ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ).

  • docx
  • 26.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 890..docx

Научно-Исследовательская Организация (НИО) Автономное Научно-Исследовательское Учреждение (АНИУ)

Инновационная Дистанционно-Сетевая

Научно-Исследовательская Академия (ИДСНИА)

Международная Академия Педагогических Исследований (МАПИ) НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова

 

 

 

 

ПАВЛОВ

 

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

 

 

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2020


В научно-методическом практико-ориентированном учебном пособии

«Изучение личности обучающегося в образовательном процессе» содержится характеристика авторской методики, разработанной директором НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ» имени академика А.К. Павлова, доктором

педагогических наук, профессором, член-корреспондентом, академиком МАНЭБ, заслуженным деятелем науки РФ Александром Константиновичем Павловым.

Данное пособие адресовано студентам педагогических учебных заведений, аспирантам, докторантам, преподавателям, учителям, педагогам- исследователям.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            3

Построение инновационной образовательной среды

по изучению индивидуальности обучающегося                                               4

Разработка инновационной школьной документации

по изучению динамики личностного развития обучающегося                          8

Работа по созданию и использованию инновационной

школьной документации                                                                                 18

Заключение                                                                                                      24

Приложения                                                                                                    25

Литература                                                                                                      58


Введение

Считается, что школа выполняет много важных социальных функций. Всё это верно, но всё-таки главная её цель – становление человека в наиболее интенсивный период его возрастного развития (6-7 – 17-18 лет). Если основная функция школы – развивающая, то необходима особая организация образовательной среды, при которой эта функция может быть реализована.

Ценности школы реализуются, прежде всего, через уважение к интересам, потребностям обучающихся, их стремление к самовыражению. А этого нельзя достичь без создания образовательной среды, обеспечивающей особый стиль взаимодействия основных участников образовательного процесса, направленного, в первую очередь, на раскрытие индивидуальности каждого ученика.


 

Построение инновационной образовательной среды по изучению индивидуальности обучающегося

Изучение индивидуальности в школе часто отождествляют с индивидуальным подходом. Принцип индивидуализации, как особая педагогическая ценность, существовал в школе всегда. В чём тогда отличие его реализации в личностно-ориентированном образовании?

В инновационной личностно-ориентированной школе индивидуальный подход является основополагающим принципом построения всего образовательного процесса, целью которого является раскрытие и развитие каждого обучающегося. При личностном подходе существование индивидуальных различий среди учеников есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого обучающегося как неповторимой личности. В инновационной компетентностной личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является основополагающим моментом построения образовательной среды, вся практическая реализация которого подчинена целям и ценностям такого образования. Образовательная среда призвана поощрять обучающихся к индивидуальному самовыражению; стимулировать их развитие на основе индивидуальных интересов и потребностей, способствовать становлению, посредством овладения ЗУНами, компетенциями и компетентностями, важнейших личностных свойств, необходимых для жизни в современном быстро меняющемся мире.

Такая образовательная среда должна соответствовать трём основным принципам: вариативности (возможности свободного выбора обучающимися средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив); гибкости (возможности педагога гибко изменять план своего


 

воздействия на обучающегося; открытости (готовности учителя использовать возникающие у обучающихся в совместной деятельности: в ходе урока, проводимых школьных мероприятий и т.п.).

Организация инновационной образовательной среды в компетентностной личностно-ориентированной системе предполагает наличие следующих условий:

·        признание педагогическим коллективом основной ценности и цели образования – раскрытие каждого ученика как личности;

·        построение индивидуальной траектории социального развития через реализацию инновационной образовательной программы в соответствии с личностными потребностями и интересами обучающегося;

·        создание системы педагогических воздействий, способствующих раскрытию индивидуальности обучающегося на всех возрастных этапах: от приёма в школу до её окончания;

·        разработка инновационной школьной документации, позволяющей прослеживать и фиксировать динамику развития обучающегося от класса к классу, по параметрам, обеспечивающим целостную характеристику обучающегося как личности.

Инновационная компетентностная личностно-ориентированная среда должна быть целостной, комплексной, реализующей единые требования. Это касается всех сторон реализации инновационного образовательного процесса: его дидактического обеспечения, планирования работы с обучающимися, форм взаимодействия педагога и учащихся, оформления школьных помещений, учебных и предметных кабинетов, оборудования, ведение систематических наблюдений за развитием каждого обучающегося в


 

инновационном образовательном процессе; составление школьной документации.

Ключевой фигурой и организатором инновационной компетентностной личностно-образовательной среды является учитель, который должен быть подготовлен к работе в такой среде, уметь технологически её обеспечивать. Важным элементом этой среды является взаимодействие с родителями, которые всё больше и больше становятся самостоятельными субъектами образования: они выбирают для своих детей содержание образования, педагогические технологии, педагога, активно способствуют, в том числе и в материально-финансовом отношении, созданию инновационной образовательной среды, адекватной их представлениям о роли, целях и ценностях инновационного компетентностного личностно-ориентированного образования.

Таким образом, построение целостной инновационной компетентностной образовательной среды личностно-ориентированной школы затрагивает интересы всех основных субъектов образования: учеников, родителей (лиц их замещающих), руководителей образовательных организаций. Проектирование инновационной образовательной среды зависит от типа и вида образовательной организации, наличия нормативных документов, регламентирующих права и обязанности основных субъектов образования.

Инновационная образовательная среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Её необходимо постоянно обогащать, обновлять, гибко приспосабливать к требованиям времени. Преемственность знаний – основное психолого-педагогическое условие становления когнитивной сферы личности обучающегося, отвечать принципам безопасности жизнеобеспечения и здоровья ребёнка. С позиций


 

инновационного          компетентностного          личностно-ориентированного образования, нам нужна такая целостная среда, которая, будучи одинаковой для всех, является вместе с тем разнообразной, т.е. приспособленной для проявления индивидуальности каждого обучающегося на всей вертикали его возрастного развития.


 

Разработка инновационной школьной документации по изучению динамики личностного развития обучающегося

Существует множество подходов к изучению личности обучающегося:

 

·        ситуативный (надо что-то уточнить, определить причины, мотивы учебного поведения);

·        логитюдный, рассчитанный на длительное изучение отдельных сторон личности каждого обучающегося;

·        дифференцированный,    позволяющий    по    определённым,    заранее выделенным параметрам отличить одного обучающегося от другого.

При усвоении знания в логике его конкретного предметного содержания ориентация обучающегося на смысл может определяться как методом построения знания, так и отношением ученика к этому знанию (его познавательными потребностями, установками, умственными предпочтениями, уже сложившимися способами переработки информации, избирательностью к предметному содержанию, формам его репрезентации и т.п.). Поэтому при изучении познавательных особенностей обучающегося как индивидуальности мы используем специально разработанные нами системы учебных заданий, с помощью которых выявляем познавательную избирательность обучающегося как проявление его индивидуальной семантической активности. Работать с такими диагностическими заданиями может и должен учитель-предметник.

При разработке схем развития личности обучающегося в образовательном процессе мы исходим из того, что эти схемы, во-первых, должны давать целостное представление об ученике; во-вторых, содержать такие характеристики, которые были бы «сквозными», т.е. были востребованы на всех этапах школьного обучения; и, в-третьих, отражали бы устойчивость проявления этих характеристик, т.е. фиксировались в лонгитюде развития.


 

Нам думается, что только в этих условиях инновационная школа может давать целостный портрет обучающегося, формировать его познавательный профиль, профессионально работать над ним и с ним в целях развития ученика как индивидуальности. В настоящее время стали разрабатывать и внедрять индивидуальные карты развития обучающегося.

Психолого-педагогическая наука предоставляет инновационной школе большие и разнообразные возможности в изучении личности ученика. Инновационная компетентностная личностно-ориентированная школа признаёт уникальность, неповторимость каждого обучающегося, работает с его индивидуальностью, она, прежде всего, должна выявить и описать эту индивидуальность. Для этого мы используем метод клинического психолого- педагогического наблюдения и только на его основе решаем все проблемы, связанные с развитием обучающегося в школе. В психолого-педагогической науке данный метод относится к описательному.

Перейдём к анализу существующих подходов в разработке и использовании инновационной школьной документации.

Инновационное          компетентностное          личностно-ориентированное образование на системно-деятельностной основе нуждается не только в разработке учебных программ, при построении которых максимально учитывается субъективный опыт обучающегося (его познавательные потребности, жизненные ценности, личностные ориентации, индивидуальное отношение к окружающему миру); не только в обновлении форм, средств и методов обучения, но и в разработке новой школьной документации, где фиксировался бы своеобразный портрет ученика как личности в системе познавательной деятельности, поскольку получение научного образования, - главная задача обучающегося в инновационной компетентностной личностно-ориентированной школе.


 

Инновационная компетентностная личностно-ориентированная школа нуждается в современных образцах школьной документации, позволяющей максимально объективно отражать личностное развитие обучающегося от момента его поступления в школу до её окончания. Поэтому необходима разработка типовой инновационной школьной документации, позволяющей максимально объективно судить не только о деятельности образовательной организации, но и о каждом ученике как развивающейся личности.

Разработка типовой инновационной школьной документации преследует, по нашему мнению, две основные цели:

1)    определение результативности деятельности школы в сравнительном плане;

2)    составление индивидуальной карты личностного развития каждого обучающегося, т.е. его «школьного портрета».

Рассмотрим, как реализуются эти цели.

 

Инновационная школьная документация выполняет, в основном, социальную функцию. Такая документация необходима. Она составляется и используется управленческими структурами. Составление индивидуальной карты развития каждого обучающегося представляет собой принципиально иной тип инновационной школьной документации, выполняющей развивающую функцию. Обе функции – социальная и психологическая – взаимосвязаны, но не тождественны.

Индивидуальная карта психолого-педагогического развития отражает личностные особенности каждого обучающегося. Такая карта должна составляться профессионалами уже в дошкольном учреждении и пополняться по мере взросления ребёнка. Она должна приниматься во внимание как важный документ при поступлении в вуз, при прохождении


 

службы в армии и т.д. Функции индивидуальной карты, фиксирующей психолого-педагогический портрет обучающегося на разных этапах непрерывного образования, разнообразны. Важно отметить, что в такую карту необходимо включать сведения, которые характеризуют обучающегося устойчиво, т.е. проявления его особенностей должны отражаться и повторяться в разных ситуациях.

Одной из единиц анализа оценки развивающейся личности обучающегося в условиях обучения является способ учебной работы. В нем в интегрированном виде представлены: 1) реальные соотношения обученности и развитости ученика; 2) его избирательность к предметному содержанию (областям предметного знания); 3) индивидуальное предпочтение к проработке учебного материала в зависимости от его типа, вида и формы.

Именно способы учебной работы должны фиксироваться в индивидуальной карте развития обучающегося, быть объектом выявления контроля и оценки со стороны учителя-предметника. В способе учебной работы, как единице познавательной деятельности, отражаются: направленность учения, операциональная (инструментальная) его сторона и отношение обучающегося к предметному знанию (его содержанию, виду и форме). Овладение способами учебной работы идёт под влиянием обучающих воздействий (программы, учебников, методов преподавания, личности учителя и т.п.). Поэтому, работая с этим показателем, можно выявлять зависимость интеллектуального развития обучающегося от обучающих воздействий, вне которых он не развивается.

Способы учебной работы, используемые обучающимся, значительно различаются в зависимости от года обучения, специфики учебного предмета, методики преподавания и других факторов. Но в способе удаётся вычленить


 

и инвариантные характеристики, присущие каждому отдельному ученику, обеспечивающие своеобразие проработки им учебного материала; устойчивую избирательность к его содержанию, виду и форме; отношение к различным учебным предметам (областям знания), т.е. особенности индивидуальной организации познавательной деятельности обучающегося.

Пользуясь этим интегрированным показателем, можно на его основе составлять индивидуальную карту развития обучающегося в системе непрерывного образования; фиксировать динамику развития в обычных условиях (что очень важно); получать данные о соотношении обученности и развитости ученика; его устойчивой ориентации на овладение отдельными учебными предметами (их циклами), что выражается в учебной продуктивности, самостоятельности, семантической активности, повышенном и устойчивом интересе к овладению соответствующими знаниями.

Таким образом, использование данного показателя позволяет судить о личностном развитии ученика, его устойчивых индивидуальных тенденциях, а в старшем школьном возрасте – выявлять учебный профиль, нак некоторое целостное личностное образование, сложившееся у того или иного обучающегося к моменту окончания им школы.

Мы полагаем, что любое личностное образование должно отвечать, по крайней мере, двум признакам: быть устойчивым и индивидуально выраженным. Способы учебной работы, характеризующие, в основном, познавательную сферу личности, вполне отвечают этим признакам. Это особенно уже проявляется в старших классах, где уже сложились и устойчиво функционируют способы учебной работы. Если они адекватны требованиям учебного предмета, то обучение идёт успешно. На этом фоне


 

возрастает интерес к овладению данным учебным предметом, избирательность к усвоению его содержания. Если же способы неадекватны требованиям и характеру учебного материала, то обучающийся испытывает затруднения в овладении им, теряет интерес к занятиям данным учебным предметом.

Устойчивые способы переработки учебного материала и учебные интересы тесно взаимосвязаны, поэтому эти показатели должны включаться в индивидуальную карту развития обучающегося. Проверка их на устойчивость проявления требует лонгитюдных, повторных обследований с обязательной фиксацией данных этих обследований в индивидуальной карте и при составлении учебного профиля ученика как личностного образования.

Учебный профиль ученика включает в себя: процесс и результат учения, индивидуальную избирательность к содержанию, виду и форме учебного материала, предпочтениям к занятиям отдельными учебными предметами (их циклами). Составление учебного профиля обучающегося является заключительным этапом в оформлении карты его индивидуального развития. Итоговый документ, отражающий учебный профиль, может представлять собой справку, где фиксируется:

·        область научных знаний, на изучение которых был ориентирован обучающийся, с указанием тех учебных предметов, к которым он относился с наибольшим, устойчивым интересом;

·        система знаний, полученных обучающимся, с указанием предпочтений к их теоретическому анализу, практическому (прикладному) использованию;

·        степень успешности в овладении избранной системой знаний (в рамках одного учебного предмета или группы родственных учебных


дисциплин): темп продвижения в учебном материале, быстрота и лёгкость его усвоения, характер воспроизведения, широта применения;

·        соответствие/несоответствие сферы избранной области научных знаний и/или профессиональных интересов (намерений) обучающегося профилю образовательной организации, куда он собирается поступать, с    указанием предполагаемых                причин                          такого соответствия/несоответствия.

Наиболее важными с точки зрения изучения личности обучающегося являются промежуточные индивидуальные карты развития, где фиксируется становление, динамика проявления учебного профиля. Ведь только на их основе может быть подготовлена итоговая справка. Составление промежуточных индивидуальных карт развития – результат специально организованной, совместной, согласованной работы учителей-предметников, классного руководителя, школьного психолога. Они составляются на основе лонгитюдных систематических (не реже одного раза в 2 – 3 месяца) обследований каждого обучающегося на основе наблюдений (в основном на уроке) за его непосредственной учебной работой по определённой схеме.

Полученные результаты анализируются и фиксируются в виде характеристики, составленной на каждого ученика класса совместно учителем и школьным психологом. Характеристика должна отражать:

1)    название тех учебных предметов, в рамках которых обучающийся реализует себя (более, менее всего);

2)    характерные   для   обучающегося   способы   переработки   учебного материала в рамках основных школьных учебных дисциплин;

3)    вид и форму изучаемого материала, которыми по преимуществу пользуется обучающийся, усваивая знания;


 

4)    стабильность (изменчивость) избирательности обучающегося к учебным предметам (каким именно) в ходе их изучения;

5)    отношение к учению в целом отдельным школьным предметам).

 

Промежуточные характеристики (от класса к классу) составляются по единой схеме, что позволяет, с одной стороны, изучать становление учебного профиля каждого обучающегося, а с другой – фиксировать его динамику, характер проявления в старших классах.

На разных этапах школьного обучения целевое назначение таких характеристик будет различным. В начальной (1 – 4-й кл.), основной (5 – 9-й кл.) школе такие характеристики накапливают банк данных на каждого обучающегося по специально разработанным и принятым педсоветом школы критериям; в них формируется динамика когнитивного развития, его особенности, яркие индивидуальные проявления. Такие характеристики, полученные к концу 9-го класса на каждого обучающегося, могут служить важным документом. Если желание обучающегося или его родителей не совпадает с характеристикой, то необходимо ознакомить с её содержанием и получить письменное согласие ученика и его родителей на обучение в том или ином классе. Ответственность за изменение решения по направленности обучения несёт сам обучающийся и его родители.

В старшей школе (10 – 11-й кл.) продолжается работа по составлению индивидуальной карты развития обучающегося на базе тех данных, которые получены в 5 – 9-м классах. На её основе в целях углубления данных об обучающемся составляется более подробная характеристика, фиксирующая своим содержанием:

·        степень успешности продвижения в усвоении учебного материала, соответствующего избранному профилю;


 

·        устойчивые   предпочтения   обучающегося    к    работе   с    учебным материалом разного вида и формы;

·        использование способов учебной работы, адекватных требованиям учебного предмета, методологии научного познания;

·        основная познавательная информация, предпочитаемая обучающимся;

·        учебные    и     внеучебные         том    числе    и     профессионально- ориентированные) интересы;

·        мотивы обучающегося, определившие им выбор профиля обучения.

 

Такая подробная характеристика, составляемая на заключительном этапе обучения (10 – 11-й кл.), включающая все промежуточные характеристики, полученные на обучающегося в базовой школе, даёт основание на составление учебного профиля ученика как его своеобразного индивидуального «портрета» (ты таков!).

Вся школьная документация в виде карты индивидуального развития обучающегося находится у завуча или директора образовательной организации. Она не предназначена для широкого круга заинтересованных лиц, только для родителей.

Цель составления карты индивидуального развития каждого обучающегося – получение объективных данных о личностном (в основном, познавательном) развитии, его коррекции, прежде всего, в интересах самого обучающегося, прогноза развития (для более обоснованного и правильного выбора путей дифференцированного обучения).

Составление карты индивидуального развития обучающегося на протяжении всех школьных лет – дело профессионально ответственное, деликатное. К нему должны быть готовы, прежде всего, учителя, постоянно наблюдающие за каждым учеником при овладении им содержанием разных


 

учебных предметов; обученные выполнению определённых процедур, документальному их оформлению, анализу и объективной интерпретации накопленных данных для определения познавательного (учебного) профиля обучающегося. Без организации и проведения такой работы, на наш взгляд, не построить инновационной компетентностной личностно-ориентированной школы.


 

Работа по созданию и использованию инновационной школьной документации

В инновационной компетентностной личностно-ориентированной школе диагностика становления и развития личности обучающегося ведётся через педагогическое наблюдение, систематически осуществляемое учителем, ежедневно взаимодействующим с учеником в образовательном процессе.

Разработанные нами схемы педагогического наблюдения решают ряд задач инновационного компетентностного личностно-ориентированного образования:

·        обеспечивают объективное наполнение банка данных о каждом обучающемся с момента его зачисления в первый класс с целью выявления его личностных особенностей адаптации к школе;

·        создают возможности проектировать индивидуальные траектории социального развития каждого обучающегося в лонгитюде на основе выявления его индивидуальной избирательности к содержанию, виду и форме программного материала, способам учебной работы, в динамике их проявления;

·        целенаправленно организуют учебную среду, в которой каждый обучающийся на основе анализа его индивидуальных особенностей, предпочтений, интересов получает возможность наиболее успешно себя проявить.

Для проведения такой работы выбранный метод педагогического наблюдения не является случайным.

Во-первых, данные об индивидуальности обучающегося накапливаются учителем в естественной обстановке – на уроке, при выполнении учебных заданий.


 

Во-вторых, личностные проявления обучающегося, его познавательные возможности целенаправленно наблюдаются учителем, который с ним постоянно взаимодействует в процессе овладения учебным содержанием.

В-третьих, снимается травмирующая обучающегося ситуация проверки, поскольку педагогическое наблюдение не искусственно вызывается, а проводится незаметно для ученика в ходе привычных для него занятий на уроке со знакомым учителем.

Используемый нами мониторинг проведения педагогических наблюдений, их анализ позволяет учителю видеть индивидуальные проявления своих обучающихся комплексно, разносторонне, в динамике. На этой основе начинает вырисовываться познавательный (учебный) профиль обучающегося как своеобразный тип (стиль) мышления, который может быть адекватным/неадекватным предметному содержанию знаний.

Проводимое педагогическое наблюдение позволяет оценивать обучающегося позволяет оценивать его как по критериям его школьной успеваемости (успешности), так и по личностным проявлениям его познавательной деятельности. Эти данные лежат в основе проектирования и организации инновационного компетентностного личностно- ориентированного процесса в школе.

Изучение учителем личности обучающегося путём наблюдений на уроке предполагает специальные материалы, обеспечивающие эту работу. Можно выделить четыре группы таких материалов.

Первая группа материалов накапливается ещё до приёма ребёнка в школу через ознакомительную работу с родителями, воспитателями подготовительных групп. Каждый ребёнок, который планируется для поступления в инновационную компетентностную личностно-


 

ориентированную школу, наблюдается воспитателем по определённой схеме (карта «Школьной зрелости»). В ней фиксируются готовность ребёнка к сотрудничеству, выявление его представлений о школе, ученике; наличие общих сведений об окружающем его мире.

Карта «Педагогического знакомства», где по ходу беседы с ребёнком выявляются его интересы, личностные предпочтения, знания о школе. Наряду с этими данными, используются материалы, полученные от родителей, которые на первом родительском собрании по просьбе учителя заполняют карту «История развития ребёнка», где они рассказывают об индивидуальных особенностях своего ребёнка от рождения до поступления в школу.

Вторая группа материалов представляет собой схемы обследования обучающихся через систематическое наблюдение в процессе урока. Эти схемы дают возможность изучать особенности когнитивной, эмоционально- волевой, рефлексивно-мотивационной сферы личности каждого обучающегося (методика анализа когнитивной, волевой, рефлексивной сферы ученика – методика «АКВоРС»), а также его индивидуальную избирательность к виду и форме учебного материала, способам его проработки. В добавление к этим материалам используется карта учебных интересов.

Третья группа материалов даёт возможность выявлять профессиональное сознание педагога, его направленность на те ценности, которые особенно значимы в инновационной компетентностной личностно-ориентированной школе: его ориентацию на трансляцию учебного содержания или на изучение личности обучающегося посредством его содержания. Они используются в виде специально разработанных анкет, опросников на обучающих занятиях


 

для ознакомления педагогов с технологией работы по изучению личности обучающегося в образовательном процессе (см. Приложение 3).

Четвёртая группа используемых нами материалов направлена на изучение мнений учителей-предметников, классных руководителей, самих обучающихся (их родителей) относительно организации образовательной среды инновационной компетентностной личностно-ориентированной школы. Сюда включаются: материалы для родителей; анкеты для школьников, выявляющие, в основном, область их учебных интересов, способы учебной работы, предпочтения к видам и формам занятий; материалы для учителей по разработке технологических карт и конспектов уроков. Особое место среди этих материалов занимает комплекс методик на определение учебного профиля ученика, с помощью которых удаётся при введении предметного учебного материала (начиная с пятого класса), выявлять:

·        избирательное отношение каждого обучающегося к предметному содержанию занятий;

·        способы проработки содержания разных учебных дисциплин;

·        устойчивость интереса к отдельным учебным дисциплинам с намерением их профильного или углублённого изучения (с учётом намечающейся профессиональной ориентации);

·        тип и характер затруднений, встречающихся у обучающегося в ходе овладения им тем или иным учебным предметом;

·        направленность учебной мотивации, средства её реализации.

 

Эти материалы используются нами преимущественно в старших (10-11-м) классах, когда учебный профиль становится уже устойчивым, индивидуально значимым. Они применяются для составления личностных характеристик на


 

каждого обучающегося, с которыми могут познакомиться как сами ученики, так и их родители.

Работа с подобными материалами не может вестись от случая к случаю. Она предполагает: целостный, системно-деятельностный подход, участие в ней всего педколлектива, заинтересованность в таком подходе различных структур управления образованием.

При проектировании инновационной компетентностной личностно- ориентированной школы как системы, где во главу угла ставится изучение индивидуальности каждого обучающегося, необходимо, как мы считаем, любому участнику этой работы ответить на три основных вопроса: зачем это делать, что и как делать.

Зачем это делать: чтобы создать все необходимые условия для становления и развития личности каждого обучающегося, признавая в нём неповторимую, самобытную индивидуальность; изучить проявления этой индивидуальности на всех возрастных этапах школьной жизни; дать профессиональную характеристику каждому обучающемуся как личности, помочь ей проявиться, устояться, выработать на этой основе адекватную самооценку, без чего не может быть подлинно образованного, культурного человека.

Что делать: построить единую для всех обучающихся, но не однородную образовательную среду, обеспечивающую сначала внутреннюю, а затем, на её основе, внешнюю дифференциацию; спланировать и организовать целостный инновационный образовательный процесс, соответствующий ценностям и целям компетентностного личностно-ориентированного образования; разработать научно обоснованную критериальную базу, обеспечивающую изучение, проявление, развитие личности ученика в


 

образовательном процессе через создание специальной Программы для этой работы; изменить профессиональную позицию педагога – работать не столько с содержанием знаний, сколько с обучающимся посредством этого содержания.

Как делать: не разделять изначально учеников по группам, потокам, а работать одновременно с каждым, изучая учебные возможности обучающегося, предоставляя ему условия для их проявления, реализации; разработать дидактический материал, позволяющий выявлять избирательность ученика к его содержанию, виду и форме, предоставлять возможность выбора этого материала в соответствии с личностными предпочтениями, интересами, потребностями самого ученика; планировать и организовывать уроки так, чтобы каждый ученик имел возможность по своему усмотрению работать со всем классом, в группе (паре), индивидуально при выполнении обучающей программы; при оценивании обучающегося обязательно выделять не только оценку результативности (продуктивности) выполненной работы, но и процесса её достижения (самостоятельности, оригинальности, рациональности используемых способов работы, форм их репрезентации на разном учебном материале); по возможности предоставлять обучающемуся образовательную программу, обеспечивающую «вертикаль» его личностного развития от класса к классу; подготовить учителей для проведения такой работы, сделать её целенаправленной и систематичной; обеспечить возможность использовать полученные учителем данные о личности ученика в целях его индивидуального развития, для решения образовательных и социальных задач.


 

Заключение

 

Таким образом, главная цель изучения личности обучающегося в инновационном образовательном процессе – создать оптимальные условия для развития индивидуальности ученика в процессе обучения. Именно самобытность обучающегося, неповторимость его субъектного опыта являются основными ценностями компетентностного личностно- ориентированного образования.


 

Приложения

 

Приложение 1.

Схема анализа урока (заполняется в ходе урока)

 

 

ВИД НАБЛЮДЕНИЯ

 

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

 

 

ПРОЯВЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ (КОММЕНТАРИИ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ

ЛИСТА)

 

 

ВСЕГДА

 

 

ИНОГДА

 

НЕТ

А.

1. Выявление этого

 

 

 

 

Использование

опыта               путём

субъектного

поставленных

опыта

вопросов.

обучающегося

2.           Организация

 

обмена

 

содержанием

 

субъектного опыта

 

между

 

обучающимися.

 

3.              Поддержка

 

учителем наиболее

 

правильных версий

 

обучающихся       по

 

обсуждаемой

 

проблеме.

 

4. Выстраивание на

 

их основе изучение

 

нового      материала

 

(понятия, приёма).

 

5.     Обобщение     и

 

систематизация

 

субъектного опыта

 

учеников на уроке.

Б.     Применение

1.      Использование

 

 

 

 


учителем           на уроке разнообразного дидактического материала

учителем       разных источников

сообщения информации.

2.       Инициирование выполнения

обучающимися проблемных            и инновационных

заданий.

3.    Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы.

4.     Стимулирование обучающихся          к выбору инновационного

материала                в соответствии с их личными

предпочтениями.

5.                 Применение заданий                     с

описанием

основных учебных действий,

последовательности

их выполнения.

 

 

 

 

В. Характер педагогического общения на уроке

1.    Уважительное и

внимательное выслушивание отвечающего,

независимо            от

уровня                   его

успеваемости.

2.         Обращение     к обучающимся.

3.                Беседа         с обучающимися.

4.                     Поддержка

обучающихся.

 

 

 

 


 

5.      Поощрение     в обучающемся чувства

независимости, уверенности в себе.

 

 

 

 

Г. Активизация способов

учебной работы.

1.     Стимулирование

обучающихся          к применению

разнообразных

способов     учебной работы.

2.          Анализ      всех предлагаемых

способов (Учитель не             навязывает своего мнения).

3.                 Обсуждение наиболее

рациональных способов.

4.                     Выявление наиболее

личностно- значимых способов, сложившихся          у обучающихся.

5.      Оценивание не только результата, но и процесса выполнения

задания.

 

 

 

 

Д.      Проявление гибкости

учителя                в работе на уроке.

1.                Организация атмосферы

включённости каждого

обучающегося        в работу класса.

2.       Предоставление обучающимся возможности

проявить

 

 

 

 


 

избирательность к видам учебной работы, характеру учебного

материала, темпу выполнения

учебных заданий на уроке.

3.                          Создание условий,

позволяющих каждому обучающемуся

быть         активным, самостоятельным (не                      боясь

ошибиться, получить      плохую отметку).

4.                   Проявление отзывчивости

учителя к эмоциям ученика (организация

атмосферы

комфортной работы на уроке).

5.                          Оказание помощи

обучающимся, не успевающим за темпом работы класса,

испытывающим

затруднения            в работе и т.п.

 

 

 

 


 

 

 

1.     Содержание:


 

Карта наблюдения за уроком


Приложение 2.


1.1.          Материал урока соответствует по сложности типу урока (да, нет, частично);

1.2.          Формулировка   цели    урока   совпадает   с    его   содержательной реализацией

(да, нет, частично);

1.3.          Учителем подобран оптимальный объём учебного материала для достижения целей урока

(да, нет, частично).

 

 

2.     Ход урока:

2.1.          Перед обучающимися ставится цель урока (да, нет, частично);

2.2.          Учитываются потребности, склонности, возможности обучающихся в определении цели урока

(да, нет, частично);

2.3.          Предоставлена возможность обучающимся соотнести цели урока со смыслом учения:

А) Для себя

(да, нет, частично); Б) Для других людей (да, нет, частично);

2.4.          Обеспечивается понимание обучающимися места данного урока в изучаемой учебной теме

(да, нет, частично);

2.5.          Обучающимся предоставляется возможности внести изменения в планирование работы на уроке


(да, нет, частично);

2.6.          Чёткая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

(да, нет, частично);

2.7.          Выбранный тип урока соответствует поставленной цели (да, нет, частично);

2.8.          Продумано чередование видов работы, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся в ходе урока

(да, нет, частично);

2.9.          Наглядность урока учитывает специфику восприятия обучающихся (да, нет, частично);

2.10.      Учитель использует различные источники информации (да, нет, частично);

2.11.      В ходе урока рационально используются возможности учебного кабинета

(да, нет, частично);

2.12.      Задания предлагаются обучающимся на выбор:

А) По форме (словесная, графическая, условно-символическая)

(да, нет, частично); Б) По содержанию (да, нет, частично);

2.13.      Задания предлагаются обучающимся:

А) Репродуктивного характера

(да, нет, частично);

Б) Частично-поискового характера

(да, нет, частично);

В) Исследовательского характера

(да, нет, частично);


Г) Творческого плана

(да, нет, частично);

2.14.      На уроке используются формы обучения:

А) Монологическая (да, нет, частично); Б) Диалогическая (да, нет, частично); В) Полилогическая (да, нет, частично);

2.15.      Учитель формулирует вопросы так, чтобы выявить субъектный опыт обучающегося по данной учебной теме

(да, нет, частично);

2.16.      Учитель поддерживает наиболее правильные версии обучающихся по данной проблеме

(да, нет, частично);

2.17.      Версии ответов используются при изучении нового понятия (да, нет, частично);

2.18.      Учитель умеет обобщать и систематизировать субъектный опыт обучающихся при изучении новой учебной темы

(да, нет, частично);

2.19.      На       уроке       у        обучающихся       формируются       навыки:

А) Самоанализа (да, нет, частично); Б) Самоконтроля (да, нет, частично);

2.20.      Домашнее задание имеет оптимальный объём (да, нет, частично);

2.21.      При определении домашнего задания учитель даёт рекомендации по его выполнению


(да, нет, частично);

2.22.      Для некоторых обучающихся задаётся индивидуальное домашнее задание

(да, нет, частично);

2.23.      Домашнее задание предлагается обучающимся по выбору:

А) По форме

(да, нет, частично); Б) По содержанию (да, нет, частично);

2.24.      Обсуждение с обучающимися итогов урока (что узнали, что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке)

(да, нет, частично).

 

 

3.     Характер педагогического общения на уроке:

3.1.          Учитель уважительно выслушивает каждого отвечающего (да, нет, частично);

3.2.          Используется ли учителем:

А) Ситуация успеха

(да, нет, частично);

Б) Одобрение, поддержка, поощрение

(да, нет, частично);

3.3.          Учитель     уважительно     и     доброжелательно     обращается     к обучающимся

(да, нет, частично);

3.4.          Беседа строится на равных основаниях (да, нет, частично);

3.5.          Во время общения ответы обучающихся поддерживаются учителем (да, нет, частично);


3.6.          Оценка процесса выполнения задания (да, нет, частично);

3.7.          При выставлении оценки учитывается не только правильность, но и самостоятельность и оригинальность ответа

(да, нет, частично).

 

 

4.     Уровень активности обучающихся на уроке:

4.1.          Выбор обучающимися способа работы (да, нет, частично);

4.2.          Обсуждение наиболее рациональных способов работы (да, нет, частично);

4.3.          Выявление наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у обучающихся

(да, нет, частично);

4.4.          Организация атмосферы включённости каждого обучающегося в работу класса

(да, нет, частично);

4.5.          Создание условий для самостоятельности каждого обучающегося на уроке

(да, нет, частично);

4.6.          Оказание помощи обучающимся, не успевающим за темпом работы класса

(да, нет, частично);

4.7.          На уроке применяются различные формы организации учебно- познавательной деятельности:

А) Фронтальные (да, нет, частично); Б) Парные


(да, нет, частично);

В) Групповые

(да, нет, частично); Г) Индивидуальные (да, нет, частично).


Приложение 3.

Анализ когнитивной сферы

 

 

 

 

 

Критерии

Низкая

выраженность

Высокая

выраженность

 

1.

Каков             темп освоения учебного

материала?

 

Низкая

 

Высокая

 

2.

Каков           объём выполнения

учебных    (устных и        письменных)

заданий на уроке?

 

Низкая

 

Высокая

 

3.

Каков           объём выполнения

учебных (устных и письменных) заданий            вне

урока?

 

Низкая

 

Высокая

 

4.

Какое       качество выполнения

устных     учебных

заданий?

 

Низкая

 

Высокая

 

5.

Какое       качество выполнения

письменных

учебных заданий?

 

Низкая

 

Высокая

6.

Какова      степень

сложности

Низкая

Высокая


 

выполняемых

учебных    заданий на уроке?

 

 

 

7.

Каков        уровень учебной

мобильности

обучающегося в рамках          урока

(умение быстро перестроиться на другую

деятельность)?

 

Низкая

 

Высокая

 

8.

Каков уровень способности к анализу           при решении  учебной

задачи на уроке?

 

Низкая

 

Высокая

 

9.

Каков уровень способности к самостоятельному, творческому

решению учебных

задач на уроке?

 

Низкая

 

Высокая

 

10.

Каков        уровень способности        к произвольному запоминанию

учебного

материала          на уроке?

 

Низкая

 

Высокая


37

Анализ эмоционально-волевой сферы

 

 

 

 

 

Критерии

Низкая

выраженность

Высокая

выраженность

 

1.

Какова     степень устойчивости волевой

концентрации  на учебной

деятельности    на

уроке?

Неумение

концентрироваться на               учебной деятельности

Умение продолжительное время

концентрироваться на              учебной деятельности

 

2.

Какова     степень эмоциональной зависимости

обучающегося от внешней

формальной оценки (отметки)

его знаний?

Бурная эмоциональная реакция

Спокойное эмоциональное восприятие

 

3.

Каков      уровень мобильности эмоциональной

сферы

обучающегося?

Неумение

переключаться с одного             вида эмоционального

состояния            на

другой

Умение быстро переключаться с одного            вида эмоционального

состояния           на

другой

 

4.

Каков      уровень устойчивости позиционно-

волевых

Неспособность отстаивать      свою точку   зрения   или

свои интересы

Способность отстаивать     свою очку   зрения   или

свои интересы


 

процессов?

 

 

 

5.

Какая            роль групповой

(коллективной) учебной

деятельности характерна     для данного

обучающегося?

Подчинение

Лидерство

 

6.

Какова     степень волевого

контроля           за проявлением бурных              и

негативных

эмоций?

Несдержанность, эмоциональная неустойчивость

Умение

контролировать свои эмоции

 

7.

Какова     степень эмоциональной восприимчивости проблем      своих одноклассников у данного

обучающегося?

Бесчувственность

Сопереживание, эмоциональная поддержка

 

8.

Какова     степень эмоциональной

контактности     у данного

обучающегося?

Замкнутость,

малообщительность

Дружелюбие, открытость, общительность

 

9.

Какова     степень

эмоциональной

Обидчивость,

обострённое

Нейтральное

(спокойное)


 

ранимости          у данного

обучающегося?

самолюбие

восприятие любых

высказываний      в свой адрес

 

10.

Каков      уровень эмоционального богатства

(диапазон эмоциональных проявлений)       у данного

обучающегося?

Незаметные, бледные

проявления эмоций

Яркие,

насыщенные эмоции


40

Анализ рефлексивно-мотивационной сферы

 

 

 

 

 

Критерии

Низкая

выраженность

Высокая

выраженность

 

1.

Каков характер отношения

обучающегося к внешней оценке (критика, похвала

и т.д.) знаний?

Формальный, безразличный

Ценностный (продуктивная реакция)

 

2.

Каков     характер отношения

обучающегося    к

своим ошибкам?

Безразличный или      негативно- оспаривающий

Конструктивный (желание

исправить)

 

3.

Каков      уровень самооценки

данным

обучающимся своих

способностей     и

достижений?

Неадекватный (завышенный, заниженный)

Адекватный

(реалистический)

 

4.

Какова

направленность данного

обучающегося    в учебной

деятельности?

На         результат (отметку)

На            процесс (познание)

 

5.

Какой     характер

носит

Ригидный        (по

образцу)

Креативный

(творческий)


 

предпочитаемая данным

обучающимся учебная

деятельность

 

 

 

6.

Каков      уровень развития навыков самостоятельной учебной

деятельности?

Практическое отсутствие

навыков

Развитые

многосторонние навыки

 

7.

Каков      уровень морально- этических

установок           у данного

обучающегося?

Нечестность (лживость)     при достижении

целей

Честность, правдивость, искренность

 

8.

Каков      уровень рефлексии

собственного субъектного

опыта в учебной деятельности у данного

обучающегося?

Неумение выбирать способы

деятельности     и характер

предметного содержания

Умение выбирать способы

деятельности     и характер

предметного содержания

 

9.

Каков      уровень рефлексивной

независимости   у данного

обучающегося?

Неумение принимать

самостоятельные решения и брать ответственность

на себя

Умение принимать

самостоятельные решения и брать ответственность

на себя


 

Каков      уровень

Неразвитые

 

Высокоразвитые

10.

развитости

навыки

 

навыки

 

рефлексивно-

целеполагания

и

целеполагания   и

 

целеполагающих

критичного

 

критичного

 

навыков             в

отношения

к

отношения         к

 

учебной

своим выводам

 

своим выводам

 

деятельности      у

 

 

 

 

данного

 

 

 

 

обучающегося?

 

 

 


 

 

                                                                                   «           » класса

 

 

Когнитивная сфера

 

 

 

 

Низкий уровень

 

Баллы

 

Высокий уровень

 

1.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

1.

 

9, 10

 

2.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

2.

 

9, 10

 

3.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

3.

 

9, 10

 

4.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

4.

 

9, 10

 

5.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

5.

 

9, 10

 

6.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

6.

 

9, 10

 

7.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

7.

 

9, 10

 

8.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

8.

 

9, 10

 

9.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

9.

 

9, 10

 

10.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

10.

 

9, 10

 

 

 

ФИО учителя, проводившего анализ:                                                              Учебные предметы, на основании которых проводился анализ обучающегося:                                                                                                                             


 

 

                                                                                   «           » класса

 

 

Эмоционально-волевая сфера

 

 

 

 

Низкий уровень

 

Баллы

 

Высокий уровень

 

1.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

1.

 

9, 10

 

2.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

2.

 

9, 10

 

3.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

3.

 

9, 10

 

4.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

4.

 

9, 10

 

5.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

5.

 

9, 10

 

6.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

6.

 

9, 10

 

7.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

7.

 

9, 10

 

8.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

8.

 

9, 10

 

9.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

9.

 

9, 10

 

10.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

10.

 

9, 10

 

 

 

ФИО учителя, проводившего анализ:                                                              Учебные предметы, на основании которых проводился анализ обучающегося:                                                                                                                             


 

 

                                                                                   «           » класса

 

 

Мотивационно-рефлексивная сфера

 

 

 

 

Низкий уровень

 

Баллы

 

Высокий уровень

 

1.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

1.

 

9, 10

 

2.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

2.

 

9, 10

 

3.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

3.

 

9, 10

 

4.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

4.

 

9, 10

 

5.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

5.

 

9, 10

 

6.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

6.

 

9, 10

 

7.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

7.

 

9, 10

 

8.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

8.

 

9, 10

 

9.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

9.

 

9, 10

 

10.

 

1, 2

 

3, 4, 5, 6, 7, 8

 

10.

 

9, 10

 

 

 

ФИО учителя, проводившего анализ:                                                              Учебные предметы, на основании которых проводился анализ обучающегося:                                                                                                                             


Приложение 4.

Бланк результатов наблюдения основных проявлений личностных особенностей обучающегося

(карта 1)

 

 

ФИО ученика                                                               Класс                           

 

 

1.     Активен пассивен:

ÿ       учебное задание выполняется с интересом

ÿ       с удовольствием работает в группе (паре)

ÿ       быстро, охотно и с лёгкостью выполняет указания учителя

ÿ       стремится выполнить учебное задание до конца

ÿ       при возникших затруднениях обращается за помощью к учителю, сверстникам

ÿ       не проявляет интереса к занятиям

ÿ       с трудом включается в групповую работу

ÿ       неохотно и не сразу выполняет указания учителя

ÿ       может бросить и не доделать учебное задание

ÿ       при    выполнении    заданий    ждёт    прямых   указаний    учителя, ограничивается его требованиями.

 

2.     Самостоятелен несамостоятелен:

ÿ       предпочитает работать самостоятельно

ÿ       не любит вмешательства в свою деятельность

ÿ       способен долгое время сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, не отвлекаясь

ÿ       сам    стремится    преодолевать    возникающие    в    ходе    работы затруднения


ÿ       охотно,   по   своей   инициативе   отвечает   на   вопросы   учителя, одноклассников

ÿ       при выполнении учебных заданий нуждается в помощи

ÿ       при   возникших   затруднениях   сразу   ищет    сотрудничества   с учителем, сверстниками

ÿ       легко отвлекается может бросить начатую работу, не стремится довести её до конца

ÿ       не проявляет инициативы при принятии и выполнении учебных заданий

ÿ       не стремится отвечать на вопросы учителя, предпочитает слушать ответы других

 

3.     Продуктивен непродуктивен:

ÿ       правильно выполняет большинство предложенных заданий

ÿ       любое начатое задание выполняет согласно образцу, заданному учителем

ÿ       активно предлагает свои способы выполнения заданий, даже если они не соответствуют образцу

ÿ       приступая к работе, пытается определить этапы её выполнения, строго их соблюдать в ходе работы

ÿ       интересуется    конечным    результатом    работы,    пытается    его прогнозировать

 

Заполняется учителем в учебном процессе на каждого обучающегося в течение одного учебного года


Бланк результатов наблюдения особенностей усвоения учебного материала

(карта 2)

 

 

ФИО ученика                                                          Класс                

Учебный предмет                                                                   

 

 

1.     С какой учебной информацией предпочитает работать:

ÿ       наглядные изображения (картинки, рисунки, схемы)

ÿ       числа, условно-знаковые выражения

ÿ       словесные тексты (устные, письменные)

ÿ       практические модели.

 

2.     При усвоении заданного учебного материала:

ÿ       запоминает и воспроизводит его целостно общих чертах)

ÿ       пересказывает во всех деталях, верно и точно воспроизводит все события (факты)

ÿ       не передаёт основной мысли (идеи)

ÿ       путает   причину  и   следствие   событий   (действий),   их   временную последовательность.

 

3.     При выполнении учебного задания:

ÿ       точно следует образцу, заданному учителем

ÿ       предлагает и реализовывает свои способы работы

ÿ       охотно работает с разными заданиями том числе с новыми)

ÿ       предпочитает выполнять уже освоенные задания

ÿ       активно включается в выполнение творческих заданий.


 

4.

При работе в классе (на уроке):

 











предпочитает отвечать у доски охотнее отвечает с места

любит отвечать вместе с классом склонен давать развёрнутый ответ

ограничивается   отдельными   репликами,

 

 

 

 

 

 

замечаниями

 

 

 

 

 

 

на

 

 

 

 

 

 

ответы

 

одноклассников.

 

 

 

 

 

5. Работая с учебным материалом, предпочитает:

ÿ       читать (книгу, учебник)

ÿ       слушать устный рассказ учителя (ученика)

ÿ       следовать сюжету, заданному для пересказа, выполнения рисунка, поделки

ÿ       предлагать свои виды и формы работы с учебным материалом.

 

Заполняется учителем в учебном процессе на каждого обучающегося течение одного учебного года


Бланк результатов наблюдений на уроке (карта № 3)

 

ФИО обучающегося                                                                                        

Класс                                                                                                                 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

 

ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ

 

ДАТА. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ.

 

ДАТА. МЕСТО НАБЛЮДЕНИЯ,

 

1.  Краткое

описание того, чем               занят обучающийся в момент

наблюдения  на

уроке

 

 

 

 

2.     Перед     началом работы                с

учебным материалом

·         пытается

самостоятельно планировать     свою деятельность, прогнозировать      её результаты

·         обращается              к учителю                   за дополнительной информацией, помогающей лучше спланировать свою деятельность,

спрогнозировать её результаты

·         сразу приступает к работе и действует

наобум

 

 

 

3.     Выполняя письменную

·         точно

воспроизводит

образец                   до

 

 


работу              по заданному

образцу

мельчайших подробностей

·         воспроизводит

заданный      образец

лишь       в        общих чертах

 

 

 

4.     Получив

учебное задание

·         быстро     увлекается

сами процессом его выполнения

·         стремится

побыстрее получить результат                  и продемонстрироват ь его окружающим

·         задание не вызывает интереса,

обучающийся

медлит         с         его выполнением

 

 

 

5.     Выполняя         на уроке

самостоятель- ную работу

·         обращается              к учителю                    с

вопросами              по поводу выполнения работы

·         модет

продолжительное время

сосредоточенно заниматься работой, не                   обращая внимания                 на окружающих

·         легко отвлекается, может            бросить незаконченную

работу и переходит

к другому занятию

 

 

 

6.     Рассказывая (отвечая            на вопросы

·         слова, указывающие пространственные отношения

·         слова, указывающие

 

 


учителя),      даёт развёрнутый ответ,      активно используя

место       и        время действия

·         слова, выражающие

логическое отношение

 

 

 

7. В совместной деятельности с другими

обучающимися на уроке

·         пытается организовать

обучающихся своей группы,             чтобы добиться

совместного выполнения задания

·         не                стремится работать сообща, предпочитает

работать в одиночку

·         полностью

подчиняется другим обучающимся группы, не пытаясь проявить себя

·         прислушивается к мнению других обучающихся,

использует             их

предложения            в своей деятельности

·         стремится делать всё по-своему, не считаясь с мнением других

обучающихся

 

 

 

8. Сталкиваясь в своей учебной работе с какими- то трудностями

·         обычно

самостоятельно       и быстро

устанавливает       их причины

·         часто      не      может обнаружить причину            своих

затруднений            и

 

 


 

обращается             за помощью к учителю или                  другим ученикам

·         бросает работу, не стремясь

разобраться              в

причинах неудач

 

 

 

9.     Обращается      к учителю           на

уроке,                по преимуществу

чтобы

·         заслужить похвалу

·         получить помощь

·         просто привлечь к себе внимание

 

 

 

10. Какие                 из учебных

предметов предпочитает данный

обучающийся

 

 

 


Бланк результатов наблюдения

 

 

Учебный класс                                                                                                    Учебный предмет                                                                                                Учитель (ФИО)                                                                                                

 

 

 

 

ФИО

обучающегося

 

 

С какой учебной

информацией

предпочитает работать

 

 

При усвоении заданного учебного материала

 

Работая с учебным

материалом, предпочитает

 

При выполнении учебного

задания

 

При работе в классе

(на уроке)

 

 

1, 2, 3, 4

 

1, 2, 3, 4

 

1, 2, 3, 4

 

1, 2, 3, 4, 5

 

1, 2, 3, 4, 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5.

Учебный профиль

 

 

Учени(ка, цы)                                                                класса                                       

Классный руководитель (ФИО)                                                                                   

 

 

1.       Особенности усвоения учебного материала

На уроке предпочитает работать                                                                              


 

 

При усвоении заданного учебного материала                                                        


 

 

Работая с учебным материалом, предпочитает                                                      


 

 

2.       Особенности самостоятельной учебной работы

Выполняя учебное задание                                                                                          


 

 

3.       Особенности учебной коммуникации на уроке

При работе в классе (на уроке)                                                                                   


 

 

4.       Рекомендации классного руководителя об индивидуализации процесса обучения: к какому учебному предмету проявляет больший интерес, каковы индивидуальные личностные особенности обучающегося


 

 

 

Дата заполнения                                                                                                                                                                   

 

 

Подпись классного руководителя                                                                                                                                  

 

 

Заполняется классным руководителем на основании данных учителей- предметников по карте № 2.


Психолого-педагогический портрет ученицы

Неверовой Эльвины

 

 

Данные «Карты школьной зрелости»

По наблюдениям воспитателя, Эльвина демонстрирует желание идти в школу, часто говорит о том, как станет школьницей. Общительна, контактна, но не умеет постоять за себя, отстаивать своё мнение и интересы. С удовольствием работает в паре, группе, прислушивается к мнению и интересам других детей, быстро соглашается с мнением других.

Говорит связно. Может понятно сформулировать вопрос, просьбу. Может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом в течение продолжительного времени, но при возникших затруднениях сразу ищет сотрудничества с воспитателем. Часто не успевает выполнить задание за то же время, что и большинство сверстников. Затрудняется запомнить и точно воспроизводить полученную информацию. Любознательна, проявляет интерес к заданиям и играм, которые требуют интеллектуальных усилий.

 

Данные «Педагогического знакомства»

Во время педагогического знакомства была стеснительна, но на вопросы отвечала чётко.

Учебные интересы: любит заниматься чтением, играть в куклы, в школе хотела бы заниматься решением примеров, хотела бы быть учителем, чтобы задавать разные вопросы.

Учебные умения: читает по слогам, считает 9с заданиями справилась), умеет писать печатными буквами, но наблюдаются дрожащие линии.

Коммуникативные предпочтения: предпочитает играть с группой детей. Если что-то не получается, то спрашивает у мамы; в школе очень нравятся перемены, потому что можно поиграть.


Данные «Истории развития ребёнка»

Эльвина воспитывается в полной семье, первый ребёнок. Девочка склонна к близорукости, чуть-чуть увеличена левая доля щитовидной железы. Кушает плохо, очень разборчива в еде. Ребёнок с рождения воспитывается мамой и папой. В два года поступила в ясли-сад. Привыкала долго, часто плакала. К незнакомым взрослым относится настороженно. Она чувствительна, не выносит грубости, поэтому ей достаточно словесного разъяснения. Ведущая рука – правая.

 

Данные наблюдения «Основных проявлений личностных особенностей» По наблюдению педагога, на уроках учебные задания выполняет с интересом, стремится выполнить их до конца; при возникших затруднениях

обращается за помощью к учителю.

Может работать самостоятельно, охотно отвечает на вопросы учителя.

При выполнении заданий нуждается в помощи.

Правильно выполняет большинство предложенных заданий согласно образцу, заданному учителем.

Удерживает в процессе работы цель деятельности, способна продолжительное время сосредоточенно заниматься одним и тем же делом, не обращая внимания на окружающих.

На уроках с удовольствием работает в группе, в паре; в совместной работе предпочитает позицию исполнителя, легко соглашается с мнением других.


Литература

 

 

1.     Амонашвили   Ш.А.   Личностно-гуманная    основа   педагогического процесса. – Минск, 1990.

2.     Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995.

3.     Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997.

4.     Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

5.     Виноградова    М.Д.,    Первин    И.Б.    Коллективная    познавательная деятельность и воспитание школьников. – М., 1995.

6.     Возрастные  и   индивидуальные   особенности   образного  мышления учащихся /Под ред. И.С. Якиманской. – М., 1989.

7.     Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

8.     Гусинский    Э.Н.    Построение    теории    образования    на    основе междисциплинарного системного подхода. – М., 1994.

9.     Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

10.   Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1990.

11.   Занков Л.В. Избранные психологические труды. М., 1990.

12.   Зимичев А.М. Учимся учиться. Л., 1990.

13.   Ильясов И.И. Структура процесса обучения. М., 1986.

14. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. Дидактика средней школы. – М., 1982.

15.   Лийметс А.И. Групповая работа на уроке. М., 1975.

16.   Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.

17. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития. – М., 1989.

18. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения /Под ред. И.С. Якиманской. – М., 1993.


19. Образование    в   поисках   человеческих   смыслов   /Под   ред.   В.В. Бондаревской. – Ростов-н/Д, 1995.

20.   Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 1995.

21.   Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.

22. Павлов А.К. Управление профильным обучением в общеобразовательной школе на основе личносто-ориентированного подхода / Система повышения квалификации в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования и её роль в развитии образования Республики Карелия: Сборник научно-методических статей. – Петрозаводск: VERSO, 2008. – С.110 – 119.

23.Павлов А.К. Индивидуальные траектории развития школьников // Мир науки, культуры, образования. - № 2 (39). – Апрель 2013. – С. 37-40.

24.Павлов А.К. Включение учащихся в формирование системных обобщённых знаний и способов деятельности в условиях реализации ФГОС среднего (полного) общего образования / Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы 15-й Международной научно-практической конференции

/Отв.ред. Н.Н. Суртаева, А.А. Макареня, С.С. Кривых.- Санкт- Петербург: Экспресс, 2014.- 516 с. – С. 335 – 338.

25.Павлов А.К. Проблема показателей и критериев эффективности урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования /Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей /под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2015.

386 с. – С. 181 187.

26.Павлов А.К. Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД) // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru


27.Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. – СПб., 1996.

28.Рубцов В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М.. 1987.

29.   Сериков В.В. Личностный подход в образовании. Волгоград, 1994.

30.Сериков     В.В.    Образование    и    личность   (Теория    и    практика проектирования образовательных систем). – М., 1999.

31.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

32.Теоретические основы процесса обучения /Под ред. В.В. Краевского, И.Я, Лернера. – М., 1989.

33.   Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

34.   Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М., 1995.

35.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996.

36.   Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.

37.   Якиманская И.С. Знания и мышление. М., 1985.

38.Якиманская       И.С.      Личностно-ориентированное      обучение      в современной школе. – М., 2000.

39.Якиманская И.С., Рыжухина И.Ю. Предмет анализа субъектный опыт //Директор школы. 1999. № 8.

40.   Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.


 

41.   Скачано с www.znanio.ru