Тема:
Изучение творчества
Анатолия Алексина
с использованием технологии
критического мышления.
Учитель:
Нурманова Замира Аблокуловна
Литературное чтение
Я люблю повести и рассказы Анатолия Алексина, люблю за многое: за тонкое проникновение в духовный мир юных и взрослых героев, за чистоту и лиризм, за юмор и жизнерадостность…
Как и в жизни, в этих произведениях серьёзное и весёлое, грустное и смешное живут на разных улицах, а идут рядом, помогая друг другу.
Эпиграф
Родился 3 августа 1924 года в Москве;
в детстве выступал в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда» с ранними стихотворениями;
в 1941 году окончил школу;
в годы войны работал литературным сотрудником в газете «Крепость обороны»;
по окончании войны закончил институт востоковедения;
в 1950 году издан первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин.
Страницы биографии
Свои многочисленные повести А.Алексин адресовал в первую очередь подросткам. Это такие произведения, как
«Говорит седьмой этаж»,
«В стране вечных каникул»,
«Обратная связь»,
«Десятиклассники»,
«Звоните и приезжайте!»
и многие другие.
Творчество Алексина
Книги А.Алексина переведены на 48 языков мира.
В книгах Алексина очень понятно и по-простому звучат серьёзные вещи:
“Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные. Ведь им не дают наркоза”.
(«Звоните и приезжайте!»)
Творчество Алексина
“Когда нечего сказать, легче всего разводить руками”.
(«Мой брат играет на кларнете»)
Творчество Алексина
“Жить только собой – это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.
(«Безумная Евдокия»)
Творчество Алексина
построен на воспоминаниях взрослого человека о своём детстве, о любимой им бабушке. Рассказчик вспоминает подробно только один эпизод – поход с бабушкой в театр. Но в этом эпизоде высвечивается огромный мир человеческих чувств.
Свою историю автор рассказывает актрисе, которая в том давнем спектакле играла роль мальчика, ученика, решившего победить одиночество своей учительницы.
Рассказ «Актриса» (1975г.)
Цель ТРКМЧП:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни
Что такое критическое мышление?
Это мышление свободное, независимое, рефлексивное, оценочное, аналитическое.
Задачи ТРКМЧП:
Формирование нового стиля мышления
Развитие базовых качеств личности
Развитие аналитического, критического мышления.
Основы методики критического
мышления включают:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
побудить ученика к активной работе на уроке и
дома.
вызов (побуждение)
осмысление
(реализация)
рефлексия
(размышление)
получить новую информацию;
осмыслить её;
соотнести с уже имеющимися знаниями.
целостное осмысление
полученной
информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Вызов
Разработан для работы с художественным текстом американским учёным Дж.Беллансом.
Стратегия этого метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивает фантазию и умение мыслить перспективно.
Приём
«Дерево предсказаний»
Ствол –
тема
Ветви - аргументы
Листочки –
прогноз
Приём «Дерево предсказаний»
«Актриса»
3. Чем закончится
произведение?
При подведении итогов урока вернуться к «Дереву предсказаний».
1.Что может произойти в рассказе
с таким названием?
2. Что будет дальше?
Осмысление
Текст
читается
по частям.
Каждая
часть
анализируется.
Приём «Чтение с остановками»
Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: Что будет дальше и почему?»
Детям задаются
вопросы, побуждающие к
критическому мышлению.
«Вообще характер у неё был удивительный… ей нравилось, что её старинный балкон выходил не в тихий двор, а как бы нависал над тротуаром, не умолкавшим ни ночью, ни днём.
- Есть что свалить на свою старческую бессонницу!- говорила бабушка.»
«Хорошо, что мы не живём в одной квартире, - говорила бабушка, - с детства люблю ходить в гости. Встречают, провожают. Ухаживают!»
«В ожидании тоже есть прелесть: все еще впереди…- тихо сказала бабушка».
Рефлексия
Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Вопросы, требующие однозначного ответа, вопросы репродуктивного плана. | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. |
Кто рассказывает нам эту историю? | Как вы думаете, какая основная черта характера была у бабушки? |
Итоги урока
Давайте быть внимательней
друг к другу,
Давайте быть терпимей и добрей.
Ведь слабому протягивая руку,
Становимся мы сами чуть сильней.
Добро творите. Рук не опускайте.
Цените каждый миг и каждый час.
Живите радостно. И просто знайте,
Что многое зависит лишь от нас!
Арина Забавина.
Технологии развития критического мышления
развивают умение работать с информацией;
формируют умения анализировать, систематизировать, оценивать процессы и явления;
удовлетворяют потребность в творчестве учащихся;
развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме;
активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.