ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭТАПЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Для определения степени сформированности пространственного восприятия (процессов внимания, узнавания), нами использовалась методика «Узнавание фигур». Испытуемым предъявлялся лист бумаги, с изображением определенного набора фигур, с указанием внимательно рассмотреть и изучить представленные на нем фигуры. Затем, на втором листе с изображенными фигурами, испытуемый должен был найти те, которые он видел на первом рисунке. В результате проведенной диагностики были получены данные, отражающие специфику развития процессов восприятия и узнавания у обучающихся с ЗПР (См. Таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Уровень сформированности пространственного восприятия у испытуемых с ЗПР
№ п.п. |
Испытуемый |
Уровень сформированности |
|
Количественный |
Качественный |
||
1. |
А Ф. |
4 |
Низкий |
2. |
А У. |
3 |
Низкий |
3. |
ВО. |
3 |
Низкий |
4. |
Г Е. |
3 |
Низкий |
5. |
Е М. |
4 |
Низкий |
6. |
М Г. |
3 |
Низкий |
7. |
Н П. |
3 |
Низкий |
Как видно из таблицы 2, у всех испытуемых младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отмечается низкий уровень развития внимания и навыка узнавания. Обучающиеся с трудом находили и идентифицировали предъявляемые фигуры, демонстрируя тем самым не только недостаточное развитие пространственного восприятия в целом, но и объема кратковременной зрительной памяти. Тем не менее, отметим, что 5 человек (71,43 %) идентифицировали 3 изображения, а 2 (28,57 %) смогли идентифицировать 4 фигуры.
Таким образом, можно говорить о том, что у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, отмечается заметное недоразвитие процессов пространственного восприятия, внимания, узнавания, и снижение объема кратковременной зрительной памяти.
Для изучения степени развития процессов произвольного внимания и регуляции собственной деятельности, нами была использована методика Н.В. Бабкиной «Графический узор». Испытуемый на первом этапе получает задание перенести на тетрадный лист в клетку имеющийся в образце графический узор, на втором этапе ему необходимо продолжить данный узор до конца строки. В качестве оценки нами использовались такие критерии как точность изображения образца (копирования) и правильность последующего воспроизведения узора в целом.
По результатам проведенной диагностики, была установлена следующая тенденция:
· у детей младшего школьного возраста с ЗПР имеются недостатки сформированности произвольного внимания;
· отмечается слабая пространственная ориентировка;
· недостаточная саморегуляция деятельности (См. Табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Показатель формирования произвольного внимания и регуляции деятельности на констатирующем этапе эксперимента
№ п.п. |
Испытуемый |
Уровень сформированности |
1. |
А Ф. |
Ниже среднего |
2. |
А У. |
Низкий |
3. |
В О. |
Низкий |
4. |
Галина Е. |
Низкий |
5. |
Е М. |
Ниже среднего |
6. |
М Г. |
Низкий |
7. |
Н П. |
Низкий |
Как видно из таблицы 3, все испытуемые имеют недостаточное развитие произвольного внимания и регуляции деятельности. Так, 28,57 % испытуемых в процессе выполнения задания, достаточно точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении задания по его продолжению. Такие результаты говорят о том, что данным испытуемым характерно быстрое истощение внимания, наличие высокой моторной расторможенности, а также сложность в сосредоточении на целенаправленной деятельности (отсутствие развитого навыка самоконтроля).
В то же время, 71, 43 % испытуемых, не смогли успешно скопировать графический узор с предъявленного визуального образца. У таких детей отмечается недостаточность произвольного внимания и общей слабой пространственной ориентировки.
Заметим, что в процессе выполнения задания, обучающимся с ЗПР предлагалась помощь, приводящая к правильному выполнению задания, которая так же фиксировалась. Мы установили, что 57,14 % испытуемых (4 человека), для достижения результативности выполняемого задания необходима была пошаговая стимуляция (повторяющие высказывания без активного вмешательства в сам процесс), а 42,86% - требовалось обсуждение каждого из последующих этапов действий (т.е. пошаговое планирование).
Для того чтобы изучить уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве, нами использовалась методика «Лабиринт», разработанная Л.А. Венгер. Данная методика направлена на диагностику способности ребенка соотносить рисунок со схемой (пошагово) в соответствии с инструкцией и правилами, а также организовывать целенаправленную познавательную деятельность. Испытуемому предлагается ряд заданий, в результате выполнения которых происходит оценка способности испытуемого выполнять деятельность по решению задачи, ориентируясь на ряд признаков, с учетом, как отдельных элементов, так и целого пространства.
Нами были выявлены недостатки развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (См. Табл. 2.4).
Таблица 2.4 ˗ Показатель развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве на констатирующем этапе эксперимента
№ п.п. |
Испытуемый |
Уровень развития |
1. |
А Ф. |
Ниже среднего |
2. |
А У. |
Ниже среднего |
3. |
В О. |
Ниже среднего |
4. |
Г Е. |
Ниже среднего |
5. |
ЕМ. |
Ниже среднего |
6. |
М Г. |
Ниже среднего |
7. |
Н П. |
Ниже среднего |
Как видно из таблицы 4, у всех испытуемых выявлен ниже среднего уровень развития наглядно-образного мышления и навыка использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
Заметим, что в процессе выполнения задания, у испытуемых младшего школьного возраста с задержкой психического развития отмечался высокий уровень проявления заинтересованности. Тем не менее, индивидуально-типологические особенности, обуславливающие трудности как в концентрации внимания, так и пространственной ориентировке, не позволяют достичь определенного уровня успешности.
Сниженная концентрация внимания наблюдается в момент рассмотрения плана и продвижения по заданной схеме. У 57,14 % испытуемых (4 человека) в ходе выполнения задания отмечалось от 7 до 9 ошибочных действий, а у 42,86% испытуемых – более 9 ошибок.
В дальнейшем, чтобы определить степень развития мотивационно-потребностной сферы, нами было проведено исследование по методике Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной. Данная методика представляет собой опросник, включающий в себя одиннадцать вопросов, предполагающих открытые ответы испытуемых. Заметим, что по результатам данной методики, нами была установлена следующая тенденция:
· у 5 испытуемых проявляется уровень развития мотивационно-потребностной сферы ниже среднего;
· 2 человека имеют низкий уровень развития изучаемого показателя (См. Табл. 2.5).
Таблица 2.5 - Состояние уровня развития мотивационно-потребностной сферы у испытуемых младшего школьного возраста с ЗПР (констатирующий этап)
№ п.п. |
Испытуемый |
Уровень развития |
1. |
АФ. |
Ниже среднего |
2. |
А У. |
Ниже среднего |
3. |
ВО. |
Ниже среднего |
4. |
Г Е. |
Ниже среднего |
5. |
Е М. |
Низкий |
6. |
М Г. |
Низкий |
7. |
Н П. |
Ниже среднего |
Анализируя данные из таблицы 5, отметим, что у испытуемых (5 человек), отмечается некоторый уровень безразличия по отношению к учебе в школе, больший акцент установлен на игровой деятельности, но при правильном взаимодействии со взрослым, возможно развитие и мотивации на учебную деятельность.
В то же время, у двух детей с задержкой психического развития, наблюдалось проявление активного нежелания заниматься учебной деятельностью и низкий уровень развития мотивационной-потребностной сферы.
Оценка широты кругозора, общего объема знаний и представлений об окружающем мире, проводилось в форме экспериментальной беседы (такая беседа включает в себя характеристику как общей осведомленности ребенка о семье, труде взрослых, так и сезонных явлениях природы).
В ходе проведенного исследования, мы установили:
· средний уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире у троих испытуемых, у которых отмечается коммуникативная инертность, невысокая познавательная активность, обладание определенным запасом знаний об окружающем мире (данные знаний обрывочны, бессистемны, и в основном затрагивают те области знания, которые вызывают у ребенка большую привлекательность), словарный запас снижен, речевые высказывания недостаточно развернуты, имеются нарушения грамматической структуры речи (путают времена года, месяцы). Тем не менее, возникающие ошибки способны исправлять после указания на них;
· ниже среднего уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире так же демонстрируют трое испытуемых. У данной категории детей проявляются сниженные коммуникативные потребности, речь носит ситуационный характер, словарь скуден, не дифференцирован. Многие понятия неточны и употребляются неправильно. Испытуемыми используются примитивные словесные конструкции, вербализация деятельности мало целенаправленна. У таких испытуемых повышенная речевая отвлекаемость (переход с одной темы на другую);
· низкий уровень развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире у одного испытуемого, который на большую часть вопросов не смог ответить, знакомые предметы им описываются недостаточно связно, представления об окружающем мире бедны (знает только то, с чем сталкивается), познавательный интерес носит ситуативный характер. Тем не менее, реагирует на замечания взрослого, может вступать в сотрудничество (См. Рис. 2.1.)
Рисунок 2.1. Изучение уровня развития коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире у детей младшего школьного возраста с ЗПР (констатирующий этап эксперимента).
В итоге, мы можем говорить о том, что у первоклассников младшего школьного возраста с задержкой психического развития отмечается достаточно сниженный уровень как интеллектуальной, так и личностной готовности к школьному обучению, что проявляется в недостаточном уровне развития пространственной ориентировки, сниженном внимании и кратковременной зрительной памяти, недостаточное развитие регуляции деятельности, сниженные показатели развития наглядно-образного мышления, достаточная дифференциация в уровне знаний и представлений об окружающем мире, недостаточное развитие учебной мотивации (мотивационно-потребностной сферы).
2.3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
По результатам проведенного исследования на констатирующем этапе эксперимента, нами были подобраны упражнения, на основании которых была разработана психокоррекционная программа (Приложение 5).
Цель программы: организация коррекционно-развивающей среды для повышения готовности к школьному обучению детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи:
1. Диагностика состояния общей готовности к школьному обучению.
2. Развитие процессов внимания и узнавания.
3. Увеличение объема кратковременной зрительной памяти.
4. Развитие мелкой моторики и навыка ориентировки.
5. Развитие наглядно-образного мышления.
6. Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Структура программы:
Программа включает в себя три этапа, различающихся по продолжительности и решаемым задачам:
1.Этап – ориентировочно-диагностический. В рамках данного этапа разработано 1 занятие, направленное на знакомство членов группы, актуализацию процессов взаимодействия в группе, повышение психологического настроя участников, стабилизацию психоэмоционального состояния, а также диагностику состояния готовности к школьному обучению и определение индивидуальных особенностей.
2.Этап – развивающий (4 занятия). На данном этапе проводится основная работа, по решению поставленных задач.
3.Этап – итоговый (1 занятия). На данном этапе проводится комплекс упражнений, направленных на закрепление полученных знаний, умений и навыков, проводится повторная диагностика, определяются перспективы дальнейшего развития программы.
Организация занятий:
1. уточнение проблемы, диагностика (одно занятие),
2. работа над проблемой (четыре занятия),
3. закрепление материала (одно занятие),
Структура занятия.
Все занятия программы имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия построены на основе принципов системности и преемственности.
Все занятия программы построены следующим образом:
I. Организационный момент. Приветствие (2-5 минут). Выполняет функцию установления эмоционально-позитивного настроя на занятие, сброса инертности физического и психического самочувствия, вызывание интереса и привлечение внимания ребенка к совместному творчеству, настройка детей на активную работу в партнерстве.
II. Основная часть. Работа по развитию определенных навыков и умений (20-30 минут). В основную часть занятия входят арт-терапевтические и игровые упражнения, направленные на повышение готовности детей младшего школьного возраста с ЗПР к обучению в школе.
III. Прощание (3-5 минут). Направлено на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей, подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.
Методы групповой психокоррекции: игротерапия (основной метод коррекции); дополнительные методы – арт-терапевтические средства.
Период проведения: с 10.09.2018 по 01.11.2018
Частота встреч: два раза в неделю: вторник, пятница.
Продолжительность занятий: 30-40 минут.
Состав группы: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития 6 лет.
Количество человек в группе: 7 человек.
Место проведения: кабинет психолога.
Примеры занятий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.