ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.6

ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pdf
естествознание
4 кл—11 кл +1
28.11.2018
ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В пособии представлены задания, выполненные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира с применением ТРКМЧП. Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании.
hodmv_1391550569.pdf

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 32

городского округа Самара

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

        

 

 

Автор-составитель: Ходина М.В. учитель начальных классов Пояснительная записка

Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный  на включение ученика в процесс познания окружающего мира под руководством учителя. В пособии представлены задания, выполненные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира  с применением ТРКМЧП. 

 Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение её основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований Закона об образовании: 

-                     она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, обеспечивается развивающий принцип обучения за счет выполнения заданий более высокого уровня усвоения, при котором появляется возможность развивать природные способности учащихся, выявлять одаренных детей. 

-                     соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования.  - создаётся атмосфера для роста самоуважения личности, укрепление её уверенности в себе, удовлетворение основной потребности - потребности в самоуважении.

1.Использование технологии развития критического мышления  на уроках в начальной школе.

Чем должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего- умением учиться. У него должны быть сформированы (УУД). Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать необходимо использовать в своей деятельности новые приёмы и современные педагогические технологии. Одна из приоритетных - технология развития критического мышления. Применять её можно на всех учебных предметах. Критическое мышление –это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить и применить. Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться такие УУД:

1.Личностные действия: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2.                 Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

3.                 Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. 4. Коммуникативные УУД:  осознавать речь, как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

      В  основе технологии  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».  

 

2.Приемы ТРКМ                                                   

      При использовании ТРКМ в обучении в начальной школе успешно применяются следующие приемы

Ø опорный конспект; 

Ø ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; 

Ø мозговая атака; 

Ø групповая дискуссия;

Ø чтение с остановками и Вопросы Блума; 

Ø кластеры; 

Ø синквейн;

Ø ключевые термины;

Ø перепутанные логические цепочки;

Ø исследование текста; 

Ø работа с тестами; 

Ø нетрадиционные формы домашнего задания. 

 

 Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

      Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. 

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1.   Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2.   Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3.   Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение          не      более          3        минут.        Это    обсуждение         должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4.   Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5.   Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6.   Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

 Из опыта работы

. Ставлю перед детьми проблему:

-   Напишите за 1 минуту, что вы знаете об имени существительном   Обмен информацией в группах.

-   Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно определить часть речи, нужно задать вопрос) - Какое слово может быть лишним? Почему?

мороз снеговой снежный холодный

-( мороз.- отвечает на вопрос что?, обозначает предмет).

-   Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к слову? печь  

 Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос

 Прием «Составление кластера»

 Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

 

Из опыта работы:

 

  Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Задание:     выделить    основные    отличительные    признаки    имени прилагательного как части речи.

 

 

 Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.  Пометки должны быть следующие:

o     Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник     информации и степень достоверности ее не имеет значения.

 

o     Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.Ученик     ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с

          прочитанным заданием, текстом. o Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез    с имеющимися ученика представлениями, о чём он думает иначе. o Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику

требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

      предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

      объяснить или напомнить ученикам правила расстановки            маркировочных знаков;

      четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

      найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Из опыта работы

 Даю на листочках   текст. Инструкция перед глазами.

 Имя  существительное           это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы     кто?    или   что? V

  Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  ро да. V       Имена   существительные  изменяются  по  числам  и  падежам. ? В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательн ый,  винительный,  творительный,  предложный. +

       Изменение   окончаний  имён  существительных  по  вопросам  называет ся  изменением  по падежам, или склонение. Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. Существительные  бывают   1,  2  и  3-го  склонения. Во множественном  числе существительные  не  различаются  по  склонениям +      Существительные  в  именительном  падеже  являются  в  предложении   подлежащим. V Имена  существительные  в  винительном  падеже бывает  в  предложении  второстепенным  членом. +

Приём «Верные – неверные утверждения»

     Использую на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.  Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Из опыта работы

1 класс   Математика Тема «Сложение и вычитание в пределах 20».

1.     Разность 14 и 6 равна8

2.     Первое слагаемое -5, вторе слагаемое -7. Сумма равна 13

3.     В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим 

4.     Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. 

5.     Местоимения изменяются по падежам и числам. 

6.     В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

  

 « Мозговой штурм»

 Он проходит в два этапа. На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; в ходе второго этапа учащиеся обмениваются информацией. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются. 

Из опыта работы

2 класс «Свойства воздуха» 2 класс ( Дмитриева « Окружающий мир»)

- Как вы думаете, какие свойства имеет воздух? Ребята выдвинули следующие утверждения: 

   Воздух имеет определённую форму.

    Воздух невозможно сжать.

    В воздухе возможно услышать какие – либо звуки.

    Воздух не имеет массу.

     Воздух не может сохранять тепло. 

   Все утверждения записываются на доске без оценочного комментирования.  На этом этапе начинаем работать над кластером. Приём

«Мозговой штурм «способствует созданию большего количества «гроздьев». Чем больше идей выскажут ученики, тем выше будет интерес к изучаемой теме.

 «ЗХУ»  (Знаю. Хочу знать. Узнал)

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия.

Из опыта работы

2 класс « Правописание парных согласных на конце слова»

Сегодня тема нашего урока «Правописание парных согласных на конце слова».

-   Что по этой теме вам уже знакомо? Заполните первую колонку таблицы. 

(Работа в парах)

 

Примерный результат работы:

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. 6 парных согласных букв

 

 

 

 

-   Заполните вторую колонку таблицы, отметив, что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 Примерный результат работы:

Знаю

 

Хочу узнать

Узнал

6      парных

букв

согласных

Как правильно написать

слово      и     с      парным 

согласным звуком

 

 

 Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».

В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.

 

«Толстые» вопросы

     «Тонкие» вопросы

-Объясните, почему…?

-Почему вы считаете…?

-В чём различие…?

-Предположите, что будет, если…?

-На что похоже?

-Кто? Что?

-Когда? Может…?

-Будет…? Мог ли…?

-Было ли? Согласны ли вы?

-Верно ли?

 

Из опыта работы

3 класс  окружающий мир «Патриоты России» 

-   Какие опасности угрожали России в начале ХVII века?

-   Почему К. Минина и Д. Пожарского  мы называем патриотами России?        Нет смысла приводить подробно перечень всех вопросов для каждой фазы урока. У каждого учителя они свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. 

Учитель:

 «Синквейн»

 

Cинквейн» в переводе с французского - стихотворение из пяти строк,

которое      требует      синтеза      информации       и       материала          в кратких выражениях.  

Правила написания синквэйна:

1.   В   первой        строчке      тема называется одним         словом        (обычно существительным).

2.   Вторая    строчка      -        это    описание    темы в        двух   словах         (двумя прилагательными).

3.   Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4.   Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5.   Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Каждому участнику  учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквэйн. После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквэйнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения

Из опыта работы

Солдат

Смелый, выносливый.

Защищает, охраняет, служит.

Он бережёт родную Землю. Воин.

 

 

                                                                          Домашнее задание        

 

v Кластер»     

v «Инсерт или «чтение с пометами» 

v Таблица     толстых и тонких вопросов

Памятка «Возможные вопросы для работы в парах».

1.     Послушай, какое у меня начало. Как можно было бы написать лучше?

2.     Не кажется ли тебе, что в моём тексте что-то нужно конкретизировать?

3.     Ты когда-нибудь теряешь нить повествования, когда читаешь мой текст?

Рефлексивные вопросы.

1.Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

2 Над чем работали? 

   Как думали? 

  Что нового узнали? 

  Что получилось? Что не получилось?

  Над чем нужно работать? 

          Сегодня на уроке я узнал …

          В группе работать мне было…, потому что …

          Помогал мне …           Мешал мне ...

         Больше всего мне понравилось…

         Труднее всего было …

Работа над темой урока. Возможные варианты  

  Начиная новую тему ( а также продолжая или завершая ее), учитель фиксирует ее формулировку на доске, а учащиеся выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие является таковым. 

  Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения темы. В таком случае учащиеся сначала с помощью учителя, а потом и самостоятельно, выделяют ключевые понятия, определяют порядок и направленность учебной работы над темой. 

  На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока, объяснить заложенное в названии противоречие и самим выбрать способы её решения. 

  Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности 

Анализ монологического ответа учащегося  

  Дан ли ответ на поставленный вопрос? (Полный или неполный, правильный или неправильный) 

  Выдержана ли структура ответа? (Вступление, основная часть, заключение) 

  Наличие аргументов (факты, цитаты, источники, аналогии и т.д.) 

  Логика ответа 

  Грамотность речи 

  Что ты посоветуешь однокласснику? 

 

Проанализировав   опыт моей работы с по данной теме,я пришла к выводу, что есть плюсы и минусы в использовании технологии КМ. 

   Плюсы в технологии КМ:  

-   Учатся     классифицировать,       оценивать, критически          анализировать информацию. 

-   Делать выводы. 

-   Технология даёт учащимся возможность размышлять. 

-   Способствует активности учащихся в учебном процессе. 

 -Активизирует мышление. 

 -Учатся работать в группах и парах. 

-Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование. . 

 -Формируются навыки написания и составления текстов различных жанров.   -Формируются коммуникативные навыки. 

-Выбирают главное, отсеивая второстепенное по степени новизны и значимости. 

-Учатся с уважением выслушивать различные мнения товарищей. 

-На уроке учитель и ученик становятся партнёрами

 Минусы, которые испытывает учитель, работая в данной технологии.  - Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно . 

-     Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать. 

-     Непринятие некоторых приёмов детьми

-     В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе. 

 Сложность в подборе материала (из разных источников). 

-     Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации,.  - Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен). 

Вывод:                                          Сенквейн            по данной теме

 

ТРКМ

Яркая, творческая.

Формирует, совершенствует, развивает.

Познание начинается с удивления. (Аристотель).

Технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

Список использованной  литературы

1.      Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. - СПб:

Издательство Альянс Дельта, 2003. - 134 с.

2.      Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.

- СПб: Издательство Альянс Дельта, 2003. - 284с.

3. Краснова М.И. Слушать и слышать. Журнал: Практика образования, 2005г. 4. Выготский. Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Издательство Смысл, 2004г.

5.   Викентьевна И. Ода синквейну. Перемена,2002. № 3.

6.   Бустром Р. Размышления о размышлении: материалы семинара « Развитие критического мышления через чтение и письмо»,2000 г. 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32 городского округа

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты…

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты…

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; Ø мозговая атака; Ø групповая дискуссия; Ø чтение с остановками и

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; Ø мозговая атака; Ø групповая дискуссия; Ø чтение с остановками и

Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия

Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия

Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос

Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос

Прием «Пометки на полях» Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт

Прием «Пометки на полях» Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного

Имя существительное это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Имя существительное это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица

Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица

Из опыта работы 2 класс « Правописание парных согласных на конце слова»

Из опыта работы 2 класс « Правописание парных согласных на конце слова»

Из опыта работы 3 класс окружающий мир «Патриоты

Из опыта работы 3 класс окружающий мир «Патриоты

Из опыта работы Солдат Смелый, выносливый

Из опыта работы Солдат Смелый, выносливый

Помогал мне … Мешал мне

Помогал мне … Мешал мне

Плюсы в технологии КМ: -

Плюсы в технологии КМ: -

Вывод:

Вывод:

ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018