«Изобразительная деятельность с применением
нетрадиционных техник рисования»
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок!»
«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир»
Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей, но уже старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладывается фундамент для творческого развития, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Изобразительная деятельность - один из видов занятий, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы. Занимаясь изобразительной деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками художника, осуществляет свои творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает художественный вкус, развивает зрительную восприятие, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка, а овладение как можно большим числом разнообразных изобразительных техник позволит обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для успешного развития творческих способностей дошкольников.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания. Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумагу кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, далее будут перечислены техники, способствующие этому.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.
Сущность, эффективность и новизна.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона развития ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.
В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". А именно, внедрения нетрадиционного рисования. Потому, что использование разнообразных техник вызывает у детей только положительные эмоции, дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно - образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Задачи в работе с детьми:
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
Новизной и отличительной особенностью опыта по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
Педагогический опыт применения данных нетрадиционных техник пока не систематизирован, не обобщён и не представлен (в должной степени) в современных образовательных программах.
Они не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», являются скорее экспериментальными и только начинают свою историю, хотя известны много лет.
В системе работы используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой за данности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный.
Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения НОД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.
Теоретическое обоснование опыта.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации
Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Задача педагога - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Такие исследователи как: Никитина А. В., Давыдова Г. Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Существует классификация А. В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника применяется в определенном дошкольном возрасте.
Давайте рассмотрим её.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• оттиск поролоном или печатками из ластика;
• фотокопия (восковые мелки и акварель);
• фотокопия (свеча и акварель);
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• кляксография обычная и с трубочкой;
• монотипия пейзажная и предметная;
• печать по трафарету.
Рассмотрим каждую нетрадиционную технику в отдельности.
Тычок жесткой полусухой кистью
В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.
Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон.
Фотокопия
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается незакрашенным.
Печать по трафарету
Изображение получается путем прижимания печатки или поролонового тампона к штемпельной подушечке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, следует брать другой тампон и трафарет.
Монотипия предметная
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину предмета (предмет должен быть симметричным). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, так же складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает жидко разведенную гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Потом лист накрывается другим листом и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже и дорисовываются детали.
Кляксография с трубочкой
Как и в обычной кляксографии ребенок зачерпывает пластиковой ложкой жидкую гуашь, выливает ее на лист, делая небольшое пятно. Отличие происходит в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубочку. Важно, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется, если это необходимо. Можно дорисовать недостающие детали.
Отпечатки листьев
Способ получения изображения: ребенок покрывает литок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Монотипия пейзажная
Как и в предметной монотипии, лист бумаги скалывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, которая предназначена для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисунки из ладошки
Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Каждая из этих техник - маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя раскованнее, выражать свое творческое начало и свое собственное "Я".
Требования к образовательному процессу.
Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникампредполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования:
• экспериментирование;
• знакомство с нетрадиционной техникой;
• творческое преобразование;
• получение оригинального рисунка;
• использование приобретенного опыта.
Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и т. д.
Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.
Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Методическое обеспечение опыта:
Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы:
· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);
· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);
· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Интеграция всех образовательных областей:
· Социально-коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Форма и методы реализации программы:
· Групповая и индивидуальная работа с детьми;
· Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
· Мастер - классы с педагогами и родителями;
· Консультации для родителей и педагогов;
· Публикация информации на сайте ДОУ;
· Оформление предметно-окружающей среды.
Виды используемых техник нетрадиционного рисования.
· Рисование песком;
· Печать листьями;
· Рисование мятой бумагой;
· Кляксография с трубочкой;
· Печать по трафарету;
· Монотипия предметная;
· Монотипия пейзажная;
· Пластелинография;
· Рисование свечкой;
· Оттиск пенопласта;
· Рисование пеной для бритья;
· Оттиск поролона;
· Рисование солью;
· Рисование ладошкой;
Материал:
Наборов разнофактурной бумаги.
Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
Художественно-изобразительного материала.
Нетрадиционных инструментов для художественного творчества.
Образцов рисунков по различным нетрадиционным техникам;
Демонстрационного наглядного материала.
Формы подведения итогов в конце года реализации опыта:
Проведение выставок детских работ
Проведение открытого мероприятия
Проведение мастер-класса среди педагогов
Сообщение опыта работы на педсовете
Предполагаемый результат:
· Инициативность;
· Самостоятельность;
· Любознательность;
· Наблюдательность;
· Воображение, фантазия, образное мышление;
· Творческие способности;
· Склонность к экспериментированию;
· Способность к принятию решений.
Как писалось ранее, рисование имеет огромное влияние на всестороннее развитие личности.
Как же нетрадиционные техники рисования способствуют развитию ребенка?
Ответ на этот вопрос, не пришлось искать в книгах, он пришел самостоятельно, в ходе работы с детьми с использованием нетрадиционных техник рисования.
Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается фантазия, воображение, возникает желание придумывать новые композиции.
Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.
В-третьих, у детей развивается координация движений.
Помимо этого в процессе использования нетрадиционных техник рисованияу ребенка развивается наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Происходит активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Заключение.
В ходе моего исследования была изучена и проанализирована научно-методическая литература по развитию рисования в дошкольном возрасте, выявлены виды классического рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности.
В процессе рассматривания вопроса о нетрадиционных техниках рисования были выявлены такие техники как: монотипия, кляксография, фотокопия, оттиск, граттаж, фроттаж, рисование пальцами и ладошками, рисование мятой бумагой, рисование по мокрому, тычок жесткой полусухой кистью, ватной палочкой, рисование свечей и акварелью, рисование восковыми карандашами и акварелью, солью, отпечатки листьями, цветами, печать по трафарету, пластилинография.
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников
Таким образом, поработав в этом направлении , могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Это видно по результатам диагностики.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникойизображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Можно сказать о том, что нетрадиционные техники рисования целесообразно использовать в дошкольном возрасте, т. к. они могут помочь детям лучше усвоить классическое рисование, а также сохранить интерес к изобразительной деятельности на долгие годы.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/568511-metodicheskaja-razrabotkaizobrazitelnaja-deja
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.