ознакомление с I и II спряжением глагола, и распознавание спряжения по  неопределенной форме /22;с.135­136/.          Работа над глаголом в  4  классе  представляет собой новую степень в системе его  изучения  /знакомство с неопределенной  формой  глагола, овладение спряжением  глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глагола/.          Предметом  постоянного внимания /учащихся / учителя остается по прежнему  изменение глагола по времени. Учащиеся овладевают неопределенной формой как  начальной формой глагола. Это важно как для правильного образования учащимися  временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.           Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную начальную форму  глагола, научить “переходить” от временной к начальной и, наоборот от начальной формы к той же временной, что поможет учащимся сознательно писать безударное личное  окончание глагола в настоящем или будущем времени. Работа над навыками  правописания личных окончаний глагола занимает в 4 классе особое место. Данный навык сложен, и основу его составляет целый комплекс его знаний и умений: умение  распознавать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к  начальной и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по  11 неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. Необходимо подчеркнуть, что задача развития речи решается на всех этапах работы по  теме “Глагол” в связи с изучением грамматического материала и формированием навыка  правописания личных окончаний глагола /22;с.137­139/. §4.Типичные ошибки учащихся 4 класса в употреблении глаголов.          В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочетов,  неправильностей. Неудачно выбранное слово, неверно построенное предложение,  искаженное морфологическая форма – все эти ошибки называются речевыми. В школьной практике ошибки получили название стилистических. Они делятся на речевые /словарные, грамматические и прочие/ и не речевые /композиционные, логические,  искажение фактов/.        Речевые ошибки, в свою очередь, можно разделить на лексико­стилистические,  морфолого­стилистические и синтаксисо­стилистические.        На первом месте по частоте стоят лексико­стилистические ошибки. 1. Повторение одних и тех же слов, например: я шел по улице следом за мной шел  старичок. По другой стороне шли дети. Причины таких ошибок: во­первых, малый объем внимания пишущего. Ученик забывает,  что он только что употребил слово шел и использует его вновь. Во­вторых, не владеет  синонимикой. Чтобы не было повторений в речи, учитель заостряет внимание детей на  данные ошибки. Вместе с учащимися подбирают слова синонимы: двигался, проходил. 2. Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении, в результате  непонимание его. Например, охотник “одел” /надел/ шапку и вышел. 12 Ошибки такого типа – следствие низкого общего речевого развития, недостаточной  начитанности, бедности словаря. Детям объясняется, как различать слова: Надеть на себя (что?) пальто, шапку. Надеть (на кого? что?) на сестру плате. Одеть (кого? что?) братишку, одеть (чем?) одеялом. Предлагаю для лучшего усвоения стихотворение  Новеллы Матвеевой. ”Одеть, надеть … Два эти слова”. 3. Нарушение сочетаемости употребляемых слов: “Ветер постепенно “принимал силу”  /надо: набирал силу/.” Коле “выдали” благодарность /надо: объявили благодарность/. Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт, иногда  влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи. 4. Употребление слова без учета его эмоционально­экспрессивной или оценочной  окраски: “Он почувствовал, что утопает в болоте” /лучше тонет в болоте или его  засасывает болото/. Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с  отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова. 5. Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний: “выстрельнул”,  “поклал”, “ездиют”. Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего  семейного речевого окружения. Общий путь предупреждения ошибок: это языковый  анализ текстов, выяснения значения слова именно в этом тексте, анализ речи и  целесообразности именно этого, а не другого слова в этом тексте.         К группе морфолого­стилистических ошибок мы относим неправильное образование  слов и особенно форм слова. 1.В начальных классах встречается детское словотворчество. Люди кинулись  “потушать” / нужно: тушить/ горящие дома. Ошибки данного типа требуют  индивидуального разъяснения. 3. Образование просторечных и диалектических форм слов общелитературного языка:  “они хочут ” и “он хотит” вместо литературной формы они хотят и он хочет. Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений,  разъяснений. 4. Пропуск морфем, чаще всего суффиксов: “выглядал” в окно /нужно, выглядывал –  13 пропущен суффикс –ыва­ /. Для предупреждения ошибок, помимо общего языкового  развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков.          Перейдем к ошибкам в словосочетаниях и предложениях – к синтаксисо­ стилистическим ошибкам. 1. Нарушение управления: “Мы стали ждать приход поезда” /нужно: ждать прихода  поезда/. Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по  образцам, в живой речи, в читаемых текстах. 2. Неудачный порядок слов в предложении: “Ракетодром согревает теплыми лучами  солнце” / нужно: Солнце согревает теплыми лучами ракетодром/. Причина ошибки в том,  что ученик не проговорил предложение целиком, прежде, чем записать его. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом. 3. Употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах там, где  следует употребить одно и тоже время, один и тот же вид: ”Надвигалась темная туча и  полил дождь”. Устраняются ошибки на основе смыслового анализа текста. Возможно  также исправление ошибки учителем без комментариев.        Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые  ошибки – композиционные, логические, а также искажение фактов. Таковы основные типы ошибок речи – ее формы и содержания. Здесь рассмотрены не все  типы ошибок, а лишь те, которые встречаются чаще.  Рассмотрим ошибки, связанные с употреблением глаголов, которые выявлены при анализе устных и письменных работ учащихся /14; с, 148­155/.       Глагол хотеть, как известно, имеет в русском литературном языке такие формы  настоящего времени: я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят. В речи  попадаются такие нелепые выражения: “мы хочем”, “вы хочете ”, “они хочут”, “я хотю”,  “он хотит”.       Без глагола идти ни обходится ни один человек, на какой бы ступени культурного  развития он не находился. Типичной ошибкой здесь надо считать произнесение  единственного и множественного числа 3­го лица с мягким окончанием. Так, например,  можно услышать: “он идеть в школу”, “они идуть в кино”. Часто встречается форма  14 употребления глагола с приставкой при­: “я прийду”, “ты прийдешь”. Когда так говорят,  забывают о том, что после приставки при­от слов иду, идешь, идет остаются лишь  отдельные слоги ­ду, ­дет и, что грамотно произносить и писать надо: я приду, ты  придешь, он прийдет.       Обратимся к глаголу бежать его правильное настоящее время может быть только  таким: бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут и бегают. Вот каким искажениям  подвергаются эти формы: “он бегит, мы бегим, бегешь, бегет, убег, сбег, выбег, бежи,  бежите”. Эти ошибки произошли под влиянием местного говора. Глагол ехать пользуется  особым уважением. Что только не делают с этой несчастной формой: “ездию, ездишь,  ездиет, ехает” – вместо ехать, еду, ездить, езжу.       Много случаев ошибочного употребления глагола дать. Русский литературный язык  признает только одну форму настоящего времени этого глагола: даю, даешь, дает,…  Можно слышать: “я даваю”, “он давает”. Чего только не делают с глаголом дать. В  магазинах не продают, а “дают”, приемы не устраивают, а тоже почему­то “дают”.       У глагола класть есть двойник, глагол положить, у них разные корни, но одно  значение. Многие забывают, что у глагола класть нет приставки, а у глагола положить она  имеется. Отсюда большое количество ошибок: “склал”, “поклал”, “складено,  покладено” /вместо сложим, положил, сложено, положено/ и “ложил”, “ложили”,  “ложим”, /вместо клал, клади, кладем/. А если к глаголу класть добавить суффикс –ыва,  то можно услышать такое: “выкладывать”, “накладать”, “докладать” /вместо докладывать, накладывать, выкладывать/.         Грубейшей ошибкой, связанной с употреблением глагола положить, следует считать  распространенное среди учащихся произношение его без приставки по­: “ложи тетрадь”  /вместо положи/, или “ложите” / вместо положите/.         В русском языке приставок очень много. Каждая приставка стремится сделать тот  или иной глагол как можно более понятным и действенным. Неумелое и невнимательное  обращение с приставками приводит к грубейшим искажениям в сущности глагола и  придает ему уродливые формы. Взять хотя бы приставку в­/во­/. В сочетании с глаголом  стать она указывает направление действия вверх­ встать /подняться с постели/ и так  15 далее. Поэтому нелепо звучат выражения: “река встала” /вместо стала/, “перед нами встал вопрос” /вместо стал/. Приставка за­, вносящая в глагол значение направления и полноты  действия /забежать, заложить, завести, забросать, закидать/, часто без всякой надобности  присоединяют к глаголу слушать, читать, протоколировать, в результате чего получается:  “заслушали”,“зачитали”, и это вместо того, чтобы просто и ясно сказать: слушали, читали.         Поэтому необходимо вести активную и плодотворную работу по искоренению  ошибок, связанных с употреблением различных форм русского глагола/28; с. 56­75/. §5.Содержание работы по предупреждению речевых ошибок в употреблении глаголов.       Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе грамматических тем.  Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала, не требует  дополнительного времени, не только повышает культуру речи учащихся, но и помогает им глубже усвоить грамматические понятия. Одно из умений учащихся, которому обучает  школа, ­ это умение совершенствовать написанный текст. Необходимо обучать детей  самопроверке и простейшему редактированию. Существенные трудности в работе  учащихся над сочинениями и изложениями создает орфография и пунктуация. Сочинение  является средством развития не только общей речевой культуры школьников, но и их  навыков правописания. Н.С. Рождественский подчеркивал, что, “повышая культуру речи  детей, мы способствуем и поднятию орфографической грамотности”.  Эффективное средство предупреждение ошибок – орфографическая подготовка словаря  предстоящего сочинения. Новые слова, употребляемые в процессе подготовке к  сочинению и изложению, на экскурсии, прогулки, беседах, при рассматривании картин  записываются и анализируются с точки зрения правописания.         Для развития орфографической зоркости и закрепления основных грамматических  16 правил используется игра “исправь ошибки у Незнайки”. Пчелы летят к сирени и к яблоне. По зеркальной глади озера скользит парусная лодка.  Ветки сирени стояли в кувшине на столе. Теплоход подходил к казани.  Используя этот вид работы учитель выясняет степень усвоенного материала, знания  правила орфографии, умение доказать правильность написания. Для того, чтобы  исправить лексико­ грамматические ошибки учитель записывает несколько неправильно  построенных предложений. Проводится их коллективное исправление и последующая  запись. Аналогично исправляются и предложения, в которых есть нарушения в  употреблении слов. Например. А лыжники катаются на лыжах и смотрят на петуха и кур.  ­ Правильно построено предложение? (нет). ­ Как правильно раскрыть эту ситуацию? (Лыжники катаются на лыжах. Потом они  наблюдают за красивым петухом и курами). Земля холодна и грязь со снегом хлюпает под ногами.  ­ Можно ли увидеть на картине холод земли и хлюпанье под ногами? (На земле появились  проталины).         Очень велика роль индивидуальной помощи учителя на уроке, во время письма. Она  важна не только для орфографии, но и для предупреждения речевых ошибок, для  обучения составления связного текста, для раскрытия темы. Учитель помогает детям в  выборе слов, учит строить предложение, расставлять знаки препинания, помогает решать  орфографические задачи.          Конечная цель рассмотренных приемов предупреждение ошибок – это  самопроверка. Школьник должен быть приучен проверить свое сочинение или изложение,  устранить в нем ошибки. Используя все методы и приемы работы по устранению речевых  ошибок, можно добиться от учащихся повышения их речевой культуры /14; с. 159­165/,  правильности передачи содержания, последовательности изложения, точностью  употребления слов, правильности построения предложения. При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и  образование некоторых форм. 17 1. При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде  случаев наблюдается чередование гласных о–а в основе: утроить – утраивать, подточить – подтачивать, одолжить – одалживать.  В то же время такое чередование не характерно для следующих видовых пар: обеспокоить – обеспокоивать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать,  отсрочить – отсрочивать, подытожить – подытоживать, приурочить – приурочивать,  уполномочить – уполномочивать, ускорить – ускоривать.  При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить,  сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным  нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать,  сосредоточивать. Обратите внимание на соотношение видовых форм глаголов класть –  положить (недопустимо: ложить, покласть!). 2. При образовании форм 2­го и 3­го лица единственного числа и форм 1­го и 2­го  лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I  спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч: течь – теку – течёт – текут, лечь – лягу – ляжет – лягут, беречь – берегу – бережёт –  берегут. Исключение составляет глагол ткать (тку – ткёт – ткут).  Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных  от него: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте!).  При образовании форм 1­го лица единственного числа настоящего и простого  будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл,  п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш: ловить – ловлю – ловишь, блестеть – блещу – блестишь, крутить – кручу – крутит,  весить – вешу – весишь, видеть – вижу – видишь, возить – вожу – возишь. 18  Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи  свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.  То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и  производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от  глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1­ го лица единственного числа и 3­го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу –  вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит,  бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!  Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах  единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят. Недопустимо  употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая  ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!  Иногда в литературном языке возможно сосуществование нескольких равноправных вариантов форм настоящего и будущего времени, например: внимать –  внимают и внемлют. Однако в большинстве случаев вариантные формы  противопоставлены в каком­либо отношении. Так, у глаголов махать, сыпать основными являются варианты машут,  сыплют (допустимы формы – махают, сыпят). Использование форм каплет и капает от  глагола капать зависит от значения: «падать каплями» – С крыш каплет и капает; «лить  медленно, по капле» – Он накапает ей двадцать капель микстуры. В употреблении  вариантных форм глагола блистать также можно выделить различия в  сочетаемости: звёзды блещут – люди блистают.  Очень частотны в речи ошибки при образовании форм будущего времени от  глаголов выздороветь, обессилеть, ослабеть. Глаголы на ­еть указывают на направленность действия на самого субъекта и сохраняют гласную е при образовании форм настоящего  времени: я выздоровею, я обессилею, я ослабею. Форма выздоровлю вообще не  используется в литературном языке. Форма обессилю представляет собой форму 1­го  19 лица от переходного глагола с суффиксом ­и(ть) обессилить и выражает направленность  действия на объект (я обессилю противника). Обратите внимание Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени. 1) Не используется форма 1­го лица единственного числа у глаголов: затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться. 2) Не имеют форм 1­го и 2­го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном  светиле), наступить (о времени),обступить, осуществиться, получиться, произойти,  раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др. 3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При  необходимости выражения этого значения надо использовать описательные  конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить. 3. При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата  суффикса ­ну­: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб,  привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.  Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.  Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с  суффиксом и без суффикса: глохнуть – глох и глохнул, достигнуть – достиг и достигнул, киснуть – кис и киснул,  пахнуть – пах и пахнул, подвергнуться – подвергся и подвергнулся, вянуть – вял и вянул.  У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть  – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул,  мёрзнул, сохнул, тухнул). Обратите внимание на то, что в формах прошедшего времени глаголов на ­ чь наблюдается чередование согласных ч–г/к: жечь – жёг, лечь – лёг, облечь – облёк, печь – пёк, сберечь – сберёг, слечь – слёг, течь  – тёк, уберечь – уберёг, увлечь – увлёк. 20 4. При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается  чередование согласных и гласных в основе: бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.  Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не  прибавляется суффикс ­и. В большинстве случаев употребление этих форм в речи не  вызывает затруднений: атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй,  мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься. Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов: лечь – ляг (!), лягте (!); сесть – сядь (!), сядьте (!); достать – достань, достаньте;  расстаться – расстанься, расстаньтесь; стать – стань, станьте; прибыть – прибудь,  прибудьте; пробыть – пробудь, пробудьте; мазать – мажь, мажьте; резать – режь, режьте.  Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом ­и и без  него): выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти ипопорть. Особое внимание обратите на образование формы 1­го лица множественного числа  повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём. В настоящее время в  просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино),  причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по  сравнению с допустимой разговорной формойпошли (Пошли в кино). В действительности  форма пошлите представляет собой форму 2­го лица повелительного наклонения от  глагола послать: Пошлите телеграмму отцу. Обратите также внимание на образование повелительного наклонения от  глагола ехать и производных от него: ехать – поезжай, поезжайте. Допустима и  форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии  формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять  формы: не езди, не ездите. 21  Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или  неупотребительностью форм повелительного наклонения. весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать,  созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.         Для того, чтобы проверить эффективность работы над формированием навыков  устной и письменной речи у учащихся 4­го класса при изучении глагола, был проведен  эксперимент. Данный эксперимент проводился в 4 классе школа № 8 г. Ишимбай, которая работает по развивающей  системе.  1. Констатирующий эксперимент. Задача: Выявить качество знаний учащихся по этому вопросу. Содержание: учащимся предлагается написать мини­сочинение на тему “Зимние забавы”. Результаты: после проверки работ мы видим, что ребята допустили следующие ошибки: 1. Лексико­стилистические: а) повтор одних и тех же слов  (Ребята вышли во двор и я тоже вышел.);  б) употребление слова в несвойственном ему значении в результате незнания  нормативности употребления языковых единиц. ( Я лопатой ложил (клал) в коробку снег.); в) неумение ограничить литературное слово от просторечного. (стали вступать (наступали), кидаться снегом (бросать)); 2. морфолого­стилистические: а) нарушение управления; б) неудачный порядок слов в предложении (Я прокатился на санках, была сильная скорость). Таковы основные типы ошибок, встречающиеся чаще в работах учащихся. В результате работы были получены следующие результаты: Сколько ошибок, чел.,% Количество  Всего писало (чел.)  учеников 14  22 Без ошибок (чел.)  2 ошибки (чел.)  3­4 ошибки (чел.) Не справилось (чел.)  0 5 9 0 Качество знаний (%)  36,8 Таблица №1. Результат  работы 1.  Вывод: следует больше уделять внимания работе по развитию навыков устной и  письменной речи на примере изучения глагола. 3. Обучающий эксперимент. Задачи: пополнение и развитие словаря учащихся; развитие речи детей, углубить знание  учащихся о глаголе (лексическое значение); продолжить наблюдение над употреблением  глагола в прямом и переносном значении; вести работу над дикцией, артикуляцией звука. Содержание: При изучении темы были предложены следующие задания. Задание 1.       Вставить подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени.       Приключение Топтыгина.      Виктор Михайлов …… лесной дорогой на тракторе. Неожиданно на дорогу ……  медвежонок. Он …… на задние лапы и удивленно …… на странную машину. Виктор …… из машины, а медвежонок …… наутек. Но через две­три минуты …… из­за  куста. Тут­то он и …… в крепкие руки тракториста. В кабине медвежонок быстро ……. Он с удовольствием …… булку, …… сладкий чай. В деревне…… народ. Толпа…… медвежонок, и он ……. Из глаз …… самые настоящие  горючие слезы. Медвежонок ….. их лапами. Виктор…… медвежонка и …… его за околицу. Вскоре малыш…… в густом ельнике.        Слова для справок: ехать, выбежать, сесть, посмотреть, выйти, броситься, показаться,  попасть, освоиться, съесть, выпить, собраться, испугать, заплакать, политься, вытирать,  пожалеть, отнести, скрыться. 23 Содержание написано на доске, работа проводиться коллективно. С этим заданием  ребята справились хорошо, затруднений не возникло. Задание 2. Работа по карточкам. 1. Поставить ударение в словах: Повторим, позвоним, осведомить, одолжить, дала, брала, спала, отворить, принять. 2. Подчеркнуть в тексте синонимы к глаголу смеяться: Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки лапками, засмеялись добрые старушки,  улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.  Очень уж смешной заяц. 3. Какие слова в стихотворении имеют переносное значение? Подчеркните. Дождь пошел и не проходит. Дождь идет, хотя не ходит. Он будет лить часы подряд Об этом тучи говорят, Хоть говорить не могут. (А.Барто) При выполнении этого задания возникли некоторые трудности в постановке ударения в  слове осведомить, так как оно редко употребляемо в речи детей. Задание 3. Указать прямое значение слов. Детям предлагаются карточки с заданиями, необходимо стрелкой указать прямое  значение слов. Задание 4. Найди слово. Расставьте пропущенные буквы. “Поселите” соседа противоположного значения в том же  лице и числе. проводишь       чистишь торопишь         встанешь ругаешь Задание 5. Подбери слова. Прочитайте, заканчивая предложение глаголами, противоположными по значению.  24 Запишите их. 1. Противники нападают на ворота, а вратарь их надежно. (защищал). 2. Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу. (ругает). 3. Звезды вспыхнули на мгновение и. (погасли). 4. Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу. (запретили). Сочини сам. В пустые “окна” вставьте нужные глаголы.  1. Мальчик (взял) с земли упавшее яблоко. 2. Мать (позвала) детей обедать. 3. На дом учитель (задал, задала) несколько задач. 4. Девочка (читает) интересную книгу. 5. Малышка хорошо (спала) всю ночь. При выполнении данного задания никаких затруднений не возникло. Задание 6. Кто быстрее?      Послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Теперь  повторите ее в быстром темпе. ­ Усядемся на пригорке  Да расскажем скороговорки. ­ От топота копыт, пыль пыль по полю летит. ­ Дятел дуб долбил, да не додолбил. ­ Течет речка, печет печка. ­ Кушать хочется, да лень ворочаться. ­ Кукушка кукушонку  Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешен!       Эти задания – языколомка – направлены на развитие дикции ребят. Их целесообразно  проводить как на уроках чтения, так и на уроках русского языка, а также на внеклассных  занятиях по развитию речи детей. 25 Для проведения первого занятия предлагаем стихотворение. ­ Послушайте стихотворение и скажите, как надо говорить, чтобы всем было все понятно. Кто хочет разговаривать,  Тот должен выговаривать. Все правильно и внятно,  Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. 3. Контрольный эксперимент. Задача: Проверить характер знаний учащихся по интересующему нас вопросу. Содержание: Написание изложения по коллективно составленному плану. Задание:                         После пожара.         На лесной вырубке случился пожар. Люди погасили огонь. Лесник стал обходить вырубку. Вдруг он услыхал тихий плач. Около пенька лежал  колючий комочек. Правый бок обуглился. Зверек привалился к холодной земельке. По  иголкам протянулись две влажные полоски. Ежик плакал.          Лесник взял беднягу домой. Он смазал бок пахучей мазью. Еж больше не стонал.  Лесник покормил ежа из пипетки молочком. К вечеру он вынес больного на свежий  воздух.    Зверек сладко уснул под шелест дождя в моховой постельке. Теперь дело  пойдет на поправку. Слова для справок: обуглился, привалился, пипетка В результате эксперимент были получены следующие результаты: Сколько ошибок,  Количество учеников чел.,%  Всего писало (чел.)  Без ошибок (чел.)  14 3 26 2 ошибки (чел.)  3­4 ошибки (чел.)  Не справилось (чел.)  Качество знаний (%) 6 5 0  64,3  Таблица №2. Результаты работ 2.        Сравнив результаты констатирующего эксперимента, мы можем сделать вывод о  том, что в экспериментальном  4  классе после проведения обучающих уроков качество  знаний повысилось на 20 %. А это значит, что разработанная методика способствует  заметному укреплению навыков у учащихся культуры устной и письменной речи  школьников  при изучении глагола, соответствует уменьшению числа ошибок в речи. Заключение. Сколько себя помнит человек, всегда задумывался над словом, собственной речью,  родным языком. Всегда остро стоял вопрос: “Как правильно говорить?!” Этот вопрос мы и постарались раскрыть в данной работе. А.Н.Толстой говорил: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно  соединить людей, словом и разъединить их, словом служить любви, словом же можно  служить вражде и ненависти”. Своей работе мы хотели показать борьбу за точность русского слова, за красоту русской  речи, что все мы – для кого русский язык дорог – несем ответственность за его чистоту,  правильность, точность и выразительность. И.С. Тургенев призывал: “берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,  это достояние переданное нам нашими предками…”. “Мол язык – да горами качает!” – говорит пословица. Так будем же с уважением  относится к этому гиганту. Справедливо говорится и повторяется, что “язык – это орудие культуры”. А ведь овладение культурой, “всеми знаниями, которое выработало  27 человечество”, ­ это насущная задача, острая необходимость для каждого человека. Мне удалось показать в работе, что часто мы говорим небрежно, кое­как пишем, слышим  искаженную речь наших учеников и закрываем на это глаза. Хотя знаем, сколько  недоразумений возникает из­за небрежного отношения к нашей речи. Как раз эти – то и  ошибки и следуют искоренять из речи наших детей. На примере изучения глагола в 3­ем классе мы попытались раскрыть вопросы по развитию навыков культуры устной и письменной речи учащихся. Мы выявили, ошибки  допускаемые при использовании глагола в речи и наметили пути их предупреждения и  устранения. Задачи, намеченные в работе, на наш взгляд, выполнены в основном: изучена  литература по теме, обобщен опыт работы учителей, который помог в разработке систем  и упражнений, способствующих развитию навыков культуры речи. Проведен эксперимент  дал положительный результат, тем самым подтвердив гипотезу о том, что для успешного  развития навыка культура устной и письменной речи, необходимо стремиться к  использованию самых разнообразных методов и приемов обучения. Данная работа может  быть использована учителями при изучении глагола в 4­ом классе, как на уроках, так и на  внеклассных занятиях. …Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек сооружает искусственные водоемы,  создает искусственные лесопосадки. Совершенно не то в языке. Словарный и стилевые  “отмели”, пересохшие ручьи здесь не спасти не какими “запрудами”. Искусственное в  языке всегда оборачивается искусственностью, неминуемо ведет к безжизненности, к  угасанию мысли. Поиски родников народной речи расхищение засыпанных ими забытых  колодцев, обращение к богатствам книжной и устной традиции – таков путь сбережения и обновления главной культурной святыни, которую мы передаем своим потомкам      /15; . 291­295/. 28

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.

Изучение глагола в 4 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2017