Адаптированная раочая программа по русскому языку 4 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 18.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 4 класса инклюзивного класса общеобразовательной школы с ОВЗ Вариант 7.2
Иконка файла материала АРП русский язык 4 класс.doc

Cогласовано                                           Приложение к АООП ООО, _________________                             утвержденной приказом от

_________________                            

_________________                             (с изменениями _____________)                        

(Ф.И.О. родителя (законного представителя)                                        

_________________

                          (подпись)

«___» _______ 20 __ г.

                                                                     

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающегося с ОВЗ (вариант 7.2)

русский язык, литература

(название образовательной области)

РУССКИЙ ЯЗЫК

(предмет)

(Ф.И.О. учителя - разработчика)

4 «А» класс

(классы)

2022-2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащегося 4 класса, составлена в соответствии  с Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598, примерной основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для 1-4 классов, на основе примерной программы УМК  «Школа России», на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №20  с задержкой психического развития (вариант 7.2).

Программа по русскому языку предназначена и адаптирована для учащихся 4 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития (вариант 7.2) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

 

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цель программы: формирование коммуникативной компетенции: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

Основные задачи программы:

Коррекционно-образовательные:

­   формировать первоначальные представления о системе и структуре русского языка;

­   формировать умения участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

­   развивать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь;

­   обогащать связную речь словами, словосочетаниями и фразами, на основе которых достигается овладение знаниями в русском языке.

 

Коррекционно-развивающие:

­   развивать произвольное внимание, слуховую и зрительную память, мышление;

­   развивать активность, любознательность, социальные эмоции.

 

 

Коррекционно-воспитательные:

­   воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;

­   развивать коммуникативные способности ребёнка, необходимые для общения со взрослыми и сверстниками, социализации в современном обществе;

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык 4 класс» в 2-х частях (авторы В.П.Канакина, В.Г. Горецкий , издательство:  М.: Просвещение, 2020), рекомендованого Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося

 

            Учащийся поступил в МБОУ СОШ № 20 в сентябре 2017 года в первый класс. По заключению ТМПМПК от 27.09.2018, № 24348, было рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

        Процесс обучения затруднен. У учащегося недостаточно полный объём знаний и представлений об окружающем мире. Учебная деятельность на низком уровне. Школьник знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы недостаточно, слабо ориентируется в основных понятиях времени, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Испытывает сложности при организации учебной деятельности, показывает недостаточно сформированные основные учебные умения и навыки.

У учащегося преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито не в полной мере. Ребёнок испытывает трудности в дифференциации общего и различного, осуществляя умственные операции сравнения, обобщения, классификации. У учащегося замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде подсказок, опора на наглядный материал. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Мальчик не принимает активного участия в ходе урока, так как постоянно отвлекается на посторонние предметы. Наблюдается низкая активность внимания. Учащийся испытывает трудности в переключении с письменных форм работы к устным заданиям. Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания.

Общий темп деятельности медленный. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения - спокойный. Способность к волевому усилию несколько снижена, поэтому ученик часто не доводит начатое дело до конца.

Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. Испытывает трудности в самостоятельном составлении рассказа, пересказа прочитанного текста. Испытывает трудности в словообразовании и словоизменении, то есть в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительного от данного слова, редко в образовании множественного числа от существительных в единственном числе. В самостоятельной речи употребляет простые предлоги, редко сложные (через, около).

Словарный запас ограничен бытовыми словами. При непонимании его окружающими не переживает. Не умеет вести диалог и договориться со сверстниками.  

По характеру уравновешен.  Мальчик любит играть с детьми в подвижные игры. Самостоятельная деятельность носит хаотичный, неорганизованный характер.

К учебе относится с безразличием, учебная мотивация сформирована слабо.

Трудиться любит, выполняет все поручения взрослых. Санитарно-гигиенические правила выполняет.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

       формирование первоначальных представлений о единстве и много­образии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

       развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

       развитие коммуникативных умений;

       развитие нравственных и эстетических чувств;

       развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечивает достижение основных целей изучения предмета:   

       развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

       формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

       формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

       воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса  к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:

       система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

       орфография и пунктуация;

       развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

 Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.

 

Описание места учебного предмета

Организационным разделом основной образовательной программы начального общего образования определен учебный план (примерный учебный план НОО вариант 1), обязательной частью которого предусмотрено изучение русского языка в 4 классе в объёме 102 часов (3 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

       чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

       восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

       доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

       уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

       принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

       ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

       формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

       формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

       развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

       формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

       формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мо­тивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

 

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения.
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

 

Предметные результаты:

·   Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

·   Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

·   Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

·    Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

·   Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

·   Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

·    Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

·    Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

·    Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

 

Содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков  (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав  слова (морфемика). Овладение понятием «родственные   (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и  падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения  глаголов  (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

•  сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;

•  сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;

•  перенос слов;

•  прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•  проверяемые безударные гласные в корне слова;

•  парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•  непроизносимые согласные;

•  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); •  непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

•  гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

•  разделительные ъ и ь;

•  мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

•  соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•  е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);

•  безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•  безударные падежные окончания имён прилагательных;

•  раздельное написание предлогов с именами существительными;

•  раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

•  раздельное написание частицы не с глаголами;

•  мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

•  мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

•  безударные личные окончания глаголов;

•  раздельное написание предлогов с другими словами;

•  знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

•  знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

•  запятая при обращении в предложениях;

•  запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

·      становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

·      принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

·      осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

·      восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

·      понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

·      развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

·      осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

·      уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

·      понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·      развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

·      развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

·      развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

·      развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

·      развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

·      установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния регулятивных УУД:

·               принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·              учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

·               планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со­ответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·               выполнять действия по намеченному плану, а также по инструк­циям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

·               осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

·               выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

·               адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

·               понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

 

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния познавательных УУД:

·               уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

·               записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

·               ориентироваться на разнообразие способов решения учебных за­дач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

·               использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

·              овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

·               осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

·       осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделе­ния комплекса существенных признаков и их синтеза.

 

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирова­ния коммуникативных УУД:

·       уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

·       ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

·       понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

·       строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

·       признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·       стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

·       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·       задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·       уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

·       строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

·       активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

·       применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

 

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирова­ния следующих общих предметных результатов:

    первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

    представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

    позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

    понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

    овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

    приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

    освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме мате­риала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

    овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

    овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

 

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

·         осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

·         практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

·         выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

·         овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

·         оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

·         практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

·         овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

·         пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

·         письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

·         сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

·         составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или по­говорке, по воображению и др.);

·         письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

·         проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

·         пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

   подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  оформлять результаты исследовательской работы;

  редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

 

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

    произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

    характеризовать звуки русского языка: гласные ударные-безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные-непарные твёрдые-мягкие; согласные глухие-звонкие, парные-непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

    соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

    пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфо­эпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

    различать звуки и буквы;

    классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

    знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

    пользоваться при письме небуквенными графическими средства­ми: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

          выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оце­нивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

 

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем раз­делам курса.

Обучающийся научится:

осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  оценивать уместность использования слов в устной и письмен­ной речи;

  подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  работать с разными словарями;

  приобретать опыт редактирования предложения (текста).

 

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  различать изменяемые и неизменяемые слова;

  различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в слож­ных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

  находить корень в однокоренных словах с чередованием соглас­ных в корне;

  узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выде­лять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать сло­ва к заданной модели;

  понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставка­ми (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

  разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  подбирать однокоренные слова и формы одного и того же сло­ва с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

 

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по ча­стям речи;

  распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

  пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

  определять грамматические признаки имён существительных - род, склонение, число, падеж;

  определять грамматические признаки имён прилагательных - род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме - лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  распознавать неопределённую форму глагола; определять грамма­тические признаки глаголов - время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единствен­ном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме - лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

  различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

  понимать роль союзов и частицы не в речи;

  подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать ча­сти речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  склонять личные местоимения, соотносить личное местоиме­ние в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  различать родовые и личные окончания глагола;

  наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологиче­ского разбора;

  находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

 

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  различать предложение, словосочетание и слово;

  устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

  соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  находить в предложении обращение;

   выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

 

1.      Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2018.

2.      Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобр. учреждений/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2019.

3.      Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 4 класс. – М.: ВАКО, 2018.

4.      Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобр. учреждений.- М.: Просвещение, 2018.

5.      Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс. / О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – М.: Просвещение 2018.

6.      Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией   Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

7.      Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

8.      Комплект таблиц для начальной школы  по русскому языку.

9.      Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык 4 класс.

10.  Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Основные правила и понятия 1-4 класс.

11.  Интерактивное учебное пособие «Русский язык». 4 класс

 

Календарно-тематическое планирование

 

Дата план

Дата факт

Тема урока

Коррекционная работа

1

 

 

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Морфологический разбор имени существительного.

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

2

 

 

Текст и его план. Значение и употребление в речи имен прилагательных.

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

3

 

 

Типы текстов. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Коррекция и развитие активного словаря, памяти

4

 

 

Стартовая контрольная работа.

Коррекция и развитие активного словаря, памяти

5

 

 

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Роль имен прилагательных в тексте.

Коррекция и развитие активного словаря, памяти

6

 

 

Диалог. Обращение. Изменение имен прилагательных по родам.

Коррекция и развитие активного словаря, памяти

7

 

 

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Изменение имен прилагательных по числам и падежам.

Коррекция и развитие активного словаря, памяти

8

 

 

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста «Первая вахта».

Коррекция и развитие активного словаря, памяти

9

 

 

Работа над ошибками. Словосочетание.

Коррекция грамматического строя речи

10

 

 

Однородные члены предложения (общее понятие).

Коррекция грамматического строя речи

11

 

 

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Морфологический разбор имени прилагательного.

Коррекция грамматического строя речи

12

 

 

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного предложения. Личные местоимения.

Коррекция грамматического строя речи

13

 

 

Контрольный диктант по теме «Предложение».

Коррекция грамматического строя речи

14

 

 

Слово и его лексическое значение. Значение и употребление глаголов в речи. Неопределенная форма глагола.

Коррекция грамматического строя речи

15

 

 

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Изменение глаголов по числам.

Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

16

 

 

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану «Рыбаки».

Коррекция грамматического строя речи

17

 

 

Работа над ошибками. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Изменение глаголов по временам.

Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении

18

 

 

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Род глаголов в прошедшем времени.

Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении

19

 

 

Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении

20

 

 

Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание частицы не с глаголами.

Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении

21

 

 

Работа над ошибками. Правописание приставок и суффиксов. Морфологический разбор глагола.

Коррекция мышления на основе упражнений в обобщении

22

 

 

Контрольный диктант за I четверть.

Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

23

 

 

Работа над ошибками. Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

24

 

 

Склонение имён существительных и имён прилагательных.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

25

 

 

Наречие как часть речи.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

26

 

 

Р.р. Обучающее изложение повествовательного теста «Отважный поступок».

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

27

 

 

Работа над ошибками. Правописание наречий.

Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении

28

 

 

Распознавание падежей имён существительных.

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

29

 

 

Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок «Журка».

Коррекция фонематического слуха и восприятия

30

 

 

Работа над ошибками. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.

Коррекция фонематического слуха и восприятия

31

 

 

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Коррекция фонематического слуха и восприятия

32

 

 

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста «Птенцы».

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

33

 

 

Работа над ошибками. Три склонения имён существительных (общее представление). 1 склонение имён существительных.

Коррекция фонематического слуха и восприятия

34

 

 

2 склонение имён существительных.

Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

35

 

 

Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

36

 

 

Работа над ошибками. 3-е склонение имён существительных.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

37

 

 

Упражнение в распознавании имён существительных 3 склонения.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

38

 

 

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

39

 

 

Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3 склонения единственного числа. Проверка безударных окончаний имен существительных.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

40. КР

 

 

Контрольная работа по теме «Части речи».

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

41

 

 

Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

42

 

 

Правописание окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

43

 

 

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

44

 

 

Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже.

Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

45

 

 

Диагностическая комплексная работа.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

46

 

 

Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

47

 

 

Склонение имён существительных во множественном числе.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

48. КР

 

 

Контрольная работа за I полугодие.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

49

 

 

Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных множественного числа.

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

50

 

 

Родительный падеж имён существительных множественного числа

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

51

 

 

Правописание окончаний имён существительных во множественном числе в родительном падеже.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

52

 

 

Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок «Три друга».

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

53

 

 

Работа над ошибками. Дательный, творительный, предложные падежи имен существительных множественного числа.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

54

 

 

Обобщение по теме «Имя существительное».

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

55

 

 

Р.р. Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста «Купание медвежат»

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

56

 

 

Работа над ошибками. Роль имен прилагательных в языке. Образование имен прилагательных.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

57

 

 

Род и число имён прилагательных.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

58

 

 

Р.р. Обучающее сочинение по серии картинок «На льду».

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

59

 

 

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

60

 

 

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах.

Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

61

 

 

Р.р. Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста «Лосиха».

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

62

 

 

Работа над ошибками. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

63

 

 

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

64

 

 

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных».

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

65

 

 

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

66

 

 

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

67

 

 

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

Корркция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе;   развитие зрительного восприятия

68

 

 

Контрольное списывание.

Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

69

 

 

Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода.

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

70

 

 

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

71

 

 

Контрольное изложение.

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

72

 

 

Работа над ошибками. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

73

 

 

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

74

 

 

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

75. КР

 

 

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

76

 

 

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

77

 

 

Личные местоимения.

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

78

 

 

Изменение личных местоимений 1 и 2 лица по падежам.

Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия

79

 

 

Р.р. Обучающее сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

80

 

 

Работа над ошибками. Изменение личных местоимений 3 лица по падежам.

Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля

81

 

 

Роль глаголов в языке.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

82

 

 

Контрольный диктант за III четверть.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

83

 

 

Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

84

 

 

Спряжение глаголов.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

85

 

 

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

86

 

 

I и II спряжение глаголов настоящего и будущего времени времени.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

87

 

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

88

 

 

Р.р. Обучающее изложение на основе слухового восприятия текста «Медвежья смекалка»

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

89

 

 

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

90

 

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

91

 

 

Возвратные глаголы.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

92

 

 

Всероссийская проверочная работа. Часть 1.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

93

 

 

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

94

 

 

Всероссийская проверочная работа. Часть 2.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

95

 

 

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

96

 

 

Обобщение по теме «Глагол».

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

97

 

 

Контрольный диктант за 2020-2021учебный год.

Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

98

 

 

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол».

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

99

 

 

Язык. Речь. Текст.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

100

 

 

Словарный диктант. Предложение и словосочетание.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

101

 

 

Р.р. Обучающее сочинение «Письмо учителю»

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

102

 

 

Работа над ошибками. Лексическое значение слова.

Развитие воображения, быстроты мышления, навыков грамотного письма

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru