ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в семье Задачи: 1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей. 2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка. 3.Выяснить родительское отношение к ребёнку. Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье. При работе с детьми мы использовали следующие методы: - рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман); - методика “Неоконченные предложения”.
Иконка файла материала ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ.doc
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО  РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ        Цель: изучить особенности развития детско­родительских отношений в семье     Задачи:   1.Определить   уровень   знаний   и   представлений   у   родителей   о   задачах,   содержании и методах воспитания детей.   2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.   3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.        Методику  исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.     При работе с детьми мы использовали следующие методы: ­ рисуночный тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс и С. Коуфман); ­ методика “Неоконченные предложения”. Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о  ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.     При работе с родителями нами были использованы следующие методы:  ­анкетирование; ­тестирование: “Родительское отношение к детям” (А.Я. Варга, В.В. Столин).     Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье­Сибирское. Нами было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.     Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана “Кинетический рисунок семьи”.   ребёнка);       Цель:   ­     исследование   межличностных   отношений   в   семье   (глазами  ­выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.     Методика проведения:Ребёнку   предлагается   лист   бумаги,   карандаши.   Ставится   условие:   необходимо   нарисовать   свою   семью   так,   чтобы   её   члены   были   чем­либо заняты         Формативными   особенностями   считается   качество   изображения: тщательность   прорисовки   или   небрежность   в   рисовании   отдельных   членов   положение   объектов   на   листе, семьи,   красочность   изображения, заштрихованность, размеры.         Содержательными   характеристиками   рисунка   являются:   изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу   и   к   ребёнку,   присутствие   или   отсутствие   членов   семьи   и   самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.     Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:   1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.   2.Эмоциональное напряжение и дистанция.   3.Дискомфорт.   4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.       На   основании   этих   показателей   выявили   уровни   влияния   семейных   отношений  на ребёнка.     К высокому уровню детско­родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на  рисунке  присутствуют  все члены  семьи,  в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей;   изображает себя и родителей   нарядными,   тщательно   прорисовывает   каждую   линию,   на   лицах взрослых   и   ребёнка   –   улыбка,   прослеживается   спокойствие   в   позах, движениях.     Средний уровень детско­родительских отношений: отсутствие кого­либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).Низкий   уровень   детско­родительских   отношений:   наличие   одного   из родителей   с   предметом,   угрожающим   для   ребёнка   (ремень),   запуганное выражение   лица   ребёнка,   ощущение   эмоционального   напряжения   через использование в рисунке тёмных красок.       Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку   таких   деталей,   как   разведённые   руки,   растопыренные   пальцы, оскаленный рот и т.д.        Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско­ родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).     В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С.  помещает себя в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми, счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё это свидетельствует о благополучии в детско­родительских отношениях.     На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка   –  улыбки,  линии   чётко   прорисованы,   в   позах   взрослых   и   ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно.        К среднему уровню детско­родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %).   В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него   вообще   отсутствует   рот).   Руки   у   всех   расставлены   в   стороны.   Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.        К низкому уровню детско­родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %). Рассмотрим в качестве примера  рисунок  Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве   отверженности.   Помимо   этого,   папа   занимает   достаточно агрессивную   позицию:   пуки   раскинуты   в   стороны,   пальцы   длинные, подчёркнутые.   Мама  на   рисунке     отсутствует.     Анализируя   этот   рисунок,можно понять, что  ребёнок  не удовлетворён  своим  положением  в  семье  и отношением к нему родителей.        После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы   на   которые   позволили   нам   выявить   причины,   вызывающие   у   детей тревожность в системе детско­родительских отношений: ­физическое наказание; ­отсутствие общения с родителями; ­неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей); ­общение с ребёнком на повышенных тонах.     Результаты теста представлены в диаграмме 1.                                                                                                                  Диаграмма 1. Условные обозначения:             ­ высокий уровень детско­родительских отношений (9 детей)­ средний уровень детско­родительских отношений (15 детей)             ­ низкий уровень  детско­родительских отношений ( 6 детей)     По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит   атмосфера   положительных   детско­родительских   отношений.   В основном они носят переменный характер.     Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.        В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.       Методика “Неоконченные предложения”.     Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.     Методика проведения:         Детям  предлагается  закончить  ряд  предложений   без  предварительного обдумывания.  Опрос  ведётся  в  быстром  темпе, чтобы  ребёнок отвечал  бы первое, что придёт в голову (Приложение  1).         Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).      Так, Света В. ответила: “Мой папа очень весёлый”, “Моя мама и я любим стряпать”;   Серёжа   А.:   “Моя   мама   добрая”,   “Мой   папа   и   я   играем   в конструктор”; Стас В.: “Моя мама целует меня”.     Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).    Так, Вадим К. ответил: “Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь Р.:“Моя мама ругается”; Артём А.: “Я чувствую себя счастливым, когда мой папа уезжает”.        В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Так, Аня С. пояснила: “Мой папа и я никогда не играем”, “Мы с мамой любим гулять”.     Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.     Так, Денис П. сказал: “Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю”; Катя П.: “Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят”.       В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них. Руслан М.: “Когда я шумно играю, папа кричит на меня”; Аня К.: “Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком”; Игорь Р.: “Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один”.         По   результатам   нашего   исследования   нами   были   выявлены   причины, вызывающие тревожность у ребёнка: ­боязнь физического наказания; ­страх остаться дома одному; ­отсутствие родительской ласки; ­крики родителей за проступки.     Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.          По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих семьях   дети  испытывают   тревожность   в  отношениях  с  родителями,  между ними нет взаимопонимания.        Для обследования родителей была разработана  анкета  из 10 вопросов (Приложение № 2).Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.     Методика проведения:     Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить   уровень   их   знаний.   Обработка   результатов   показала,   что   из   30 родителей   только   четверо   (13   %)   имеют   достаточно   полные   знания   о воспитании детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо   правильно   воспитывать   ребёнка,   что   для   этого   нужно   сделать,   как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.       Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.      У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании.   А   трое   родителей   (10   %)   совсем   отказались   от   ответов,   что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.     Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным   уровнем   знаний   об   особенностях   возраста   своего   ребёнка,   о формах, способах, методах воспитания.        Для выявления родительского отношения к детям был предложен  тест­ опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.     Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.     Методика проведения:     Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.         Основанием  для  оценки  служил  ключ  к  опроснику, который  позволил выявить уровень родительских отношений.На   наш   взгляд,   наиболее   оптимальным   является   такой   уровень родительских отношений, как  кооперация  – это социально желаемый образ родительского   поведения.   Родитель   высоко   оценивает   способности   своего ребёнка,   испытывает   чувство   гордости   за   него,   поощряет   инициативу   и самостоятель­       ность, старается быть с ним на равных.      К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу  “симбиоз”  и “маленький   неудачник”.  Родитель   видит   своего   ребёнка   младше   по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить   от   трудностей   и   неприятностей   жизни,   не   предоставляет   ему самостоятельности.     К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских   отношений,   как  отвержение  и  “авторитарная   Родитель   воспринимает   своего   ребёнка   плохим, гиперсоциализа­ция”.  неприспособленным.   Требует   от   него   безоговорочного   послушания   и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.         Проанализировав  ответы  родителей,  мы  получили   следующую  картину родительского отношения к детям:     Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).     К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).         Родительские   отношения,   которые   носят   отрицательный   характер, проявляются в шести семьях (20 %).         По   результатам   этой   методики   мы   видим,   что   большинство   семей используют   неэффективные   отношения   с   ребёнком,   что   приводит   к разрастанию тревожности у детей.Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование   детей,   мы   обнаружили,   что   нарушения   в   родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.         Таким   образом,     в   результате   проведенного   исследования,   суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско­родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско­родительских отношений для нас явились: ­ детские отношения к родителям; ­ знания родителей о воспитании ребенка; ­ родительские отношения к детям. Высокий   уровень  –   характеризуется   достаточным   объемом   знаний   и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и   планы,   стараются   во   всем   помочь   ему,   поощряют   его   инициативу   и самостоятельность. Средний   уровень  ­   характеризуется  недостаточным   объемом   знаний   и представлений   родителя   о   воспитании   ребенка.   Родители   нарушают взаимоотношения   с   детьми,   ребенок   чувствует   себя   одиноким,   они   не предоставляют ему самостоятельности. Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок   не   удовлетворен   своим   семейным   положением,   испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным,   неудачливым,   испытывают   по   отношению   к   ребенку раздражительность и обиду.    Результаты обследований представлены в диаграмме 2.Диаграмма 2. Условные обозначения:             ­ высокий уровень (9 детей)             ­ средний уровень (15 детей)             ­ низкий уровень  (6 детей)         Результаты   проведенного   нами   исследования   показали,   что   средний   и низкий уровни в развитии детско­родительских отношений  вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.    На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что: ­ у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка; ­ ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);­ дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания; ­ в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека. Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско­ родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на их коррекцию.