«Волшебное слово Священного писания…»5 класс

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данной работы – раскрытие благотворного действия библейских рассказов на формирование моральных устоев в обществе, о влиянии на детей в дальнейшем постижении жизненной мудрости.Вся мировая культура – музыка, живопись, литература, театр – пронизана идеями Библии, в той или иной степени содержит её элементы, без знаний библейских заповедей, сюжетов, библейских выражений невозможно приобщиться к великой культуре. Цель данной работы – раскрытие благотворного действия библейских рассказов на формирование моральных устоев в обществе, о влиянии на детей в дальнейшем постижении жизненной мудрости. Мир Библии, к которому учитель приходит с учениками, глубокими связями соединен с народным творчеством и мироощущением народа. Поэтому несколько историй Ветхого Завета смогут дать ученикам представления о вечных проблемах, которые всегда волновали человека и человечество. Таким образом, в контексте эстетического литературного образования чтение библейских рассказов – приобщение к миру культуры и искусства.слово
Иконка файла материала слово.docx
«Волшебное слово Священного писания…» (Из опыта изучения библейских рассказов в 5­8 классах) Вся мировая культура – музыка, живопись, литература, театр – пронизана идеями Библии, в той или  иной степени содержит её элементы, без знаний библейских заповедей, сюжетов, библейских  выражений невозможно приобщиться к великой культуре. Цель данной работы – раскрытие  благотворного действия библейских рассказов на формирование моральных устоев в обществе, о  влиянии на детей в дальнейшем постижении жизненной мудрости. Мир Библии, к которому учитель  приходит с учениками, глубокими связями соединен с народным творчеством и мироощущением  народа. Поэтому несколько историй Ветхого Завета смогут дать ученикам представления о вечных  проблемах, которые всегда волновали человека и человечество. Таким образом, в контексте  эстетического литературного образования чтение библейских рассказов – приобщение к миру  культуры и искусства. Включение в курс изучения литературы библейских рассказов было в свое время значительным  событием. В 5­ом классе по программе Т. Ф. Курдюмовой учащимся были предложены следующие  библейские рассказы: «Кто сотворил мир », «Кто сотворил человека », «Каин и Авель», «Ной»,  «Ковчег», «Потоп» и «Вавилонская башня». Урок начинается со вступительной беседы с учащимися: ­ Что вы знаете (слышали от родных или читали) о библейских рассказах, а также о церковных  праздниках. С чем они связаны? Учащиеся отвечают, что знают праздники Рождества Христова,  который отмечается 7 января, и Пасха, когда красят яйца и поздравляют друг друга. После  вступительной беседы продолжаем чтение рассказов «Кто сотворил мир» и др. Далее в течение трех уроков читали рассказы, отвечали на интересующие всех вопросы – ребятам  интересно было узнавать о том, как согласно Библии был сотворен мир, как появился первый человек  на земле. Дома выполняли творческие работы по прочитанным рассказам, вот отрывки из работ учащихся 5­го  класса: «Из Библии я узнала много историй, но особенно мне запомнился рассказ «Кто сотворил  человека». Когда Бог сотворил растения и животных, не доставало только одного – человека. Он  сотворил человека по образу и подобию своему и сказал: «Пусть он будет господином всех зверей и  всей земли!». Человека звали Адам. Он навел на него крепкий сон, вынул из его груди одно ребро и из  этого ребра создал жену. Её звали Ева – пишет ученица – Мне чтение Библейских рассказов очень  понравилось, потому что интересно. Эти истории учат верить в Бога или нет, рассказывают о том, что  было до нашего времени». – «Библия учит нас думать, еще знать о том, что было раньше. Также учит хорошим манерам. Мне  особенно понравились легенды «Каин и Авель», «Потоп» и другие. Я осуждаю Каина, который убил  своего брата. Мы знаем, что человек никогда не должен поступать так». – «Мне запомнился рассказ о Ное. Когда люди огорчали, не любили Бога, он их наказывал. Легенды  учат доброму. Я очень люблю рассказы Библии». – «В Библии красочно описывается сотворение нашего мира. Наш мир создал Милосердный Бог. В  первый день Бог создал свет, то есть солнце, а на второй день траву и деревья, много животных и  птиц. Первыми людьми были Адам и Ева. Библия учит быть честными и жизнерадостными, жалеть  других. А если не будешь честным, то Бог накажет тебя. Например, человек может заболеть». – «Мы из Библии узнали, что нельзя быть злыми и эгоистичными, Бог этого не любит. И еще мы узнали, что Бог создал первых людей: Адама и Еву. У них было два сына: Каин и Авель. Авель был добрый ичестный, а Каин злой и от зависти убил своего родного брата. Бог наказал его за это. Так что мы  должны быть честным. Библейские легенды учат справедливости. Все дела нужно делать от глубины  души и тогда все получится хорошо. Надо, чтоб люди не обижали друг друга и относились друг другу с  уважением». – «Библия учит быть терпеливыми, милосердными, добрыми». – «Библия состоит из семидесяти семи отдельных книг и она писалась более тринадцати веков. Она  учит быть справедливыми и мудрыми». – «Библия учит быть добрыми и уважать людей. И чтобы люди не убивали друг друга. Мне  запомнилась легенда о Каине и Авеле. Каин от зависти убил своего брата. После этого он всего  боялся, ему казалось, что перед ним лежит его мертвый брат. Я не хочу поступать как этот человек. Я  со своими старшими братьями живу мирно». Вот так поделились своими мыслями о Библии, о своей будущей жизни учащихся 5­го класса. Эти уроки учили добру, справедливости, милосердию. По ходу изучения библейских рассказов дети также  учились выразительному чтению, навыкам пересказа текста, составляли рассказы по иллюстрациям в  учебнике, писали творческие работы, по сюжетам рассказов задавали вопросы. Урок в шестом классе начинается с чтения легенды о Рождестве Христова. После подготовительной  работы мы приступаем к чтению текста легенды. Перед работой с текстом проводим словарную  работу: Вифлеем – город в Палестине, Вифлеемская звезда – яркое сияние, которое появилось с  рождением Христа, волхвы – восточные мудрецы, ладан – ароматическая смола, душистый дым,  который используется во время богослужения, смирна – благовонная мазь, предохраняющая тело от  тления. Событий в ней настолько много, и они проникнуты таким глубоким драматизмом, что кажется  целесообразным после прочтения текста составить его план – иначе некоторые эпизоды могли бы  ускользнуть от внимания учащихся. Вместе с учителем ученики составляют план текста. После чтения  и составления плана работы приступаем к анализу прочитанного. Учащимся легенда понравилась,  оказывается, о ней много слышали, отмечали этот праздник. От древних времен до наших дней дошел  обычай наряжать ёлку на Рождество, петь песни, в русских деревнях разыгрывали целые спектакли,  где действуют волхвы, пастухи. В рождественские дни – Святки у славян было принято ходить  ряжеными, кататься на санях. После проведенных уроков в 5­6 классах по библейским рассказам, приходим к выводу, что уроки  изучения Библии благотворно влияют на душу и сердца ребят, обогащают, делают нашу жизнь  интересной и содержательной. В 6­ом классе также был проведен урок развития речи по литературе «Чему учат нас Заповеди  «Библии» и Учения Айыы якутского народа» с целью знакомства с Заповедями «Библии», культурного  памятника Православия, чтения и осмысливания их для себя; чтение и осмысливание правил Учения  Айыы, научить учащихся соблюдать эти Правила, сравнить и найти общее в Заповедях «Библии» и  Учения Айыы. Итогом работы на 2­х уроках стало сочинение «Чему учат нас Заповеди «Библии » и  Учения Айыы». Вот отрывки из сочинений шестиклассников: «Урок нам очень понравился, потому что давно я хотел  узнать о библейских героях, о заповедях Библии. Хотя Библию читают и знают многие, в мире есть  много несправедливости: голод, насилие, войны. Если бы все жили по заповедям Библии, то жить  было бы легче, и все были бы счастливы. Человек, который совершает преступления, делает плохое не только себе, но и своим родным »; «На этом уроке я узнала много полезного для своей жизни. В  заповедях Библии и правилах нашего народа есть много общего: «почитай отца и мать», «не убивай» –  «елерумэ, алдьатыма», «не кради» – «ымсыырыма, уорума», «кырдьыгы тутус» и др. Если человекбудет придерживаться таких правил в своей жизни, то у него останется много времени на настоящие  дела», «На уроке я читала стихи Пушкина, Лермонтова, учила наизусть стихотворение Ф.Ассизского  «Молитва о мире». Я думаю, что верующим людям молитвы помогают жить. Я хотела бы, чтобы в моей  жизни тоже были такие волшебные силы, которые помогают в трудные минуты»; «Моя бабушка тоже  соблюдает религиозные праздники: Рождество, Масленицу, Пасху и др. Мне эти праздники нравятся,  потому что в них есть какая­то торжественность. Она водила меня к священнику крестить»; «В нашем  школьном музее есть иконы с изображением святых. Когда я была маленькая, их боялась. А сейчас я  знаю об их жизни. В якутском и русском народе есть одинаковые правила. В своей жизни я  постараюсь их соблюдать, потому что не люблю, когда обманывают и идет война. Я хочу, чтобы люди  не обижали друг друга, только помогали» В 8­ом классе изучается статья Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» и проводится  работа по картине М. Нестерева. После работы по картине ребята пересказывают её содержание и  высказывают своё мнение: «На этой картине я вижу Варфоломея, который отправился искать  заблудившихся жеребят. И вдруг он увидел молящегося старца под деревом и подошёл к нему. Видно  старец узнал его и захотел помочь. Эта картина волшебная, потому что рассказывает о том, что  произошло чудо. После встречи со старцем Варфоломей стал грамотным и легко запоминал псалмы.  Эта картина волшебная, потому что рассказывает о том, что произошло чудо». Сейчас по прошествии многих лет я хочу сказать, что ребята, о которых речь идёт в этой работе,  выросли, закончили школу, университет и другие учебные заведения, получили специальность,  работают, некоторые из них уже создали семьи, но думаю, что никто из них не забудет той искорки в  душе, зажжённой от пламени священного огня Библии. Наши дети почувствовали радость,  наслаждение прекрасным и счастье знакомства с добрыми традициями и обычаями русского народа.

Посмотрите также