Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
- рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман);
- методика “Неоконченные предложения”.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКО РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Цель: изучить особенности развития детскородительских отношений в
семье
Задачи:
1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,
содержании и методах воспитания детей.
2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.
3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.
Методику исследования составили две группы методов. Первая группа
методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.
При работе с детьми мы использовали следующие методы:
рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман);
методика “Неоконченные предложения”.
Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.
При работе с родителями нами были использованы следующие методы:
анкетирование;
тестирование: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. УсольеСибирское. Нами
было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.
Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест
Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.
ребёнка);
Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами
выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.
Методика проведения:Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:
необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чемлибо
заняты
Формативными особенностями считается качество изображения:
тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов
положение объектов на листе,
семьи,
красочность изображения,
заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение
деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к
другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого
ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных
отношений на ребёнка.
К высокому уровню детскородительских отношений относим рисунки, где
ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в
центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и
родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах
взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах,
движениях.
Средний уровень детскородительских отношений: отсутствие коголибо из
членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от
родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку
деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).Низкий уровень детскородительских отношений: наличие одного из
родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное
выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через
использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через
прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы,
оскаленный рот и т.д.
Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско
родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).
В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя
в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми,
счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё
это свидетельствует о благополучии в детскородительских отношениях.
На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и
ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка
прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье
комфортно и уютно.
К среднему уровню детскородительских отношений можно отнести 15
семей (50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок
нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у
него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё
говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К низкому уровню детскородительских отношений мы отнесли 6 семей
(20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил
только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о
чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно
агрессивную позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные,
подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок,можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и
отношением к нему родителей.
После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов,
ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей
тревожность в системе детскородительских отношений:
физическое наказание;
отсутствие общения с родителями;
неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
общение с ребёнком на повышенных тонах.
Результаты теста представлены в диаграмме 1.
Диаграмма
1.
Условные обозначения:
высокий уровень детскородительских отношений (9 детей) средний уровень детскородительских отношений (15 детей)
низкий уровень детскородительских отношений ( 6 детей)
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях
царит атмосфера положительных детскородительских отношений. В
основном они носят переменный характер.
Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в
семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.
В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих
детей не устраивают взаимоотношения с родителями.
Методика “Неоконченные предложения”.
Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям
и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.
Методика проведения:
Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного
обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы
первое, что придёт в голову (Приложение 1).
Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к
родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).
Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим
стряпать”; Серёжа А.: “Моя мама добрая”, “Мой папа и я играем в
конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.
Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).
Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь
Р.:“Моя мама ругается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой
папа уезжает”.
В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в
семье. Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы с мамой
любим гулять”.
Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис
П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.
Так, Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя
П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.
В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями
или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”;
Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”;
Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.
По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,
вызывающие тревожность у ребёнка:
боязнь физического наказания;
страх остаться дома одному;
отсутствие родительской ласки;
крики родителей за проступки.
Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15
(50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность.
У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях
тревожность не наблюдалась.
По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих
семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между
ними нет взаимопонимания.
Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов
(Приложение № 2).Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании
ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам
выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30
родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о
воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как
надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как
строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение
и поведение.
Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют
ту или иную сторону в его воспитании.
У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его
воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что
говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают
достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о
формах, способах, методах воспитания.
Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест
опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.
Методика проведения:
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый
вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил
выявить уровень родительских отношений.На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень
родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ
родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего
ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и
самостоятель ность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу “симбиоз” и
“маленький неудачник”. Родитель видит своего ребёнка младше по
сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности,
оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему
самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип
родительских отношений,
как
отвержение
и
“авторитарная
Родитель воспринимает своего ребёнка плохим,
гиперсоциализация”.
неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и
дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение,
досаду.
Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину
родительского отношения к детям:
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях
(33 %).
К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер,
проявляются в шести семьях (20 %).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей
используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к
разрастанию тревожности у детей.Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на
обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских
отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в
частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя
полученные результаты, мы выделили уровни детскородительских отношений
в семье. Критериями определения уровней детскородительских отношений
для нас явились:
детские отношения к родителям;
знания родителей о воспитании ребенка;
родительские отношения к детям.
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует
себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его
интересы
и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и
самостоятельность.
Средний уровень характеризуется недостаточным объемом знаний и
представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают
взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не
предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.
Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает
повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку
раздражительность и обиду.
Результаты обследований представлены в диаграмме 2.Диаграмма
2.
Условные обозначения:
высокий уровень (9 детей)
средний уровень (15 детей)
низкий уровень (6 детей)
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и
низкий уровни в развитии детскородительских отношений вызывают особое
внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие
нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у
детей, является то, что:
у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен
своим положением в семье); дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско
родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная
на их коррекцию.