Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодолинская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
Внеклассное мероприятие
«Мы памяти своей верны»
Составитель:
Хлынина Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы
с.Кр.Долина, 2022
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы:
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.
Место мероприятия в системе воспитательной работы:
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Цели:
Задачи:
Образовательные
1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.
2) Расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг.
3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные
1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
4) Воспитание честности, благородства, сострадания.
5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие
Оборудование: компьютер, презентация.
Прогнозируемый результат: в ходе проведения внеклассного мероприятия учащиеся запускают общешкольную акцию в память о героях ВОВ. Выступление учителя и учащихся сопровождается презентацией.
Ход мероприятия
Что лучше: жизнь, где узы плена,
Иль смерть, где русские знамена,
В героях быть или в рабах?
Ф. Глинка, из «Военной песни»
Учитель:
- Есть события, которые забываются через месяц, стираются из памяти людской через год. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне. 9 мая 2020 года вся наша огромная страна будет отмечать 75-ю годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Сегодня мы проведём внеклассное мероприятие «Урок Победы», который пройдёт под девизом «В наших сердцах этот подвиг бессмертен!»
Ведущий 1:
- Кончалась жаркая, июньская ночь, уже поднималась заря нового дня – воскресенья 22 июня 1941 года. И в это время сотни тысяч гитлеровских солдат, многие сотни самолётов, танков пересекли границу нашей Родины.
Ведущий 2:
Сигнал тревоги
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда
Не вступит в наши города.
И мы врага отбросим так,
Как наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.
А. Барто «Мы врага отбросим»
Звучит голос Левитана о начале Второй Мировой войны
Учитель:
Разрушая и уничтожая, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути, двигались фашисты на территории Советского Союза, пытаясь захватить как можно больше территорий нашей страны. Наш народ поднялся на защиту Отечества, и поэтому война получила название Отечественной. 3 июля 1941 года в выступлении по радио Сталин назвал ее Великой. Название было дано. Началась Великая Отечественная война. Уходили на фронт отцы, братья, сыновья. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.
Ведущий 1:
Из воспоминаний жительницы п. Никольское Королевой Веры Андреевны:
- Пришли немцы на рассвете. Они дали несколько артиллерийских залпов, и, гремя, вошла мотопехота. Население было в ужасе. Наши войска вошли в это время в Колпино.
Со стороны города начался обстрел. За нашими домами посыпались снаряды, у соседей убило двух детей. Своих ребят я увела в бункер. Кругом слышались крики детей, вопли, плач, ревели снаряды. От этого шума, казалось, можно сойти с ума. Сердце разрывалось на части при виде этого ужаса. Хотелось закрыть глаза и рыдать…
Ведущий 2:
Горело всё: цветы и клёны,
Былинки не было живой.
Вокруг кустарник запылённый
Шуршал обугленной листвой.
Направо глянешь – дорогая
Пшеница гибнет на корню.
Налево – нет конца и края
Просторам, отданным огню.
Земля, казалось, до предела
Была в огне накалена.
И вся, иссохшая, гудела:
«Да будет проклята война!»
Не отдадим полей бескрайних, синих
Где побеждали мы и победим
Не отдадим прекрасную Отчизну
Не отдадим!
Учитель:
Ребята, посмотрите на слайд. Это фото Брестской крепости. В романе К. Симонова «Живые и мертвые», и его одноименной экранизации, есть эпизод, не оставляющий никого равнодушным, когда выходящие из окружения бойцы встречают нескольких артиллеристов, которые вывезли свою пушку из-под самого Бреста. Неизвестно, что подразумевал сам автор, но подавляющему большинству читателей и зрителей сразу вспоминалась героическая Брестская крепость. Главный узел обороны — Цитадель. Крепость всегда представляла собой мощное укрепление, которое могло сдержать удары любого оружия. 24 июня 1941 года немецкие захватчики создали коридор и ввели своих солдат. В этот день доложили о захвате крепости. Фашисты стреляли из десятков орудий, жгли её огнём, рушили казармы. Возглавлял оборону крепости майор Петр Гаврилов.
Ведущий 1:
Одна на всех Звезда Героя
Не так уж много, честно говоря,
Для тех, кто здесь погиб и выжил, с жизнью споря,
Пройдя немецкие и наши лагеря.
Одна на всех отстроченная слава
Дарована по-барски напоказ,
Так откупается надменная Держава
Своих солдат, предавшая не раз.
…Их жизнь и смерть за лживую страну
…И откровенья папины некстати,
Теперь лишь стены помнят ту войну,
Да гильза, что нашел я в каземате.
Учитель:
Самыми крупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны, можно назвать оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина.
- Ребята, как вы понимаете слово «блокада?»
Учащиеся объясняют значение слова.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце блокады Ленинград. Это испытание продолжалось 872 дня! Вся воюющая страна с замиранием сердца и надеждой ловила каждое слово в сводках Совинформбюро в ожидании новостей о положении в городе на Неве.
Ребята смотрят фрагмент о блокаде Ленинграда.
Ведущий 2:
В немногих строчках не опишешь
Накал той страсти огневой,
Когда отцы наши сражались,
Разбили немцев под Москвой…
5 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск под Москвой.
Из воспоминаний участника московского ополчения Владимира Взорова:
«… В ноябре атаки шли на нас уже волнами. Отобьем одну, за ней набегает другая. Не считаясь с потерями, немцы шли и шли на нас, пьяные, горластые, а мы их уничтожали огнем, как страшную голодную волчью стаю. Мы тоже несли большие потери.
В одной из атак в мою ячейку влетела немецкая ручная граната. Вспышку огня я помню, а дальше наступила тьма. Очнулся я уже в московском госпитале. Там я узнал от поступивших позднее раненых нашего полка, что наша дивизия стала гвардейской в составе 16-ой армии, командиром которой был Рокоссовский…»
Ведущий 1:
Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет.
Учитель:
- Люди трудились день и ночь. Все знали: «Отступать некуда». 6 декабря 1941 года по радио сообщили, что враг разбит и отброшен от Москвы. Красная Армия наступает.
Ведущий 1:
В повести «Убиты под Москвой» Константин Воробьев показывает, как война шла по человеческим жизням, как ломается, исчезает «простой и бодрый советский человек», единица отсчета парадов, демонстраций, единодушных голосований. Рождается новый человек, может быть не столь идеальный, но не беспомощный вне ритуала парадов, готовый к тяжелому ратному труду, испытаниям и верой в свою правоту и победу.
Ведущий 2:
- Особого внимания заслуживает первый Герой Советского Союза из Марийской АССР Архипов Василий Степанович (1920-1941), участвовавший в обороне Москвы. Родился в деревне Княжна (ныне Данилово) в крестьянской семье. Профессия у него была самая мирная – учитель. В сентябре 1941 года в составе 131-го Таманского полка 5-й Ставропольской кавалерийской дивизии имени Блинова Василий Степанович принял свой первый бой в качестве командира пулеметного расчета эскадрона. О самообладании и выдержке пулеметчика Архипова в части слагали легенды. Дивизия, в которой воевал В.С. Архипов, получила звание гвардейских в числе первых. Пулеметчики истребили около 70 фашистов. Враг нес потери, но гибли и наши солдаты. Остался только пистолет. Несколько выстрелов Василий Степанович сделал по врагам, а последнюю пулю оставил себе, не желая сдаваться в плен.
Учитель:
- Одно из важнейших сражений Второй Мировой войны – Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943). Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. 23 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. Мужество сталинградцев не имело себе равных. В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована.
Большая часть памятников Сталинградской битвы расположена в Волгограде, самые известные из них входят в состав музея-заповедника «Сталинградская битва»: «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане, панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», мельница Гергардта.
- Ребята, посмотрите на экран. Фрагмент о Сталинградской битве.
Учитель:
- Курская битва является одним из ключевых сражений Второй Мировой войны. В историографии считается самым крупным (величайшим) танковым сражением в истории. В нём участвовали около 2 млн человек, 6 тысяч танков, 4 тысячи самолётов.
Советские войска подошли к Берлину. 30апреля 1945 года, за 2 дня до капитуляции Берлина, над рейхстагом взвился красный флаг.
Ведущий 1:
Берлин горит…
Мне снится отчий дом…
Кружится белый пух и серый пепел…
— Открой мне, мама…
— Я давно там не был.
Стоит наш дом.
На горке, за мостом…
Кто говорит, что он сгорел?
Он цел! Он цел, он цел,
Знакомый, тот же самый…
— Не надо, мама. Успокойся, мама…
—Кто говорит, что я осиротел?
Жива! Жива! За домом у калин
Струится Неман вровень с небесами.
Я тот же мальчик …
Учитель:
9 мая мы будем отмечать День Великой Победы.
Начиная с 2015 года проводится акция «Бессмертный полк» , которая стала одним из важнейших элементов празднования Дня Победы в России. В 2015 году «Бессмертный полк» прошёл в 1150 населённых пунктах семнадцати стран мира, а в 2016 году — в 42 странах. (Звучит песня «День Победы»)
Вы, ребята, – будущее нашей Родины. Я хочу, чтобы вы любили нашу страну так же сильно, как те, кто воевал против фашизма. Для этого вы должны помнить об их подвиге и быть им вечно благодарны.
-Ребята, какими качествами обладает человек, совершающий героические поступки?
Мы, ребята узнали многое о войне. Мы должны знать историю нашей Родины. И помнить о тех людях, которые отдали за нас свои жизни.
В заключении нашего занятия давайте почтим память погибших солдат в борьбе с фашизмом минутой молчания и чтением стихотворения. Дети встают - минута молчания.
Ведущий 2:
Я помню голос Левитана
И слово грозное ? война?,
Как наша армия отступала,
Сдавая села, города,
Как насмерть под Москвой стояли,
Как был в блокаде Ленинград,
Как немцев били в Сталинграде,
Под Курском всыпали опять.
Все для Победы, все для фронта! –
Призыв партийный прозвучал,
И наш народ, собравши силы,
Как будто монолит стоял.
В тот грозный час страна мужала,
А люди бились все вокруг.
И нам Победа засияла
За наш тяжелый, ратный труд!
Отдавши тридцать миллионов
Своих сынов и дочерей
Мы отстояли честь, свободу
Великой Родины своей!
Учитель:
- Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше.
Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием…
- Что нужно делать, чтобы не забыть войну? (рассуждения детей)
-Изучать события войны.
-Рассказывать младшим школьникам
-Участвовать в викторинах, конкурсах
-Не забывать ветеранов войны, помогать им
-Участвовать в митингах, шествиях, посвященных победе.
Благодарю за внимание.
Список используемой литературы и интернет – ресурсов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.