«ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ ДЕЛЬФИНИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 11-18 ЛЕТ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 02.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Высокие спортивные результаты имеют большое социальное значение. При равных и функциональных, и технических, и психологических возможностях спортсмена на крупнейших соревнованиях успех во многом определяется правильной тактикой. В элементы тактики входят скорость, темп, шаг, выполнение поворотов, старты. Высокие достижения спортсменов высшей квалификации оказывают положительное влияние на население государства, на его уровень физического развития, оздоровления и воспитания.
Иконка файла материала 252184.doc
«ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ ДЕЛЬФИНИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 11­18 ЛЕТ»   Содержание Ведение………………………………………………………………….…….….3 Глава 1. Литературный обзор…………………………………………….…….4 1.1. Техника плавания баттерфляем…….………………………………….…..6 1.1.1. Движения руками…………………………………………………….……8 1.1.2. Движения ногами………………………………………………………..10 1.1.3. Согласование движений рук и ног…………………………………..…11 1.1.4. Дыхание……………………………………………………………….….12 1.2. Выполнение гребка при плавании баттерфляем…………………………13 Глава 2. Задачи, методы и организация исследования………….…………..17 2.1. Задачи исследования………………………………………………………17 2.2. Методы исследования……………………………………………………..17 2.3. Организация исследования………………………………………….…….18 Глава 3. Результаты исследования……………………………………………19 3.1.   Сравнение   антропометрических   показателей   у   пловцов   брассистов   в зависимости от возраста и квалификации ……………………………………19 3.2. Показатели техники плавания в различных режимах работы в зависимости от пловцов брассистов………………………………………………………………………24 3.3.    Исследование   степени   взаимосвязи   основных   антропометрических показателей,   показателей   техники   плавания   и   спортивных   результатов   у пловцов брассистов.……………………………………………………………29 квалификации возраста   спортивной   иВыводы…………………………………………………………………………..36 23 Практические рекомендации……………………………………….………….37 Список литературы………………………………………………………….….384 Введение Целью работы является изучение и анализ факторов, определяющих тактическую   готовность   спортсменов   и   реализацию   их   потенциальных возможностей. Объектом  данного   исследования   является   техническая подготовленность   пловцов   дельфинистов   в   возрасте   11­18   лет, специализирующихся на дистанции 100 метров.  Предметом  исследования   является   изучение   динамики   изменения антропометрических   данных   и   параметров   техники   плавания   пловцов специализирующихся   на   дистанции   100   метров   способом   баттерфляй   в зависимости от возраста и спортивной квалификации в различных режимах плавания. Актуальность  Высокие   спортивные   результаты   имеют   большое социальное   значение.   При   равных   и   функциональных,   и   технических,   и психологических   возможностях   спортсмена   на   крупнейших   соревнованиях успех   во   многом   определяется   правильной   тактикой.   В   элементы   тактики входят скорость, темп, шаг, выполнение поворотов, старты. Высокие   достижения   спортсменов   высшей   квалификации   оказывают положительное влияние на население государства, на его уровень физического развития, оздоровления и воспитания. Гипотеза   Мы  предполагаем,  что  правильное  распределение   сил  на дистанции, правильно выбранная тактика обеспечат успешное выступление на соревнованиях5 Глава I. Литературный обзор. Пловец имеет определенную массу тела, и чтобы обеспечить должную скорость его продвижения, т.е. увеличить количество движений*, необходим достаточный импульс силы. Выполняя гребок, пловец создает определенное количество   движений   и   очень   важно,   чтобы   оно   сохранялось   как   можно дольше.   Гребок   обеспечивает   ускорение   телу   спортсмена,   однако   сила сопротивления воды довольно быстро затормаживает продвижение пловца. При выполнении гребка квалифицированный пловец создает серию импульсов. Величина усилия, произведенного при каждом из них, обеспечивает ускорение массы тела пловца и, соответственно, повышение скорости плавания. Однако для   того   чтобы   избежать   существенных   колебаний   скорости,   необходима синхронизация усилий; при выполнении гребка пловец постоянно изменяет положение   тела,   чтобы   добиться   лучшей   обтекаемости,   а   оптимальное сочетание прилагаемых усилий и положения тела в каждый момент гребка обеспечивает наилучшие условия для продвижения. 1.1 Техника плавания Баттерфляем Большинство   пловцов   высокого   класса   обеспечивают   стабильное продвижение при помощи системы организованных вихрей в начале гребка, однако последующие изменения направления движения кистей и ног быстро делают водный поток нестабильным. При этом некоторые пловцы теряют в движущей силе. Подводная съемка показывает, что у пловцов высокого класса срыв   больших   направленных   вихревых   образований   совпадает   с   моментом изменения   движения   кисти.   Иначе   говоря,   срыв   вихревого   образования указывает на прекращение импульса движения в определенном направлении и до завершения такого импульса является признаком неэффективной техники.6 Причиной может быть слишком жесткое положение кисти в области запястья или чрезмерно резкое изменение направления движения в сочетании с резким ускорением и приложением силы. При плавании с высокой скоростью гребок сопряжен с четко выраженными импульсами,   которые   усиливаются   при   каждом   изменении   направления движения кисти. После срыва вихревого потока в конце силового импульса вокруг кисти, изменяющей направление движения, быстро появляется новое вихревое образование. Быстрое   образование   и   срыв   вихревых   потоков   ­   основной   движущий механизм   в   природе.   Подъемная   сила   образуется   в   результате   создания циркуляции водных потоков, присоединения различных вихревых образований вокруг передней части тела и наложения их на общий поток. Пловец   высокого   класса   продвигается   вперед   благодаря   изменению направления   движения   кистей,   что   способствует   быстрому   образованию   и срыву   вихревых   потоков.   Механизм   принципиально   не   отличается   от механизма   колеблющегося   крыла   в   той   части,   которая   касается   быстрых изменений   направления   движения   кисти,   обеспечивающих   образование циркуляции   течения,   необходимого   для   продвижения   вперед   за   счет подъемной силы. Примером наиболее успешного заимствования у животных является ударное движение ног способом «дельфин». Основное отличие при выполнении   движения   дельфином   и   человеком   заключается   в   том,   что дельфин выполняет движение вверх быстрее, чем вниз. Кроме того, движение хвоста   дельфина   быстрее,   чем   ног   пловца,   при   равной   частоте   движений, поскольку мышцы дельфина несравненно мощнее Подобно   плавнику   морского   льва   рука   пловца   движется   при   гребке   по криволинейной траектории в трех плоскостях, однако рука имеет не только крылообразное поперечное сечение, но и более удлиненную и поэтому менее эффективную для создания подъемной силы форму.7 В   начале   гребка   рука   принимает   выпуклую   форму   крыла   и   при   плавании баттерфляем очень напоминает рудиментарное гидрокрыло, что, вероятно, во многом и удерживает тело от погружения сразу же после вкладывания рук в воду (рис. 3.5). Лайтхилл   (1973)   показал,   что   большинство   насекомых   удерживаются   в воздухе   за   счет   удлиненного   туловища,   которое   несет   образованный   ими воздушный   шар.   При   этом   главным   условием   опоры   является   быстрая регуляция потока над верхним краем крыла. Некоторые летающие насекомые выполняют   крыльями   движение   «хлопок   –   рывок   ­   кольцо»,   вызывающее циркуляцию воздуха и приводящее к образованию кольцеобразных вихрей на верхней   поверхности   крыла   (рис.   3.6).   При   окончании   движения   вниз   эти вихревые   кольца   отрываются   и   образуют   одно   большое   кольцеобразное вихревое поле непосредственно под насекомым. Сила, создающая вихревое кольцо, удерживает насекомое в воздухе. Отличие «хлопка ­ рывка ­ кольца» от обычного «крыла» состоит в том, что     вихревые     потоки     различной структуры образуются независимо от движения крыла (Weis­Fogn, 1973). Несомненно, что пловец не способен выполнить предшествующий «рывку» и «кольцу» «хлопок», однако он может использовать подобные механизмы во время нестабильного или неравномерного продвижения вперед и типичным примером может служить резкий удар ногами «дельфином», характерный для преодоления соответствующим способом плавания коротких дистанций. Для   выполнения   мощного   движения   «дельфином»   необходимо   создать вихревую   циркуляцию   вокруг   стоп   до   начала   ударного   движения.   Из­за невозможности   выполнения   «хлопка»   стопы   ног   создают   необходимую предварительную циркуляцию в момент их соприкосновения с поверхностью воды до начала движения вниз. В результате контакта ступней с поверхностью воды   создается   поверхностное   натяжение,   обусловленное   притяжением молекул воды и воздуха. При выполнении ступнями ударного движения вниз8 вокруг каждый из них образуется присоединенной вихревой поток. Эти вихри соединяются   и   образуют   один   большой   кольцеобразный   вихрь,   который отрывается  от вертикальной плоскости  при завершении ступнями мощного толчкового   движения   вниз   (рис.   3.7).   Величина   вихревого   кольца свидетельствует   о   воздействии   большой   массы   воды,   скорость   которой, однако, остается невысокой. Показателем высокой эффективности ударного движения   ногами   является   значительное   расстояние   между   вихревыми кольцами.   Иногда   при   слишком   широком   разведении   ступней   во   время ударного   движения   ногами   вниз   от   каждой   из   них   отрывается   не   одно большое,   а   два   небольших   вихревых   кольца,   что   свидетельствует   о недостаточной эффективности движения. Величина подъемной силы, создаваемой механизмом «рывок ­ кольцо», при выполнении   движения   ног   «дельфином»   во   многом   зависит   от   быстроты выпрямления ног в голеностопных суставах. При этом циркуляцию создает импульс силы, возникающий в момент достижения стопами поверхности воды. Пловцы,   специализирующиеся   в   кроле   на   груди   и   отдающие   предпочтение двухударному движению ног, также используют механизм «рывок ­ кольцо». Наблюдения   за   спортсменами,   специализирующимися   в   брассе,   показали образование ими необходимой предварительной циркуляции потока воды в результате сочетания разведения стоп с изменением направления движения при   переходе   от   фазы   подтягивания   к   фазе   продвижения   и   полного выпрямления. Что же такое вихрь? Вихрь или вихревое образование ­ это масса жидкости, вращающаяся   вокруг   своей   оси,   и   при   этом   ось   вихря   может   находиться практически в любой плоскости от вертикальной до горизонтальной. Какова   идеальная   форма   прерванного   вихревого   образования?   Больше круглая, чем удлиненная, поскольку в этом случае происходит воздействие руки на большую площадь потока или, иначе говоря, на массу жидкости. И9 хотя   удлиненный   вихрь   образует   вызывающий   движущую   силу   поток,   это менее эффективный  вариант. Такой вихрь обычно образуется в результате гребка непосредственно назад, а не по криволинейной траектории (рис. 3.8). При этом вихревые образования отрываются и отходят с обеих сторон кистей и рук в начале гребка, что чаще наблюдается у специализирующихся в кроле на груди (спринтеров) и баттерфляе. Согласно теории воздушного винта, эффективнее его воздействие на большую массу воздуха с невысоким ее ускорением, чем на небольшую массу воздуха с большим ускорением. Подобные два варианта при плавании отражают отрыв соответственно круглого и удлиненного вихрей. Какова идеальная плоскость сорванного вихря? Вертикальная или близкая к ней. Чем она вертикальнее, тем лучше условия для создания движущей силы. О чем «говорят» вихревые образования разных размеров? Каунсилмен (1982) отметил у квалифицированных пловцов заметное ускорение движения кистей во время заключительной фазы гребка при плавании на груди. По завершении гребка   наблюдается   небольшой   вихрь,   тогда   как   в   его   середине,   после завершения первого движущего импульса, ­ крупнее. Меньший вихрь в конце гребка   указывает   на   увеличение   скорости   перемещения   водной   массы вследствие ускорения движения руки. Вполне возможно, что первый большой вихрь   обусловливает   новое   направление   движения   потока,   поэтому   кисти приходится двигаться быстрее, чтобы использовать возрастающую скорость. Квалифицированный   пловец   это   ощущает   и   способен   адекватно корректировать движение. 1.1.1. Движения руками При плавании баттерфляем движения рук также как при кроле на груди и на спине, включают гребок, т.е. движение под водой и пронос ­ движение над водой.10 Гребок,   как   и   при   кроле,   состоит   из   захвата   воды,   подтягивания   и отталкивания.  Захват. Кисти погружаются в воду на ширине плеч или несколько шире, пока не окажутся в положении, благоприятном для начала захвата. По мере его   достижения   руки   постепенно   сгибаются   в   локтевых   суставах,   причем преждевременная   попытка   приложить   движущую   силу   лишь   приведет   к потере скорости.  Подтягивание. Начало подтягивания совпадает со сменой направления движений   рук:   кисти   и   предплечья   устремляются   внутрь,  вниз   и   назад   по полукруговой   траектории.   Сгибание   их   в   локтевых   суставах   постепенно возрастает, достигая к окончанию фазы примерно 90°. По мере подтягивания кисти,   повернутые   в   его   начале   ладонями   наружу   и   назад,   постепенно разворачиваются вовнутрь, пока не окажутся при его завершении близко друг к другу и к туловищу с повернутыми вовнутрь и вверх ладонями. Следует заметить, что при широком захвате движущий потенциал подтягивания может быть реализован и без близкого сведения кистей при его завершении.   По   мере   подтягивания   скорость   движения   кистей   постепенно возрастает, и подтягивание переходит в отталкивание в момент прохождения кистей   под   плечевыми   суставами,   после   чего   руки   выполняют   круговое движение кистей и предплечий в направлении кнаружи, назад и вверх. При этом движении кисти быстро разворачиваются наружу и при его завершении ладони «смотрят» наружу и назад. При смене подтягивания отталкиванием и, соответственно, направления движения рук вовнутрь на их движение наружу, скорость   перемещения   кистей   снижается,   а   затем   возрастает,   пока   при окончании отталкивания они не «сбрасывают» давление на воду. Вплоть до начала проноса руки полностью не выпрямляются в локтевых суставах. Пронос  начинается,     когда     кисти     минуют бедра и заканчивается прежде чем достигнут поверхности воды. При прохождении их мимо бедер11 ладони поворачиваются   вовнутрь.   Кисти   «скользят» вверх и выходят из воды с наименьшим     сопротивлением.     В     начале проноса руки быстро выпрямляются     и     выполняют     над     водой круговое     движение     вверх, наружу   и   вперед.   В   первой   его   половине   они   могут   быть   лишь   слегка согнутыми   или даже   полностью     выпрямленными,   а во второй, двигаясь вперед и несколько вовнутрь, немного сгибаются в локтевых суставах,     что способствует уменьшению усилия при изменении после погружения в воду направления их движения. Во время проноса кисти вытянуты в стороны и в его первой половине ладонями обращены вовнутрь, а во второй ­ наружу. Пронос   выполняется   быстро,   но   неспешно.   При   этом,   чтобы   мышцы   успели немного отдохнуть, руки должны быть возможно более расслаблены. Количество движений, произведенное к окончанию гребка как бы переносится на первую половину проноса, а во второй его половине необходимо некоторое усилие для изменения направления их движения на благоприятное для входа в воду   прямо   и   чуть   вовнутрь.   Пронос   выполняется   довольно   низко   и горизонтально,   но   не   настолько,   чтобы   руки   «захватывали»   воду.   Это обеспечивается   некоторым   приподниманием   плеч   и   рациональным компромиссом в направлении их движения вверх и вперед. 1.1.2. Движения ногами Движение ногами «дельфин» получило свое название, а затем и дало второе «обиходное»   название   способу   плавания   из­за   подобия   движениям дельфиньего хвоста. Эти волнообразные движения начинаются от таза, что влечет за собой движение по всей длине ног. На один гребок приходится два удара ногами. Первый совпадает со входом рук в воду и началом захвата, а второй   с   окончанием   гребка.   Продвижение   в   большей   мере   обеспечивает первый удар, а второй, в основном, правильное положение тела, предотвращая12 опускание бедер при движении рук вверх. Движение ног вверх продвижения не обеспечивает. Подобно «порхающим» при плавании кролем на груди, «дельфин» является «хлыстообразным»   движением,   при   котором   один   удар   начинается,   когда другой   еще   не   завершен.   Движение   вверх   начинается,   когда   ноги   почти выпрямляются  при завершении движения вниз. Завершение удара вызывает «отталкивание» голеней и стоп, способствующее и подъему бедер. Голени и стопы движутся вверх, будучи выпрямленными, пока не окажутся на уровне бедер. Затем начинается удар, т.е. движение ног вниз. Движение ног вверх обеспечивается   работой   разгибающих   бедра   больших   ягодичных   мышц. Давление   воды   сверху   поддерживает   их   выпрямленными   и   обусловливает естественное, не слишком выпрямленное и не очень согнутое, положение стоп. Первый,   самый   большой   по   амплитуде   и   силе   удар   представляет   собой хлыстообразное   движение,   начинающееся   со   сгибания   бедер,   за   которым следует выпрямление ног в коленях и сгибание в голеностопных суставах. Сгибание   бедер   начинается,   когда   стопа   поднимется   выше   уровня   тела. Давление воды снизу заставляет ноги согнуться, а стопы выталкивает вверх выпрямленными   с   несколько   повернутыми   внутрь   носками.   Некоторое разведение   ног   в   коленях   в   начале   их   движения   вниз   способствует целесообразному   наклону   стоп   внутрь   и   вверх,   и   он   сохраняется   за   счет поворота бедер вовнутрь при выпрямлении ног. Однако при завершении удара ноги уже соединены в коленях. При первом ударе бедра почти достигают поверхности воды, а при втором чуть­чуть не достигают. Амплитуда движений ног должна быть небольшой, чтобы не вызвать увеличения сопротивления. Эффективность движений ног во многом зависит от подвижности в голеностопных суставах. 1.1.3. Согласование движений рук и ног13 Первый   удар   начинается   при   входе   рук   в   воду   и   помогает   преодолеть вызываемое им сопротивление. Он одновременен с предшествующим захвату рук   движением   их   в   стороны   и   завершается   с   его   началом.   Последующее движение ног вверх совпадает по времени с движением рук вовнутрь в фазе подтягивания   и   способствует   обтекаемости   тела   при   выполнении   этой продвигающей части гребка. Повторный удар одновременен с движением рук вверх при отталкивании, а повторное движение ног вверх совпадает по времени с проносом и выполняет ту   же   функцию,   что   и   первое.   Большая   сила   первого   удара   связана   не   с величиной   усилия,   а   с   положением   тела,   обеспечивающим   большую амплитуду   и,   соответственно,   продолжительность   движения.   Естественно, больше амплитуда и продолжительность и первого движения ног вверх. Оно выполняется   с   участием   нижней   части   спины   и   выпрямление   при   этом позвоночника поднимает голени и стопы и опускает бедра. Повторный удар сопровождается   большим   сгибанием   ног   в   коленях.   А   сгибание   бедер, приподнятые, при этом плечевой пояс и туловище, напротив, ограничивает. При плавании баттерфляем в различные фазы цикла движений положение тела очень   изменяется.   Поэтому   охарактеризуем   лишь   соответствующие принципиальные позиции. Первая.   При   выполнении   подтягивания   и   отталкивания,   т.е.   наиболее продуктивных   фаз   гребка,   тело   должно   располагаться   возможно   более горизонтально. При подтягивании это, в основном, обеспечивается движением ног вверх, а при отталкивании ­ ограничением амплитуды их движений. Вторая. При первом ударе ног таз и бедра должны приподниматься над водой, поскольку в противном случае он, как правило, должного продвижения не обеспечивает. Третья. Сила повторного удара должна быть ограниченной с тем, чтобы таз и бедра не вытолкнуть на поверхность, что негативно сказалось бы на проносе.14 Четвертая.   Волнообразные   движения   не   должны   быть   чрезмерными,   что увеличило   бы   сопротивление.   Голова   должна   опускаться   лишь   чуть   ниже кистей при их входе в воду, таз и бедра при первом ударе лишь самую малость подниматься над поверхностью воды, а при завершении второго удара таз и ноги не слишком глубоко опускаться. 1.1.4. Дыхание Пловец начинает поднимать голову для вдоха при выполнении захвата, при подтягивании   голова   приближается   к   поверхности   воды,   лицо   над   водой поднимается   одновременно   с   началом   отталкивания,   при   его   окончании   и выполнении   первой   половины   проноса   делается   вдох,   а   во   время   второй половины проноса голова быстро опускается в воду. В момент входа рук в воду она уже снова под водой и пловец смотрит вниз. Большинство сильнейших баттерфляистов при выступлении на 100­метровой дистанции   выполняют   один   вдох   и,   соответственно,   выдох   на   каждые   два цикла движений или говоря, как принято в «пловцовской среде», ­ «дышат через раз». На дистанции 200 м дыхание, естественно, более частое, обычно или в каждом цикле   движений   или   в   трех   циклах   один   выполняется   без   дыхания.   Одни сильнейшие «дельфинисты» с успехом применяют первый вариант, другие с не   меньшим   ­   второй   и   причем,   как   правило,   по   ходу   дистанции   их   не сочетают. От старта до финиша должен использоваться лишь один вариант дыхания.   В   том   случае,   если   пловец   достигает   одинаковой   скорости   при разной частоте дыхания, предпочтение, конечно, должно быть отдано более частому. 1.2. Выполнение гребка при плавании Баттерфляем15 Эффективность   баттерфляя   зависит   от   согласованности   движений головы,   гребка   и   двухударного   движения   ног,   обеспечивающего   высокое положение бедер в воде. Каждому гребку соответствуют два удара ногами, первый ­ в момент входа рук в воду, второй ­ когда кисти выполняют движение назад при завершении гребка. Правильное положение тела во  многом зависит от движений  головы; лицо должно выходить из воды и погружаться в воду раньше кистей.  На   рисунке   1   пунктирной   линией   показана   типичная,   напоминающая замочную   скважину   траектория   движения   кистей   при   выполнении   гребка, который   состоит   из   трех   составляющих   ­   коротких   гребковых   движений, выполняемых при отведении кистей наружу, вовнутрь и снова наружу. Рис.1.  В момент входа кистей в воду расстояние между ними несколько превышает ширину   плеч,   руки   почти   выпрямлены.   С   этого   момента   кисти   движутся наружу   по   кривой,   образуя   верхнюю   часть   «замочной   скважины».   Когда кисти, выполняя дальнейшее движение, оказываются вблизи друг от друга под туловищем, локти сгибаются почти до 90°. После этого кисти рук движутся по криволинейной траектории наружу, минуя бедра при завершении гребка.  Рисунок 2 иллюстрирует технику гребка при плавании баттерфляем.16 Первый   фрагмент   (а).   Лицо   погружено   в   воду   в   момент,   когда   пловец собирается выполнить вкладывание рук и первый удар ногами. Второй фрагмент (б). Почти полностью выпрямленные руки входят в воду в момент   движения   бедер   вверх.   Первый   удар   ногами   обеспечивает непрерывность   гребка   и   является   ключевым   фактором   в   согласованности движений. Удар ногами вниз не столько осознан, сколько реакция на движение бедер вверх при вкладывании кистей в воду. Третий фрагмент (в). Кисти разводятся в стороны от линии плеч в момент сгибания рук в локтевых суставах. Тотчас голова поднимается вверх с тем, чтобы предотвратить чрезмерное погружение туловища. В момент завершения удара ногами вниз, бедра оказываются в самом высоком положении. Ступни ног   образуют   большое   кольцевое   завихрение   в   вертикальной   плоскости, свидетельствующее о воздействии большой массы воды на туловище, которая направляется непосредственно назад. Рис.2. Гребок при плавании баттерфляем (вид сбоку)17 Четвертый   фрагмент   (г).   Высокое   положение   локтей   обеспечивает эффективное   положение   рук   для   создания   «рычага».   Широкое   круговое движение кистей обеспечивает время для подготовки ко второму ударному движению ног. Пятый фрагмент (д). Кисти соединяются под туловищем, готовясь выполнить завершающее движение ­ наружу и назад. В момент завершающего импульса движущей силы создаются два больших вихревых образования. В отличие от первого   ударного   движения   ног   вниз,   второе   осуществляется   вполне осознанно. Шестой фрагмент (е). Кисти движутся полукругом назад с ускорением. По мере   того   как   ноги   начинают   выполнять   второе   ударное   движение   они образуют вихрь. Седьмой фрагмент (ж). Пловец выполняет вдох в момент начала проноса рук и   завершения   второго   ударного   движения   ногами.   Ударное   движение   ног обеспечивает высокое положение бедер в момент проноса. Восьмой   фрагмент   (з).   Туловище   оказывается   в   высоком   положении   в результате   согласованности   движений.   Бедра   располагаются   высоко,   ноги выпрямлены,  руки  вращаются  в  плечевых  суставах,  особенно  в  момент  их проноса над водой в латеральной плоскости. Девятый фрагмент (и). Руки пересекают линию плеч. В этот момент голова начинает опускаться лицом вниз, чтобы при вкладывании рук в воду оказаться почти   под   водой.   Контроль   положения   головы   в   течение   всего   цикла движений очень важен для сохранения правильного положения туловища. Десятый фрагмент (к). Лицо погрузилось в воду за мгновение до вкладывания кистей.   Ступни   ног   находятся   у   поверхности,   а   затем   начинают   ударное движение вниз.18 Глава II. Задачи, методы и организация исследования. 2.1. Задачи исследования 1.   Изучить   показатели   физического   развития   и   динамику   изменения антропометрических данных у пловцов дельфинистов 11­18 лет в зависимости от возраста и квалификации спортсмена. 2. Исследовать динамику изменения параметров техники плавания, таких как темп   и   длина   шага   у   пловцов   дельфинистов   11­18   лет   в   зависимости   от возраста и квалификации спортсмена. 3.   Изучить   влияние   антропометрических   данных   и   параметров   техники плавания   на   спортивные   результаты   пловцов   дельфинистов   в   различных режимах прохождения дистанции. 2.2. Методы исследования 1. Анализ научно­методической литературы При   изучении   состояния   вопроса   было   обработано   43   литературных источника из центральной научно­отраслевой библиотеки РГУФКСМиТ. 2. Антропометрия У   всех   испытуемых   производились   измерения   длины   и   массы   тела, размах рук. Длина тела измерялась при помощи антропометра, масса тела измерялась   при   помощи   весов,   размах   рук   измерялся   при   помощи измерительной ленты. 3. Контрольно­педагогический тест При   проплывания   теста   фиксировалось   время,     количество   циклов, движения руками, производился расчет длины шага. 4. Методы математической статистики Полученные первичные данные обрабатывались при помощи методов  математической статистики, включающих в себя расчет следующих  стандартных параметров:19 Средняя величина (Х),  Х =  , где хi  ­ варианты, а n – количество вариант; Среднеe квадратическое отклонение ( σ σ ),  = ,  =∑ Для расчетов использовалась программа “Excel 7.0”. 2.3. Организация исследования Исследование проводилось с марта по май 2014 года на базе бассейна УСЗК   «Измайлово».   В   исследовании   приняли   участие   44   спортсмена   – пловца, специализирующихся на плавании баттерфляем в возрасте от 11 до 18 лет, имеющих спортивную квалификацию от 2 взрослого разряда до Мастера спорта. У   группы   пловцов   из   44   человек   измерялись   антропометрические показатели – длина и масса тела, размах рук; показатели темпа и длины шага при плавании с прогрессивно возрастающей интенсивностью (низкая, средняя, максимальная)   на  100   метровых   отрезках.   Измерялось   время   проплывания каждого   отрезка,   а   так   же   использовалось   в   исследовании   лучшее   время, показанное спортсменом на дистанции 100 метров. При   расчете   длины   шага,   длина   дистанции   делилась   на   количество гребков на данной дистанции. Темп рассчитывался как отношение количества гребков на дистанции и времени прохождения дистанции в минутах. Для   определения   степени   взаимосвязи   между   результатами прохождения плавания, антропометрическими данными были рассчитаны коэффициенты корреляции параметрами дистанции,       техники   между всеми этими параметрами. Наиболее характерные взаимосвязи были рассмотрены более подробно, по ним были построены уравнения регрессии,20 которые позволяют делать прогноз показателя одного параметра по данным другого показателя.21 Глава III. Результаты исследования В   ходе   исследования   были   получены   антропометрические   данные спортсменов   различного   возраста   и   спортивной   квалификации,   показатели техники плавания – темп и длина шага, спортивные результаты на дистанции 100м при плавании способом баттерфляй в различных скоростных режимах. В данной   главе     рассмотрим   полученные   результаты   и   определим   основные взаимозависимости между полученными данными. 3.1. Сравнение антропометрических показателей у пловцов брассистов в  зависимости от возраста и квалификации. Рис. 3. Показатели длины тела пловца в различных возрастных группах22 Рис. 4. Показатели длины тела пловца в группах с различной квалификацией На   рисунках   3   и   4   представлены   показатели   длины   тела   пловцов брассистов в различных возрастных группах и в зависимости от спортивной квалификации. С   увеличением   возраста   с   11   до   16   лет   происходит   постоянное увеличение   длины   тела   пловца.   Максимальные   показатели   длины   тела (190,5см) наблюдаются у пловцов в возрастной группе 16 лет, у спортсменов в возрастных группах 17 и 18 лет рост пловцов немного ниже, чем у 16­летних пловцов.  С ростом спортивной квалификации от 2­го разряда до уровня КМС происходит постепенный плавный рост показателей длины тела пловцов от 176,5см   до   180см.   Далее   происходит   резкий   скачок   показателей,   и   у представителей группы со спортивной квалификацией МС достигает 187,5см.23 Рис. 5. Показатели массы тела пловца в различных возрастных группах  На   рисунках   5   и   6   представлены   показатели   массы   тела   пловцов брассистов в различных возрастных группах и в зависимости от спортивной квалификации. С увеличением возраста с 11 до 13 лет происходит постоянное увеличение массы тела пловца (с 65кг до 72,5кг). Далее в возрастных группах с 13 до 15 лет   наблюдается   стабильный   вес   спортсменов   на   уровне   72­72,5кг. Максимальные   показатели   массы   тела   ­   77кг   наблюдаются   у   пловцов   в возрастной группе 16 лет, у спортсменов в возрастных группах 17 и 18 лет вес пловцов немного ниже, чем у 16­летних пловцов (74,5кг в 17 лет и 73кг в 18 лет).24 Рис. 6. Показатели массы тела пловцов дельфинистов  в группах с различной  квалификацией С ростом спортивной квалификации от 2­го разряда до 1­го разряда происходит увеличение массы тела с 69,2кг до 70 кг, далее на уровне 1­го разряда и квалификации КМС масса тела остается в рамках 70­70,2кг. Далее происходит   резкий   скачок   показателей,   и   у   представителей   группы   со спортивной квалификацией МС масса тела достигает 74,4кг. Рис.7. Показатель индекса массы тела пловцов дельфинистов в различных  возрастных группах.25 Рис.8. Показатель индекса массы тела пловцов дельфинистов в группах с  различной спортивной квалификацией На рисунках 7 и 8 показаны зависимости показателей индексам массы тела от возраста спортсменов и их спортивной квалификации.  В   возрасте   11­13   лет   индекс   массы   тела   стабилен   и   находится   в пределах 21,9­22,4. В возрасте 14 лет происходит резкое снижение данного показателя до уровня 21,4, и остается стабилен с небольшими колебаниями до возраста 18 лет. В 18 лет наблюдается скачок показателя в обратную сторону до уровня 21,8. Минимальное значение индекса массы тела наблюдается в возрасте 16 лет, когда основная масса пловцов достигает квалификационных результатов уровня МС.26 Рис.9. Показатели размаха рук пловцов дельфинистов в различных возрастных группах. С   ростом   квалификации   спортсменов   снижаются   показатели   индекса массы тела с уровня 22,3 у представителей 1­го разряда до уровня 21,3 у представителей группы мастеров спорта. Рис.10. Показатели размаха рук пловцов дельфинистов в группах с различной  спортивной квалификацией На   рисунках   9  и  10  представлены   графики   зависимости   показателей размаха рук пловцов дельфинистов от возраста и квалификации. Из   полученных   данных   можно   сделать   вывод,   что   спортсмены достигают   квалификации   МС   в   основном   в   возрасте   15­16   лет,   когда наблюдаются максимальные показатели длины и массы тела, при этом данные индекса массы тела являются самыми оптимальными. Снижение ростовесовых показателей у представителей возрастных групп 17­18 лет говорит о том, что существует   ограничение   по   ростовесовым   показателям   для   достижения лучших   результатов.   То   есть,   спортсмены,   имеющие   преимущество   в ростовесовых   показателях   в   возрасте   15­16   лет   имеют   более   высокую вероятность   достигнуть   в   17­18   лет   спортивной   квалификации   уровня27 МСМК.   В   то   время   как   представители,   имеющие   излишний   вес   или недостаточный рост, в возрасте 17­18 лет остаются на уровне МС. 3.2.   Показатели   техники   плавания   в   различных   режимах   работы   в зависимости   от   возраста   и   спортивной   квалификации   пловцов брассистов. Рис. 11. Показатели темпа и длины шага пловцов дельфинистов в спокойном  режиме  в зависимости от возраста На рисунке 11 показана зависимость темпа и длины шага при плавании в спокойном   режиме   способом   батерфляй   на   дистанции   100м   у   пловцов различного возраста от 11 до 18 лет. В возрасте 11­14 лет показатели темпа стабильны и находятся на уровне 30­32 циклов в минуту. Показатели длины шага также  стабильны  и  находятся на уровне  2,6­2,4 метра. В возрастном диапазоне 14­16 лет происходит резкое увеличение темпа от 32 до 43 циклов в минуту при одновременном снижении длины шага с 2,4м до 2 метров. Это может   быть   обусловлено   резким   ростом   силовых   качеств   спортсменов   в период полового   созревания. Далее в возрасте  17  лет  происходит  плавное снижение темпа до уровня 41 цикла в минуту и рост длины шага до 2,1 метра. У 18 летних пловцов происходит резкое падение темпа до уровня 30 циклов в28 минуту   при   резком   росте   длины   шага   –  до  2,9   метров.   Таким   образом,  в возрасте   18   лет   спортсмены   преодолевают   дистанцию   в   основном   за   счет техники плавания.  Рис. 12. Показатели темпа и длины шага пловцов дельфинистов в спокойном  режиме  в зависимости от спортивной квалификации На рисунке 12 показана зависимость темпа и длины шага при плавании способом   батерфляй   на   дистанции   100м.   в   зависимости   от   спортивной квалификации пловцов. С ростом квалификации происходит постоянный рост темпа   от   24  до  38  циклов   в   минуту.  Длина   шага   с  ростом   квалификации снижается от 2­го разряда до уровня КМС от 2,9 до 2,3 метра. От уровня КМС до МС происходит небольшой прирост длины шага до 2,35 метров.29 Рис. 13. Показатели темпа и длины шага пловцов дельфинистов в среднем  режиме  в зависимости от возраста Это говорит о том, что спортсмены высокой квалификации в спокойном режиме   способны   при   небольшом   снижении   темпа   плавания   сохранять высокие показатели техники плавания. На рисунке 13 показана зависимость темпа и длины шага при плавании в среднем   режиме   способом   батерфляй   на   дистанции   100м   у   пловцов различного возраста от 11 до 18 лет. В возрасте 11­14 лет показатели темпа стабильны и находятся на уровне 40 циклов в минуту. Показатели длины шага также   стабильны   и   находятся   на   уровне   2,2­2,15   метра.   В   возрастном диапазоне 14­16 лет происходит резкое увеличение темпа от 40 до 55 циклов в минуту при одновременном снижении длины шага от 2,2 до 1,8 метров. Это может   быть   обусловлено   резким   ростом   силовых   качеств   спортсменов   в период   полового   созревания.   Далее   в   возрастных   группах   17­18   лет происходит резкое снижение темпа до уровня 41 цикла в минуту и резкий рост длины шага до 2,5 метров. Таким образом, можно говорить о том, что в возрасте   18   лет   спортсмены   преодолевают   дистанцию   в   основном   за   счет техники плавания.30 Рис. 14. Показатели темпа и длины шага пловцов брассистов в среднем  режиме  в зависимости от спортивной квалификации На рисунке 14 показана зависимость темпа и длины шага при плавании способом батерфляй на дистанции 100м. в среднем режиме в зависимости от спортивной   квалификации   пловцов.   С   ростом   квалификации   происходит постоянный рост темпа от 32 до 48 циклов в минуту. Длина шага с ростом квалификации снижается от 2­го разряда до уровня КМС от 2,55 до 2,05 метра. От уровня КМС до МС происходит небольшой прирост длины шага до 2,1   метра.   Это   говорит   о   том,   что   спортсмены   высокой   квалификации способны   при   высоком   темпе   плавания   сохранять   высокие   показатели техники.31 Рис. 15. Показатели темпа и длины шага пловцов дельфинистов в  максимальном режиме  в зависимости от возраста На рисунке 15 показана зависимость темпа и длины шага при плавании в максимальном   режиме   способом   батерфляй   на   дистанции   100м   у   пловцов различного возраста от 11 до 18 лет. В возрасте 11­14 лет показатели темпа стабильны и находятся на уровне 54­55 циклов в минуту. Показатели длины шага также стабильны и находятся на уровне 1,75­1,85 метров. В возрастном диапазоне 14­16 лет происходит резкое увеличение темпа от 55 до 65 циклов в минуту   при   одновременном   резком   снижении   длины   шага   от   1,8   до   1,62 метров.   Это   может   быть   обусловлено   резким   ростом   силовых   качеств спортсменов в период полового созревания. Далее в возрастном диапазоне 16­ 17   лет   происходит   стагнация   темпа   на   уровне   65   циклов   в   минуту   при небольшом росте длины шага с 1,62 до 1,67 метров. В возрасте от 17до 18 лет происходит небольшое снижение темпа до уровня 57 циклов в минуту,   не снижаясь   как   в   предыдущих   режимах   ниже   уровня,   который   пловцы показывают в 11­14 лет. При этом показатели длины шага резко возрастают до уровня 1,93 метра. Таким образом, можно говорить о том, что в возрасте 18 лет спортсмены преодолевают дистанцию в максимальном режиме как за счет высокой техники, так и за счет сохранения высокого темпа.32 Рис. 16. Показатели темпа и длины шага пловцов брассистов в максимальном  режиме  в зависимости от спортивной квалификации На рисунке 16 показана зависимость темпа и длины шага при плавании способом   батерфляй   на   дистанции   100м.   в   максимальном   режиме   в зависимости от спортивной квалификации пловцов. С ростом квалификации происходит   постоянный   равномерный   рост   темпа   от   46   до   64   циклов   в минуту. Длина шага с ростом квалификации снижается от 2­го разряда до уровня   КМС   от   1,92   до   1,68   метра.   От   уровня   КМС   до   МС   происходит небольшой   прирост   длины   шага   до   1,72   метра.   Это   говорит   о   том,   что спортсмены высокой квалификации способны при высоком темпе плавания сохранять высокие показатели техники. 3.3. Исследование степени взаимосвязи основных антропометрических  показателей, показателей техники плавания и спортивных результатов у  пловцов брассистов. Таблица.1. Показатели коэффициентов корреляции между33 В таблице 1 приведены коэффициенты корреляции между основными параметрами,   рассматриваемыми   в   работе   –   антропометрические   данные, временные результаты прохождения теста, темп и длины шага. Таблица 2 L3 Размах рук F3 L1 0,89 ­0,33 F1 0,56 0,92 t 0,23 ­0,72 ­0,72 В таблице 2 приведены наиболее интересные для анализа взаимосвязи, которые мы рассмотрим ниже отдельно. Как видно из таблицы, наилучший результат на дистанции 100 метров батерфляем имеет наибольшую степень взаимосвязи   с   темпом,   показанном   на   3­м   этапе   теста   при   плавании   с максимальной   мощностью   (коэффициент   корреляции   =   ­0,72).   Также наблюдается сильная взаимосвязь между показателем размаха рук пловца и его наилучшим результатом (коэффициент корреляции = ­0,72). Наилучший результат   пловца   имеет   слабую   взаимосвязь   с   показателем   длины   шага   на отрезке   прохождения   теста   с   максимальной   мощностью   (коэффициент корреляции   =   0,23).   Длина   шага   также   имеет   слабую   взаимосвязь   с показателем размаха рук (коэффициент корреляции = ­0,33). В то же время размах рук имеет значимую взаимосвязь с показателями темпа (коэффициент корреляции = 0,56).34 Рис. 17. Взаимосвязь между показателями Длины шага в спокойном и  максимальном режимах На   рисунке   17   показана   взаимосвязь   показателей   длины   шага   в спокойном и максимальном режимах плавания на 100м батерфляем у юношей в   возрасте   11­18   лет.   Степень   взаимосвязи   между   данными   показателями является тесной (r=0,89). Количественная зависимость может быть описана линейным уравнением регрессии: y=0,3912x+0,8208        R2=0,8005 Данная   зависимость   говорит   о   том,   что   при   увеличении   длины   шага   при плавании   в   спокойном   режиме   можно   прогнозировать   рост   данного показателя в режиме максимальной мощности.  На рисунке  18 показана взаимосвязь  показателей  темпа  в спокойном режиме   плавания   на   100м   баттерфляем   у   юношей   в   возрасте   11­18   лет   и размахом рук спортсмена. Степень взаимосвязи между данными показателями является нормальной (r=0,56).35 Рис. 18. Взаимосвязь между показателями темпа в спокойном режиме и  показателями размаха рук Количественная зависимость может быть описана линейным уравнением регрессии: y=0,5124x­58,334        R2=0,3124 Данная зависимость говорит о том, что при больших показателях размаха рук пловца можно прогнозировать рост показателя темпа плавания в спокойном режиме.36 Рис. 19. Взаимосвязь между показателями темпа в максимальном режиме и  показателями темпа в спокойном режиме На рисунке 19 показана взаимосвязь показателей темпа в спокойном и максимальном режимах плавания на дистанции 100м батерфляем у юношей в возрасте   11­18   лет.   Степень   взаимосвязи   между   данными   показателями является высокой (r=0,92). Количественная зависимость может быть описана линейным уравнением регрессии: y=0,9603x+24,885        R2=0,8373 Данная зависимость говорит о том, что при увеличении показателей темпа в  спокойном режиме, можно прогнозировать рост показателя темпа плавания в  максимальном режиме. Рис. 20 Взаимосвязь между лучшим результатом пловца и показателями  размаха рук пловца На рисунке 20 показана взаимосвязь показателей лучшего результата на 100м батерфляем у юношей в возрасте 11­18 лет и размахом рук спортсмена. Степень взаимосвязи между данными показателями является тесной (r=­0,72). Количественная   зависимость   может   быть   описана   линейным   уравнением регрессии:37 y=­0,4096x+133,25        R2=0,5187 Данная зависимость говорит о том, что при больших показателях размаха рук  пловца можно прогнозировать рост показателей лучшего результата. Рис. 21. Взаимосвязь между лучшим результатом пловца и показателями  темпа в максимальном режиме На рисунке 21 показана взаимосвязь показателей лучшего результата на 100м батерфляем  у юношей в возрасте 11­18 лет и показателями темпа в максимальном режиме.  Степень  взаимосвязи   между данными   показателями является тесной (r=­0,72). Количественная зависимость может быть описана линейным уравнением регрессии: y=­0,4285x+83,919        R2=0,5255 Данная зависимость говорит о том, что при росте показателей темпа плавания в режиме с максимальной мощностью можно прогнозировать рост показателей лучшего результата. Таким   образом,   можно   констатировать,   что   наилучший   результат   на дистанции   100   метров   батерфляем   у   мужчин   наиболее   коррелирует   с показателями темпа и размаха рук. Показатель размаха рук имеет значимую корреляционную зависимость с темпом, но слабо коррелирует с длиной шага.38 Показатели темпа и длины шага на отрезке теста с максимальной мощностью плавания имеют высокую взаимосвязь с аналогичными показателями на этапе с минимальной интенсивностью плавания. Из этого мы можем сделать вывод, что   для   достижения   наилучших   временных   показателей   прохождения дистанции требуется поддерживать постоянный высокий темп движений при сохранении показателей длины шага как в спокойном режиме плавания.39 Выводы. 1. Спортсмены достигают квалификации МС в основном в возрасте 15­ 16 лет, когда наблюдаются максимальные показатели длины и массы тела, при этом   данные   индекса   массы   тела   являются   самыми   оптимальными. Спортсмены, имеющие преимущество в ростовесовых показателях в возрасте 15­16   лет   имеют   более   высокую   вероятность   достигнуть   в   17­18   лет спортивной   квалификации   уровня   МСМК.   В   то   время   как   представители, имеющие   излишний   вес   или   недостаточный   рост,   в   возрасте   17­18   лет остаются на уровне МС. 2.   С   увеличением   возраста   показатели   темпа   растут   прямо пропорционально, достигая максимума в возрасте 16 лет, при этом показатели длины   шага   также   равномерно   уменьшаются   пропорционально   возрасту пловца. С отметки 17 лет темп плавания начинает снижаться при условии резкого   прироста   длины   шага.   Данная   тенденция   наблюдается   во   всех режимах плавания. Таким образом, можно утверждать, что рост результатов до   возраста   15­16   лет   и   спортивной   квалификации   КМС   обеспечивается ростом антропометрических параметров и силовых показателей пловца. Для достижения более высоких результатов необходимо больше совершенствовать технику   плавания.   Наиболее   успешные   пловцы   способны   поддерживать технику на высоком уровне при увеличении темпа плавания. 3.   Наилучший   результат   на   дистанции   100   метров   баттерфляем   у мужчин   наиболее   коррелирует   с   показателями   темпа   и   размаха   рук. Показатель   размаха   рук   имеет   значимую   корреляционную   зависимость   с темпом, но слабо коррелирует с длиной шага. Показатели темпа и длины шага на   отрезке   теста   с   максимальной   мощностью   плавания   имеют   высокую взаимосвязь   с   аналогичными   показателями   на   этапе   с   минимальной интенсивностью   плавания.   Из   этого   мы   можем   сделать   вывод,   что   для40 достижения   наилучших   временных   показателей   прохождения   дистанции требуется поддерживать постоянный высокий темп движений при сохранении показателей длины шага как в спокойном режиме плавания.41 Практические рекомендации. Тренерам и спортсменам для улучшения результатов на дистанции 100м  баттерфляем можно рекомендовать:  Обращать больше внимания на силовую подготовку пловцов.  При отборе пловцов в специализацию, обращать внимание на параметр  размаха рук пловца.  Ограничивающим фактором при переходе в спорт высоких достижения  является показатель индекса массы тела.42 Список литературы. 1. Абсалямов,   Т.М.   Научное   обеспечение   подготовки   пловцов   (Анализ соревновательной   деятельности   пловца)   /   Т.М.   Абсалямов,   Липский. – М.: ФиС, 1983. – С. 45­53.    Е.В. 2. Верхошанский,   Ю.В.   Основы   специальной   физической   подготовки спортсменов. / Ю.В. Верхошанский. – М: ФиС, 1988. 3. Воронцов, А.Р. Плавание баттерфляем (дельфином) / А.Р. Воронцов – М.: ФиС, 1983. – 48 с.  4. Воронцов,   А.Р.   Специальная   силовая   подготовка   пловцов   :   метод, разраб. РГАФКА / А.Р. Воронцов. – М., 1993. – с. З.  5. Ганчар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания : учебник / И.Л. Ганчар. – Мн.: «Четыре четверти», «Экоперспектива», 1998. – 352 с.  6. Зациорский,   В.М.   Биомеханические   основы   выносливости. (Энергетические затраты в единицу времени) / В.М. Зациорский, С.Ю. Алёшинский, Н.А. Якунин. – М.: ФиС, 1982. – С. 78­81. 7. Иванченко, Е.И. Наука о спортивном плавании : уч.­метод. пособие / Е.И. Иванченко // Академия физ. воспитания и спорта, респ. Беларусь, 1993. – С. 92­94. 8. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта : уч. пособие в 3­х ч. / Е.И. Иванченко // Минск, 1997. – С. 148­151. 9. Калмыков,   Е.В.   Индивидуальный   стиль   деятельности   в   спортивных единоборствах / Е.В. Калмыков. – М., 1996. – С. 43­47. 10.Каунсилмен, Д.Е. Спортивное плавание / Д.Е. Каунсилмен. – М.: ФиС, 1982. – С. 72­74. 11.  Койгеров,   С.В.   Инструментальные   методы   научных   исследований   в плавании   :   метод.   разраб.   для   ВШТ   :   утв.   Сов.   ГЦОЛИФКа   /   С.В.43 Койгеров // ГЦОЛИФК. – М., 1991. – 48 с. 12.  Липский,  Е.В.  Особенности   соревновательной   деятельности   пловцов различных   квалификаций   (тезисы  X  Всесоюзной   конференции: Програмно­методические   основы   подготовки   спортивных   резервов)   / Е.В. Липский. – М.: УЗНИИФК, 1985. – С. 118­119. 13.  Лопухин, В.Я. Развитие способов плавания : метод. разработка / В.Я. Лопухин. – М.: ГЦОЛИФК, 1982. – С. 10­12. 14. Макаренко, Л.П. Юный пловец. Раздел: Техника спортивного плавания. Брасс. / Л.П. Макаренко. – М: ФиС, 1983. – С. 87­95. 15.  Макаренко, Л.П. Техника и тактика соревновательной деятельности пловца на дистанции 100м в/с. : метод. разработка для студентов / Л.П. Макаренко // М.: РГАФК. – 1996. 16.  Макаренко, Л.П. Техника и тактика соревновательной деятельности при   плавании   способом   брасс   :   метод.   разработка   для   студентов   и слушателей ФПК Академии / Л.П. Макаренко // М.: РГАФК. – 1996. 17.  Макаренко, Л.П. Техника и тактика соревновательной деятельности пловца   на   дистанциях   100   и   200   м   способом   баттерфляй.   :   метод. разработка   для   студентов   и   слушателей   ФПК   Академии   /   Л.П. Макаренко // М.: РГАФК. – 1996. 18.  Макаренко, Л.П. Соревновательная деятельность пловца­спринтера. : уч. пособие для студентов 5 курса / Л.П. Макаренко // М.: РГАФК. – 1999. 19.    Л.П. Макаренко, деятельность высококвалифицированных   пловцов­стайеров.   :   уч.   пособие   для   Соревновательная   слушателей ИПК и ФПК, тренеров по плаванию / Л.П. Макаренко. // М.: РГАФК. – 2003. 20.  Макаренко,   Построение   спортивной   тренировки высококвалифицированных пловцов / Л.П. Макаренко, Е.А. Ширковец.   Л.П.– М.,1992. – С. 12­13. 44 21. Макаренко, Л.П. Основы построения спортивной тренировки пловцов : В кн. Спортивное плавание : учебник для ВФК. / Л.П. Макаренко, Е.А. Ширковец. // М.: ФОН, 1996. – С. 186­232. 22. Плавание. Брасс (особенности техники плавания лучших пловцов мира) : Лекция для студентов­заочников. – М., 1973. 23.  Платонов,   В.Н.   Факторы,   определяющие   уровень   достижения   в спортивном плавании. : В кн. «Тренировка пловцов высокого класса» / В.Н. Платонов, С.М. Вайцеховский. – М: ФиС, 1985. – С. 38­67. 24. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов – раздел «Физическая   подготовка»   /   В.Н.   Платонов.   –   М:   ФиС,   1986.   –   С. 79­142. 25.  Платонов, В.Н.. Плавание / ред. В.Н. Платонов. – Киев: Олимп. лит., 2000. – 495 с.  26.  Платонов,   В.Н.   Сильнейшие   пловцы   мира.   Разделы:   «Физическая подготовка сильнейших пловцов», «Сильнейшие пловцы мира» / В.Н. Платонов, С.П. Фесенко. М.: ФиС, 1990. – С. 235­272, С. 295. 27.  Подарь,   Г.К.   Цит.   по   кн.:   Уткин   В.П.   Биомеханические   аспекты спортивной тактики (под ред. Зациорского) / Г.К. Подарь. – М.: ФиС, 1984. 28. Плавание : Сборник вып. 2. – М.: ФиС, 1983. – С. 13­18. 29. Совершенствование двигательных действий спортсменов водных видов спорта : Сборн. научн. трудов // Ленинград, 1989. 30.  Совершенствование   технико­тактического   мастерства   спортсменов­ пловцов : Сб. научи, трудов // ГДОИФК, 1981. 31.  Спортивное   плавание   :   учебник   для   вузов   физ.   культ.   //   М.: Физкультура, образование и наука, 1996. 32. Спортивное плавание : путь к успеху : В 2 кн. Кн. 1 / [пер. с англ. (гл. 1­45 8) И. Андреев] ; под общ. ред. В.Н. Платонова. – М.: Советский спорт, 2012. – 479 с. 33. Тактическая подготовка волейболистов : метод. пособие // М.: РГАФК, 1995. – С. 3­15. 34.  Уткин,   В.Л.   Биомеханические   аспекты   спортивной   тактики.   /   В.Л. Уткин. – М: ФиС, 1984. – с. 108. 35.  Фомиченко, Т.Г. Силовая подготовка в тренировке пловцов. : Метод. разработка / Т.Г. Фомиченко // Волгоград, 1986. 36.Kjendlie, P.L. The temporal distribution of race elements in elite swimmers / P.L. Kjendlie, R. Haljand, O. Fjrtoft, R.K. Stallman // Biomechanics and Medicine in Swimming X (2006). – PP. 54­56. 37.Kjendlie,   P.L.   Stroke   frequency   strategies   of   international   and   national swimmers   in   100m   races   /   P.L.   Kjendlie,   R.   Haljand,   O.   Fjrtoft,   R. Stallman // Biomechanics and Medicine in Swimming X (2006). – PP. 52­ 54.46 Исполнитель выпускной квалификационной работы:  студент 5­го курса __ группы  Института спорта и физического воспитания                                      Г. Гокадзе  Научный руководитель:  к.п.н., доцент                                                                                   Е.А. Мехтелева Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор                                                                                    О.И. Попов Дата защиты: «___»  ________ 2015 г. Оценка за работу ____________________________________ Председатель Государственной аттестационной комиссии ________________________________________________________