Ахматова Елена Алексеевна,
Учитель начальных классов,
МАОУ «СОШ №120», г. Пермь
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ЗПР 7-8 ЛЕТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Актуальность проблемы изучения особенностей свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития определяется, прежде всего, необходимостью коррекции и развития внимания этих детей для оптимального овладения ими учебной деятельностью, поскольку внимание играет важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребёнка с нарушением интеллекта. Внимание обеспечивает отбор поступающей информации, сосредоточенность психической активности на деятельности или объекте, направленность и избирательность познавательных процессов.
Проблема внимания умственно отсталых детей традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем специальной психологии. На сегодняшний день степень изученности проблемы развития свойств внимания в младшем школьном возрасте у детей с нарушениями интеллекта в отечественной и зарубежной психологии освещена недостаточно. Поскольку данная тема довольно обширна по своему содержанию, систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями развития внимания в младшем школьном возрасте, представляется весьма проблематично[1].
Изучением особенностей свойств внимания у детей с нарушением интеллекта занимались И.П. Павлов, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Л.В. Кузнецова, С.Д. Забрамная, В.И. Лубовский.
Целью исследования былоизучение особенностей развития и коррекция произвольного внимания учеников первого класса на уроках русского языка средствами дидактических игр.
В рамках данного исследования были выполнены следующие задачи:
- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития внимания детей с задержкой психического развития;
- изучена роль дидактических игр в развитии процесса внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что внимание играет большую роль в развитии личности не только нормально развивающегося ребенка, но и ребенка с задержкой психического развития.
Задача опытно-поисковой работы состояла в выявлении и повышении уровня развития произвольного внимания младших школьников с ЗПР.Опытно-поисковая работа проводилось на базе МАОУ «СОШ №120». В исследовании приняли участие 10 обучающихся 2 класса.
Результаты исследования уровней развития произвольного внимания на начальном этапе опытно-поисковой работы представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Сравнительные результаты исследования уровня избирательности, концентрации, распределения и устойчивости произвольного внимания на начальном этапе опытно-поисковой работы, в %
Анализируя результаты, можно прийти к выводу, что на начальном этапе опытно-поисковой работы, у учащихся третьего класса недостаточно сформированы практически все свойства внимания.Так, мы видим, что по критерию «уровень избирательности произвольного внимания» половина исследуемых детей имеет низкий уровень избирательности. У 20% детей низкий уровень концентрации произвольного внимания. По критерию «уровень распределения произвольного внимания» 50% испытуемым не удалось продемонстрировать высокие показатели своей работы. По критерию «уровень устойчивости» получили следующие результаты: на среднем и высоком уровне находится одинаковое количество человек, что составляет в общем 60% от количества диагностируемых. 40% с заданием справились на низком уровне, они не смогли отыскать и зачеркнуть нужное количество букв из набора. Следовательно, с исследуемыми детьми необходимо провести работу по развитию внимания.
Низкий уровень развития всех показателей внимания у детей с ЗПР (устойчивости внимания, распределения внимания, концентрация внимания, избирательности произвольного внимания), полученные на этапе констатирующего эксперимента также легли в основу разработки системы дидактических игр и упражнений (Таблица 1).
Таблица 1. Упражнения на развитие внимания у младших школьников с ЗПР
№ п/п |
Нарушение внимания учеников с ЗПР |
Дидактическая игра, упражнение |
Содержание игры или задачи игры |
1 |
Устойчивость внимания |
«Съедобное и несъедобное» «Найди ошибку» |
Развитие активности внимания, направленное на избирательность внимания Развитие логического мышления и устойчивостивнимания |
2 |
Распределение внимания |
«Корректор-1»
«Отдай честь» |
Развивать умение по образцу заполнять фигуры, направленное на распределение внимания Формирование у ребёнка навыков контроля над собственными действиями, самовоспитания и самостоятельного регулирования своего поведения, направленное на распределение внимания |
3 |
Концентрация внимания |
«Муха» «Филворд»
«Вставь пропущенную букву» «Верю - не верю»
«Что забыл художник?»
|
Развитие концентрации внимания Развитие зрительного внимания и восприятия, графо-моторных навыков, мыслительной деятельности, свойств внимания, а именно на концентрацию Развитие орфографической зоркости и концентрации внимания
Формирование доверительного отношения к людям, развитие умения выявлять обман, направленное на концентрацию внимания Научить ребенка находить особенности, видеть детали, направленное на концентрацию внимания |
4 |
Избирательность внимания |
«Анаграмма» «Закрась нужное»
«Не пропусти хлопок» «Карточки» |
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, направленное на развитие избирательности внимания Развитие концентрации и избирательности внимания Развитие орфографической зоркости и математических навыков, направленное на избирательность внимания |
Для повышения интереса к русскому языку, заложению основ орфографической зоркости у учащихся младших классов в период обучения грамоте и формированию грамотности учащихся в дальнейшем будет эффективно систематическое включение в уроки дидактических игр и игровых приемов.
Подготовительный этап формирования орфографической зоркости совпадает по времени с первым полугодием. В это время можно большую часть учебных занятий строить на основе игр, применения игровых приемов (сказочные герои).
В период обучения грамоте младшие школьники знакомятся с буквами и звуками, узнают, что слова состоят из звуков. В подготовительный период они учатся проводить слого-звуковой анализ слов: делят слова на слоги, выделяют ударный слог, называют в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово, характеризуют, устанавливают их количество. Для этого можно использовать звуковые модели слов и предложить детям игры со схемами «Соотнеси картинку со схемой», «Найди ошибку в схеме», «Допиши слово», «Первая буква, первый звук», «Сколько звуков в слове». Цель проведения данных игр: закреплять знания акустических характеристик звуков, закреплять знания о графическом изображении букв, упражнять в соотношении звуков в словах с буквами, развивать фонематический слух. Дети могут сами упражняться в составлении звуковых моделей заданных слов.
Упражнять детей в делении слов на слоги могут помочь следующие игры «Пассажиры, по вагонам», «Собери слово», «Третий лишний», «Найди одинаковые слоги», «Что изменилось».При обучении детей находить ударный слог в словах можно предложить следующие игры «Поймай слог», «Что изменилось», «Измени ударение», «Позови».
После того как дети достаточно хорошо научатся правильно ставить ударение и выполнять слого-звуковой анализ слов, можно начинать работу по ознакомлению первоклассников с наличием опасности на месте безударного звука. Познакомить с тем, что один и тот же гласный звук может обозначаться на письме разными буквами, можно при выполнении звукобуквенного анализа слов: она, оно, они. После анализа делается вывод: звук [о] без ударения не произносится, его заменяет звук [а]. Поэтому говорят и читают [ана], [ано], [ани]. А чтобы не ошибиться при письме, слово нужно диктовать себе так, как оно пишется – о-на, о-но, о-ни. Так дети знакомятся с орфоэпическим и орфографическим чтением.
Итак, приведенные примеры позволяют нам сделать вывод о том, что использование дидактической игры и игровых приемов на уроках обучения грамоте в начальной школе поможет снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение нового и закрепление материала на уровне эмоционального осознания. Игра поможет формированию фонематического восприятия слова, обогатит первоклассников новыми сведениями, активизирует мыслительную и познавательную деятельность, внимание, главное – будет способствовать формированию основ орфографической зоркости младших школьников.
Список литературы
1. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями (часть I) / Л.П. Григорьева // Дефектология. ‑ 2002. ‑ № 1. ‑ С. 3-13.
2. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов / Д.Н. Исаев. ‑ СПб.: СпецЛит, 2011. ‑ 463 с.
3. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф.-Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 35-36.
4. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Питер.: СПб., 2001. – 256 с.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. / С.Я. Рубинштейн. ‑ М.: Просвещение, 2012. ‑ 192 с.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.