Рабочая программа по русскому языку МЛ-24

  • Образовательные программы
  • doc
  • 25.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа СПО по русскому языку МЛ-24
Иконка файла материала МЛ-24 русский язык.doc

 

 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРИМОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.01 Русский язык

23.01.09 «Машинист локомотива»

Форма обучения: очная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партизанск – 2024


 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень), с учетом Примерной программы общеобразовательного учебного предмета «Русский язык»  профиль обучения: технический.

 

Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Приморский многопрофильный колледж»

 

Составитель (и): преподаватель Зимина С. М.

 

Рассмотрено

на заседании МК общеобразовательных дисциплин,

протокол от 15.04.2024 г.  № 3

Председатель : Т.И. Капитовская /_____________/

 

 

 

Согласовано

Методический совет от   19.04. 2024 г.  № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

 

 


1.  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:  

Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.01.09 Машинист локомотива.

1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:

ОК 1. Воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 ОК 2.  совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  ОК 3.  углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

    ОК 4.  совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

      ОК 5 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний, дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).

 

Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:

ЛР 01

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛР 04

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

ЛР 06

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям

ЛР 07

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

ЛР 09

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности

ЛР 13

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

МР 02

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 04

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

МР 08

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

МР 09

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

ПРб 01

Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике

ПРб 02

Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

ПРб 03

Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

ПРб 04.

Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

ПРб 05.

Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой

ПРб 06.

Сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка

ПРб 07

Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

ПРб 08

Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях

ПРб 09

Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

ПРб 10

Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы (всего)

104

в том числе:

Объем учебной нагрузки (всего)

 

в том числе:

 

теоретические занятия

70

практические занятия

-

лабораторные занятия

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

 

выполнение индивидуального проекта

-

выполнение рефератов, подготовка сообщений, решение задач и т.д.

-

Консультации

12

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

 

         2.2 Содержание учебного предмета

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка. Язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

  1. Язык и речь. Функциональные стили

    Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили, их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.  Информационная переработка текста (план, тезис, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Лингвистический анализ текста.

2.  Лексика и фразеология.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.

Многозначность, прямое и переносное значение слова.  Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.  Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация.  Антитеза.

Русская лексика с точки зрения происхождения (исконно русская лексика, заимствованная, старославянизмы).

Лексика с точки зрения употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика по профессии.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов  в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

3.  Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. Благозвучие речи.  Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О-Е после шипящих и Ц , приставок на З-С. Правописание И-Ы после приставок.

4.  Морфемика. Словообразование. Орфография.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи.  Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Правописание сложных слов.

5.  Морфология и орфография.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное.  Лексико-грамматические разряды существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

  Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

   Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

   Местоимение.           Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола  Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности.  Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.  Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий.  Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование наречий для связи предложений в тексте.

 Слова категории состояния ( безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

6.  Служебные части речи.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов ( в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как  часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.  Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребления междометий в речи.

7.  Синтаксис и пунктуация.

Основные единицы синтаксиса.

Словосочетание,  предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетания. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.     

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения ( определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. 

Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Осложненное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении.  Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий  в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.  Синонимика сложносочиненных предложений с разными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

         Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.  Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста.  Его структура и анализ. Период и его построение.

         2.3. Тематический план учебной дисциплины

 

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов

1

2

3

4

5

 

 

 

 

Введение

2

 

 

-

  1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

14

 

 

2

  1. Лексика и фразеология

12

 

 

2

  1. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

16

 

 

 

2

  1. Морфемика, словообразование, орфография.

8

 

 

2

  1. Морфология и орфография.

18

 

 

4

  1. Служебные части речи.

8

 

 

2

  1. Синтаксис и пунктуация.

8

 

 

2

  1. Консультации.

12

 

 

  1. Промежуточная аттестация (экзамен)

6

 

 

 

Итого:

104

 

 

16

 

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Основное содержание

 

Введение

2

 

 

Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

2

ПРу 01,

ЛР 01, ЛР 04

МР 02,

ОК…

Раздел 1

Язык и речь. Функциональные стили речи.

14

ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 02,

ОК…

Основное содержание

Тема 1.1.

Язык и речь.

 

ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07,

МР 02,

ОК…

Лекционное занятия 2.  Язык и речь. Речевая деятельность и ее виды. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

Практическое занятия 1. О качествах хорошей речи. Культура публичной речи.

2

Тема 1.2.

Функциональные стили речи. Разговорный стиль.

 

ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 02,

ОК…

Лекционное занятие 3. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль, его основные признаки, сфера использования.

2

Тема 1.3.

Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи

 

ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 02,

ОК…

Практическое занятие 2. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.  Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, консультация родителей  

2

Тема 1.4.

Публицистический стиль речи. Художественный стиль речи

 

ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07,

МР 02,

ОК…

Практическое занятие 3. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Основные признаки художественного стиля речи, его признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств языка

2

Тема 1.5.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста.

 

ПРб 02, ПРб 03, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09,

МР 02,

ОК…

Лекционное занятие 4. Текст, его признаки. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте.

2

Практическое занятия 4. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв). Абзац как средство смыслового членения текста. Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. Лингвостилистический анализ текста.

2

Раздел 2

Лексика и фразеология

12

ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 2.1.

Слово в лексической системе языка

 

ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 5. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова

2

Практическое занятие 5. Изобразительно-выразительные средства. Метафора и метонимия как выразительные средства языка

2

Лекционное занятие 6. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

2

Тема 2.2.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения

 

ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционные занятия 7. Происхождение лексики и языка. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославянизмы.

2

Тема 2.3

Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

 

ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 8.  Нейтральная лексика. Книжная лексика. Лексика устной речи: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы. Архаизмы, историзмы, неологизмы.  

2

Тема 2.4

Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

 

ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03, Пру 04, ПРу 06, ПРу 07, ЛР 07,

МР 08, МР 09,

ОК…

Практическое занятие 6. Фразеология. Лексикография. Фразеологические единицы и их употребление. Толковые словари и их создатели.

2

Раздел 3

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

 

16

ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

МР 08,

ОК…

Основное содержание

Тема 3.1

Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования.  Орфоэпия. Фонетический анализ

 

ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06,

 

ЛР 06, ЛР 07,

МР 08,

ОК…

Лекционные занятия 9. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования. 

2

Практическое занятие 7. Фонетический разбор слова

2

Лекционное занятие 10. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных звуков. Основные правила произношения согласных звуков и сочетаний звуков. Ударение разноместное и подвижное, словесное и логическое. Орфоэпические нормы. Произношение заимствованных слов.

2

Практическое занятие 8. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс. Аллитерация

2

Тема 3.2

Орфография

 

ПРб 01, ПРу 03, ПРу 06,

ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13

МР 08,

ОК…

Практическое занятие 9. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

2

Практическое занятие 10. Правописание О/Е после шипящих и Ц.

2

Практическое занятие 11. Правописание приставок на З-/С- Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-.

2

Практическое занятие 12. Правописание И – Ы после приставок. Употребление Ъ, Ь

2

Раздел 4

Морфемика, словообразование, орфография

8

ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 4.1.

Состав слова. Корневая морфема. Аффиксальные морфемы. Основа слова

 

ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13,

МР 04, МР 09,

ОК…

Лекционное занятия 11. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Аффиксальные морфемы. Синонимия и антонимия морфем.

2

Практическое занятие 13. Морфемный разбор слова. Типы основ: членимая, нечленимая, простая, сложная.

2

Тема 4.2.

Словообразование. Формообразование. Морфологические и неморфологические способы образования слов.

 

ПРб 01, ПРб.03, ПРу 02, Пру 03, ПРу 04, ПРу 05, ЛР 01, ЛР 04,

МР 04, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 12. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования.

2

Практическое занятие 14. Словообразовательный разбор. Формообразование. Понятие об этимологии

2

Раздел 5

Морфология и орфография

18

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07, ЛР 13,

МР 02, МР 08, МР 09,
ОК…

Основное содержание

Тема 5.1.

Имя существительное как часть речи

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,
ОК…

Лекционное занятия 13. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных.

2

Практическое занятие 15. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных

2

Тема 5.2.

Имя прилагательное как часть речи

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 14. Имя прилагательное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

2

Практическое занятие 16. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных.

2

Тема 5.3.

Имя числительное как часть речи

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 15. Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание числительных. Употребление числительных в речи.

2

Тема 5.4.

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 16. Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

2

Тема 5.5.

Глагол как часть речи. Правописание глагола

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09

ОК…

Лекционное занятия 17. Глагол как часть речи. Правописание глагола

2

Тема 5.6.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09

ОК…

Практическое занятие 17. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Правописание причастий.

2

Тема 5.7.

Наречие как часть речи

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09

ОК…

 

Лекционное занятия 18. Наречие как часть речи Правописание наречий. Слова категории состояния.

 

2

Раздел 6

Служебные части речи

8

 

Тема 6.1.

Предлог как часть речи

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09

ОК…

 

Лекционное занятие 19. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов.

2

Тема 6.2.

Союз как часть речи

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

 

Лекционное занятие 20. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте

2

Тема 6.3.

Правописание частиц

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 04,

ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09

ОК…

 

Лекционное занятие 21. Частица как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

2

Лекционное занятие 22. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

2

Раздел 7.

Синтаксис и пунктуация

8

ПРб 03, ПРб 04, ПРу01,

ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07, ЛР 13

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Основное содержание

Тема 7.1.

 

Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01,

ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 23. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

2

Тема 7.2.

Простое предложение.

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01,

ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 08,

ОК…

Лекционное занятие 24. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений. Простое осложнённое предложение.

2

Тема 7.3.

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01,

ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Лекционное занятие 34. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

2

Тема 7.4.

Предложения с чужой речью.

 

ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01,

ПРу 05, ПРу 06, ПРу 07,

ЛР 07,

МР 02, МР 08, МР 09,

ОК…

Практическое занятие 18. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания.

2

Раздел 8.

Консультации

Промежуточная аттестация (экзамен)

12

6

Всего:

104

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.              Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы требует наличия учебного кабинета русского языка и культуры речи.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- компьютер

- проектор

- экран

3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1.                   Власенков А.И.  Русский язык 10-11 кл. / А.И. Власенков. - М.: Просвещение,  1999. – 314с.

2.                    Греков В.Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: Просвещение, 2002.- 286с.

3.                   Солганик Г. Я.  «Стилистика русского языка и культура речи». М.: 2008.- 256с.

4.                    Гольцова Н. В. ,Шамшин И. В., Мищерина М. А. «Русский язык 10-11 классы». М.: Русское слово. 2009.-430с.

 

                                                              

 Дополнительная литература:

1)      Ожегов С.И. «Словарь русского языка».- М.; 2007.-1198с.

2)      Борунова С. Н., Воронцова В. Л. Орфографический словарь русского языка.- М., Издательство «Русский язык», 1997.- 684с.

3)      Локшина С. М., Корицкий Б. Ф. Словарь иностранных слов.- М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей 1954. - 853с.

4)      Тихонов А. Н. Морфемно – орфографический словарь – М.: Астрель, 2004.- 928с.

5)      Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Орфоэпический словарь. – М.: Рус. яз., 1984.- 810с.

6)      Жуков А. В. Лексико- фразеологический словарь русского языка.- М., ООО «Издательство Астрель», 2003.- 603с.

7)      Словарь грамматических трудностей русского языка. Розенталь Д. Э., М.А.Теленкова М. А.- Москва. 1987.- 989с.

8)      Хлебинская Г. Ф. «Русский язык в 10-11 классах». М.: «Оникс 21 век», «Мир образования». 2003.- 285с.

9)      Розенталь Э.Д.  «Русский язык», «Дрофа» .1998.- 346с.

10)  Академический словарь русского языка. Москва. «Русский язык». 1985.-342с.

11)  Словарь трудностей русского языка для школьников. Ушакова С. А.:- Москва. 2007.-983с.

12)  Бушуева М.М. «Русский язык. Орфография».- М.:-1994.-667с.

13)  Сборник упражнений по русскому языку. М.:- «Просвещение». 1991.- 203с.

14)  Даль В. И. «Толковый словарь русского языка». М:. ЭКСМО. 2007. - 736с.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

 

-        связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-        смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, культура речи;

-        основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-        нормы речевого поведения в социально культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Оценка устных ответов;

Оценка контрольных работ по тематике разделов;

Наблюдение за подготовкой индивидуальных заданий;

Оценка выполнения индивидуальных заданий;

Оценка тестирования.

Орфографический диктант. Пунктуационный анализ предложения, орфографический диктант, контрольный диктант, участие в дискуссии, анализ текста. Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Разные виды разборов  (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический). Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Рецензирование. Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка.

 

 

 

Уметь:

 

-        осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-        проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидности языка;

-        использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-        извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной ( на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-        применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы.

 

Наблюдение за подготовкой презентаций и (или) рефератов;

Оценка готовых презентаций и (или) рефератов и умения их защитить;

Оценка умений работать с картами, первоисточниками, историческими документами.

Устные сообщения обучающего (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения)

Выборочный диктант с языковым разбором, языковой анализ текста.

Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Лингвистический анализ текста.

Различать виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное.

Работа со словарями:

Творческие работы обучающегося ( статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля).

Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья).

Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование, фронтальный опрос. Доклад обучающегося (учитывается ораторское искусство).

Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения

Фонетический разбор слова, морфемный разбор слова, орфоэпический анализ слова.

Русского литературного языка; соблюдать в практике и на письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем: использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

анализировать  информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)