МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.И.АЛТЫНСАРИНА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
учебная программа
для 5-6 классов уровня основного среднего образования
Астана
Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115.
Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Изобразительное искусство: Учебная программа для 5-6 классов уровня основного среднего образования. – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. – 13 с.
© Национальная академия образования
им. И.Алтынсарина, 2013.
Приложение 45
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года №115
Типовая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-6 классов уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления духовной деятельности личности.
3. Цели обучения:
1) воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
2) обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народа Казахстана и других стран;
3) развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
4) воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия учащихся средствами искусства;
5) воспитание интереса и любви к народному творчеству;
6) развитие наблюдательности и зрительной памяти;
7) развитие художественного вкуса, аналитических способностей и эстетической мотивации учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
4. Задачи обучения:
1) развитие способности к выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2) знакомство с основами изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции;
3) знакомить с теплыми и холодными цветами и научить их различать;
4) знакомство с видами изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, дизайн, архитектура) и жанрами (пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический и т.д.);
5) овладение художественными навыками (работа с различными материалами и освоение различной изобразительной техники);
6) развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
7) развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
8) улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера учащихся;
9) знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно-пространственных приемов.
5. Учебный материал представлен 4 блоками:
1) роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества;
2) духовно-нравственные проблемы жизни и искусства;
3) язык пластических искусств и художественный образ;
4) виды и жанры пластических искусств.
6. Специфика деления на блоки:
1) первый блок раскрывает содержание учебного материала;
2) второй блок даёт инструментарий для практической реализации учебного материала;
3) третий блок намечает духовно-нравственную, эмоционально-ценностную направленность тематики заданий;
4) четвертый блок содержит виды и условия деятельности.
7. Блоки раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную и в разной мере присутствуют почти на каждом уроке, в комплексе все блоки направлены на решение задач общего художественного образования и воспитания.
8. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с дисциплинами:
1) «Русский язык»: формирование выразительной, правильной, логически грамотной речи при анализе произведений искусств; развитие творческого воображения и фантазии при наблюдении объектов изображения;
2) «Литература»: обогащение словарного запаса на материале рисунков; развитие умений сравнивания и сопоставления прочитанного и увиденного;
развитие умений описывать возможные иллюстрации к прочитанному тексту; изображение в материале прочитанного текста;
3) «Музыка»: использование музыкальных произведений при работе над рисованием;
4) «Самопознание»: использование объектов природы, окружающего мира в качестве объектов для рисования; использование жизненного опыта, материала экскурсий в процессе рисования по памяти, воображению;
5) «Математика»: использование пространственных понятий (выше, ниже, дальше, ближе, справа, слева и др.), длины и ширины, геометрических форм в рисунке; обогащение речи математическими терминами;
6) «Технология»: развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; использование поделок художественного труда для рисования и лепки;
7) «Физическая культура»: проведение разминок, подвижных игр.
9. В соответствии с типовым учебным планом количество часов в 5-6 классах составляет 68 часов (в неделю 1 час).
2. Базовое содержание учебного предмета
10. Блок 1. «Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества»:
1) роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и в развитии культуры, истоки и смысл искусства, искусство и мировоззрение, народное традиционное искусство, роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры, исторические эпохи и художественные стили, целостность визуального образа культуры;
2) роль художественной деятельности человека в освоении мира;
3) выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы;
4) отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи, художественно-эстетическое значение исторических памятников, роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины;
5) художественный диалог культур, пространственно – визуальное искусство разных исторических эпох и народов, особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока;
6) основные художественные стили и направления в искусстве, великие мастера изобразительного искусства мира, крупнейшие художественные музеи мира;
7) роль искусства в создании материальной среды жизни человека, роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека;
8) изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире;
9) изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире, роль музея в современной культуре.
11. Блок 2. «Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства»:
1) выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека;
2) традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве;
3) образы мира, защиты Родины в жизни и в искусстве;
4) народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни;
5) взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.
12. Блок 3. «Язык пластических искусств и художественный образ»:
1) специфика художественного изображения, художественный образ – основа и цель любого искусства, условность художественного изображения, реальность и фантазия в искусстве;
2) средства художественной выразительности: художественные материалы и художественные техники;
3) материалы живописи, графики, скульптуры;
4) композиция – главное средство выразительности художественного произведения, раскрытие в композиции сущности произведения, пропорции, линейная и воздушная перспектива, контраст в композиции;
5) цвет, цветовые отношения, колорит картины, напряжённость и насыщенность цвета, свет и цвет, характер мазка;
6) линия, штрих, пятно и художественный образ;
7) передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного;
8) объём и форма, передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира, трансформация и стилизация форм, взаимоотношение формы и характера;
9) роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.
13. Блок 4. «Виды и жанры пластических искусств»:
1) живопись, графика, скульптура, особенности художественного образа в разных видах искусства;
2) портрет, пейзаж, натюрморт и бытовой, исторический, анималистический жанры;
3) сюжет и содержание в произведении искусства, изображение предметного мира;
4) рисунок с натуры, по представлению;
5) исторические, мифологические темы в изобразительном искусстве;
6) опыт художественного творчества;
7) конструктивные виды искусства: архитектура и дизайн, роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека;
8) единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне, архитектурный образ, архитектура – летопись врёмен;
9) промышленный дизайн, индустрия моды, архитектурный и ландшафтный дизайн;
10) проектная культура, проектирование пространственной и предметной среды, графический дизайн, арт-дизайн, компьютерная графика и анимация;
11) декоративно-прикладные виды искусства, народное искусство, истоки декоративно-прикладного искусства, семантика образа в народном искусстве, орнамент и его происхождение, виды орнамента, стилизация и знаковый характер декоративного образа, материалы декоративно-прикладного искусства, украшение в жизни людей, функции декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
3. Базовое содержание учебного предмета для 5-класса
14. На изучение курса в 5 классе выделено 34 часа (1 час в неделю).
15. Восприятие произведений искусства (2 часа):
1) развитие способности наследования национально-культурных традиций, воспитание осознаного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры, воспитание уважительного и бережного отношения к художественному наследию Казахстана;
2) воспитание интереса к искусству народов мира, формирование умения воспринимать и анализировать произведения различных видов и жанров искусства.
16. Графика (6 часов):
1) приемы работы с различными графическими материалами;
2) роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
3) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка;
4) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
5) материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.;
6) рисование на темы «Перелетные птицы», «Древние города Казахстана», «Спортивные состязания», «Зимний пейзаж»;
7) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и других художников-графиков мира.
17. Живопись (8 часов):
1) цвет – основа языка живописи;
2) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи;
3) выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами;
4) образы природы и человека в живописи;
5) эмоциональные возможности цвета, смешение цветов, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
6) пастозная живопись, композиционный центр, движение;
7) рисование на темы «Космос», «Осенние дожди», «Новогодний карнавал», «Зимние каникулы», «Астана-моя первая любовь»;
8) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра;
9) изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.);
10) знакомство с произведениями казахстанских художников-живописцев 80–90-х годов 20 века.
18. Композиция (6 часов):
1) влияние размера и формата на выразительность композиции, равновесие в композиции;
2) движение, статичность, динамика в композиции;
3) линейная и воздушная перспектива, контраст в композиции, раскрытие в композиции сущности произведения.
19. Декоративно-прикладное искусство (4 часа):
1) различные ремесла казахского народа и народов мира, традиционное народное прикладное искусство Казахстана, материалы декоративно-прикладного искусства, украшение в жизни людей, мебель, музыкальные инструменты;
2) одежда, обувь и другие необходимые в быту предметы;
3) икебана, коллаж;
4) происхождение и виды орнамента, основные орнаментальные мотивы в мировом искусстве;
5) выполнение творческой орнаментальной композиции с использованием символов, стилизация и знаковый характер декоративного образа, функции декоративного образа в жизни общества;
6) ознакомление с произведениями народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства Казахстана и разных стран мира.
20. Скульптура (4 часов):
1) монументальная и станковая скульптура, каменные изваяния, круглая скульптура (мелкая пластика), цельность композиции, типизация, основные темы скульптуры;
2) лепка двух, трёхфигурной композиции по мотивам народных сказок;
3) элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы);
4) лепка с натуры, по памяти и по представлению;
5) знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлёва, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и величайших художников-скульпторов мира.
21. Художественное конструирование, дизайн и архитектура (4 часа):
1) роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека;
2) графический дизайн, компьютерная графика и анимация, стилизация, арт-дизайн;
3) архитектура и дизайн, единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
4. Базовое содержание учебного предмета для 6-класса
22. На изучение курса в 6 классе выделено 34 часа (1 час в неделю).
23. Восприятие произведений искусства (2 часа):
1) художественно-эстетическое развитие – важное условие социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры, а также самоидентификации и утверждению уникальной индивидуальности;
2) расширение опыта собственной художественно-творческой деятельности, развитие творческого потенциала, умение создавать художественные проекты-импровизации.
24. Графика (6 часов):
1) линия, штрих, пятно и художественный образ;
2) передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного;
3) приемы работы с различными графическими материалами;
4) роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная;
5) петроглифы;
6) изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты;
7) материалы и техника рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д.;
8) рисование на темы «Осенний натюрморт», «Первый снег», «Ночной пейзаж», «Город мечты»;
9) знакомство с произведениями художников-графиков В. Антощенко-Оленева, Е. Сидоркина, С. Романова, М. Кисамединова и известных художников-графиков мира.
25. Живопись (8 часов):
1) особенности художественного образа в разных видах искусства;
2) портрет, пейзаж, натюрморт и бытовой, исторический, анималистический жанры;
3) сюжет и содержание в произведении искусства;
4) цветовые отношения, колорит картины, напряжённость и насыщенность цвета, свет и цвет, характер мазка, цветовой спектр, контраст (противоположные цвета), роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа;
5) эмоциональные возможности цвета, передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния;
6) цвет – основа языка живописи, светлые и тёмные оттенки цветов, цвет и тень, блик, рефлекс;
7) образы природы и человека в живописи;
8) пастозная живопись, композиционный центр, движение;
9) рисование на темы «Цветы, овощи и фрукты», «Под дождем», «Моя комната», «Архитектура Казахстана»;
10) живописные материалы: акварель и гуашь, палитра;
11) изображение композиции на разные темы (натюрморт, пейзаж, портрет и т. д.);
12) знакомство с произведениями современных казахстанских художников-живописцев.
26. Композиция (6 часов):
1) выбор сюжета, формирование замысла композиции;
2) выполнение цветового решения композиции, напряженность и насыщенность цвета в композиции;
3) разработка композиции иллюстраций книг;
4) единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне.
27. Декоративно-прикладное искусство (4 часа):
1) краткие сведения о современном декоративном искусстве;
2) современные стили: батик, история возникновения и виды батика (холодный, узелковый, горячий, шибори);
3) композиционный орнамент, специфика современного декоративного искусства, аппликация;
4) образцы казахской национальной одежды;
5) декоративно-прикладное искусство народов мира (например, дымковская игрушка), изделия традиционных художественных промыслов разных стран и народов;
6) декоративное искусство: традиционная технология, символ, стилизация, контур, пропорции, виды и структура орнамента, раппорт, солярные знаки в орнаментах разных народов, стилизация природных форм;
7) знакомство с произведениями народных мастеров Казахстана и других стран.
28. Скульптура (4 часа):
1) краткие сведения о современной скульптуре: горельеф, барельеф, мемориал;
2) объём – основа языка скульптуры, основные темы скульптуры, круглая скульптура (мелкая пластика);
3) цельность композиции, типизация, техника лепки фигур животных в движении;
4) элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание и конструирование формы);
5) знакомство с произведениями художников-скульпторов Н. Журавлёва, Е. Мергенова, Х. Наурызбаева, М. Айнекова, Т. Досмагамбетова и величайших художников-скульпторов мира.
29. Художественное конструирование, дизайн и архитектура» (4 часа):
1) архитектурный образ, архитектура-летопись времён;
2) виды дизайна, промышленный дизайн, индустрия моды, архитектурный и ландшафтный дизайн;
3) проектная культура.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
30. Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
31. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и должны уметь.
32. Учащиеся 5 класса должны знать:
1) о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
2) о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
3) основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
4) основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
5) разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
6) истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
7) несколько народных художественных промыслов Казахстана.
33. Учащиеся 5 класса должны уметь:
1) владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
2) называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и казахстанском искусстве;
3) пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, уголь), обладать навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
4) видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
5) видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
6) различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая);
7) выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
8) создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда);
9) создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
10) активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
34. Учащиеся 6 класса должны знать:
1) о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;
2) о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологические темы в искусстве);
3) о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
4) о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
5) о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
6) о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
7) о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути казахстанского и мирового изобразительного искусства в 20 веке;
8) основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
35. Учащиеся 6 класса должны уметь:
1) понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
2) чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
3) применять первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
4) владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
5) применять навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
6) применять творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формировать авторскую позицию по выбранной теме и искать способы ее выражения;
7) пользоваться навыком работы в конкретном материале (батик и т. п.);
8) анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
9) понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
10) конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
11) моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
12) работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
13) конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
14) применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
15) создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
36. Личностные результаты, учащиеся должны проявлять:
1) основы казахстанской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;
2) социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3) уважительное отношение к истории и культуре других народов;
4) эстетические потребности, ценности и чувства;
5) этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.
37. Системно-деятельностные результаты, учащиеся должны применять:
1) элементарные практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании);
2) полученные знания при выполнении творческой работы и других видов практической деятельности;
3) умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения практических заданий;
4) умение оценивать правильность выполнения практических заданий, анализировать, классифицировать и осознанно использовать информацию, полученную разными способами;
5) умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты с учетом разных позиций и интересов;
6) современные информационно-коммуникационные технологии.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.