Внеурочное мероприятие по химии
«Удивительный мир химии»
Цели:
1) Подчеркнуть значение химии в жизни человека,
2) Продолжение знакомства учащихся с химией,
3) Повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,
4) Воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов
5) Повторение тем курса химии 8класса
Место проведения мероприятия: кабинет химии.
Оборудование: штатив с пробирками, коническая колба, химические стаканы, спички, стеклянные палочки, лабораторный штатив, скальпель, вата, фарфоровая чашка, лучина.
Реактивы:
Карбонат натрия, раствор NH4 OH 10%-ный, соляная кислота (конц.), серная кислота (конц.), сахарная пудра, порошок магния, хлорид кальция 10%-ный раствор, хлорид бария 10%-ный раствор, сульфат магния 10%-ный раствор, гексацианоферрат калия 5%-ный раствор, хлорид железа 10%-ный раствор, нитрат калия (насыщ. р-р.), дихромат калия, гидроксид натрия 20%-ный раствор, тиоцианат калия, фторид лития.
Литература:
1. Г. П. Хомченко, Ф.П. Платонов, И.Н. Чертков Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
2. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2006.
3. М. Ю Горковенко. Поурочные разработки по химии: 8класс.- М.: ВАКО, 2007.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово:
«Дорогие наши гости. Добро пожаловать на внеурочное занятие по химии, которое пройдет в виде соревнования между тремя командами.
Химия – удивительная наука.
Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука- старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования… И старая наука молодеет…
И так, объявляю занятие, посвященный химии открытым!!!
Сейчас мы проведем и покажем ряд демонстрационных опытов, которые откроют для вас красивую и таинственную сторону химии…»
Вам надо разделиться на 3 команды. (Названия)
2 помощника – заполняют лист с баллами
КОНКУРС 1. Маленькая разминка
1. каждая команда дружно заканчивает рифмовку:
- скажем все мы дружно: да! В жизни нам нужна … вода!
- составляет небосвод наш любимый…..кислород!
- знаем также мы не зря, нам не нужен….. СО2!
2. Отгадай вещество, назови его формулу:
- а у нас в квартире газ! А у вас? –это вещество метан – СН4
- строчка из оперы « Не счесть алмазов в каменных пещерах»…..алмаз-С
- строчка из оперы « Люди гибнут за метал……»- это золото Au
3. назвать музыкальную группу или исполнителя, в названии которого используется химический термин- вещество.
Ответ: « Аква», «Озон», ДДТ, Глюкоза.
ОПЫТ : Облако из колбы:
Наверняка, в некоторых фильмах вы видели, как из чего-нибудь, например, из вазы или кувшина, выходит облако. Давайте выпустим свое облако.
Описание опыта: В колбу емкостью 2 – 3 литра насыпаем порошок карбоната натрия слоем 1 – 2 см и осторожно наливаем 10%-ный раствор аммиака в таком количестве, чтобы его слой, покрывающий кристаллы, был не толще 2мм. Затем очень тонкой струйкой вливаем в колбу немного концентрированной соляной кислоты.
Из горла колбы вырывается плотная струя густого белого дыма, который под собственной тяжестью сползает по ее наружным стенкам и стелется по поверхности стола.
КОНКУРС 2. Крестики нолики
Металлы, неметаллы, чистые вещества, смеси.
ОПЫТ 2 . Три чуда: молоко, сок и газировка
Химия, удивительная наука, она может превращать воду в молоко или газировку. Сейчас я это вам продемонстрирую
Описание опыта: В один стакан насыпают 2 чайные ложки хлорида кальция СаС12, а в другой — столько же карбоната натрия Na2C03 и наливают в каждый стакан воды примерно на 1/4 их объема. Затем полученные растворы сливают вместе, и жидкость становится белой, как молоко. Этот опыт надо демонстрировать быстро, так как карбонат кальция СаС03 выпадает в осадок и зрители могут заметить, что это вовсе не молоко. Но если добавить к смеси избыток соляной кислоты, то «молоко», закипев, мгновенно превращается в «газированную воду».
Сок – в стакан с каплей фенолфталеина налить щелочь – малиновый цвет.
КОНКУРС № 3 Оборудование
Назовите химическое оборудование
( по очереди по 1 предмету из каждой команды выходит человек)
1) ОПЫТ №3 Хирургия
Некоторые химики научились творить настоящие чудеса, с помощью изготовленной ими же живой воды заживляют раны. (Говорят и демонстрируют девочки.).
Описание опыта: Заранее готовили растворы хлорида железа (Ш), тиоцианата калия, фторида лития. Выбрали добровольца, смочите ватку «спиртом» (тиоцианат калия) и протерли ему руку, затем продезинфицировали скальпель, раствором «иода» (хлорид железа (Ш)). Провели «скальпелем» по участку кожи, обработанному «спиртом», и потекла «кровь». После этого «заживляем рану», для этого смачиваем ватку в «живой воде» (раствор фторид лития). «Кровь» исчезнет, а под ней — здоровая кожа.
КОНКУРС №4 Тест-экспресс
(на слайде- отмечают всей командой на листке )
Для проверки. Пожалуйста, поменяйтесь своими работами с соседней командой, проверьте, и подсчитаете количество правильных ответов.
1. – |
5. – |
Подсчитайте количество правильных ответов и поставьте в путевой листок.
Мы проверили, как вы усвоили теоретические знания.
Конкурс №5 Творческий шуточный
Техника безопасности
Надо прочитать стихотворение и изобразить его. После объяснить, в чем ошибка и показать правильные действия.
Если хочется в пробирке все скорей перемешать,
то закрой пробирку пальцем и сильнее потряси.
Если пальцев станет меньше – не грусти и не рыдай:
ну и что, что стало девять? Девять все-таки не семь!
____________________________________________
Если вдруг ты на спиртовке нагревать чего-то хочешь,
смело действуй, направляй свою пробирку на соседа.
Если выброс из пробирки вдруг нечаянно случится,
пусть сосед идет лечиться, главное, что ты здоров!
_____________________________________________
Если хочешь ты понюхать незнакомый порошок,
то немедленно всем носом зарывайся ты в него.
Полчаса прилежно нюхай,
а потом свои полноса доставай и так живи.
Главное – вот так понюхать сможешь ты еще разок!
______________________________________________
Если есть в пробирке жидкость, неизвестная тебе, то ее ты смело пробуй. Кисло – значит, кислота.
Горько – это значит, щелочь или яд какой другой.
Ну и что, что эта проба для тебя последней будет?
Зато жил ты, как герой!
______________________________________________
Конкурс№6 Составьте код
Жители страны, обращаются с просьбой. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуйте правильно составить этот код.
1. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2 – это
А) основания,
Б) оксиды,
В) кислоты,
Г) соли.
2. Формула гидроксида лития
Д) Li2SO4
Е) Li2О,
Л) LiОН,
К) НLiО3.
3. HNO3 – это
А) азотная кислота,
Б) оксид азота,
В) гидроксид азота,
Г) сернистая кислота.
4. Формула сульфата натрия
А) NaSO4 ,
Б) Na2S
В)Na2SO3,
Г) Na2SO4
5. Карбонат кальция – это
Л) основания,
М) оксид,
Н) кислота,
О) соль.
6. ВаО – это
З) оксид берилия,
Е) гидроксид берилия,
Ж)гидроксид бария,
Д) оксид бария
7. Формула соляной кислоты
А) HСI,
Б) Н2SO4 ,
В Н2SO3,
Г) Н2S
8. Соль хлорида серебра растворима.
П) да
Р) нет
9. Выберите формулу соли.
И) К2СО3 ,
К) КОН,
Л) К2О,
М) НСI
10. Гидроксид алюминия – это:
М) основания,
Н) оксид,
О) кислота,
П) соль.
2) Вулкан Бёттгера:
По имени Вулкана, бога огня древних римлян, названы огнедышащие горы – вулканы, внезапно просыпающихся и уничтожающие окрест все живое во время страшных извержений. Свои домашние вулканы придумали и химики, самый известный из которых проделал немецкий химик Рудольф Бёттгер. Он получил оранжево-красное вещество и решил испытать его на способность воспламеняться от горячей лучины. Давайте посмотрим, что же произошло
Описание опыта: Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.
II. Закрытие:
Спасибо за внимание. Мы надеемся, что вам все понравилось и вы по другому взглянули на эту сложную науку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.