«ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСИ В ИНФРАКРАСНЫХ ЛУЧАХ»
Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
химия
10 кл—11 кл
24.03.2018
Предлагаемый методический материал предназначен для занятий обучающихся, избравших в условиях профильного обучения гуманитарное направление. Материал может служить основой для разработки занятий, самостоятельных работ интегративного характера, основанных на актуализации межпредметных и внутрипредметных связей. Также материал вполне может быть использован на уроках химии в базовых классах в соответствующих темах, а также для подготовки докладов, сообщений обучающихся.
изучение химсостава...docx
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА ТЕМУ:
«ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСИ
В ИНФРАКРАСНЫХ ЛУЧАХ»
До сих пор точно не известно, какими красками писали античные
художники: пользовались они воском или расписывали стены домов в технике
фрески – без связующего. Искусствоведы спорят об этом около двухсот лет.
Химические исследования помпейской живописи, проведенные в конце XIX –
начале XX века, показали, что в росписи внутренних помещений воска нет, но он
есть в красках наружных стен. Однако опыт последнего десятилетия вновь
запутал проблему: и во внутренних помещениях были обнаружены краски на
воске, а также на растительных клеях – растворах камедей. Восковые краски
внешне почти не отличаются от масляных. Но энкаустическая живопись
сохраняет цвет, яркость, первоначальную чистоту исполнения в течение
столетий. Исследования показали, что для нее опасны только механические
повреждения, так как восковая краска мягкая. Воск – это вещество животного
или растительного происхождения. По химической природе он близок к жирам и
в основном состоит из сложных эфиров высших жирных кислот и высших
спиртов.
Археологи передали нам фрагменты росписей I века до нашей эры из
раскопок Пантикапея – города, находившегося на месте современной Керчи. Это
были толстые куски штукатурки с красной или желтой раскраской. Поверхность
их оказалась ровной и блестящей, но был ли обусловлен этот блеск воском?
Счищенную краску проэкстрагировали хлороформом (пигменты в нем не
растворялись, в древние времена пользовались минеральными пигментами).
Растворенное вещество исследовали с помощью инфракрасной спектроскопии.
Спектр поглощения вещества, если в нем отсутствуют существенные примеси,
очень специфичен, его трудно спутать с другими и легко сопоставить с
известными. Спектр вещества оказался знакомым: это был спектр пчелиного
воска. Для сравнения проэкстрагировали кусочек краски византийской иконы VI
века «Сергий и Вакх», написанной восковыми красками. Спектры оказались
очень похожими.
Единственное отличие между ними – присутствие в спектре византийской
живописи дополнительной полосы поглощения, которая характерна для солей
жирных кислот. Это значит, что для иконы применяли воск, проваренный с
морской водой и содой (так называемый пунический), а для стенной живописи –
просто воск.
Исследовали также росписи, открытые в развалинах среднеазиатских
городов. Внешне эта живопись выдержана в традициях буддийского искусства, но о том, как работали художники, ничего не было известно. Начало
биохимическому изучению живописи положил еще в 1927 году профессор И. И.
Андреев. Он предположил, что средневековые росписи в ХараХото –
заброшенном городе, открытом в начале века в пустыне Гоби, – написаны
красками, замешанными на яичном желтке. Андреев для доказательства привел
опыт с сывороткой кроликов. Специфические антитела, вырабатывающиеся в
организме кроликов, реагировали на присутствие в красках желтка, раствор
сильно мутнел (реакция преципитации).
Уже в наши дни американские исследователи М. Джонсон и Э. Паккард
воспользовались реакцией преципитации с более совершенными сыворотками,
способными выявлять только определенные виды веществ, то есть уточняющими
результаты исследований.
«ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСИ В ИНФРАКРАСНЫХ ЛУЧАХ»
«ИЗУЧЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ДРЕВНЕЙ ЖИВОПИСИ В ИНФРАКРАСНЫХ ЛУЧАХ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.