Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы
Оценка 5

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
22.01.2018
Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы
Методические разработки 4 уроков по литературе для 8 класса по теме "Изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 1 урок. Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. История создания поэмы. Художественный мир произведения. Сюжет и композиция. 2 урок. Тема.Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова 3 урок. Тема. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система образов поэмы. 4 урок. Тема. Идейно-художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы
Изучение поэмы Млермонт.doc
Кокурина Н.А. , учитель русского языка и литературы                                   МОУ «СОШ им.Г.И.Марчука р.п.Духовницкое                                   Духовницкого района Саратовской области» Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого  опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы 1 урок. Тема. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и  удалого купца Калашникова”. История создания поэмы. Художественный мир  произведения. Сюжет и композиция. План урока. I. Постановка целей урока.  II. Изучение нового материала. Информация об истории создания поэмы. Чтение учителем  поэмы. По ходу чтения учителем делается небольшой комментарий по содержанию и композиции  произведения, обращается внимание на запев, припевы, концовку, напоминающие  произведения устного народного творчества, выполняется словарная работа. III. Осмысление нового материала. Определение составляющих художественного мира  произведения и элементов сюжета. 1. Самостоятельная работа.  Задание 1. Определите художественное время, художественное пространство поэмы,  назовите главных героев произведения. Задание 2. Определите эпизоды, соответствующие основным элементам сюжета.  IV. Подведение итогов урока.  5. Домашнее задание. Отзыв о произведении по первым впечатлениям.  2 урок. Тема занятия. Система образов в поэме М.Ю. Лермонтова  План урока. I. Постановка целей урока.  II. Обсуждение письменных отзывов о произведении по первым впечатлениям.  Деятельность учителя Деятельность учеников Зачитывает верные характеристики героев, просит подтвердить их цитатами из текста. Зачитывает из отзывов непонятные для детей вопросы, связанные с мотивами поступков  героев. Акцентно вычитывают поэму, характеризуют героев, записывают характеристики в  тетрадь. Фиксируют непонятные проблемные вопросы в тетради. III. Работа с теоретическими понятиями “художественный образ”, “героический характер”. IV. Подведение итогов урока.  Домашнее задание: найти исторические детали в поэме, выразительно читать эпизоды  произведения. 3 урок. Тема занятия. Произведение М.Ю. Лермонтова как историческая поэма. Система  образов поэмы. План урока. I. Постановка целей урока.  Учитель обращает внимание учеников на проблемные вопросы, возникшие в ходе чтения и  анализа поэмы, сосредотачивает внимание на теме урока и основополагающем вопросе:  какой предстает эпоха Ивана Грозного в поэме? II. Работа с понятием “историческая поэма”.  Обсуждение выполнения домашнего задания – нахождение в произведение исторических  деталей.  Ученики зачитывают цитаты из произведения о жизни купечества, обычаях и нравах,  описание пира у царя, кулачного боя, описание казни и т.д.  III. Углубление знаний о героях произведения. Выявление мотивов их поступков. Работа над проблемными вопросами. Изучение исторических материалов, статей о жизни, и нравах и обычаях Руси 16 века. (Приложение 1) 1. Самостоятельная работа в группах с дополнительной информацией (Приложение 1). 1 группа. Проблемные вопросы. Почему Калашников, выиграв бой у опричника, был казнен? Почему  Кирибеевич презрительно относится к людям и совершает бесчестный поступок?  Тема мини­исследования. Положение царского опричника. Статьи. “Опричнина и земщина”, “Из “Истории государства Российского”, “Кулачный  бой”. 2 группа. Проблемные вопросы. Почему поведение Алены Дмитриевны вызвало гнев мужа? Почему  боится она мужа, в чем виновата?  Тема мини­исследования. Положение женщины в семье  Статьи. “Доля женщины в Древней Руси”, “Из наставлений Домостроя”. 3 группа. Проблемные вопросы. Милостив или жесток царь?  Тема мини­исследования. Царь Иван Грозный.  Статьи. “Историк Карамзин о личности царя”, “Исторические песни о царе”. 2. Обсуждение изученных материалов и ответов на проблемные вопросы.  3. Работа над образом купца Калашникова. Решение проблемной задачи “Почему  Калашников не сказал всей правды царю?”  Ученики, обращаясь к тексту произведения (диалогу Калашникова с царем), осмысливают  под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского  суда в делах совести, он живет “по закону христианскому”.  4. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы в тетради.  Ученики пишут ответы на проблемные вопросы и проверяют себя по листу самоконтроля. IV. Подведение итогов урока. V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы, ее финал; заполнить таблицу  “Фольклорные художественно­выразительные средства” (Приложение 2). 4 урок. Тема занятия. Идейно­художественное своеобразие произведения М.Ю. Лермонтова  “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца  Калашникова”.  Осмысление настоящего через изображение прошлого. План урока. I. Постановка целей урока. Основополагающие вопросы урока:  Почему поэт обратился к изображению прошлого? Почему поэт назвал поэму песней? II. Актуализация знаний. Повторение материала прошлого урока. 1. Работа с понятием “Историческая поэма”. Вопросы для повторения: Почему ученые называют произведение Лермонтова исторической поэмой? Какой представлена эпоха 16 века в произведении Лермонтова?  2. Самостоятельная работа на повторение основных понятий (поэма, былина, историческая  песня, героический характер). Проверка выполнения задания по листу самоконтроля.  III. Изучение нового материала.  Идейно­художественное своеобразие произведения. Авторский замысел. Идея  произведения. Фольклорные мотивы  1. Определение авторского замысла.  Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Обсуждение материалов.  Проблемный вопрос: Почему поэт обратился к изображению прошлого?  Ученики знакомятся с материалами об эпохе Лермонтова и мировосприятии поэта. Статьи  И. Андронникова, В.Г. Белинского, стихотворения поэта о своем поколении (Приложение  1) сопоставляют данные статей, формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетради. 2. Определение идеи произведения. Образ гусляров.  Проблемный вопрос: почему повествование в поэме ведут гусляры? Идея произведения. “Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых  героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью”. Деятельность учителя Деятельность учеников Предлагает прочитать и прокомментировать заключительные строчки поэмы.  Организует обсуждение проблемного вопроса.  Помогает сделать вывод о народности поэмы.  Помогает сформулировать идею произведения.  Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка  купца Калашникова народом.  Обсуждают вопрос о роли образа гусляров в произведении.  Делают вывод о народной оценке событий в поэме. Записывают выводы в тетрадь.  Формулируют и записывают в тетрадь идею произведения. 3. Жанровое своеобразие произведения. Фольклорные мотивы.  Обсуждение выполнения опережающего домашнего задания – заполнение таблицы  “Фольклорные художественно­выразительные средства” (Приложение 2). Проблемный вопрос: “Почему поэт назвал свое произведение песней?” Ученики зачитывают цитаты, дополняют записи, Делают вывод о значении фольклорных  художественно­выразительных средств для создания образности изображения прошлого,  придания поэме лиризма. Записывают выводы в тетрадь. IV. Закрепление изученного материала.  Сравнение произведения М.Ю.Лермонтова с жанровыми особенностями былины.  1. Самостоятельная работа. Задание. Пользуясь таблицей “Былина как жанр” (Приложение 2), найдите сходства  произведения Лермонтова с былиной. 2. Обсуждение выполнения задания.  Вывод о воплощении в произведении Лермонтова героической идеи былины ученики  записывают в тетрадь. V. Подведение итогов урока.  VI. Домашнее задание.  Письменные ответы на вопросы: о чем заставляет задуматься поэма, чему учит  произведение нас, живущих в 21 веке? Наизусть отрывок из поэмы (начало кулачного боя).

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы

Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018