Изобразительно-выразительные средства языка
Оценка 4.9

Изобразительно-выразительные средства языка

Оценка 4.9
Контроль знаний +1
docx
русский язык
5 кл—9 кл
06.10.2018
Изобразительно-выразительные средства языка
Цели: коррекционно-развивающие: развивать логику мышления; уметь читать выразительно стихи, развивать языковое чутье, наблюдательность, знать переносное значение слов. Образовательные цели: расширить знание о тексте; стимулировать речевую активность, познакомить с эпитетами, сформировать представления об олицетворении, уметь их находить в текстах, знать их назначение; обогащать словарь эпитетами, олицетворениями, уметь анализировать стихи. Воспитательные цели: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии, к природе, уметь подмечать необычное в природе, развивать творчество, повышать речевую активность. Оборудование: репродукции картин, музыка, индивидуальные карточки, интерактивная доска.
знанио.docx
Открытый урок по логопедии. «Изобразительно ­ выразительные средства языка» ( эпитеты, олицетворения). Цели: коррекционно­развивающие: развивать логику мышления; уметь читать выразительно стихи,  развивать  языковое чутье, наблюдательность, знать переносное значение слов. Образовательные цели: расширить знание о тексте; стимулировать речевую активность, познакомить с  эпитетами, сформировать представления об олицетворении, уметь их находить в текстах, знать их  назначение; обогащать словарь эпитетами, олицетворениями, уметь анализировать стихи. Воспитательные цели: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к поэзии, к природе, уметь  подмечать необычное в природе, развивать творчество, повышать речевую активность. Оборудование: репродукции картин, музыка, индивидуальные карточки, интерактивная доска. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Оргмомент. Настраиваемся на хорошее, сконцентрируемся на главном: работать творчески, «с огоньком». 2. Цель урока: познакомимся с некоторыми изобразительно­выразительными средствами языка. РЕЧЕВАЯ   РАЗМИНКА:   Перед   вами   части   стихов,   в   которых   разные   поэты   нарисовали   картины природы. ЗАДАНИЕ: 1. Прочитайте, попробуйте восстановить тексты. 2. Какие картины возникли в вашем воображении? (интерактивная доска). … картина. Как ты мне родна: … равнина, … луна Свет небес…, и …снег. И саней…  … бег. … рябина мокнет под окном; … картина! Тучи без конца Дождик так и льется. Лужи у крыльца… А.Фет. ( Чудная, белая, полная, Высоких, блестящих, далеких, одинокий)      Осень, к нам пришла? смотрит деревушка… пятном. Что ты рано в гости, Еще просит сердце света и тепла! А.Плещеев ( Скучная, чахлая, сереньким). 3. Беседа. Как вы думаете, приятны ли автору воспоминания об этой картине? Докажите. Какая эта картина? Какое время года рисует поэт? Ночь темная или светлая? Какая луна в эту ночь? ( Полная ­ полнолуние. Луна освещает снег) Какой снег? (блестящий) Какое время года рисует  Плещеев? Радует ли его осень? Докажите. Задание:   подберите   к   словам   –   рябина,   пятном   подходящее   по   смыслу   (   одинокая,   темны)   слово. Одинаковы   ли   по   настроению   эти   стихи?   Как   надо   читать?(   приподнято,   с   грусть.)   эмоциональная окраска. Передать настроение возвышенности, грусти, печали. Какая музыка? Выразительное чтение под музыку. 4. В каком стиле написаны стихи? ( в художественном) Перечислите слова, которые помогли автору нарисовать эти картины ( чудная, белая, полная, высоких, блестящая,   далеких,   одинокий.   Скучная,   чахлая,   сереньким).   Они   называют   характерные     признаки явлений. На какие вопросы они отвечают? Вывод: слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопросы какой? (­ая,­ое,­ие)­ ЭПИТЕТЫ. Повесить на доске, запись в тетрадях. Они   могут   быть   эмоционально   окрашенными,   помогают   автору   нарисовать,   а   читателю   представить какую­ либо картину. Задание: Выделите эпитеты. А) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду…     С. Есенин. Б) Ветерок веселый робок и застенчив… В) наш колодец – это дом с озорным жильцом – ведром. Г)Как на площади народ собирается, Заунывный гудит – воет колокол, Разглашает всюду весть недобрую… С.Есенин. Д.Кикин. М. Лермонтов. Д)Пред глазами конный ряд: Два коня в ряду стоят, Молодые, вороные, Вьются гривы золотые, В мелки кольца завитой Хвост струится золотой… П.Ершов. Е) Милая добрая, старая, нежная, с думами грустными.. ( о матери) С.Есенин. ВЫВОД: Эпитеты используются для передачи настроений, чувств, оценки чего­либо привлекательность или наоборот. 6.Задание: Объедините тексты по сходству темы.  Какая эмоциональная окраска? Назовите эпитеты. ­ Клен ты мой опавший, клен заледенелый… Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? ­ Кроет уж лист золотой    Влажную землю в лесу… ­ Осень. Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят. ­Из­ за леса, леса темного, Подымалась красна зорюш­ ка, надвигалась туча черная. ­ Из­ за дальних лесов, из­за синих гор. По тесовым кровелькам играючи, Тучи серые разгоняючи. Заря алая подымается. ­Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми, Как красавица, глядя в зеркальце.  В небо чистое смотрит, улыбается. ( Психологическая разминка на развитие смысловой памяти, логического мышления) Задание: Я называю 10 слов, а вы должны подобрать слова, подходящие по смыслу, по ассоциациям ( например: корова­ молоко), но записываете только свои варианты, а мои слова вы должны будете повторить устно. Зима, собака, лес, песня, река, дождь, весна, счастье, цветы, Пушкин. (Снег, лает,    волк, мелодия, берег, лужи, ручьи, радость поле, «У лукоморья дуб… » 7. Мы много прочитали стихов: веселых, грустных, нежных, об осени, о маме… Поэты пишут о разном, интересном, а вот вы если были бы поэтами, о чем бы вы написали? ( ОПРОС). А вот латышский поэт Марс Чаклайс назвал свое стихотворение «Крыши», узнаем о чем оно, что интересного вы узнали? ( чтение учеником) КРЫШИ. Утренний гудок услыша, в городе проснулись крыши. Раскраснелась черепица, ей на солнышке не спится. Солнце веки распахнуло, с неба крышам подмигнуло Много повидали крыши: трубочистов и мальчишек. Воробьев и галок важных, змеев ветреных бумажных. Облаков, салютов звездных, дождиков, ночей морозных… В небеса всю жизнь смотрели­ и ничуть не постарели. Беседа. Понравилось стих­ие? Чем оно интересно? Как будем читать ?( замедленно, как бы потягиваясь, быстро, с озорством, с удовлетворением) В каком значении употреблены слова, изображающие как живые существа: крыши, черепицу, солнце? – в переносном смысле. Лексическое значение слова черепица – кровельный материал в виде глиняных, цементных пластинок. 8. Вывод: Слова, употребленные в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа­ олицетворения. Эта та же метафора, ее разновидность. 9. Коллективная работа. Выделите олицетворения. Покраснела рябина, посинела вода.  Месяц, всадник унылый, уронил повода.   Отсвистали жаворонки всласть. Скинуло кафтан зеленый лето, Ах, я сам в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. Осень в шубу желтую одета, По лесам с метелкою прошлась. Воет лютая пурга, На дворе кругом снега. Возле дома две березы Поседели от мороза. 10. Сочинение сказки ( под музыку). Целевая   установка:   сочинить   небольшую   сказку   «О   чем   рассказала   крыша?»,   используя   олицетворения ( действующие лица: осень, весна, деревья, облачко, солнце и т.д. Вариант: Жила­ была крыша. Это была удивительная крыша. Немало повидала она на своем железном веку. Она все слышала, радовалась, когда светило солнце, ежилась, когда дули холодные пронизывающие ветры, подставляла  свой железный бочок первым весенним лучам солнца. Часто она беседовала со своим давним другом­ старым тополем. Тополь своим мощными стволами часто укрывал крышу от зноя, от злых ветров, нежно гладил ей щеку первыми клейкими листочками. 11. Итог занятия. Сегодня мы много интересного узнали, много читали стихов. Я надеюсь, что вам будет интересно в дальнейшем читать стихи. Потому что в них очень богатый, увлекательный мир прекрасного, прикоснитесь к этому источнику и никогда не уставайте восхищаться и удивляться этому миру! ЗАДАНИЕ: 1. Отредактируйте свои сказки. 2. Вспомните примеры олицетворений в других изученных произведениях. СПАСИБО ЗА УРОК!

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018