Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусст¬во. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Изобразительное искусство
(рабочая программа для учащихся 1 класса)
«Школа России»
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3» и авторской программы Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство. 14 классы» (учебнометодический комплект «Школа России»).
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством очеловечения, формирования нравственноэстетической отзывчивости на пре
красное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного об
разовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и вклю
чает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластиче
ских) искусств: изобразительных живопись, графика, скульптура; конструктивных архи
тектура, дизайн; различных видов декоративноприкладного искусства, народного искусства
традиционного крестьянского и народных промыслов; а также постижение роли художника
в синтетических (экранных) искусствах искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются
в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей
с жизнью общества и человека.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить
прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок под
нимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром
художественноэмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика,
диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций
художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности практическая художественнотворческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты(кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, мо
нотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач постоянная смена художественных материалов, овладение их вырази
тельными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников
к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия про
изведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формиро
вание образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художест
венной информации в Интернете.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве двух
его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный
образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осоз
нанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными ус
ловиями освоения детьми материала курса. Конечная цель духовное развитие личности, т.е.
формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем,
выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные
общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предло
женной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие
детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков инди
видуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой дея
тельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам;
индивидуальноколлективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно
или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и
решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе
товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какойто
большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия
каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведе
ний искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и инди
видуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного
материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений
(народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения
к художественной культуре. Средства художественной выразительности форма, пропорции,
пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
2музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обще
ству, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдаю
щимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно
прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Приоритетная цель художественного образования в школе духовнонравственное
развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об ис
тинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей
Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом откры
вает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей
планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой
стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действи
тельности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру чело
века, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это явля
ется залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена
через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного
творческого опыта. Только тогда знания и умения становятся личностно значимыми, связы
ваются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности
ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами.
Эмоциональноценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь
только через собственное переживание проживание художественного образа в форме ху
дожественных действий. Для этого необходимо освоение художественнообразного языка,
средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному упо
доблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства:
его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На
этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и
эмоциональноценностных критериев жизни.
3Нормативные документы
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
2. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования с
изменениями: приказ Министерства образования и науки РФ от 13.12.2013 №1342.
3.
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»: приказ Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373
4.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373»:
приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241
приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. №2357
приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г. №1060
приказ Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 г. №1643
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29
декабря 2010 года № 02 – 600 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
6. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253
7. Письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2010 №ИК – 1090/03 «Об использовании
учебников с электронными приложениями»
8. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №30296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»
9. «Об образовании в Свердловской области» Закон Свердловской области от
15 июля 2013 года N 78ОЗ (с изменениями на 17 декабря 2014 года).
10. Письмо Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные
программы, учебные планы общеобразовательных учреждений Свердловской области»
11. Постановление Правительства Свердловской области от 2 августа 2005 г. №
618 – ПП «Об утверждении положения о порядке финансирования, связанного с
организацией начального общего, основного общего, среднего общего образования
детей на дому»
412. Устав школы.
13. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Качканара Свердловской области от
31.03.2015 №134
14. Образовательная программа НОО ФГОС образовательной системы «Школа
России»
II. Общая характеристика учебного предмета.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественнотворческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация,
коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков,
развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве
восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы
происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций.
Развитие художественнообразного мышления учащихся строится на единстве
двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и
развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить
художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной
творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуальноколлективная
работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений
действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов
коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного
наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся
могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в
оформлении школы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное
5развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и
патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с
искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в
жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой
стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного
опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения
детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к
действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру
человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это
является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной
в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение
форме,
художественнообразного языка, средств художественной выразительности. Развитая
способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой
основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и
эмоциональноценностных критериев жизни.
Реализуемый УМК (программа, учебник, методические пособия и дидактические
У ч е б н о м е т о д и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е
материалы):
Название
программы
принцип
(реквизиты, кем
рекомендована,
Учебник (полные
выходные данные)
Методическое
пособие
Дидактические
материалы
построения)
Неменский Б.М.
Изобразительное
искусство. 1 – 4
классы. Сборник
рабочих
программ
«Школа России».
–
М.:
Просвещение,
2011.
Изобразительное
искусство. Ты
изображаешь,
украшаешь и строишь.
1 класс: учебник для
общеобразовательных
учреждений / Л.А.
Неменская; под
редакцией Б.М.
Неменского. – М.:
Просвещение, 2015.
Методическое пособие
к учебникам по
изобразительному
искусству: 14 классы:
пособие для учителя /
Б. М. Неменский, Л. А.
Неменская,
И.
Коротеева; под ред. Б.
М. Неменского. М.:
Просвещение, 2014.
Е.
Поурочные разработки
6по изобразительному
искусству: 1 класс. –
М.: ВАКО, 2014г.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными
образовательными программами начального общего образования предмет «Изобразительное
искусство» изучается с 1 по 4 классы. Общий объём учебного времени составляет 134 часа,
из них в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
№
1
2
3
4
Учебнотематический план
Содержание программного материала
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером
Изображения
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером
Украшения.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки.
Изображение, украшение, постройка всегда
помогают друг другу
Количество
часов
9
8
11
5
ИТОГО
33 часа
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному
объёму содержания образования по изобразительному искусству, и с учётом стандарта МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 3» реализуется программа базового уровня.
С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы
цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в
табличной форме ниже.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уникальность значимость курса определяется нацеленностью на духовно –
нравственное воспитании и развитие способностей, творческого потенциала ребенка,
формирования ассоциативно – образного пространственного мышления, интуиции. У
младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их
7эмоционально оценивания.
Доминирующие значение имеет направленность кура на развитие эмоционально
ценностного отношения ребенка к миру, его духовно нравственное воспитания. Овладения
основами художественного языка, получение опыта эмоционально – ценностного,
эстетического восприятия мира и художественно творческой деятельности помогут
младшим школьникам при освоении сложных дисциплин, а в дальнейшем станут основой
отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науки, искусству и
культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подход в обучении искусству
диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными
материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает
интерес учащихся к художественному творчеству.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных,
личностных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по про
грамме «Изобразительное искусство». К ним относятся:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и
духовных традиций;
художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства,
нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, на
блюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в
первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
8 совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа
предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы
и инструменты;
предлагать свои конструкторскотехнологические приёмы и способы выполнения
отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства
(рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль
точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных
инструментов);
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
активное использование языка изобразительного искусства и различных художест
венных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их
украшения.
ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать
пробнопоисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать про
стейшие обобщения и выводы;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания
и средств его выражения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной ( дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства
знание основных видов и жанров пространственновизуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
9 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественнотворческих работ:
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
умение видеть проявление визуально пространственных искусств в окружающей
жизни: на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественнотворческой деятельности различные
материалы и техники;
способность передавать в художественно творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно творческой деятельности основы
цветоведения, графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны.
V.
Содержание учебного предмета (33 часа)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художествен
ными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем,
линия, цвет основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна,
цвета. Разноцветные краски.
Художники и зрители.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и укра
шают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания
роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения
мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация,
бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в
жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки олицетворение конструктивной художественной деятельности.
Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования.
Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
10Общие начала всех пространственновизуальных искусств пятно, линия, цвет в про
странстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов
языка.
Изображение, украшение и постройка разные стороны работы художника и присутствуют в
любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Ху
дожественнообразное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и
применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульпту
ры, декоративноприкладного искусства в собственной художественнотворческой
деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной
творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного
искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных
музеев искусства.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник
научится:
понимать, что такое деятельность
художника (что может изобразить художник
предметы, людей, события; с помощью каких
материалов изображает художник бумага,
холст, картон, карандаш, кисть, краски);
различать основные (красный, синий,
желтый) и составные (оранжевый, зеленый,
фиолетовый, коричневый) цвета;
различать теплые (красный, желтый,
оранжевый) и холодные (синий, голубой, фио
летовый) цвета;
получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повсе
дневной жизни, для самостоятельном
творческой деятельности;
воспринимать произведения
изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства
(выражение собственного мнения) при
посещении выставок, музеев
изобразительного искусства, народного
11 узнавать отдельные произведения
выдающихся отечественных и зарубежных худож
ников, называть их авторов;
сравнивать различные виды
изобразительного искусства (графики,
живописи, декоративноприкладного искусства,
скульптуры и архитектуры);
использовать художественные материалы
(гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
применять основные средства
художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и
воображению); в декоративных работах –
иллюстрациях к произведениям литературы и
музыки:
пользоваться простейшими приемами
лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из
бумаги
творчества и др.;
применять практические навыки
выразительного использования линии и
штриха, пятна, цвета, формы,
пространства в процессе создания
композиций.
12V. Тематическое планирование по предмету Изобразительное искусство» для 1 а и 1 б классов
№
п/п Дата
2
1
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
понятия
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
3
4
5
1 четверть (8 часов)
6
7
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов)
1
2
3
Изображения всюду
вокруг нас
(экскурсия).
Каким я вижу мир? Где
встречаемся с
изображениями?
Цель: выявить уровень и
характер дошкольной
подготовки учащихся
Мастер Изобра
жения учит видеть
(экскурсия).
Что помогает увидеть
Мастер Изображения?
Цели: развивать наблюда
тельность и аналитические
возможности глаза; форми
ровать поэтическое
видение мира
Мастер
Изображения.
Предмет
«Изобразитель
ное
искусство».
Художествен
ная мастерская
Форма предме
та. Гербарий
Научится: составлять
описательный рассказ;
находить в окружающей
действительности
изображения, сделанные
художниками
Научится: видеть
различия в строении
деревьев, форме
листьев, цвете; собирать
материал для гербария
Наблюдение за
природой
(экскурсия)
Каковы объекты окружаю
щей действительности?
Цели: побуждать к наблю
дению за объектами приро
ды; проявлять любовь к
Линия гори
зонта
Научится: определять
линию горизонта;
выявлять цветовое
соотношение неба, зем
ли; наблюдать за
Регулятивные: адекватно
использовать речь.
Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков,
сделанных
детьми.
Коммуникативные: задавать
вопросы, слушать собеседника,
вести устный диалог
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Познавательные: сравнивать
различные листья на основе
выявления их геометрических
форм. Коммуникативные:
формулировать свои затруднения
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познава
тельную.
Познавательные: узнавать, назы
вать и определять объекты и
личностные
результаты
8
Доброжелательн
ость и
эмоционально
нравственная
отзывчивость
Ценностное
отношение к
природному
миру
Целостный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
природы№
п/п Дата
2
1
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
4
природе в творчестве
понятия
5
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
6
объектами живой и
неживой природы
4
5
6
В гостях у Золотой
осени. В. Поленов
«Осень в
Абрамцеве»
(экскурсия)
Какова роль наблюдений за
временными изменениями
в природе?
Цель: развивать эмоцио
нальное отношение к
природе, эстетическое
восприятие окружающего
мира
Пропорция
Научится: определять
основные пропорции,
характерные формы де
ревьев, жилых построек;
обобщать наблюдения
Изображать можно
пятном. Игра в
художника и
зрителя
Какова роль пятна в
изображении?
Цели: учить владению пер
вичными навыками изобра
жения на плоскости;
способствовать развитию
воображения и
аналитических воз
можностей глаза
Пятно, иллю
страция.
Иллюстрации
Е. Чарушина,
В. Лебедева,
Т. Мавриной,
М. Митурича и
др.
Научится превращать
произвольно сделанное
краской и кистью пятно
в изображение зверюшки
Изображать можно
в объеме.
Как изображать в объеме?
Цели: учить видеть
Объем.
Объемные
Научится превращать
комок пластилина в пти
7
явления окружающей
действительности.
Коммуникативные: проявлять
активность для решения познава
тельных задач
Регулятивные: использовать
речь для регуляции своего
действия.
Познавательные: подвести под
понятие на основе распознавания
объектов, выделять
существенные признаки.
Коммуникативные: строить мо
нологическое высказывание
Регулятивные: вносить
необходимые коррективы на
основе оценки сделанных
ошибок.
Познавательные: осуществлять
поиск и выделение необходимой
информации; определять общую
цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять
активность для решения познава
тельных задач
Регулятивные: адекватно
воспринимать предложения
личностные
результаты
8
Готовность
следовать нор
мам
природоохранног
о поведения
Ценностное
отношение к
природному
миру
Самооценка на
основе критериев
14№
п/п Дата
2
1
Тема урока
3
Игра в художника
и зрителя
Решаемые проблемы
Цели урока
4
целостность формы;
развивать воображение и
аналитические
возможности глаза
понятия
5
изображения.
Целостность
формы
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
Изображать можно
линией.
Как изображать линией?
Цели: учить изображению
линий на плоскости; позна
комить с
повествовательными
возможностями линии
(линиярассказчица)
Линия.
Линейные ил
люстрации.
Графика. Фо
тография
7
8
Разноцветные
краски.
Каковы разноцветные
краски?
Цели: учить работать
красками; овладевать
навыками организации
рабочего места
Краски. Гуашь.
Цвет
Научится: рисовать то,
что каждая краска напо
минает; радоваться
общению с красками
6
цу или зверушку
способами вытягивания
и вдавливания (работа с
пластилином)
Научится делать линией
рисунок на тему
«Расскажи нам о себе»
личностные
результаты
8
успешной дея
тельности
Понимание
чувства других
людей и
сопереживание
им
Уважительное
отношение к
иному мнению
7
учителей, товарищей по
исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии
способов решения задач.
Коммуникативные: оказывать
взаимопомощь в сотрудничестве
Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.
Познавательные: сочинять и
рассказывать с помощью
линейных изображений сюжет из
своей жизни.
Коммуникативные: задавать во
просы; обращаться за помощью к
одноклассникам, учителю
Регулятивные: предвосхищать
результат.
Познавательные:
контролировать и оценивать
процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные: формулиро
вать собственное мнение и
позицию
2 четверть (8 часов)
15№
п/п Дата
1
2
9
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
Художник и
зрители
4
Как формировать навык
восприятия?
Цель: формировать навык
восприятия и оценки
собственной
художественной дея
тельности, а также
деятельности
одноклассников
понятия
5
Произведение
искусства.
Картина.
Скульптура.
Цвет и краски
в произведени
ях художников
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
6
Научится: вос
принимать произведения
искусства; оценивать ра
боты товарищей
7
Регулятивные: адекватно ис
пользовать речь.
Познавательные: осуществлять
поиск и выделение необходимой
информации из различных источ
ников.
Коммуникативные: обсуждать и
анализировать работы однокласс
ников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения со
держания и средств его
выражения
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов)
10
Мир полон ук
рашений
Как помогает нам Мастер
Украшения?
Цели: развивать
творческую фантазию,
наблюдательность; учить
создавать роспись цветов
заготовок, вырезанных из
цветной бумаги
Мастер Укра
шения. Фото
графии цветов.
Разнообразие
форм, окраски,
узорчатых де
талей цветов
Научится: видеть
украшения в ок
ружающих предметах;
украшать
разрисовывать цветы
заготовки
11
Красоту надо уметь
замечать
Каково многообразие
узоров в природе?
Цели: развивать наблюда
тельность; способствовать
Художествен
ные
материалы:
гуашь, тушь,
Научится: видеть
красоту природы,
многообразие узоров в
природе; использовать
Регулятивные: адекватно
воспринимать предложения
учителя.
Познавательные: выделять и
обобщенно фиксировать группы
существенных признаков
объектов.
Коммуникативные: формулиро
вать свои затруднения при
решении учебной задачи
Регулятивные: преобразовывать
познавательную задачу в практи
ческую.
Познавательные: осуществлять
личностные
результаты
8
Уважительное
отношение к
иному мнению,
истории и
культуре разных
народов
Эстетические
потребности
Ориентиро
ванный взгляд на
мир в раз
нообразии
16№
п/п Дата
2
1
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
4
понятия
5
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
6
7
накоплению опыта
эстетических впечатлений
акварель и т. д. новые художественные
техники и материалы
12
Узор на крыльях
13
Красивые рыбы
14
Украшение птиц
Как располагается узор на
крыльях бабочки?
Цели: развивать видение
красоты окружающей при
роды; учить составлять
фантазийный графический
узор
Как выполняется работа в
технике монотипии?
Цели: познакомить с выра
зительными
возможностями фактуры;
развивать аналитические
возможности глаза
Как делать объемную
работу из бумаги разной
фактуры?
Цель: развивать
декоративные чувства при
Симметричный
узор, кол
лекция
Научится: рисовать
бабочку крупно, на весь
лист; делать сим
метричный узор на
крыльях, передавая
узорчатую красоту
Фактура.
Монотипия
Научится: видеть
красоту разнообразных
поверхностей; украшать
рыбок узорами чешуи в
технике монотипии
Материал раз
ной фактуры.
Коллаж
Научится: рас
сматривать птиц,
обращая внимание не
только на цвет, но и на
форму; изображать
поиск и выделение необходимой
информации из различных
источников.
Коммуникативные: проявлять
активность в коллективной
деятельности
Регулятивные: применять уста
новленные правила в решении за
дачи.
Познавательные: использовать
общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: обращаться
за помощью к одноклассникам,
учителю
Регулятивные: соотносить пра
вильность выполнения действия с
требованиями конкретной задачи.
Познавательные: подводить под
понятие на основе распознания
объектов.
Коммуникативные: предлагать
помощь и сотрудничество
Регулятивные: вносить необхо
димые дополнения и изменения в
действия.
Познавательные: создавать
модели для решения задач.
личностные
результаты
8
природы
Ценностное
отношение к
природному
миру
Эстетические
чувства
Эмоционально
нравственная
отзывчивость
17№
п/п Дата
2
1
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
4
понятия
5
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
личностные
результаты
8
Уважительное
отношение к
иному мнению
Эмоциональная
отзывчивость
7
Коммуникативные: задавать во
просы, необходимые для
организации собственной
деятельности, соблюдать правила
общения
Регулятивные: составлять план,
осуществлять
последовательность действий.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии
способов решения задач.
Коммуникативные:
формировать собственную
позицию
Регулятивные: вносить необхо
димые коррективы после
завершения работы.
Познавательные: подводить под
понятие на основе выделения су
щественных признаков.
Коммуникативные: строить по
нятные для партнера
высказывания
15
Узоры, которые
создали люди
16
Как украшает себя
человек
рассматривании цвета и
фактуры и при
совместимости материалов
Где мы встречаемся с
орнаментами? Что они
украшают?
Цель: способствовать
накоплению образных и
эмоциональных
впечатлений от орнаментов
Что могут рассказать
украшения? Когда и зачем
украшают себя люди?
Цели: развивать
зрительную память,
творческую фантазию;
учить изображать ска
зочных героев, опираясь на
изображения, характерные
для них
6
нарядную птицу в тех
нике объемной ап
пликации, коллажа
Орнамент.
Природные и
изобрази
тельные моти
вы в орнаменте
Научится: придумывать
свой орнамент; образно,
свободно писать
красками и кистью эскиз
на листе бумаги
Связь человека
с украшения
ми. Иллюстра
ции с персона
жами извест
ных сказок
Научится узнавать и
изображать сказочных
персонажей по свойст
венным им украшениям
17
Мастер Украшения Какова роль украшений в Художествен Научится создавать
Регулятивные: предвидеть воз Этические
3 четверть (10 часов)
18№
п/п Дата
2
1
Тема урока
3
помогает сделать
праздник
Решаемые проблемы
Цели урока
4
новогодние праздники?
Цели: познакомить с рабо
той разными художествен
ными материалами; разви
вать творческое вообра
жение
понятия
5
ные материа
лы. Новый год
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
6
праздничные украшения
из цветной бумаги для
новогодней елки
7
можности получения
конкретного результата.
Познавательные: выбирать наи
более эффективные способы
решения задач.
Коммуникативные: оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (10 часов)
18
Постройки в нашей
жизни
Какие постройки нас окру
жают?
Цель: формировать пред
ставления о разных типах
построек, основных частей
дома
Мастер
Постройки.
Архитектура и
дизайн
Научится придумывать
и изображать сказочный
дом для себя и своих
друзей или сказочные
дома героев детских
книг
19
Дома бывают
разными
Какими бывают дома?
Цели: развивать
мыслительные
способности, наблюда
тельность; познакомить с
составными частями дома
(стены, крыша, фундамент,
двери, окна) и
разнообразием их форм
составные
части дома
(стены, крыша,
фундамент,
двери, окна) и
разнообразие
их форм
Научится: соотносить
вид архитектурной
постройки с её
назначением;
анализировать, из каких
составных частей
состоят дома;
конструировать
изображение дома с
помощью печаток
(«кирпичиков»),
Регулятивные: использовать
речь для регуляции своего
действия.
Познавательные: осуществлять
сравнение, классификацию по за
данным критериям.
Коммуникативные: слушать
собеседника
Регулятивные: устанавливать
соответствие полученного
результата поставленной цели.
Познавательные: осуществлять
сбор информации.
Коммуникативные: формулиро
вать свои затруднения;
обращаться за помощью к
одноклассникам
личностные
результаты
8
чувства
доброжела
тельность
Уважительное
отношение к
иному мнению
Готовность
следовать
нормам при
родоохранного
поведения
19Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
4
№
п/п Дата
2
1
20
Домики, которые
построила природа
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
21
Дом снаружи и
внутри
22
Строим город
23
Строим город
Какова роль
архитекторов?
Архитектура.
Архитектор.
Научится строить
домик путем скла
понятия
5
Постройки в
природе:
птичьи гнезда,
раковины и др.
6
работать гуашью
Научится: видеть
домики в любом
предмете; изображать
сказочные домики в
форме различных
предметов
Понятия:
«внутри» и
«снаружи».
Внешний вид
дома
Научится изображать
фантазийные дома (в
виде букв алфавита,
бытовых предметов и
др.), их вид снаружи и
внутри
Архитектура.
Архитектор.
Художник
архитектор
Научится строить
домик путем скла
дывания бумажного
цилиндра, его сгибания и
добавления необхо
димых частей
Какими бывают природные
домики?
Цели: развивать
мыслительные
способности, наблюда
тельность; учить
изображать сказочные
домики в форме овощей,
фруктов и т. п.
Каково предназначение
дома?
Цели: проанализировать
устройство дома снаружи
и внутри; развивать
творческое воображение;
учить изображать
фантазийные дома
Какова роль
архитекторов?
Цели: развивать фантазию
и наблюдательность; учить
рассматривать реальные
здания разных форм
7
Регулятивные: устанавливать
соответствие полученного
результата поставленной цели.
Познавательные: осуществлять
сбор информации.
Коммуникативные: формулиро
вать свои затруднения;
обращаться за помощью к
одноклассникам
Регулятивные: адекватно
воспринимать предложения
учителей, товарищей.
Познавательные: оценивать ре
зультат деятельности.
Коммуникативные: проявлять
активность в решении
познавательных задач
Регулятивные: стабилизировать
эмоциональное состояние.
Познавательные: узнавать, назы
вать объекты окружающей дейст
вительности.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль
Регулятивные: стабилизировать
эмоциональное состояние.
личностные
результаты
8
Готовность
следовать
нормам при
родоохранного
поведения
Самооценка
работы
Навыки со
трудничества
Навыки со
трудничества
20№
п/п Дата
2
1
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
4
24
Все имеет свое
строение
25
Строим вещи
26
Строим вещи
Цели: развивать фантазию
и наблюдательность; учить
рассматривать реальные
здания разных форм
Каково значение конст
рукций?
Цели: формировать
умение видеть
конструкцию; развивать
наблюдательность и
аналитические способно
сти глаза
Как наши вещи становятся
красивыми и удобными?
Цели: развивать конструк
тивное изображение и
навыки постройки из
бумаги; познакомить с
работой дизайнера
Как наши вещи становятся
красивыми и удобными?
Цели: развивать конструк
тивное изображение и
навыки постройки из
понятия
5
Художник
архитектор
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
6
дывания бумажного
цилиндра, его сгибания и
добавления необхо
димых частей
7
Познавательные: узнавать, назы
вать объекты окружающей дейст
вительности.
Коммуникативные:
осуществлять взаимный контроль
Конструкция
(построение)
предмета
Научится создавать из
простых геометрических
форм изображения
животных в технике
аппликации
Дизайнер.
Предметы ди
зайна
Научится конст
руировать из бумаги
упаковки и украшать их,
производя правильных
порядок учебных
действий
Дизайнер.
Предметы ди
зайна
Научится конст
руировать из бумаги
упаковки и украшать их,
производя правильных
порядок учебных
Регулятивные: определять
последовательность действий.
Познавательные: использовать
знаковосимволические средства
для решения задачи.
Коммуникативные: обращаться
за помощью к учителю, одно
классникам
Регулятивные: концентрировать
волю.
Познавательные: использовать
общие приемы решения задач.
Коммуникативные: задавать во
просы, необходимые для
организации собственной
деятельности
Регулятивные: концентрировать
волю.
Познавательные: использовать
общие приемы решения задач.
личностные
результаты
8
Уважительное
отношение к
иному мнению
Эстетические
потребности
Эстетические
потребности
21№
п/п Дата
2
1
Тема урока
3
Решаемые проблемы
Цели урока
4
бумаги; познакомить с
работой дизайнера
понятия
5
6
действий
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
27
Город, в котором
мы живем
(обобщение темы)
Как построить город?
Цель: создать образ города
(коллективная творческая
работа), соединив частей и
элементов города в единую
композицию.
4 четверть (7 часов)
Панноколлаж Участвовать в создании
коллективных панно
коллажей с
изображением городских
улиц;
Овладевать навыками
коллективной
творческой
деятельности под
руководством учителя;
Участвовать в
обсуждении итогов
совместной
практической
деятельности
личностные
результаты
8
Уважительное
отношение к
культуре,
доброжела
тельность
7
Коммуникативные: задавать во
просы, необходимые для
организации собственной
деятельности
Регулятивные: выбирать дейст
вия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации
использовать речь для регуляции;
своего действия.
Познавательные: осуществлять
поиск и выделение необходимой
информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение
28
Город, в котором
мы живем
(обобщение темы)
(экскурсия).
Какова архитектура
родного города?
Цель: развивать интерес к
наблюдению реальных
построек, рассмотрению
Памятники
архитектуры.
Образ города
Научится: создавать
работу по впечатлению
после экскурсии;
описывать архи
тектурные впечатления
Регулятивные: выбирать дейст
вия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями ее реализации
использовать речь для регуляции;
Уважительное
отношение к
культуре,
доброжела
тельность
22№
п/п Дата
2
1
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
4
улиц с позиции творчества
Мастера Постройки
понятия
5
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
6
7
своего действия.
Познавательные: осуществлять
поиск и выделение необходимой
информации.
Коммуникативные:
формировать собственное мнение
личностные
результаты
8
29
30
31
Три Брата –
Мастера всегда
трудятся вместе
«Сказочная стра
на». Создание панно
«Праздник весны».
Конструирование из
бумаги
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (5 часов)
Каким видят мир
художники и зрители?
Цели: показать работу
трех БратьевМастеров;
воспитывать интерес к
произведениям искусства
Как Мастера помогают ви
деть мир сказки и воссоз
давать его?
Цели: воспитывать
положительные эмоции от
встречи с героями сказок;
развивать фантазию
Насколько велик мир?
Цели: воспитывать
эмоциональную
отзывчивость; развивать
наблюдательность при
Изображение.
Украшение.
Постройка
Научится смотреть и
обсуждать рисунки,
скульптуры, выделяя в
них работу каждого из
Мастеров
Иллюстрация.
Панно
Коллективная
работа
Научится: создавать
изображение на
заданную тему;
самостоятельно
подбирать материал для
панно – коллажа с
изображением
сказочного мира
Научится: создавать
коллективную работу;
определять, что в работе
было постройкой,
украшением,
Регулятивные: адекватно
использовать речь.
Познавательные: различать три
вида художественной
деятельности.
Коммуникативные: строить мо
нологичное высказывание
Регулятивные: предвосхищать
результат.
Познавательные: выбирать наи
более эффективные способы
решения задач.
Коммуникативные: предлагать
помощь
Регулятивные: определять
последовательность
промежуточных целей.
Познавательные:
ориентироваться в разнообразии
Уважительное
отношение к
иному мнению
Готовность
следовать
нормам при
родоохранного
поведения
Самооценка
работы
23№
п/п Дата
2
1
Тема урока
Решаемые проблемы
Цели урока
3
4
понятия
5
изучении природных форм;
учить конструировать из
бумаги объектов природы
(птицы, жуки, стрекозы,
бабочки) и украшать их
Что помогают увидеть в
природе Мастера
Украшения, Изображения
и Постройки?
Цель: развивать наблюда
тельность, бережное отно
шение к природе
Как выглядят «красавицы»
осень, зима, весна, лето?
Цель: развивать фантазию,
творческое воображение
32
33
Урок любования.
Умение видеть
(экскурсия)
Здравствуй, лето!
(обобщение темы)
Понятия: «жи
вая природа»,
«неживая при
рода»
Научится наблюдать за
живой природой с точки
зрения трех Братьев
Мастеров
Панно. Объем Научится: само
стоятельно выделять
этапы работы;
определять
художественные задачи
и художественные
средства
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты универсальные учебные действия
(УУД)
6
изображением
7
способов решения задач.
Коммуникативные:
договариваться о распределении
функций в совместной
деятельности
Регулятивные: преобразовывать
практическую задачу в познава
тельную.
Познавательные: осуществлять
анализ информации.
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение
и поведение окружающих
Регулятивные: выбирать дейст
вие в соответствии с
поставленной задачей.
Познавательные:
контролировать процесс
деятельности.
Коммуникативные:
аргументировать свою позицию
личностные
результаты
8
Уважительное
отношение к
иному мнению
Эстетические
потребности
24VII. Описание материальнотехническое обеспечение образовательной
деятельности для реализации рабочей программы:
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы 1 класса:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам, декоративноприкладному искусству.
Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей
программы.
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
классная доска с креплениями для таблиц;
маркерная доска;
ноутбук;
сканер – принтер – ксерокс (три в одном);
аудиоколонки;
медиапроектор;
Учебнопрактическое оборудование
набор инструментов для работы с различными материалами
в соответствии с программой;
краски акварельные или гуашевые;
кисти беличьи № 5, 10, 20;
кисти из щетины № 3, 10, 13;
ёмкости для воды;
стеки (набор);
пластилин\глина;
ножницы;
подставка для натуры.
Модели и натуры
гербарии;
изделия декоративноприкладного искусства и народных промыслов;
гипсовые орнаменты.
Оборудование класса
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский;
стол компьютерный;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования;
демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий);
маркерная (магнитная) доска для вывешивания иллюстративного материала.VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное
искусство».
Система оценивания в начальной школе.
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное ис
кусство» является способность учащихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические
задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты
накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в
форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению
неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает
чьюто неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает
возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оце
ниваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого
приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать
самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (ори
гинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения
(оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения),
техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме,
название рисунка).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, ориги
нальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить
свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
Уровень усвоения программного материала и сформированность умений учитель может
фиксировать в предложенной ниже Таблице достижений предметных результатов с помощью
двухуровневой оценки: «+» справляется, «» необходима тренировка
26Сводная таблица достижения предметных результатов обучения по изобразительному искусству в первом классе
Фамилия, имя учащегося (код – номер по списку в классном журнале)
22
7 8 9
13
10
11
12
20
21
15
16
14
17
18
19
23
24
25
26
27
л
е
д
з
а
р
Планируемые результаты
1
2
3
4
5
6
.
ь
ш
е
а
ж
а
р
б
о
з
и
ы
Т
я
и
н
е
ж
а
р
б
о
з
И
м
о
р
е
т
с
а
М
с
о
в
т
с
м
о
к
а
н
З
Находит в окружающей действительности
изображения, сделанные художниками
Выявляет геометрическую форму простого плоского
тела (листьев).
Сравнивает различные листья на основе выявления их
геометрических форм.
Создает на плоскости графическими средствами
(цветные карандаши, фломастеры) заданный образ на
основе выбранной геометрической формы.
Использует пятно как основу изобразительного
образа на плоскости.
Владеет первичными навыками изображения на
плоскости с помощью пятна, навыками работы
кистью и краской.
Изображает в объеме птиц, зверей способами
вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
Владеет первичными навыками изображения на
плоскости с помощью линии, навыками работы
графическими материалами (черный фломастер,
простой карандаш, гелевая ручка).
.
Находит примеры декоративных украшений в
ь
ш
е
а
ш
а
р
к
у
ы
Т
окружающей действительности (в школе, дома, на
улице).
Создает роспись цветовзаготовок, вырезанных из
цветной бумаги (работа гуашью).
Находит природные узоры в окружающей
действительности.
Составляет коллективную работу из готовых цветов.
Изображает (декоративно) птиц, бабочек, рыб,
передавая характер их узоров, расцветки, форму
украшающих их деталей, узорчатую красоту
фактуры.
Владеет простыми приемами работы в технике
плоскостной и объемной аппликации.
Придумывает свой орнамент, выполняя эскиз на
бумаге.я Изображает сказочных героев, опираясь на изо
с
о
в
т
с
м
о
к
а
н
З
.
ь
ш
и
о
р
т
с
ы
Т
и
к
й
о
р
т
с
о
П
м
о
р
е
т
с
а
М
с
о
в
т
с
м
о
к
а
н
З
и
н
е
ш
а
р
к
У
м
о
р
е
т
с
а
М
бражения характерных для них предметов.
Создает несложные новогодние украшения из цветной
бумаги.
Изображает придуманные дома для себя и своих
друзей или сказочные дома героев детских книг и
мультфильмов.
Анализирует, из каких основных частей состоят дома.
Изображает (лепит) сказочные домики в форме
овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п.
Владеет первичными навыками конструирования из
бумаги.
Конструирует (строит) из бумаги (или коробочек
упаковок) разнообразные дома, создает коллективный
макет игрового городка.
Составляет, конструирует из простых
геометрических форм изображения животных в
технике аппликации.
Конструирует из бумаги простые бытовые предметы,
упаковки, а затем украшает их, производя
правильный порядок учебных действий.
Создает коллективное панноколлаж с
изображением сказочного мира.
Владеет художественными приемами работы с
бумагой (бумагопластика), графическими
материалами, красками.
28заданной конструкции.
Повторяет и затем варьирует систему несложных
действий с художественными материалами, выражая
собственный замысел.
Сотрудничает с товарищами в процессе совместной
работы (под руководством учителя), выполняет
свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Создает композицию на тему «Здравствуй, лето!»
(работа гуашью).
у Придумывает декор на основе алгоритмически
г
у
р
д
г
у
р
д
т
ю
а
г
о
м
о
п
а
д
г
е
с
в
а
к
й
о
р
т
с
о
п
,
е
и
н
е
ш
а
р
к
у
,
е
и
н
е
ж
а
р
б
о
з
И
29Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1. Активность участия.
2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.
собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.
выполнении задания.
3.
оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие
1.
Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4.
Тестирование
Формы контроля
30Пример викторины:
Решение кругового кроссворда.
Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
1.
1). Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)
2). Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)
3). Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)
4). Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.
2.
Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.
а) тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор)
б) что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок)
в) произведение художникамодельера. (Костюм)
г) пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина)
д) изображение животных в живописи. (Анималистика)
е) разновидность красок, разведенных водой, отсюда и название. (Акварель)
ж) время года, часто изображаемое художникамипейзажистами. (Лето)
з) глина, обработанная особым образом. (Обжиг)
и) то, что придумывает художник по геральдике. (Герб)
к) основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага)
Игра «Угадай героя и нарисуй его».
3.
Можно провести соревнование между командамирядами.
31Она красива и мила,
Хоть имя ей дала зола.
(Золушка)
Любит маленьких детей,
Любит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш ... (Малыш)
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)Упражнение «Найди недостаток в портрете».
4.
Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие.
Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.
5. Мозаика «Натюрморт».
Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта,
можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.
Задание: «Симметрия».
6.
Дорисовать вторую половинку рисунка, повторяя первую. Игру можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует
на доске одну половину (бабочка, лист, ваза, лицо и т.п.), а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность.
Какое слово здесь лишнее?
7.
Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага
(Пенал)
8. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).
9. Какое слово здесь лишнее?
Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.(Архитектура)
Фамилия участника ___________________________________________________
Пример тестирования:
Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.
№ п/п
1.
2.
Художник И. Левитан рисовал:
Вопрос
Композиция рисунка – это:
Ответы
А) натюрморты
Б) пейзажи
В) портреты
А) проведение тонких линий
Б) карандашный набросок
БаллыКакие цвета являются «теплыми»?
Перечисли основные цвета:
Основными видами изобразительного
искусства являются:
3.
4.
5.
В) размещение предметов на листе бумаги
А) красный, желтый, оранжевый
Б) голубой, синий, фиолетовый
В) красный, желтый, синий
Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый
А) голубой, фиолетовый, коричневый
Б) черный, белый, серый
В) красный, синий, желтый
Г) розовый, зеленый, оранжевый
А) скульптура
Б) рисование
В) живопись
Г) лепка
Д) графика
При подведении итогов выявляются две позиции:
1)
2)
неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
точность ответа оценивается в 1 балл
Общий подсчет баллов:
Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов
Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов
Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов
I уровень (фрагментарноисполнительский)
Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот
интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому учащемуся надо,
посоветовать, больше заниматься художественнотворческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому
процессу.
II уровень (художественного мастерства)
Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком
со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.
34III уровень (творческий)
У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности
изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративноприкладной и
художественноконструктивной).
35Пример кроссворда:
4
5
6
1
2
7
3
8
9
1
0
По горизонтали: 1 название красок, изобразительного материала;
2 рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.;
3 – элемент городецкого узора.
По вертикали: 4 – название народного промысла;
5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению;
6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции;
7 – название красок, изобразительного материала;
8 – принадлежность художника;
9 – известный художниканималист;
10 – инструмент художника, изобразительный материал.
Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин,
карандаш
3637Викторина «Весёлая палитра»
1. На минутку в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
(Радуга)
2. Назовите все цвета радуги.
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
3. Какие цвета являются основными или главными?
(Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета)
4. Как получается фиолетовый цвет?
(Смешиваем синий и красный цвет)
5. А если мы желтый смешаем и красный, какой тогда цвет получаем? (Оранжевый)
6. На какие две группы делятся все цвета?
(Теплые и холодные)
7. Какие цвета называются холодными и почему?
(Синий, голубой, фиолетовый – холодные цвета. Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана)
8. Какие цвета теплые? И почему они так называются?
(Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца)
Какой цвет получится, если смешать белый и красный?
9.
(Розовый)
Какой цвет получится, если смешать белый и синий?
10.
(Голубой)
38Что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными?
11.
(Цвет)
12. Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным? (Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на
людях, вещи, игрушки, книги станут неинтересные, люди печальные)
39