Формирование естесственнонаучной грамотности по предметам естественно-математического цикла
Оценка 4.8

Формирование естесственнонаучной грамотности по предметам естественно-математического цикла

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
естествознание
8 кл
23.01.2025
Формирование естесственнонаучной грамотности  по предметам естественно-математического цикла
в материале даны примеры заданий, которые учителя применяют на уроках для формирования функциональной грамотности.
формирование естественнонаучной грамотности.docx

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

       « Бочкарёвская основная общеобразовательная школа »

 

                      

 

 

 

 

 

 

Тема: « Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся по предметам естественно- математического цикла »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила: учитель биологии Бобкова Е.Н.

                                                 Введение

Чтобы дать ученикам искорку знаний,

учителю надо впитать целое море света.

В.А. Сухомлинский

 

Российские школьники показывают достаточно высокий уровень предметных знаний и умений, но в тоже время, они испытывают определенные затруднения в области применения этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Также сложности у обучающихся возникают при решении заданий, основанных на умениях работать с информацией, представленной в различных формах.

Например, отставание по показателям PISA у российских школьников наблюдается по уровню функциональной грамотности, а также по способностям применять на практике знания и навыки.

Что такое естественнонаучная грамотность?

«Естественнонаучная грамотность –это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений».

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

1.     « общепредметные» ( общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

2.     Естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Для определения уровня сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;

- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;

- выявлять особенности естественнонаучного исследования;

- делать выводы на основе полученных данных;

- формулировать ответ в понятной для всех форме;

- уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

- уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;

- понимать методы научных исследований;

- выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

                                I.  Уровни грамотности

1.     Высокий уровень грамотности.

- Высокий уровень естественнонаучной грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведённых исследований, сравнить данные, привести научную аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

2. Средний уровень грамотности.

- средний уровень сформированности естественнонаучной грамотности имеют ученики, которые могут использовать естественнонаучные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные а задании выводы.

3. Нижний уровень грамотности.

- Нижний уровень естественнонаучной грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания( термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные естественнонаучные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

Рассмотрим некоторые особенности формирования естественнонаучной грамотности. Среди компетентностей, определяющих естественнонаучную грамотность, нужно выделить следующие:

- понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;

- умение описывать и объяснять естественнонаучные явления, используя имеющиеся знания, умение прогнозировать изменения;

- умение проводить анализ и формулировать выводы на основе имеющихся данных и научных доказательств.

Для формирования данных умений и видов деятельности необходимо использовать общие подходы к разработке учебных заданий по предметам естественнонаучного цикла. Задания должны иметь компетентностно-ориентированный характер.

Также по классам, необходимо применять уровневый подход в формировании естественнонаучной грамотности.

Учащиеся 5-6 классов (уровень узнавания, понимания и применения) должны научиться находить и извлекать информацию о естественнонаучных явлениях в разных источниках информации и различном контексте, объяснять и описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний.

Учащиеся 7-8 классов ( уровень анализа и синтеза; оценки в рамках предметного содержания) должны уметь распознавать и исследовать местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте.

Учащиеся 9-х классов ( уровень оценки в рамках метапредметного содержания) научатся интерпретировать, оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания.

В рамках личностных результатов учащиеся 5-9 классов научаться объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.

Для развития естественнонаучной грамотности учитель должен включать в содержание изучаемых тем задания на развитие общеучебных умений и навыков, таких как: умение работать с текстом, трансформировать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, умение проводить исследование, высказывать предположения и гипотезы.

Естественнонаучная грамотность- это способность человека не только освоить естественно-научные знания, но и уметь их применять в жизни.

Она определяется как набор определенных компетентностей. А компетентность проще всего определить, как способность учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

 

               Задания разработанные мною, направлены:

- на формирование знания учебного материала;

- на формирование понимания изучаемого материала;

- на формирование умений и навыков;

- на развитие внимания;

- на развитие мировоззрения.

Примеры заданий для формирования естественнонаучной грамотности обучающихся, направленные на формирование знаний  которые используются в курсе « Биология»:

1.     Задание ( по теме:» Фотосинтез»)

Определите, истинно или ложно данное соответствие:

- тип питания – воздушное;

- орган – лист;

- ткань – основная;

- клетки – столбчатые;

- структуры – хлоропласты;

- вещества – минеральные.

    2. Задание ( по теме: « Опорно-двигательная система человека» )

Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

« Скелет позвоночных образован костями, сухожилиями и связками. Кости обладают большой прочностью. Так, большая берцовая кость человека может выдержать груз в 1250 кг. Кости состоят из органических и неорганических веществ, такое сочетание делает кость крепкой и достаточно упругой. Кости соединяются в скелете неподвижно,  помощью швов( например, в черепе), и подвижно суставами. Связки – это особые образования, состоящие из соединительной ткани, которые связывают кости между собой в сочленениях – суставах. Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям»

Используя этот текст, можно предложить учащимся найти в нём основные понятия темы. Данный приём поможет в решении основных задач – формирование знаний и развитие естественнонаучной грамотности учащихся.

Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.

Задание №1.

Учащимся предлагается следующая информация: «,,,Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придоточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и храниться, и по мере необходимости используется растением. У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффективны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров»

Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами « Зачем» или « Почему».

Задания №2.

Для прорастания семян ржи воды требуется 85% от их массы, пшеницы-69%, кукурузы -49%, а клевера красного -145%.

Подсчитайте, сколько потребуется воды для прорастания 25 кг каждого названного растения и для прорастания всех их вместе взятых. Выделите для себя из процесса решения полезные новые знания.

Задание №3.

« Артериальная кровь бьёт по сосудам ключом, а венозная сочится.»

Обоснуйте это утверждение с научной точки зрения.

Примеры заданий, которые используются в курсе изучения « Географии».

Задание №1.

Известный географ и путешественник А.Гумбольдт утверждал, что « человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни».

Почему так считает ученый?

Выскажите свою точку зрения на данное утверждение.

Умение: Выделять информацию, необходимую для нахождения доказательства или подтверждения выводов при проведении научного исследования.

Задания №1.

Вы знаете, что клетка – структурная и функциональная единица живого организма. Можно ли считать отдельные органоиды ( митохондрии, пластиды, и тд.) структурными и функциональными единицами жизни?

Умение: делать вывод ( заключение) или оценивать уже сделанный вывод с учетом предложенной ситуации.

Задание:

Члены школьного кружка « Юный биолог» заложили следующий опыт. На дно небольшой  банки они поместили проросшие семена гороха. Добавили воды, чтобы семена не высохли. Плотно закрыли банку крышкой и поставили в теплое , темное место на 3 дня. Для контроля рядом поставили, пустую банку с плотно закрытой крышкой. Спустя  3 дня провели наличие в банках кислорода. Для этого опустили горящую лучинку по очереди в каждую бае\нку. В пустой банке лучинка продолжала гореть, а в банке с семенами быстро погасла. Это произошло потому, что:

- в банке высокая влажность;

- кислород успел улетучиться;

- семена как все живые организмы, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, который не поддерживает горения.

Выберите вывод, который вы считаете верным.

Объясните свой выбор.

Умение: демонстрировать коммуникативные умения: аргументировано, четко и ясно формулировать выводы, доказательства.

Задание №1.

Учёный – химик Джозеф Пристли провёл следующий опыт. Он посадил под стеклянный колпак мышь. Довольно быстро животное погибло. Тогда экспериментатор поместил под такой же колпак другую мышь, ноуже вместе с веткой мяты. Этот опыт был поставлен в 1771 году. Так его описывает автор: « Через восемнадцать дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты. Побег мяты вырос почти на два дюйма…»

Сделайте выводы из данной ситуации. Приведите аргументы в пользу ваших выводов, учитывая аудиторию в которой вы находитесь.

Умение:

 демонстрировать знание и понимание естественнонаучных понятий.

Задание по математике.

« Я с папой и дедушкой решили выложить плиткой небольшой участок земли перед крыльцом дома. Участок земли представляет собой прямоугольник со сторонами 2м и 4м. Они решили купить плитку квадратной формы со стороной 20 см. Плитки продаются в упаковке по 15 штук. Сколько упаковок плиток им надо купить? Запиши решение задачи.

Задание по физике.

Определите, имеет ли воздух вес? Проведите эксперимент. Состоящий из двух опытов. Результаты и выводы запишите в тетрадь.

1.     Положите на стакан с водой лист бумаги и переверните его. Результат запишите в тетрадь.

2.     Положите линейку на край стола, ударьте по ней рукой. Измерьте расстояние, на которое она отлетела от стола. Затем снова положите линейку на край стола и накройте ее листом бумаги. Ударьте по ней с той же силой. Измерьте расстояние, на которое она отлетела от стола. Результаты и выводы запишите в тетрадь.

( Дети проводят эксперимент, состоящий из двух опытов, видят, что в первом случае вода не выливается из стакана, а во втором случае линейка с листом бумаги далеко не отлетает. Высказывают предположение о том, что это какая – то невидимая сила давит на линейку, и на лист бумаги. А невидимым может быть воздух. Делают вывод: что в обоих случаях оказывает влияние вес воздуха. И тд).

Задание по химии.

Тема:» Фосфор» - 9кл.

« Собака Баскервилей» « Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных , не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на  нас из тумана… Страшный пес, величиной с молоую львицу. Его огромная и пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. « Фосфор»,- сказал я.

В этом отрывке из знаменитой « Собаки Баскервилей» А.Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите её.

                                          III Заключение

Использование данных или аналогичных моделей заданий способствует развитию общеучебных умений и навыков, а значит и формированию естественнонаучной грамотности.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний, умений и навыков, учитель должен научить ученика использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить обучающихся делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.

 

                                          Литература

 

1. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832.

2.  Г.В. Репкина, Е.В. Заика “Оценка уровня сформированности учебной деятельности” Томск, М., 1993, 11с.

3.  Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с. 

3. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815с.

4. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

5.  О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.

6. Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М., «Просвещение», 1989, 193с.

7. Вилисова Татьяна Валерьевна. Варианты компетентностно-ориентированных заданий по биологии и методические рекомендации к ним

учитель биологии МАОУ «Гимназия № 10» г. Пермь

8.  «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).

9.  Ю.В. Астафьев «В подводном мире». Москва: Просвещение, 1977 - с.176.

 

 

 

 


 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «

Введение Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света

Введение Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света

I . Уровни грамотности 1

I . Уровни грамотности 1

Для формирования данных умений и видов деятельности необходимо использовать общие подходы к разработке учебных заданий по предметам естественнонаучного цикла

Для формирования данных умений и видов деятельности необходимо использовать общие подходы к разработке учебных заданий по предметам естественнонаучного цикла

Естественнонаучная грамотность- это способность человека не только освоить естественно-научные знания, но и уметь их применять в жизни

Естественнонаучная грамотность- это способность человека не только освоить естественно-научные знания, но и уметь их применять в жизни

Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям»

Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям»

Артериальная кровь бьёт по сосудам ключом, а венозная сочится

Артериальная кровь бьёт по сосудам ключом, а венозная сочится

Выберите вывод, который вы считаете верным

Выберите вывод, который вы считаете верным

Дети проводят эксперимент, состоящий из двух опытов, видят, что в первом случае вода не выливается из стакана, а во втором случае линейка с листом бумаги…

Дети проводят эксперимент, состоящий из двух опытов, видят, что в первом случае вода не выливается из стакана, а во втором случае линейка с листом бумаги…

Литература 1. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание

Литература 1. Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников содержание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2025