«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)
Оценка 4.9

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
21.02.2017
«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)
Урок литературы в 8 классе по роману Вениамина Каверина «Два капитана» (после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») - «Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»). Эпоха, показанная в «Капитанской дочке» Пушкиным, очень далека, но значит ли это, что современные люди не должны задумываться о проблемах нравственности!«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»). Урок литературы в 8 классе
Два капитана.doc
Урок литературы в 8 классе по роману Вениамина Каверина «Два капитана» (после прочтения повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть ­ то быть лучшим») Береги честь смолоду. I   Вступительное слово учителя. (Записать тему, эпиграф к уроку.  Вести запись черт характера) II Основное содержание урока. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В каком произведении, изученном нами, встречались эти слова (такие, как эпиграф)? О чем  же мы сегодня будем говорить? (О чести и бесчестии). Эпоха, показанная в «Капитанской дочке» Пушкиным, очень далека, но  значит ли это, что современные люди не должны задумываться о проблемах нравственности! Перед нами книга Вениамина Каверина «Два капитана» ­ Что  представляет собой по жанру это произведение? (Роман – большое  эпическое произведение, которое отражает обширный круг жизненных  явлений, охватывает судьбы ряда действующих лиц) Итак, давайте проследим за судьбой наших героев, начиная с их детства  и до дней, когда они стали взрослыми людьми. Понаблюдаем за их  поступками и ответим на главный вопрос урока – ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ  ЧЕЛОВЕКОМ ЧЕСТИ? Роман В. Каверина в двух книгах. От чьего лица ведется  повествование в первой книге? Почему? Расскажите о детстве Сани  Григорьева. Как характеризуют Саню, одиннадцатилетнего мальчика,  такие слова (после ареста отца): «Чем больше я думал, тем все  тяжелее становилось у меня на душе. Значит, по моей вине  арестовали отца, по моей вине мы теперь голодаем.              ­ 2 ­ По моей вине было продано новое драповое пальто, на которое мать целый год копила. По моей вине она должна ходить в  присутствие и говорить таким незнакомым голосом и униженно  кланяться…»     С какой целью повторяется так часто   выражение «по моей вине»?  Чувство вины, критическое отношение к себе   Расскажите,  как Саня научился говорить? Почему он сумел  победить свою немоту?    «Я был настойчив»   Почему Саня решил убежать из Энска вместе с Петькой? В какой  момент его жизни это произошло? «Тетя Даша и Сковородников  решили отдать меня и Саню в приют… И вот я теперь стану  арестантом!»                Гордость. Тетя Даша, искренно любившая детей и желавшая им добра, «взяла» с  Сани «торжественное обещание». Оно заключалось в нескольких  отрицательных глаголах. Подумаем, вспомним – в каких?       Не воровать Не курить Не грубить Не лениться Не пьянствовать Не ругаться Не драться  Легко ли было мальчику, оставшемуся без дома,без родителей  выполнить свое обещание?   Зато Петька Сковородников придумал клятву, слова которой Саня  запомнил на всю жизнь и верность ей хранил с детства. Вспомните самые  главные слова этой клятвы. ( Бороться и искать, найти и не  сдаваться).  «Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты». А вот клятва много   раз помогала ребятам. Как? Несмотря ни на какие трудности, мальчики добрались до Москвы. «Мы ночевали в подъездах, на кладбищах, на чердаках». Но все же ни Саня, ни Петя не стали беспризорниками. Что  же с ними произошло? (Саня попал в школу – коммуну) ­ 3 ­ «До первого теплого дня, ­ иначе я и не думал. Спадут морозы  – и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло  иначе. Я никуда не удрал…» Что же задержало Саню в  детском доме?  Чтение. Тяга к знаниям. Конечно, в детском доме у Сани появились новые друзья. Вот  один из них: « Он был тощий, с большой головой, на которой  росли в беспорядке кошачьи желтые космы. Нос у него был  приплюснутый, глаза неестественно круглые, подбородок  квадратный – довольно страшная и несимпатичная морда. Мы с  ним подружились за ребусами. Я хорошо решал ребусы, это его  подкупало». (Ромашов)   И второй: «…ленивый мальчик со множеством планов. То он  собирался поступать в Зоологический сад учиться на укротителя  львов, то его тянуло к пожарному делу. В пекарне ему хотелось  быть пекарем; из театра он выходил с твердым намерением стать  актером…» (Валька Жуков) Назовите Саниных друзей. К кому из них Саня относится с большей  симпатией? Почему? С какой целью вводит в роман этих героев автор?  (Ромашов – отрицательный герой, бесчестный, подлый. В. Жуков –  настоящий друг, порядочный, честный человек). Расскажите о поступках мальчиков, которые бы их характеризовали. Судьба Сани Григорьева очень тесно переплелась с судьбами членов  семьи Татариновых. Как произошло знакомство? (Саня помог Нине  Капитоновне нести сумки)          Стремление помочь.  Почему старушка, боявшаяся беспризорников, пригласила Саню в  дом? Как случилось, что Саня стал частым гостем в доме  Татариновых?      «Катерине Ивановне было лет 12 – не больше, чем мне. Но  куда там! Хотел бы я так выступать, как она, так гордо  закидывать голову, так прямо смотреть в лицо темными живыми  глазами. У нее были косички кольцами и такие же кольца на лбу.  Она была румяная, но строгая… Вообще она была хорошенькая,  но страшно задавалась…» И все таки Саня и Катя подружились. Почему? ­ 4 ­ Любовь к чтению Вспомним историю с лактометром. Какая черта Саниного характера  проявилась в этой истории?                Честность,решительность. «… Катька догнала меня у ворот.                                                                 _ Эй ты, Николай Антоныч! – крикнула она. – Куда пошел?  Жаловаться?»                                                                                        Как Саня поступит? А как поступит Катя? Как ребят  характеризуют их поступки?                                                                  Послушайте отрывок из романа(кн.1,ч.2,гл.4 со слов «Впервые я почувствовал  к себе уважение…») За что стали уважать Саню? За умение драться?                                                                       Смелость, справедливость. Однажды в доме Николая Антоновича Саня стал невольным свидетелем «странного педсовета». Учителя школы вместе с директором решали  судьбу Ивана Павловича Кораблева. «Они хотели прогнать Кораблева  из школы».        Как поступит Саня?  Порядочность. Как отнесся к этому поступку Сани Николай Антонович?  «Неблагодарный доносчик, мерзавец, шпион! Чтобы твоей ноги  здесь не было! Слышишь? Одной рукой  Николай Антоныч  открыл двери, а другой выбросил меня на  лестницу, как котенка.»     Кто же выдал Саню? Зачем?             Проходило время. Саня неустанно работал над собой. Давайте же      вспомним его «правила для развития воли»:                                          1.Не выражать наружно свои чувства.                                            2.Не заботиться о мнении людей, которых презираешь.                  3.Спать как можно меньше.                                                                        4.С утра определять порядок дня.                                                       5.Помнить цель своего существования.                                                       6.Что решено – исполни.                                                                                Как характеризуют Саню эти правила? Какие из них особенно вас  привлекают? Саня мечтал стать летчиком. Почему он был уверен, что его примут? Сила воли,упорство.      Стать летчиком Саня решил еще в Энске. Но чем больше он узнавал  Катю, ее семью, тем сильнее было это желание. – Почему? ­ 5 ­ Прослушайте отрывок из романа(кн.1, ч.2,гл.14 «Свидание в соборном саду» Оцените Санин поступок. Какие события последовали после этого?  (Марья Васильевна покончила жизнь самоубийством. Николай Антонович  во всем обвинил Саню, Катя отвернулась от него). Саня вновь идет в дом к  Николаю Антоновичу. Зачем? Легко ли было  ему  это сделать?  «Николай Антонович бросил эти письма мне в лицо, потом  плюнул мне в лицо… Старухи Бубенчиковы набросились на меня  и чем – то больно ударили в спину. Я махнул рукой и ушел».  Смирился ли Саня? Что решил предпринять? Ради чего? (Найти  экспедицию) он узнал о судьбе экспедиции капитана Татаринова? Увенчались ли успехом поиски Сани? Что  Верность,патриотизм. Как же сложились взаимоотношения Сани и Кати? Почему,отвернувшись от него на похоронах матери, Катя  продолжала любить Саню? Через какие  испытания прошла их любовь? Ромашов? Исчез ли он из жизни Сани и Кати? Ромашов и Николай Антонович сблизились? Что руководит поступками этих людей? Не раз ещё Сане и Кате  случится встретиться с Ромашовым. Расскажите, какой случай из его  жизни говорит о полном нравственном разложении этого человека? А что же  Почему  И все таки роман заканчивается светлыми страницами, торжеством  добра, порядочности таких людей как доктор Иван Иванович, тетя Даша,  Судья Сковородников, их сын Петя, учитель Кораблев, как Катя  Татаринова и Саня Григорьев. Научившись быть настоящим человеком чести в юные годы, герой  романа не запятнал свою совесть даже в самые трудные минуты своей  жизни.  Какие же черты характера должен воспитывать в себе каждый  ребенок, чтобы стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем записи, сделанные во время  нашей беседы. Почему В. Каверин назвал свой роман «Два капитана»? В чем смысл  названия? Какова связь повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и  романа В.Каверина «Два капитана»? Почему к уроку по роману взятка»? ­ 6 ­ 7                                       ­ 7 ­

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)

«Бороться  и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017