« Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме: «Поверхность нашего края (заочная экскурсия). Жигули – природная жемчужина Самарского края»
Сызрань, 2020 (27.11.2020г.)
|
Класс |
4 |
Тема урока |
Поверхность нашего края (заочная экскурсия). Жигули – природная жемчужина Самарского края |
Цель |
Формирование у учащихся знаний о поверхности нашего края, о природе родного края, о Жигулевских горах в Самарской области. |
Задачи |
Образовательные: 1.Формирование познавательного интереса к достопримечательностям родного края. 2.Формирование умения правильного поведения в походе через обговаривание правил поведения. Развивающие: 1.Развивать общие
познавательные способности детей: наблюдательность, умение анализировать, 2.Развивать коммуникативные навыки, формировать умение использовать речевые средства для высказывания собственного мнения, через организацию работы в группах; 3. Учить излагать своё мнение, аргументировать свою позицию, через работу на уроке, ответы на вопросы, рефлексию. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение к природе через обсуждение правил поведения на природе. 2. Воспитывать бережное отношение к историческому наследию через беседу о достопримечательностях на уроке. 3. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение понимать и сопереживать им через работу в парах и обсуждение правил групповой работы.
|
Планируемые результаты |
|
Личностные: |
Метапредметные: |
1.Формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2. Воспитание уважения к природе. |
Регулятивные: 1. Прогнозировать предстоящую работу. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 3.Определять цель деятельности на занятие при помощи учителя. Познавательные: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. 2. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Коммуникативные: 1. Осознавать цель занятия. |
Организация пространства |
|
Классная доска |
Помещение класса |
Размещение заданий для учащихся. |
Деление класса на две группы. |
Ресурсы |
|
Информационные, наглядные |
ТСО, ЭОР, УЛО |
Карточки с заданиями, презентация, распечатки. |
Ноутбук, презентация. |
План занятия:
1.Организационный момент.
2.Целеполагание.
3.Основной этап.
4.Подведение итогов.
5. Рефлексия.
Ход занятия:
Этап |
Деятельность учителя |
Слайд, видеофрагмент |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный |
1.1 Приветствие Громко прозвенел звонок, Начинается урок! Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
1.2. Организация пространства. -- Давайте посмотрим на своё рабочее место, всё ли готово к занятию? -Тихо присаживаются девочки, тихо присаживаются мальчики. -Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. |
|
-( приветствуют учителя, готовятся к уроку) |
2. Ввод в деятельность, целеполагание |
- Ребята, у вас на столах лежат кроссворды, а для того, чтобы узнать, о чем мы поговорим на данном занятие, вам следует решить этот кроссворд. 1) Углубления с крутыми склонами (холм) 2) Возвышенная местность, сочетающая плоскогорья, горные массивы и долины (нагорье) 3) Совокупность неровностей поверхности суши и океанов(рельеф) 4) Глубокая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами (овраг) 5) Место у самого основания горы (подножие) 6) Самая высокая точка на гребне (вершина) 7) Ровная земная поверхность (равнина) 8) Значительная возвышенность над окружающей местностью (гора) Все эти ответы помогли нам вспомнить разные формы поверхности земли. Какие формы поверхности встречаются в нашем крае? Какое последнее слово отгадали в кроссворде? -Какие горы вы знаете? - Ребята, а кто-нибудь бывал в горах? - А тот, кто бывал в горах вам понравилось? Какие эмоции у вас вызвало данное путешествие? - Но если вы не были в горах, то я вам советую отправиться в турпоход в горы, это будет очень познавательно и интересно. - Сегодня мы с вами поговорим о горах нашего края. -Какие горы расположены в Самарской области? - А какие задачи перед собой поставим? -Обратите внимание на слайд.
|
|
-(достают и разгадывют кроссворд)
-Равнины, овраги, холмы, горы.
- У нас получилось слово – гора. -Ответы детей. - Разные ответы детей..
- Да, мне очень понравилось, было красиво и интересно.
- Жигулевские горы. Или. Нет, мы не слышали о горах в нашем крае. -Познакомиться с Жигулевскими горами, с природой Жигулёвских гор. Узнать о важных объектах, находящихся на их территории этих гор.
|
3. Основной |
- Ребята, чтобы ответить на эти вопросы, сегодня мы с вами отправимся в поход и узнаем, почему Жигулевские горы являются жемчужиной Самарского края. -Нам следует поделиться на два отряда. Давайте вспомним правила работы в группах? Прочитайте, пожалуйста, их на слайде и запомните!
- Но, чтобы отправиться в поход, нам нужно собрать наши туристические рюкзаки, а также нам нужна карта (на слайде появляется карта нашего похода). - Ребята, для того чтобы узнать, что же нам нужно положить в рюкзак, следует выполнить задание! - И так, прошу обратить внимание на доску, вам нужно распределить в два столбика какие вещи вы возьмёте с собой в поход, а какие нет. (слайд)
- Ребята, вы молодцы! Успешно справились с заданием.
- Но это еще не всё! Как вы считаете, нужно ли нам знать правила поведения на природе? - А зачем нам их знать?
-Назовите эти правила.
-Хорошо, обратите внимание на слайд, прочитайте и назовите правила, которые не были названы.
- Ребята, наконец-то, мы отправляемся вами в поход! Пожелайте друг другу замечательного путешествия. 3.2. Задание. - Как думаете, с чего мы начнем наш поход?
- Верно, давайте посмотрим, что же указано на карте маршрута? Прочитайте.
- Да, ребята, но прежде, чем отправиться в наш поход, мы должны прочитать текст о Жигулевских горах. У вас у каждого есть текст. Работаем в группах по отрядам. Жигулевские горы – это живописное место, расположенное в самом сердце Самарской Луки. Мимо протекает величественная Волга, огибая старейшие хребты, плотно укрытые лесами. Это горы, которые продолжают расти, по примерным данным на 1 сантиметр в сто лет. Считается, что возраст Жигулевских гор около 7 миллионов лет, это совсем еще молодые горы. Однако теперь наверняка известно, что самая высокая точка - Безымянная гора, которая имеет высоту 381 метр. Также в перечень самых высоких вершин можно отнести: Усинский курган, Молодецкий курган, Могутовая гора и Попова гора. Жигулевские горы густо покрыты лесами. Северные склоны оккупировали липовые, осиновые и кленовые леса, на крутых склонах растут сосновые боры. Флора гор населена белее, чем 700 видами растений и животных. Самыми популярными и интересными растениями, которые обитают на Жигулевских горах, можно назвать: кохия, толокнянка, грушаика, полынь солянковая, майник двулистный, юринея паутинная, лен таврический, можжевельник казацкий, короставник татарский, гречишка альпийская и овес пустынный. Самое крупное животное в Жигулевских горах - лось.
- Ребята, а сейчас проверим, что вы запомнили о Жигулевских горах? Узнаем, какой отряд лучше подготовился к походу. На доске карточки с номерами от 1 до 10. С обратной стороны написаны вопросы:
1.Где расположены в Самарской области Жигулёвские горы? 2.Какая река протекает мимо? 3.Как растут Жигулёвские горы? 4.Каков возраст Жигулёвских гор? 5.Самая высокая точка гор? 6.Какую высоту имеет Безымянная гора? 7.Какие горы ещё можно отнести к самым высоким в Жигулёвских гора? 8.Скольков видов растений и животных встречается в Жигулёвских горах.? 9.Назовите самые популярные и интересные растения Жигулёвских гор. 10.Назовите самое крупное животное Жигулёвских гор.
- Ребята, вы молодцы! А теперь давайте вернемся к нашей карте и узнаем, куда же дальше мы с вами отправимся. (открывается карта нашего пути на которой изображена следующая остановка).
- Прочитайте, какая же следующая остановка.
- Ребята, у вас на столах лежат конверты, откройте их, пожалуйста, и соберите картинку. Давайте ещё раз вспомним правила работы в группах.
-Приступайте к заданию, как соберете картинку, поднимите ваши руки.
-Что получилось? На картине изображен Молодецкий курган (демонстрируем собранное изображение на экране). Просмотр видеофильма по ссылке.
Рассказ учителя.
- О названии Молодецкого кургана существует целый ряд легенд.
Скорее всего оно связано с укрывавшимися на нём «добрыми молодцами» (беглыми
вольными разбойниками).
- Отлично, отправляемся дальше, а следующая остановка – Медвежья гора. - Ребята, я хочу вас познакомить с одной из пещер, которая находится в Жигулёвском заповеднике, но для начала я попрошу вас помочь кроту найти нужный путь к драгоценным камням, которые находятся глубоко под землёй. -Вам следует выбрать человека от каждой группы, который будет выполнять это задание на доске. На это задание отведено 2 минуты. Выберите того, кто будет принимать участие от отряда.
-Я хочу познакомить вас с Медвежьей пещерой. Своё название она получила по находкам в отложениях костей бурого медведя. Медвежья гора относится к достаточно редкому для Самарской области классу вскрытых коридорно-гротовых пещер. Своеобразным отличием является большое количество почвенно-глинистых отложений. В них было найдено 160 находок: кости мелких грызунов, птиц, сурка, лося, медведя, хорька, хомяка, барсука, волка. В настоящее время в пещере можно встретить слизняков и комаров. Охраняется она лесниками заповедника.
- Отправляемся дальше, следующая остановка – Жигулевский заповедник.
- У вас на столе лежат карточки, внимательно посмотрите, вспомните и напишите название животных и растений, которые вам известны. - Вы успешно справились с заданием!
- Жигулёвский заповедник — государственный природный заповедник, расположенный на Самарской Луке, в Самарской области.Флора заповедника - 93,7 % территории заповедника покрыто лесами, на материковой части в лесах преобладает липа мелколистная , осинники . Встречаются сосновые , дубовые, берёзовые леса и леса с преобладанием клёна остролистного. 30 видов растений признаны реликтами различных геологических эпох. Это плиоценовые степные (гвоздика иглолистная, истод сибирский, клаусия солнцелюбивая, можжевельник казацкий, овсец пустынный, солнцецветы жигулевский и монетолистный, шаровница крапчатая) и лесные реликты (ветреница алтайская, володушка золотистая, короставник татарский, лазурник трехлопастный, медуница мягкая), представители ледникового периода: майник двухлистный и толокнянка обыкновенная, и других эпох: голокучник Робертов, диплазий сибирский, костенец волосовидный, горец альпийский, козелец австрийский, копеечник Разумовского, терескен серый, эфедра двухколосковая.Впервые описаны в Жигулёвском заповеднике, помимо эндемичных видов, ковыль Лессинга, лядвенец жигулёвский, овсяница волжская.По сведениям на 1984 года было отмечено 213 видов наземных позвоночных, постоянно обитающих на территории заповедника и его окрестностей или регулярно её посещающих. Из них 101 вид многочисленны, постоянно обитающие, 112 — редки. Это 40 видов млекопитающих (25 многочисленных), 158 видов птиц (70), 7 видов пресмыкающихся (3), 8 видов земноводных (3). Также в заповеднике обитает несколько тысяч насекомых, однако они изучены значительно меньше, чем позвоночные.- А вот и подошло к концу наше с вами небольшое путешествие по Жигулевским горам. |
https://youtu.be/VE1MgoodxrE
|
Дети делятся на два отряда, вспоминают правила работы в группах.
У каждой команды табличка с перечнем вещей. Дети обводят в кружок вещи необходимые для похода.
(выполняют задание)
-Да, нужно знать обязательно. -Чтобы правильно вести себя в походе, чтобы не навредить нашей природе. Каждая команда по очереди называет правила. Ученики самостоятельно читают правила на слайде и дополняют свои ответы.
Нужно достать карту и рассмотреть маршрут!
- Первая точка – Жигулевские горы!
Дети работают в группах, читают текст о Жигулёвск их горах.
Из каждого отряда по очереди вы ходят по 2 человека и выбирают карточку с любым номером и отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает 1 балл. По окончании подводится итог.
- Молодецкий курган
- Нужно слушать друг друга, обязательно совещаться, распределять задания между собой, чтобы поучаствовал каждый, не ссориться, быть дружелюбными.
Дети по 5 человек (уже другие участники) собирают картинки.
Ученики подходят к доске и выполняют задание.
Дети подписывают на карточках названия растений и животных. |
4. Подведение итогов урока |
-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? -Какая тема была нашего занятия? -Какая цель была нашего занятия? -Какие задачи были поставлены? -Как вы думаете, почему Жигули являются жемчужиной нашего края? |
|
- Мы путешествовали по Жигулёвским горам. - Знакомство с Жигулевскими горами. - Узнать, что это за горы, об их флоре и фауне. - Потому что они единственные горы в нашей области, которые очень известны и велики, на них обитает и живет много разных животных, а также растут растения, очень редкие и красивые.
|
5.Рефлексия деятельности |
-Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Журналист». Для игры нам нужны будут 2 ученика, по одному от каждой команды. Цель спросить у одноклассников понравился ли им урок, что нового узнали. –Наш урок подошёл к концу. Подведение итогов путешествия. |
|
-Выходят 2 ученика. Составляют вместе с отрядом по 2 вопроса. Повторяющихся вопросов не должно быть.
Награждение лучшего отряда. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.