Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС
Оценка 4.7

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
Взрослым
14.02.2018
Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС
В статье рассмотрены следующие вопросы: Педагогическая диагностика. Отличия педагогической и психологической диагностики. Виды диагностики. Методы педагогической диагностики. Проведение педагогической диагностики и ее анализ - дело, безусловно, достаточно трудоемкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определенных в новом стандарте начального образования, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.
Изучение методов педагогической диагностики в со-ответствии с ФГОС.docx
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС       Педагогическая   диагностика  –   область   деятельности   учителя,   воспитателя,   в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.      Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции:  1)   поставляет   достоверную   информацию   учителю   для   принятия   обоснованных педагогических решений и воздействий на объект;  2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции. Отличия педагогической и психологической диагностики Параметры Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Предмет изучения Личность учащегося Личность учащегося № 1. 2. Цель изучения 3. Уровень диагностики В оперативных целях, для  решения задач обучения  и  воспитания, для контроля за результатами  педагогического  воздействия Основные характеристики  компонентов психического  развития (основная  характеристика внимания ­  концентрация) Выявления проблем,  трудностей, отклонений в  индивидуальном развитии для разработки рекомендаций по  созданию оптимальных  психологических условий для  правильного, гармоничного  развития личности Весь объём характеристик  компонентов психического  развития (объём,  избирательность,  устойчивость, концентрация,  распределение, переключение  внимания) Психодиагностические  методики, требующие  специальной квалификации  специалиста 4. Методы и  инструментарий Метод наблюдения,  несложные экспресс­  методики 5. Форма  Мониторинг  (целенаправленная  программа слежения за  Мониторинг  (целенаправленная программа слежения за динамикой развития учащихся) динамикой развития  учащихся) Виды диагностики виды задачи Предварительная (вводная) выявление   исходного   уровня,   состояния   детей   для составления программы развития детей, плана работы. промежуточная итоговая оценка   эффективности   педагогических   воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. выявление   достигнутого   уровня   развития   способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.      В большей степени педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных   результатов   освоения   основной   образовательной   программы начального общего образования, отражающая положения стандарта ­ ­ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;  ­поиск средств ее осуществления;   ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;   ­ умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  ­ определять наиболее эффективные способы достижения результата;  ­ умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;   ­   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родо­видовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­ следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.     Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года   —   проверяет   также   умение   школьника   применять   полученные   знания   в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества   начального   образования   заключается   в   том,   что   ее   результаты   позволяют учителю: – выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как   изменяется   уровень   овладения   отдельными   ее   компонентами,   в   том   числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; – выявить способы   работы,   которыми   овладели   ученики;   –   пронаблюдать   за   результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся. В   этом   же,   прежде   всего, педагогическая   диагностика   существенно   отличается   от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Имея в своих инструментариях   педагогическую   диагностику, учитель   получает   дополнительный материал   для   полной   объективной   оценки   учебных   возможностей   ребенка.   Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником   в   результате   обучения,   чего   невозможно   сделать,   используя   только привычные   методы   оценки   знаний   и   умений   учащихся. Сравнение   же   полученных результатов   регулярно   проводимых   диагностических   работ   показывает,   насколько прочно   владеют   ученики   известными   им   способами   работы,   как   удерживают поставленную   учебную   задачу.   При   этом   важно   постоянно   фиксировать,   какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это дает учителю основу возможности   более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.   Все   это   позволяет   учащимся   овладевать   не   только   предметными,   но   и метапредметными   знаниями   и   действиями,   к   числу   которых   относятся:  освоенные учащимися   универсальные   учебные   действия   (познавательные,   регулятивные   и коммуникативные),   обеспечивающие   овладение   ключевыми   компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Само же выполнение   заданий   педагогической   диагностики   требует   от   учащихся   понимания смысла   нестандартного   задания,   самостоятельного   нахождения   нового   способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при   этом   мыслительные   операции   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения.   Задания диагностики   зачастую   ставят   ученика   в   условия  переноса   своих   знаний   в   новую, необычную   ситуацию,   в   которой   нужно   не   просто   применить   правило,   а   сначала  провести исследовательскую работу с учебным материалом. К такой работе школьник должен   быть   готов.   Именно   это   обеспечит   формирование   одного   из   универсальных учебных   действий   и   достижение   такого   указанного   в   стандарте   требования   к метапредметным результатам, как: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит несколько этапов: от первичного осмысления   и   буквального   воспроизведения   к   пониманию,  а  затем   и   к   применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остается на первом, Экспериментальные  репродуктивном   этапе,   то   роль   усвоенных   знаний   для   развития   невелика.   Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне — репродуктивном или продуктивном   —   усвоены   те   или   иные   знания.   Это   обеспечит   педагогу судить   о гибкости мышления учащихся, его шаблонности или оригинальности.     В зависимости от задач изучения, применяемые методы педагогической диагностики подразделяются:  1.  Неэкспериментальные  (служат   для   выявления   наличия   или   отсутствия   какой­ нибудь психологической особенности): анкетирование, анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа. 2.  Диагностические  (для количественного измерения)  : шкалирование, тестирование (тесты   общих   умственных   способностей,   умственного   развития;   тесты   специальных способностей в различных областях деятельности; тесты обученности, успеваемости, академических   достижений;   тесты   для   определения   отдельных   качеств   личности (памяти, мышления, характера и др.); тесты для определения уровня воспитанности, (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).). 3. (для   объяснения   психических   явлений)   Этот   метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться   в   повседневной   деятельности   преподавателя   для   проверки эффективности   новых   и   оптимизации   хорошо   зарекомендовавших   себя   приемов работы. 4. Формирующие (для выявления возможностей развития): анализ, программирование, сообщение результатов. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования  в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных   действий:   познавательных,  регулятивных,   коммуникативных)   и   предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.       Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования  в качестве нового образовательного результата предлагает совокупность основных образовательных результатов личностных, метапредметных (универсальных учебных   действий:   познавательных,  регулятивных,   коммуникативных)   и   предметных результатов освоения основной образовательной программы. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует изучения и разработки диагностики результатов образовательного процесса.       Рассмотрим вариативные методики определения   уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну­  Предпочтительна  фронтальная   форма две   методики   по   каждому   критерию. проведения диагностики как один из этапов урока или организация педагогического наблюдения за особенностями личностного развития учащихся в течение 1­2 недель. Личностные УУД Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка ­ Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна) Цель: выявление сформированности Я­концепции и самоотношения. ­ Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой) Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки  наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика). ­ Методика «Ты гражданином быть обязан» Цель: выявить представления воспитанников о качествах человека, характеризующих  его гражданскую сферу. Метапредметные УУД 1.Методика «Как поступить?» Цель:  выявление   отношения   ребенка   к   нравственным   категориям   «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика). 2.  «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина). Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях диагностика). 3. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая). Цель: выявление уровня внимания и самоконтроля. (выходная другим людям к           Коммуникативные УУД 1.Методика “Ковёр”         в ситуации предъявленной   Задание   «Дорога   к   дому» Цель:  изучение   уровня   сформированности   навыков   группового   взаимодействия учащихся задачи.  (модифицированный   вариант   методики 2. «Архитектор­строитель») Цель: по   передаче   информации   и   отображению   предметного   содержания   и   условий деятельности. 3. «Решение ситуаций»  (адаптированный вариант проективной методики Рене Жиля). Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию (промежуточная диагностика).  сформированности  выявление действия учебной уровня               Проведение   педагогической   диагностики   и   ее   анализ   ­   дело,   безусловно,  достаточно  трудоемкое, но если учитель  задумывается о действительных  результатах своей   педагогической   деятельности,   хочет   достичь   результатов,   определенных   в  новом   стандарте   начального   образования,   среди   которых   особое   место   занимает формирование   универсальных   учебных   действий,   педагогическая   диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Изучение методов педагогической диагностики  в соответствии с ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018