Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Русский язык
для специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
г. Мурманск
2021 г.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), а также на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (Протокол 2015 г.)
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» (ГАПОУ МО «МКЭиИТ»)
Разработчик: Спиридонова Анастасия Александровна, преподаватель ГАПОУ МО «МКЭиИТ»
Рабочая программа рассмотрена на заседании Цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин, протокол № 10 от «03» июня 2021г.
Начальник учебного отдела _________________________ (И.Г. Никитина)
Оглавление:
1. Пояснительная записка……………………………………………………………..….4
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»……………………………………………………………………….….6
3. Описание места учебной дисциплины в учебном плане……………………….……7
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………...……..7
5. Содержание учебной дисциплины……………………………………………...…...10
6. Тематическое планирование……………………………………………………...….16
7. Характеристика основных видов деятельности студентов…………………..…….22
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности………………………………………………………25
9. Рекомендуемая литература…………………………………………………………..26
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональной образовательной организации (Мурманский колледж экономики и информационных технологий), реализующий образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/6-з).
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
•
дальнейшее
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию
и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору
профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и
навыков.
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном
мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственноэстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование лингвистической(языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении русского языка и литературы.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебная дисциплина «Русский язык» является учебным предметом обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональной образовательной организации «Мурманский колледж экономики и информационных технологий», реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Русский язык» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
метапредметных:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметных:
1)сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2)сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
3)владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
4)владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
5)владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
6)сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7)сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
8)способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен-тированных устных и письменных высказываниях;
9)владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального понимания;
10)сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Общие компетенции.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Освоение видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. Наблюдение над выразительными средствами фонетики
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ.
Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок. Правописание сложных слов.
Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое ,трое и других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений
тексте.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Правописание-н-и-нн-в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного
несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот
знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с
разными частями речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических
синтаксических признаков слов разных частей речи. Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной
речи обучающихся и студентов.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных слово образовательных моделей и способов словообразования и словоизменения; использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
• Русский язык среди других языков мира.
• Языковая норма.
• Языковой портрет современника.
• Молодежный сленг и жаргон.
• А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
• Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
• Язык и культура.
• Вопросы экологии русского языка.
• Виды делового общения, их языковые особенности.
• Языковые особенности научного стиля речи.
• Особенности художественного стиля.
• Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
• Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
• Текст и его назначение.
• Русское письмо и его эволюция.
• Антонимы и их роль в речи.
• Синонимия в русском языке.
• Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
• В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
• Грамматические нормы русского языка.
• Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
• Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
• Слова-омонимы в морфологии русского языка.
• Роль словосочетания в построении предложения.
• Предложения с однородными членами и их функции в речи.
• Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
• Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
• Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
Способы
введения чужой речи в текст.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
6 |
в том числе: |
|
· лекционные занятия |
6 |
· контрольная работа |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
51 |
Форма итоговой аттестации |
Экзамен
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Введение в языкознание. |
1 |
2 |
Повторение. Входной контроль |
6 |
3 |
Фонетика и орфоэпия. |
6 |
4 |
Лексика и фразеология. |
4 |
5 |
Морфемика и словообразование. |
4 |
6 |
Морфология и орфография. |
10 |
7 |
Синтаксис и пунктуация |
26 |
8 |
Экзамен |
2 |
|
Всего |
59 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень усвоения |
|
Раздел 1.Введения в языкознание. |
1 |
|
|
1 |
Тема 1.1 Язык, как система. Язык и речь. Функции языка. Нормы языка. |
Лингвистика как наука. Происхождение языка. Природа и сущность языка. Понятие о системе. Язык и речь. Коммуникативная функция. Экспрессивная функция. Познавательная функция языка. Понятие языковой нормы. Лексическая норма. Акцентологическая норма. Орфоэпическая норма. Орфографическая норма. Синтаксическая норма. |
1 |
1,2 |
|
|
Раздел 2.Повторение. Входной контроль |
6 |
|
2-5 |
Тема 2.1 Повторение орфографии. Повторение пунктуации. |
Правописание, приставок, суффиксов. Слитное и раздельное написание слов. Знаки препинания в простых , сложных, осложненных предложениях |
4 |
1,2 |
6 |
Тема 2.3 Входной контроль |
Диктант |
1 |
1,2,3 |
7 |
Тема 2.4 Работа над ошибками . |
|
1 |
1,2 |
|
Раздел3.Фонетика и орфоэпия |
6 |
|
|
8-10 |
Тема 3.1 Фонетика, как наука. Понятие фонемы. Орфоэпические нормы.
|
Фонетика, транскрипция. Фонема и орфография. Соотношение звука и буквы. Слог, ударение. Гласные и согласные звуки в русском языке. Орфоэпические нормы русского языка.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
3 |
1,2 |
11-13 |
Тема 3.3 Фонетический разбор слова |
Фонетический разбор слова. Алгоритм фонетического разбора. Орфографические правила. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Контрольная работа по разделам: «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография» |
3 |
1,2 |
|
Раздел 4. Лексика и фразеология. |
4 |
|
|
14-15 |
Тема 4.1 Лексика и лексикология. Понятие о лексеме.
|
Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначные слова и их употребление. Прямое и переносное значение слова. Понятие лексемы. Переносное значение слов; метафора (троп); слово-символ; аллегория. Перифразы; штампы. Лексическая ошибка. Стилистическая ошибка; парономазия. Виды языковых ошибок, возникающих под влиянием внешних факторов (диалектные, просторечные, ненужные заимствования иностранных слов). Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
2 |
1,2,3 |
16 |
Тема 4.2 Омонимы. Виды омонимов. Синонимы. Виды синонимов.
|
Омонимы. Виды омонимов. Их употребление. Синонимы. Виды синонимов. Их употребление. Понятие синонимической доминанты. |
1 |
1,2,3 |
17 |
Тема 4.4 Антонимы. Виды антонимов. Паронимы. Явление паронимии.
|
Антонимы. Виды антонимов. Антонимические пары. Употребление антонимов. Паронимы. Явление паронимии. Словари правильности русской речи.
Контрольная работа по разделу: «Лексика и фразеология» |
1 |
1,2,3 |
|
Раздел 5. Морфемика и словообразование |
4 |
|
|
18-19 |
Тема 5.1 Состав слова. Понятие морфемы. Виды морфем. |
Состав слова. Морфема, как значимая часть слова. Виды морфем. Морфемный разбор слова. |
2 |
1,2,3 |
20 |
Тема 5.2 Основа. Виды основы. |
Основа слова. Понятие производной и производящей основы слова. |
1 |
1,2 |
21 |
Тема 5.3 Способы словообразования. |
Способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Понятие об этимологии. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Контрольная работа по разделу «Морфемика и словообразование» |
1 |
2,3 |
|
Раздел 6. Морфология и орфография |
10 |
|
|
22 |
Тема 6.1 Имя существительное. |
Имя существительное, как часть речи. Род, число, падеж существительных. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Морфологический разбор существительного
|
1 |
1,2 |
23 |
Тема 6.2 Имя прилагательное. |
Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
1 |
1,2 |
24-25 |
Тема 6.3 Имя числительное. Правописание числительных. |
Имя числительное. Правописание числительных. Значение и употребление числительных. Простых и составных числительных. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
2 |
1,2 |
26 |
Тема 6.4 Местоимение
|
Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
1 |
1,2 |
27 |
Тема 6.5 Глагол. |
Глагол. Правописание глаголов. Употребление форм русского глагола. Вид, наклонение, время, спряжение, лицо глагола. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Морфологический разбор глагола |
1 |
1,2 |
28
|
Тема 6.6 Правописание суффиксов причастий и деепричастий |
Правописание суффиксов причастий. Залог причастий. Полная и краткая форма причастий. Вид деепричастий. Употребление деепричастий. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Словарный диктант |
1 |
2,3 |
29 |
Тема 6.7 Наречие. |
Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Словообразование, правописание наречий. Правописание Н и НН во всех частях речи. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Морфологический разбор наречия |
1 |
1,2 |
30 |
Тема 6.8 Предлоги. Союзы. |
Предлоги. Разряды предлогов по значению, структуре, происхождению. Употребление предлогов. Союзы. Правописание союзов. Употребление Ь в разных частях речи. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Словарный диктант |
1 |
1,2 |
31 |
Тема 6.9 Частицы. Междометия. |
Частицы. Правописание частиц. Разряды частиц по структуре и значению, правописание частиц. Междометия и звукоподражательные слова. Контрольная работа. |
1 |
1,2 |
|
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация |
26 |
|
|
32 |
Тема 7.1 Принципы русской пунктуации. Простое предложение. |
Знаки препинания русского языка. Простое предложение. Понятие о простом предложении. Виды простых предложений. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий.
|
1 |
1,2,3 |
33 |
Тема 7.2 Тире между подлежащим и сказуемым. |
Тире между подлежащим и сказуемым. Родительный падеж при глаголах с отрицанием |
1 |
2,3 |
34 |
Тема7.3 Предложения двусоставные и односоставные |
Предложения двусоставные и односоставные. Особенности двусоставных Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
1 |
1,2 |
35 |
Тема 7.4 Знаки препинания между однородными членами |
Однородные и неоднородные определения Согласования в предложениях с однородными членами. |
1 |
1,2 |
36 |
Тема 7.5 Обособление определений и обстоятельств
|
Обособление определений Обособление приложений и дополнений. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий.
Обособления обстоятельств Уточняющие обстоятельства и сравнительные обороты. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. Тест |
1 |
1,2 |
37 |
Тема 7.6 Вводные слова и предложения.
|
Вводные слова и предложения. Обращение. Междометия и слова предложения «да», «нет».
|
1 |
1,2 |
38 |
Тема 7.7 Сложное предложение |
Сложное предложение. Виды сложных предложений. Особенности сложных предложений. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
1 |
1,2 |
39 |
Тема 7.8 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Анализ сложносочиненных предложений. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
1 |
2,3 |
40 |
Тема 7.9 Сложноподчиненное предложение.
|
Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
1 |
1,2 |
41 |
Тема 7.10 Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами
|
Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами. Знаки препинания в предложениях при данном правиле. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
1 |
2,3 |
42-43 |
Тема 7.11 Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными |
Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными. Знаки препинания в данных предложениях. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
2 |
1,2 |
44-45 |
Тема 7.12 Бессоюзное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении |
Бессоюзное предложение. Виды бессоюзных предложений. Особенности бессоюзных предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Правильное употребление знаков препинания в бессоюзном предложении.
Контрольная работа по теме «Сложное предложение» |
2 |
2,3 |
46-49 |
Тема 7.14 Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий. |
4 |
2,3 |
50-53 |
Тема 7.15 Прямая речь
|
Прямая речь. Особенности употребления прямой речи в тексте.
|
4 |
2,3 |
54-57 |
Тема 7.16 Сложное синтаксическое целое
|
Сложное синтаксическое целое. Понятие сложного синтаксического целого. Его особенности. Контрольная работа
|
4 |
2,3 |
58-59 |
|
Экзамен |
2 |
|
|
Всего: |
59. |
|
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов(на уровне учебных действий) |
Введение |
Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры; • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке; составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества; • вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем); • преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека |
Язык и речь. Функциональные стили речи |
Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов; • вычитывать разные виды информации; • характеризовать средства и способы связи предложений в тексте; • выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста; • характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста; • составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста; • анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств; • подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира; • различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); • подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию) |
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография |
Проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности; • строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись) |
Лексикология и фразеология |
Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности; • познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение) |
Морфемика, словообразование орфография |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста; проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова |
Морфология и орфография |
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли; Проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; • определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в текстообразовании |
Синтаксис и пунктуация
|
Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный); комментировать ответы товарищей; • извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения), по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы; • проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.; подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; • определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры; • составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; • производить синонимическую замену синтаксических конструкций; • составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме; • пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях; • составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Освоение программы учебной дисциплины «Русский язык» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия.
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Для реализации программы учебной дисциплины «Русский язык» в кабинете имеются:
-УМК Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, «Просвещение», - М., 2012
-наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей);
-информационно-коммуникативные средства;
-комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд (Энциклопедии, справочники, научно-популярная литература по вопросам языкознания).
Для студентов
Антонова Е.С.,
Воителева Т.М. Русский язык: учебник для студентов
профессиональных
образовательных организаций, осваивающих профессии и
специальности
СПО. – М.: 2017.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к
ЕГЭ:
учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных
организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: электронный учебно-методический
комплекс для студентов профессиональных образовательных
организаций,
осваивающих профессии и специальности СПО. – М.: 2017.
Воителева
Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. пособие для
студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих
профессии
и специальности СПО – М.: 2015.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык(базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Об образовании в
Российской Федерации: федер. закон от
29.12.
2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
07.06.2013
№ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
25.11.2013
№ 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
05.05.2014
№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,
внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016,
с изм. от 19.12.2016 )
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578
"О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая
2012 г. N 413».
Концепция
преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации,
утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации
от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
Примерная
основная образовательная программа среднего общего
образования,
одобренная решением федерального учебно-методического
объединения
по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. —М., 2010.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. —СПб., 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов /Российская академия наук. Институт русского языка им.
В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. —М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —М.,2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —М., 2004
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000слов и фразеологических выражений. —25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И. Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. —М.,2011.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. —М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. —М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В.В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
www.posobie.ru (Пособия).
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы). www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»). www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру). www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www.gramota.ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.