Практическая работа No2 «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»»

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 01.05.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 11_30_Практическая_работа_3_«Решение.docx

Дата:

Учитель:

Прдемет:

 

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»».

 

Химик не такой должен быть,

который дальше дыму и пеплу ничего не видит,

 а такой, который на основании опытных
данных может делать теоретические выводы.

М. В. Ломоносов

Цель урока : с помощью качественных реакций на ионы определить состав солей.

Задачи урока:

образовательная: научиться применять  знания  на практике о неметаллах

развивающая: формировать у учащихся познавательный интерес, умения логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; развивать креативность мышления, инициативу; обобщать и делать выводы из полученных знаний.

воспитывающая: воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения в достижении поставленной цели; формировать качества мышления,

Форма работы: эксперимент, работа в парах

Оборудование и реактивы : растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, карбонавта натрия, сульфата аммония, натрия, нитрата бария, хлорида аммония, лакмус, фенолфталеин, карбоната калия, нитрат аммония, фосфат натрия, штатив с пробирками .

 

 

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап:

1)         Приветствие.

2)         Определение отсутствующих.

3)         Проверка готовности к уроку.

2. Основная часть

стр 132-133 учебника

Задача №1 осуществить превращения CuSO4 → Cu(OH)2 → CuCl2

что делаю

наблюдения

уравнения реакций

вывод

К раствору сульфата меди (II) добавляю щелочь

Образуется синий осадок

CuSO4+2NaOH→ Cu(OH)2↓+Na2SO4

Cu2+ + 2OH- →Cu(OH)2

В результате связывания ионов  Cu2+ и OH- образуется не растворимое основание

К полученному осадку добавляю соляную кислоту

Осадок растворяется

Cu(OH)2↓ + 2HCl →CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2↓ + 2H+ →Cu2+ + 2H2O

Нерастворимое основание взаимодействует с кислотой.

 

Задача №2. Распознавание растворов Na2SO4, Na2CO3, NH4Cl.

что делаю

наблюдения

уравнения реакций

вывод

В пробирки приливаем раствор гидроксида натрия

 В одной пробирке ощущается запах аммиака

NH4Cl + NaOHNaCl + H2O + NH3

NH4+ + OH-H2O + NH3

 

 

 

Определяем хлорид аммония по выделяющемуся аммиаку, который обнаруживается влажной фенофталеиновой бумажкой

В остальные две пробирке приливаю раствор хлорида бария

В одной из пробирок выпадает белый осадок

 Na2SO4 + BaCl2→ BaSO4↓ + 2Na Cl

 

SO42- + Ba2+  → BaSO4

В пробирке находится сульфат натрия

В оставшуюся пробирку приливаем раствор соляной кислоты

 Выделяются пузырьки газа

Na2CO3 +2HCl→ 2NaCl+ H2O + CO2

2H+ + CO32- → H2O + CO2

При действии кислот на карбонаты выделяется угольная кислота , которая быстро разлагается на воду и углекислый газ.

 

 Задача №3 качественная реакция на (NH4)2SO4

что делаю

наблюдения

уравнения реакций

вывод

К исследуемому раствору приливаю раствор щелочи

 В пробирке ощущается запах аммиака

(NH4)2SO4 + 2NaOH →

Na2SO4 + 2NH3↑ + 2H2O

 

2NH4+ + 2OH-

2NH3↑ + 2H2O

Следовательно вещество содержит группу NH4+ -это качественная реакция на его обнаружение .

К исследуемому растворуприливаю раствор нитрата бария

В пробирке выпадает белый осадок

(NH4)2SO4+Ba(NO3)2→2NH4NO3+BaSO4

 

SO42-+Ba2+=BaSO4

Следовательно вещество содержит группу SO42-- это качественная реакция на его обнаружение .

 

Задача №4. Осуществить реакции по схемам   Ca2+ + CO32–  = CaCO3↓   2H+ + CO32– = H2O + CO2

что делаю

наблюдения

уравнения реакций

вывод

К раствору карбоната калия приливаю раствор соляной кислоты

Выделяются пузырьки газа

K2CO3 +2HCl→2KCl + H2O + CO2

2H+ + CO32-→H2O + CO2

При действии кислот на карбонаты выделяется угольная кислота, которая быстро разлагается на воду и углекислый газ.

К раствору хлорида кальция приливаю раствор карбоната натрия

Происходит помутнение раствора

Na2CO3 + CaCl2 → 2NaCl + CaCO3

 

CO32- + Ca2+→CaCO3

Происходит образование нерастворимого осадка

 

3.         Домашнее задание