КОМПОЗИЦИЯ
(от лат. compositio - составление - связывание)
построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.
Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ
закон цельности
закон типизации
закон контрастов
закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу
ЗАКОН ЦЕЛЬНОСТИ
Произведение искусства воспринимается как единое целое
Неделимость композиции
(нахождение конструктивной
идеи, которая способна
объединить все компоненты
будущей картины в одно целое)
Связь и взаимная согласованность
всех элементов композиции
(исходя из конструктивной идеи,
выделяется центр внимания,
подчиняющий второстепенное)
Неповторимость элементов
композиции (формы, размеры,
пятна, интервалы, характеры,
типы, жесты)
ЗАКОН ТИПИЗАЦИИ
(закон жизненности)
Типичность характеров
и типичность обстоятельств,
в которых развивается
действие в композиции
(создание художественного образа,
в котором через характерное
передается типическое,
через единичное – общее)
Передача в произведении
искусства ощущения движения,
развития действия во времени
(найти в изображаемом событии
и выделить кульминационный
момент, содержащий признаки
предыдущего и намеки на
последующее развитие
данного события)
Новизна (художественный образ
должен нести в себе эстетические
качества и новизну композиционного решения)
ЗАКОН КОНТРАСТОВ
Контрасты* являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность
В композиции применяются
контрасты характеров,
фактур, материалов,
плоскостей и объемов,
силуэтов, света и тени,
теплых и холодных цветов,
контрасты величин
(большого и малого),
контрасты в построении
сюжета (контрасты положений,
психологические контрасты).
*Контраст - это сочетание противоположного в зрительном восприятии
Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу
требует:
Учета соотношения объемов (количественные и качественные), цвета, света, тона и формы
Передачи ритма и пластики движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии
Определение отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции.
Какова конструктивная идея композиции?
Что является композиционным центром?
В чем проявилась типичность в композиции?
Как автор передает движение в пространстве (во времени)?
В чем проявилась новизна композиции?
Как в картине работает закон контрастов?
Рассмотрите композицию и ответьте на вопросы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.