Министерство образования
и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родной (русский) язык
для специальностей
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
38.02.07 Банковское дело
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Мурманск 2021г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) 100205 Обеспечение информационной безопасности, 380201 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 380207 Банковское дело, 090207 Информационные системы и программирование, 090206 Сетевое и системное администрирование.
Организация – разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мурманский колледж экономики, статистики и информатики».
Разработчик: Спиридонова Анастасия Александровна, преподаватель ГАПОУ МО «МКЭиИТ».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №_____________ от «___» _______
20____ г.
номер
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………………………………...4
Тематическое планирование: перечень разделов (тем) с указанием количества часов……………………………………………………………………………………………….…8
Содержание учебной дисциплины …………………………………………………………………9
Перечень тем докладов для устного публичного выступления…………………………………12
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов……………………………13
Условия реализации учебной дисциплины: учебно-методическое и материально-технического обеспечение рабочей программы УД……………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………………………………….16
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык (русский)» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональной образовательной организации (Мурманский колледж экономики и информационных технологий), реализующий образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык (русский)», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08) с учетом примерной программы «Родной язык (русский)».
Назначение программы и цели изучения учебной дисциплины
Содержание программы «Родной язык (русский)» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций: лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений, обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии.
Общая характеристика учебной дисциплины
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление. Память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Родной язык (русский)» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
При изучении Родного языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Формирование лингвистической (языковедческой) компетенции проходят в процессе систематизации знаний о языке.
Родной язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
В то же время учебная дисциплина «Родной язык (русский)» для профессиональных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина ОУД.16 Родной язык является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области среднего общего образования.
Учебный план отводит на ее изучение 51 час максимальной нагрузки обучающихся.
Результаты освоения конкретной учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык (русский)» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
- воспитание уважения к родному языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков;
- понимание роли родного языка и истории, культуры русского и других народов;
- способность к речевому самоконтролю, оцениванию устных и письменных высказываний;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;
- потребность речевого самосовершенствования;
· метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудирование, чтением, говорением, письмом;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественно-научной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
· предметных:
- сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
- сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
- сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
- сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
При реализации содержания учебной дисциплины используются такие формы организации обучения как комбинированный урок, лекция, практическая работа, видеоурок, ИКТ.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся предусмотрены такие ее виды как реферирование, тестирование.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Общие компетенции.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
2. Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Родной язык» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет 41 час.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
4 |
в том числе: |
|
· лекционные занятия |
4 |
· контрольная работа |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
54 |
Форма итоговой аттестации |
КР и ДФК
|
№ занятия |
Вид учебной работы |
Количество часов |
|
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
|
|
Раздел 1. Язык и культура. |
12 |
1 |
Тема 1.1 Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). |
6 |
2 |
Тема 1.2 Развитие языка как объективный процесс. |
6 |
|
Раздел 2. Культура речи. |
20 |
3 |
Тема 2.1 Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. |
2 |
4 |
Тема 2.2 Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. |
2 |
5 |
Тема 2.3 Отражение вариантов грамматической нормы в современных словарях и справочниках. |
2 |
6 |
Тема 2.4 Этика и этикет в электронной среде общения. |
2 |
7 |
Тема 2.5 Правила ведения дискуссии, полемики. |
4 |
8 |
Тема 2.6 Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. |
4 |
|
Раздел 3. Язык и речь. Виды речевой деятельности. |
24 |
9 |
Тема 3.1. Русский язык в интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. |
2 |
10 |
Тема 3.2 Виды преобразования текстов. |
2 |
11 |
Тема 3.3 Разговорная речь: анекдот, шутка, пословицы и поговорки. |
2 |
12 |
Тема 3.4 Официально- деловой стиль, его структурные элементы и языковые особенности. |
2 |
13 |
Тема 3.5 Учебно-научный стиль. |
4 |
14 |
Тема 3.6 Публицистический стиль. Проблемный очерк. |
4 |
15 |
Тема 3.7 Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. |
4 |
16 |
Тема 3.8 Научно- практическая конференция: «Роль родного языка для формирования личности человека и народа». |
4 |
|
Итого |
56 |
|
Всего |
58 |
|
Промежуточная аттестация в форме ДФК. |
2 |
3. Содержание учебной дисциплины «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Язык и культура. |
|
12 |
|
Тема 1.1. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). |
Содержание учебного материала |
6 |
|
1. Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национальноисторическая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов.
|
2 |
||
Тема 1.2. Развитие языка как объективный процесс. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
2. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке. Рост словарного состава языка. Контрольная работа №1 |
2 |
||
Раздел 2. Культура речи. |
|
20 |
|
Тема 2.1. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. |
3. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных произносительных словарях. |
2 |
|
Тема 2.2. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. |
4. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Тавтология. Плеоназм. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Контрольная работа №2 |
2 |
|
Тема 2.3. Отражение вариантов грамматической нормы в современных словарях и справочниках. |
5. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях. Словарные пометы.
|
2 |
|
Тема 2.4. Этика и этикет в электронной среде общения. |
6. Этикет и этика в электронной среде общения. Понятие электронного этикета. Интернет - переписки. |
2 |
|
Тема 2.5. Правила ведения дискуссии, полемики. |
7. Этические нормы, правила этикета Интернет - дискуссии, Интернет - полемики. |
4 |
|
Тема 2.6. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. |
8. Понятие делового общения. Речевая ситуация. Этикет в деловом общении. Деловые письма. |
4 |
|
Раздел 3. Язык и речь. Виды речевой деятельности. |
|
24 |
|
Тема 3.1 Русский язык в интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. |
9. Понятие информационной безопасности в языке. Контактное и дистантное общение.
|
2 |
|
Тема 3.2 Виды преобразования текстов. |
10. Текст как единица языка и речи. Аннотация. Конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Контрольная работа №3 |
2 |
|
Тема 3.3 Разговорная речь: анекдот, шутка, пословицы и поговорки. |
11. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь и ее особенности. Отличие пословиц от поговорок. Пословицы и поговорки как отражение русского национального характера. |
2 |
|
Тема 3.4 Официально- деловой стиль, его структурные элементы и языковые особенности. |
12. Деловое письмо. Виды деловых писем и их функции. |
2 |
|
Тема 3.5 Учебно-научный стиль. |
13. Доклад. Содоклад. Сообщение. Реферат. Типы рефератов. Подготовка к устному публичному выступлению. |
4 |
Тема 3.6 Публицистический стиль. Проблемный очерк. |
14. Особенности употребления публицистического стиля. Понятие очерка. Проблемный очерк. |
4 |
|
Тема 3.7 Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. |
15. Понятие диалогичности. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Самостоятельная работа студентов: Подготовка к устному публичному выступлению. |
4
|
|
Тема 3.8 Научно- практическая конференция:«Роль родного языка для формирования личности человека и народа». |
16. Выступление студентов с докладами по выбранной теме.
|
4 |
|
Всего: |
56 |
4. Перечень тем докладов для устного публичного выступления:
• Простор как одна из ценностей в русской языковой картине мира.
• Этимология фразеологизмов.
• Из истории русских имен.
• Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
• Пословицы о характере человека.
• Пословицы о временах года.
• Роль топонимов в русском языке.
• Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
• Язык А. С. Пушкина
• Этимология числительных в русском языке.
• Названия денежных единиц в русском языке.
• Этикетные формы обращения.
• Интернет- сленг.
• Как быть вежливым?
• Жесты как универсальный язык человека.
• Русское письмо и его эволюция.
• Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
• Искусство комплимента в русском языке.
• Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
• Примерные темы рефератов (докладов)
• История русского алфавита.
• Использование устаревших слов в повседневной жизни.
• Как влияют социальные сети на язык.
• Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.Край родной в легендах и преданиях.
• Научные открытия А.А. Шахмотова.
• Некоторые особенности обособления определений.
• Основные законы орфоэпии русского языка.
• Особенности имени числительного как части речи.
• Отражение процесса ассимиляции в письменной речи современной молодежи.
• Переход имен существительных из собственных в нарицательные.
• Причины заимствования в современном русском языке.
• Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
• Происхождение русских имен.
• Роль фразеологизмов в современном русском языке.
• Роль эвфемизмов в современном русском языке.
• Синтаксические и лексические средства выразительности.
• Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
• Структурные особенности русских метафор.
• Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
• Средства художественной выразительности в русском языке.
• Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
• Тропы и функции.
• Употребление эвфемизмов в обиходно-бытовой речи.
• Функциональные стили.
• Функционирование языковых средств в коммуникативных регистрах речи.
• Этимология фразеологизмов и крылатых выражений.
• Язык как способ существования культуры.
•
5. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебной дисциплины) |
Язык и культура |
извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение- рассуждение) в устной или письменной форме; приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека. |
Культура речи |
владеть нормами русского литературного языка; проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; находить и исправлять типичные ошибки в текстах разных стилей. |
Язык и речь. Виды речевой деятельности. |
владеть всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение; владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности |
|
употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
6. Условия реализации учебной дисциплины: учебно-методическое и материально-технического обеспечение рабочей программы УД.
Реализация программы учебной дисциплины ОУД.16 Родной язык осуществляется на базе кабинета русского языка и литературы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины ОУД Родной язык входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты выдающихся поэтов и писателей и т. п.);
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект электроснабжения кабинетов;
- технические средства обучения;
- демонстрационное оборудование;
- вспомогательное оборудование;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Основная литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). - М., 2015.
3. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. — М., 2015.
4. Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. — М., 2015.
Дополнительная литература:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по-собие сред. проф. образования. — М., 2015.
2. Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2015.
3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2015.
4. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013
www. 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014
148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ). Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. — М., 2011.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб.,
2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.
В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.,
2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. —
М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В.В.Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР). - дата обращения 31.08.2019 г.
ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационносправочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). - дата обращения 31.08.2019 г.
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). - дата обращения 31.08.2019 г.
www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка). - дата обращения 31.08.2019 г.
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка». - дата обращения 31.08.2019г.
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). - дата обращения 31.08.2019 г.
www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
(www.uroki.ru) - дата обращения 31.08.2019 г.
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы). - дата обращения 31.08.2019 г.
www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру). - дата обращения 31.08.2019 г.
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). - дата обращения 31.08.2019 г.
www.gramota.ru (Справочная служба). - дата обращения 31.08.2019 г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.