Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Оценка 4.9
Образовательные программы +2
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
05.11.2017
Программа дополнительного образования
Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет
«Воскресная школа»
Программа разработана учителями начальных классов МАОУ «СОШ № 83» Селиной Е. В., Путиловой Е. А., Пирожниковой Л. С.
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходят новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Программа Воскресной школы 2016 - 2017 гг..docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 83» г. Перми
Утверждаю
и.о. директора МАОУ «СОШ № 83» г. Перми
___________________________ Л. А. Глухова
«___» _____________________ 2016 г.
Программа дополнительного образования
Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет
«Воскресная школа»
Программа разработана учителями начальных
классов МАОУ «СОШ № 83»
Селиной Е. В., Путиловой Е. А.,
Пирожниковой Л. С. Пермь
2016 год
Пояснительная записка
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует
заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей
в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода
учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходят новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к
обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых,
работников органов управления образованием,
широкой
общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя
детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает
школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
воспитателей,
учителей,
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей
остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного
образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка
к успешному обучению в школе.
Цель данной рабочей программы: выравнивание стартовых возможностей будущих
школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Актуальность разработки данной программы:
необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации
общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения
успешности всех детей;
формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу
дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система
представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной
регуляции поведения и построения отношений между людьми);
разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость
сохранения единства образовательного пространства,
преемственность ступеней
образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в
детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной
низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному
обучению);
возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности,
степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень
коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с
высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения
сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким
социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу
воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек
зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою
точку зрения на проблему).
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые
возникают в связи с более ранним образованием:
сохранение и укрепление здоровья детей;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от
дублирования содержания обучения в первом классе школы и программы занятий в дошкольном
учреждении; организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного
образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому
обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и
усложняет работу учителя с такими учащимися.
Цели программы:
1 .Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:
• положительное отношение к себе и окружающему миру;
• познавательную и социальную мотивацию;
• инициативность;
• самостоятельность.
2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего
им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
ценностного отношения к здоровому образу жизни;
4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных
эталонов и элементарных математических представлений, развитие логического мышления,
расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к освоению
детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие интеллектуальному развитию
ребенка.
5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной
мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности,
основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания,
ответственного отношения к решению поставленной задачи.
6.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
содействие художественному эстетическому развитию детей.
7. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных
черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе,
подготовке его к систематическому обучению.
Занятия по программе «Воскресная школа» способствуют формированию:
• направленного внимания;
• интереса к чтению;
• познавательного и коммуникативного мотива;
воспитывают:
• любовь и уважение к родителям;
• интерес к изучению окружающей среды;
• наблюдательность;
• доброжелательное отношение к окружающим;
• желание помогать другим;
обучают:
• правилам личной гигиены;
• приёмам самообслуживания;
• работе с простейшими инструментами;
• приёмам проведения опытов и экспериментов;
укрепляют:
• чувство уверенности в своих силах;
• чувство собственного достоинства.
Задачи программы:
• обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием; • помочь детям вжиться в позицию школьника;
• содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной
школе.
• формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную,
познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
• обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
• развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
• развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в
различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
• формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие
виды занятий:
занятиеигра;
занятиепутешествие;
занятиеисследование;
занятиеконкурс;
занятиеэкскурсия;
занятиесоревнование.
Основные принципы работы:
• Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
• Комплексный подход при разработке занятий,
• Вариативность содержания и форм проведения занятий;
• Систематичность и последовательность занятий;
• Наглядность.
• Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка
чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и
воспитания;
• учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность ведущую для этого
периода развития;
• обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств
ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
• обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к
принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе,
обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
• развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Личностные УУД
Метапредметные УУД
1. Ценить и принимать
следующие базовые
ценности: «добро»,
«терпение», «родина»,
«природа», «семья».
Регулятивные
УУД
1. Организовывать
свое рабочее место
под руководством
учителя.
2. Определять цель
Познавательные УУД Коммуникативные
1. Ориентироваться в
тетрадке: определять
умения, которые будут
сформированы
на
основе изучения
УУД
1. Участвовать в
диалоге на уроке и в
жизненных
ситуациях.
2.
Отвечать на и
Уважать
Освоить роли
2.
проявлять
любовь к родителям,
к своей семье, к
окружающим людям.
3.
ученика;
формирование
интереса (мотивации)
к учению.
4.
Оценивать
жизненные ситуаций и
поступки героев
художественных
текстов с точки
зрения
общечеловеческих
норм.
выполнения
заданий на уроке, в
жизненных
ситуациях под
руководством
учителя.
3. Определять план
выполнения
заданий на уроках,
жизненных
ситуациях под
руководством
учителя.
4. Использовать в
своей деятельности
простейшие
инструменты.
данного раздела.
2. Отвечать на простые
вопросы
учителя,
нужную
находить
информацию
в
тетрадке.
3. Сравнивать
предметы, объекты:
находить общее и
различие.
4. Группировать
предметы, объекты на
основе существенных
признаков.
5. Подробно
пересказывать
прочитанное или
прослушанное
речевого
Соблюдать
вопросы учителя,
товарищей по
классу.
3.
простейшие
нормы
этикета:
здороваться,
прощаться,
благодарить.
3.
понимать
речь других.
4. Участвовать в
паре.
Слушать и
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика,
включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном
пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест
на развитие фонематического слуха; выделение главного признака объектов окружающего мира
и явлений природы.
Механизм оценки результатов освоения программы:
• наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;
• формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по темам занятий;
• взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты;
Организация учебного процесса
Режим работы
Время и место проведения: 1 раз в неделю по субботам, с 10:00 до 12:00 на базе МАОУ
«СОШ № 83» с сентября по апрель.
Форма обучения: очная, дневная, групповая (в группе до 15 человек). Группы
формируются по желанию родителей.
Продолжительность одного занятия – 25 мин.
При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым
при организации образовательного процесса:
1. Словесные, наглядные и практические методы.
2. Репродуктивные, объяснительноиллюстрированные, проблемные, частичнопоисковые и
исследовательские.
3. Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры).
4. Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и
фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.
Разработанная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Предлагаемая программа рассчитана на 32 часов. Учебный план
№ Наименование курса
1. Обучение грамоте
2. Письмо
3. Основы математики и логики
4. Интегрированное занятие «Окружающий мир и
развитие мелкой моторики рук»
Количество часов в
неделю
1
1
1
1
Количество часов
за год
32
32
32
32
Итого: 4
128
Методическое обеспечение:
1. Тарасова Л. Е. Азбука: учебниктетрадь для детей 6 – 7 лет. – М.: ВАКО, 2016. – 96 с. –
(По дороге в школу).
2. Жиренко О. Е., Колодяжных Е. В. Прописи для дошкольников: тетрадь для детей 6 – 7
лет. – 3е изд. – М.: ВАКО, 2017. – (По дороге в школу).
3. Ульева Е. А. Математика: тетрадь для детей 6 – 7 лет. – 2е изд., перераб. – М.: ВАКО,
2016 – 64 с. – (По дороге в школу).
4. Карточки с буквами и слогами.
5. Карточки с цифрами.
6. Геометрические фигуры
7. Аудио и видеозаписи.
8. Предметные картинки.
9. Электронные презентации, разработанные педагогами.
Все пособия УМК «По дороге в школу» соответствуют требованиям ФГОС ДО. В нем
учтены возрастные особенности дошкольника, его стремление узнавать новое и потребность в
игре. В рабочих тетрадях значительное место занимают игры, игровые задания, сказки,
предусмотрена актуализация знаний ребенка.
Тематическое планирование.
Формирование математических представлений
Представление о количестве
Формировать у детей представление о количестве.
Продолжать формировать представления о равенстве и неравенстве, учить определять
равное и неравное количество предметов.
Добиваться понимания детьми того, что такое «один» и «много», «больше» и «меньше».
Учить обозначать результаты сравнения двух групп множеств при помощи знаков:<, >, =,
≠.
Формировать представления о числах от 0 до 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9 и их написанием.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.
Формировать умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические
задачи на сложение и вычитание; решать примеры на сложение и вычитание, при записи примера
использовать знаки: +, , =.
Познакомит с составом чисел от 3 до 10.
Пространственное представление
Формировать у детей, закреплять и расширять пространственные представления: ближе –
дальше, выше – ниже, на, над, под, за, между, посередине; впереди – сзади, слева – справа, левее
– правее, налево – направо; вверх – вниз, к себе – от себя.
Временные представления Формировать у детей, закреплять и расширять временные представления: время суток,
дни недели, вчера – сегодня – завтра.
Учить детей умению определять и выражать последовательность событий: сначала –
потом, раньше – позже.
Представление о величине
Формировать у детей представление о величине, размере.
Учить их сравнивать предметы по величине: больше – меньше; шире – уже; толще –
тоньше; короче – длиннее; одинаковой длины, одинаковой ширины, одинаковой высоты.
Учить устанавливать и выражать в речи наибольшее проявление признака: самый большой
– самый маленький; самый высокий – самый низкий; самый толстый – самый тонкий; самый
длинный – самый короткий.
Добиваться понимания детьми того, что часть меньше целого, целое можно разделить на
части.
Учить детей отличать целое от части, определять части целого и сравнивать их,
составлять целое из частей.
Геометрические фигуры
Продолжать знакомство детей с геометрическими фигурами.
Расширять представление детей о круге, треугольнике и квадрате.
Познакомить с разновидностями четырёхугольника.
Развитие логического мышления
Знакомит детей с различными свойствами предметов.
Формировать представления о сравнении предметов по одному или нескольким
предметам.
Знакомить с различными логическими операциями.
Формировать умения строить высказывания, делать умозаключения.
В результате освоения программы дети приобретают следующие умения:
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому;
определять положение движения;
двигаться в заданном направлении;
ориентироваться во времени;
сравнивать предметы по величине и по количеству;
устанавливать и выражать в речи наибольшее проявление признака;
оперировать понятиями «часть» и «целое»;
различать геометрические фигуры;
считать в пределах 10;
соотносить запись цифр от 1 до 9 с количеством и порядком предметов;
выполнять различные математические действия.
выделять свойства предметов;
сравнивать предмет или группу предметов по одному или нескольким признакам;
выполнять различные логические операции;
строить высказывания, делать умозаключения;
самостоятельно продолжать ряд из предметов или фигур по одному или нескольким
признакам;
определять правильную последовательность;
решать логические задачи.
Математика и развитие логики Дата
№
п/п
Количество
часов
Тема 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Стартовая диагностика.
Ближе, дальше. Выше, ниже
На, над, под, за
Впереди, сзади, между
Слева, справа, посереди
Вверх, вниз, к себе, от себя, налево, направо
Налево, направо. Сначала, потом
Больше, меньше
Шире, уже, толще, тоньше
Длиннее, короче. Одинаковой длинны
Один, много. Число и цифра 1
Число и цифра 2
Что такое пара
Число и цифра 3
Столько же, равно. не равно
Знаки «больше», «меньше»
Сложение
Вычитание
Число и цифра 4
Промежуточная диагностика.
Число и цифра 5
Точка и линия: прямая, кривая, ломаная
Что такое круг
Что такое треугольник
Что такое четырёхугольник
Число и цифра 6
Число и цифра 7
Число и цифра 8
Сравнение
Число и цифра 9 30
31
32
1
1
1
Число и цифра 0. Число 10
Итоговая диагностика.
Повторение.
Обучение грамоте
познакомить детей с миром звуков и букв русского языка;
развивать фонематический слух, анализ и синтез;
учить дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие,
звонкие и глухие);
формировать умение проводить звуковой анализ слова;
формировать навык слогового чтения;
познакомить детей с такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук»,
«буква», «ударение»;
учить детей делить слов на слоги, считать количество слов в предложении, называть их
последовательность, придумывать предложения самостоятельно на заданное количество
слов;
обогащать словарный запас детей;
развивать речь (монологическую, диалогическую), умение рассуждать;
развивать психические процессы, основные мыслительные процессы, внимание, память;
формировать и закреплять интерес к чтению;
воспитывать любовь к родному языку
В результате освоения программы дети приобретают следующие умения:
знать звуки и буквы русского языка;
составлять рассказ по картинке из 56 предложений;
пересказывать небольшие тексты;
правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
выполнять на слух инструкции для обучающегося;
овладеть навыками фонематического анализ и синтез;
уметь дифференцировать и характеризовать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие,
звонкие и глухие);
уметь проводить звуковой анализ слова и составлять звуковую схему слова;
овладеть навыком слогового чтения;
актуализировать и расширить словарный запас;
овладеть такими понятиями, как «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»,
«ударение»;
уметь делить слов на слоги, считать количество слов в предложении, называть их
последовательность, придумывать предложения самостоятельно на заданное количество
слов;
овладеть связной речью (описательной, диалогической), умением рассуждать;
хотеть читать самостоятельно.
Обучение грамоте Дата
№
п/п
Количество
часов
Тема 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Стартовая диагностика.
Буквы А, а, У, у. Дружим со сказками «Гусилебеди».
Буквы Т, т, Г, г. Дружим со сказками «Теремок».
Буквы Н, н, П, п.
Буквы Л, л, Д, д.
Буквы М, м.
Буквы И, и.
Буквы Й, й. Дружим со сказками «Маша и медведь».
Буквы О, о.
Буквы С, с.
Буквы Э, э.
Буквы Е, е, Ё, ё.
Буквы Ш, ш.
Буквы Щ, щ.
Буквы Ц, ц. Дружим со сказками «По щучьему велению».
Буквы З, з.
Буквы В, в.
Буквы Р, р.
Промежуточная диагностика.
Буквы Я, я.
Буква ь.
Буквы Б, б.
Буква ъ.
Буква ы. Дружим со сказками «Лиса и заяц»
Буквы Ж, ж.
Буквы К, к.
Буквы Х, х. Дружим со сказками «Курочка Ряба»
Буквы Ф, ф.
Буквы Ю, ю. 30
31
32
1
1
1
Буквы Ч, ч.
Итоговая диагностика.
Дружим со сказками. Сказки вспоминаем.
Подготовка к письму
Формировать элементарные навыки письма, развивать мелкую моторику руки,
координацию движений, глазомер.
Учить детей правильно располагать тетрадь на рабочей поверхности.
Формировать у детей способность ориентироваться на листе бумаги, рисовать и
проводить элементы по линейке.
Формировать у детей умения выполнять штриховку различными элементами и в
различных направлениях.
Учить детей рисовать различные линии, фигуры, узоры, бордюры.
Учить детей писать некоторые элементы букв и находить, узнавать их в рисунках.
В результате освоения программы дети приобретают следующие умения:
правильно располагать тетрадь на рабочей поверхности;
ориентироваться на листе бумаги, рисовать и проводить элементы по линейке;
определять расстояние между различными элементами на бумаге;
выполнять различные виды штриховки;
рисовать различные линии, фигуры, узоры, бордюры;
обводить рисунки по контору (по сплошной и пунктирной линии);
писать некоторые элементы букв;
узнавать в рисунках различные элементы букв.
Дата
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
Письмо
Тема
Стартовая диагностика.
Знакомство с прописью, правилами письма. Написание
прямых наклонных линий.
Написание прямых наклонных линий с закруглением
внизу.
Написание прямых наклонных линий и с закруглением
внизу.
Написание прямых наклонных линий и линий с
закруглением вверху и внизу.
Написание прямых наклонных линий с закруглением
вверху и внизу.
Написание прямых наклонных линий с закруглением
вверху и внизу и плавных линий, начинающихся снизу. 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Написание плавных линий, начинающихся снизу с
полуовалом.
Написание полуовалов.
Написание овалов и полуовалов.
Написание прямых с петлей внизу и на строке.
Написание прямых с петлей внизу и вверху.
Написание прямых с закруглением вверху и внизу,
прямых с петлей внизу и вверху.
Написание элементов и строчных букв и, й, ц, ш, щ.
Написание элементов и строчных букв г, п, р, т.
Написание элементов и строчных букв л, м, я.
Написание элементов и строчных букв с, э, х, ж.
Написание элементов и строчных букв о, а, б, ф.
Промежуточная диагностика.
Написание элементов и строчных букв ч, ь, ы, ъ, е, ё.
Написание элементов и строчных букв в, у, д, з.
Написание элементов и строчных букв к, н, ю.
Написание элементов и заглавных букв И, Ш, Й, Ц, Щ.
Написание элементов и заглавных букв Г, П, Т, Р.
Написание элементов и заглавных букв Л, М, Ф, Я.
Написание элементов и заглавных букв С, Э, Х, Ж.
Написание элементов и заглавных букв З, О, Е, Ё.
Написание элементов и заглавных букв Ф, У, Ч.
Написание элементов и заглавных букв К, Н, Ю.
Написание элементов и заглавных букв Б, В, Д.
Итоговая диагностика.
Повторение.
Четвертое занятие в программе представлено интегрированным курсом «Окружающий
мир и развитие мелкой моторики». Первая часть занятия направлена на развитие кругозора
учащихся, расширение представлений об окружающем мире, природной и социальной среде с
опорой на жизненный опыт. Вторая часть – упражнения, задания на развитие мелкой моторики
рук, координации движений кистей рук. Окружающий мир
Цель раздела: расширение представлений об окружающем мире, природной и социальной
среде с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Задачи: уточнить характерные признаки времен года, формировать общее представление
о живой и неживой природе, её разнообразии в разные времена года, выявлять простейшие
причинноследственные связи; обогащать словарный запас, обобщить знания детей о временах
года, учить видеть характерные особенности разных времен год, учить воспринимать красоту
природы, замечать выразительность образа, настроения, развивать наблюдательность, интерес к
окружающей природе, активность, внимание, рассуждать, воспитывать любовь к природе,
воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
В результате освоения программы дети приобретают следующие знания и умения:
иметь представление о сезонных изменениях в природе;
определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
определять времена года, сезонные изменения в живой и неживой природе.
Живая природа:
Дети должны иметь представление:
о домашних и диких животных родного края;
о перелётных и зимующих птицах родного края;
о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
об условиях необходимых для роста растений;
о лесных ягодах и грибах родного края;
об овощах и фруктах;
о деревьях, кустарниках и цветах родного края.
Дети должны уметь:
различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Развитие мелкой моторики
Цель: развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в
формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев
рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии,
отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон
психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных
психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и
процессов, имеющих непосредственное отношение к речи слухоречевое восприятие и память,
речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя
отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком
письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики,
зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к
учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить
механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
На занятиях дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами,
штриховками и другими материалами.
Задачи:
Обучающие:
1 Научить детей владеть графическими навыками письма
2 Формировать навыки исполнительского мастерства.
3 Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Развивающие:
1 Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2 Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3 Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Воспитывающие:
1 Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2 Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3 Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Формы работы:
беседа
дидактическая игра
ролевая игра
физические упражнения
коллективное творчество
анкетирование
индивидуальная корректировка действий.
Направленность:
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
оригами
конструирование
графические упражнения
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений,
которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые
стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”,
массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные
упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами”
дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало
плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их
действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского
творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса
к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и
пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами. В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения
пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится
правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук,
совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико
пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу,
фактуре, структуре.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего
данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, дети
должны знать:
виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
понятие “оригами”, “шаблон”;
виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
основные правила склеивания;
понятие «конструктор»; «мозаика»
должны уметь:
применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
работать с трафаретами;
изготавливать детали по шаблону;
завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
Формы подведения итогов реализации программы:
В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения
знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для
проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
тестирование по индивидуальным карточкам,
самостоятельные работы,
беседа, выступления
выставки графических работ
Содержание раздела «Развитие мелкой моторики руки».
Диагностика
Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой,
карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию
движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев,
кулачков; напряжениерасслабление пальцев; массаж кистей рук. Оригами
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок,
гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат,
треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Конструирование
Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе
с мелкими элементами, режущими инструментами (ножницами).
Графические упражнения
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу),
графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; завязывание и развязывание лент,
шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой.
Интегрированное занятие «Окружающий мир и развитие мелкой моторики рук»
Дата
№
п/п
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
I часть
Окружающий мир
Стартовая диагностика.
Солнце.
Времена года.
Неживая природа осенью.
Живая природа осенью.
Листопад.
Живая природа осенью.
Грибы.
Живая природа осенью.
Насекомые.
Живая природа осенью.
Птицы.
Живая природа осенью.
Звери.
Живая природа осенью.
Звери.
Труд людей осенью.
Обобщение знаний по теме
«Осень».
Неживая природа зимой.
Тема
II часть
Развитие мелкой моторики
Лепка из пластилина
«Солнышко».
Послушный карандаш.
Штриховка параллельными
отрезками.
Обведи по пунктиру. Игра
«Дорисуй картину».
Пластилинография
«Кленовый лист»
Аппликация «Гриб
боровик».
Лепка из пластилина «Жуки
и гусеницы».
Найди и раскрась «Птицы».
Групповая работа «Ежик из
ладошек».
Аппликация из мятых
салфеток «Белочка».
Лепка из пластилина «Дары
осени».
Графический диктант.
Рисование орнаментов.
Пластилинография
«Морозные узоры». 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Живая природа зимой.
Хвойные красавицы.
Живая природа зимой.
Зимующие птицы: оседлые
и кочующие.
Экологическая сказка «В
лесу родилась ёлочка…»
Что такое снег?
Зимняя прогулка. Правила
безопасного поведения в
зимний период.
Промежуточная диагностика.
Поэтапное рисование ветки
ели с шишкой. Штриховка.
Пластилинография
шариками «Снегирь»
Групповая работа «Ёлочка
из ладошек»
Поэтапное рисование
снежинок. Штриховка.
Рисование орнаментов
«Рукавички и носочки».
Мир животных.
Мир животных.
Экологическая акция
«Покормите птиц зимой!»
Зимние забавы.
Обобщение знаний по теме
«Зима».
Неживая природа весной.
Живая природа весной.
Весенние цветы.
Живая природа весной.
Мир животных.
Весенняя прогулка.
Правила безопасного
поведения в весенний
период.
Обобщение знаний по теме
«Весна»
«Скоро лето»!»
Итоговая диагностика.
Итоговое занятие
«Времена года»
Работа с родителями
Аппликация с
использованием ваты
«Зайчик».
Мозаика из мятых салфеток
«Овечка»
Коллективная работа –
кормушка для птиц из
коробки от сока.
Аппликация из ватных
дисков «Снеговик»
За что я люблю зиму.
Штриховка.
Оригами «Кораблик»
Объемная аппликация
«Цветок»
Лепка из пластилина
«Медведь»
Коллективная работа из
цветной бумаги «Бабочки».
Штриховка в разных
направлениях «Весенняя
сказка».
Коллективная работа
«Солнышко из ладошек»
Игра «Дорисуй и раскрась».
№ п/п Виды деятельности
Сроки
Ответственные
1.
Родительское собрание с приглашением Август
Учитель начальных психолога, логопеда, учителя начальных
классов.
классов
Заместитель директора по
учебновоспитательной
работе
2.
3.
Организация консультативного пункта для
родителей будущих первоклассников
Апрель, май
начальных
Учитель
классов.
Заместитель директора по
учебновоспитательной
работе
Родительское собрание «Готовность
ребенка к школе»
Апрель
Учитель начальных
классов
Заместитель директора по
учебновоспитательной
работе
Рекомендуемая литература для проведения собраний, индивидуальных консультаций с
родителями будущих первоклассников
1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус», 1996г.
2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 1996 г.
3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и
психолога.
М., Просвещение, 1992 г.
4. Парамонова Л., Головлёва Н. 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для
подготовки ребёнка к школе. ООО «АквариумПринт», 2005 г.
5. Фромм А. Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г.
Рекомендуемая литература для родителей и учителей начальных классов по вопросам
подготовки детей к школе
1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000
2. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «ВентаГраф», 2001 г
3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао», 2000 г.
4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.
5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990 г.
7. Программа обучения и развития детей 57 лет «Предшкольная пора». М., «ВентанаГраф»,
2006г
8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
9. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт
непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.
Рекомендуемая литература для будущих первоклассников
1. Артемьева Н.О. Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
2. Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004 г.
3. Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г. 4. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М., Издательство
ТНОМ
«Д», 2000 г.
5. Урунтаева Г.А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., «Сфера», 2001 г.
6. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.
7. Возрази себе. Поиграемпомечтаем (Перевод с английского), М., «Сфера», 1994.
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Программа дополнительного образования Занятия по предшкольной подготовке детей 6 – 7 лет «Воскресная школа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.