Изучение курса «Полезные привычки. Полезные навыки» в ОУ как одно из направлений воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников
Изучение курса «Полезные привычки. Полезные навыки» в ОУ как одно из направлений воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников
Оценка 4.8
Лекции
doc
ОБЖ
10 кл
21.01.2018
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.«Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о ПАВ одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей.
статья привычки.doc
Изучение курса «Полезные привычки. Полезные навыки» в ОУ как одно из
направлений воспитательной работы по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни у школьников
Баркова Ольга Васильевна
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение
«Гимназия №48»
Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем,
психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и
успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность
понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и
двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ
здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не
становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном
учреждении.
Возникла необходимость в новых методах педагогической деятельности, в которой бы
переплеталась современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской
профилактики.
В этой связи, особую актуальность имеет превентивное обучение. Превентивное, или
профилактическое, обучение сочетание овладения детьми знаниями с формированием
здоровых установок и навыков ответственного поведения в отношении здоровья.
Превентивное обучение предполагает формирование положительного образа «Я» ребенка,
навыков принятия ответственных решений, эффективного общения, сопротивления давлению
средств массовой информации и сверстников, некоторых других навыков личностной и
социальной компетентности. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности
приобщения обучающихся к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) и основано на
следующих научно установленных закономерностях:
вероятность приобщения к
употреблению ПАВ снижается, если ученики критически относятся к своему поведению,
обучены рефлексии и самоанализу; вероятность приобщения снижается, если поощряется
вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика; вероятность приобщения
снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные
решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя модели поведения;
вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций
группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.
Особое место в превентивном обучении занимает преподавание в ОУ курса «Полезные
привычки. Полезные навыки». Данный курс предназначен для того, чтобы вооружить учителей
научно обоснованными и простыми в использовании, эффективными материалами для
обучения детей в области охраны здоровья. Содержание уроков развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же
темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и
шлифуются. Методология превентивного обучения отличается от традиционной
необходимостью использования методов обучения в группе.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся,
привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к
разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
«Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей
одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о ПАВ одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта
ценностей у детей.
Материалы по превентивному обучению «Полезные привычки» создавались при
участии большого количества людей, слаженно работавших вместе. В ответ на запрос
Московского комитета образования о разработке учебных материалов по превентивному
обучению для начальных школ Северного административного округа г.Москвы в 1997 году,
Международная некоммерческая организация Ргоject НОРЕ начала трехлетний проект
«Школьная программа по профилактике употребления табака и алкоголя». Средства на ее
осуществление предоставила коммерческая компания Smith Kline
Beecham
(Великобритания).
Целью «Полезных привычек» является овладение обучающимися объективными,
соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков
ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению ПАВ.
Задачи курса:
предоставление детям объективной, соответствующей возрасту информации о ПАВ;
формирование у детей способностей понимания самих себя, критического отношения
к собственному поведению, умения анализировать свои отношения с окружающими людьми;
формирование коммуникативных навыков;
формирование навыков принятия ответственных решений;
профилактика злоупотребления ПАВ.
Планы уроков для учителей разработаны группой авторов: Т.Е. Гречаной, Л.Ю.
Ивановой и Л.С. Колесовой. В соответствии с предложениями авторов художником В.В.
Исайчевой создавались иллюстрации для ученических рабочих тетрадей. Общее руководство
коллективом и редактирование «Полезных привычек» осуществлялось О.Л. Романовой.
Этот курс получил гриф «Допущено Министерством образования Российской
Федерации».
Методы превентивного обучения сочетают традиционные классические приемы,
хорошо известные учителю по учебной деятельности, а так же приемы тренинговой работы,
освоение которых позволит учителю сделать уроки более качественными и интересными для
детей. Авторы «Полезных привычек» попытались обеспечить учителей необходимым
минимумом методических советов.
Ознакомление с причинами приобщения детей к употреблению психоактивных
веществ, с распространенными моделями профилактики, а главное, с теми из них, на базе
которых разрабатывались «Полезные привычки. Полезные навыки», поможет учителю лучше
понять содержание учебного пособия и эффективнее работать с детьми.
Литература
1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и
школы [Текст] / Н. К. Смирнов М.: АРКТИ, 2003.
2. Гречаная, Т. Б. Полезные привычки: учебное пособие для учителей [Текст] / Т. Б.
Гречаная – Москва : ПОЛИМЕД, 2000. 94с.
3. Гречаная, Т. Б. Уроки для родителей [Текст] / Т. Б. Гречаная – Москва : ПОЛИМЕД,
2000. 32с.
Изучение курса «Полезные привычки. Полезные навыки» в ОУ как одно из направлений воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников
Изучение курса «Полезные привычки. Полезные навыки» в ОУ как одно из направлений воспитательной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.