Технологическая карта организованной учебной деятельности № 2
Образовательные области: Познание, Социум
Раздел: Естествознание
Тема:К нам осень пришла
Цель: Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, временах года. Обучение наблюдению за состоянием погоды в природе и умению отмечать результаты наблюдений в календаре природы.Развитие представлений детей через организацию элементарной самостоятельной экспериментальной деятельности. Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Предварительная работа:Рассматривание иллюстраций, фотографий; наблюдение за осенними явлениями; прослушивание аудиозаписи; отгадывание загадок, элементарная экспериментальная деятельность, прогулки-исследования, заучивание стихотворения.
Оборудование и материалы: иллюстративный материал по теме, азбука-тетрадь, цветные карандаши, карточки по теме «Осень», интерактивное оборудование.
Словарная работа:осень, время года, урожай, одежда.
Полиязычие:күз-осень-fall
Этапы деятельности |
Действия педагога (способы, методы, приемы) |
Деятельность детей |
Мотивационно - побудительный |
Педагог создаёт положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность с помощью стихотворения.
Педагог просит воспитанников вспомнить и назвать времена года.
Затем предлагает отгадать загадку,интересуется, что изменилось в природе? Нацеливает на предстоящую деятельность. |
М.Жаманбалинов Приметы осени Уже не стало зноя, Уже дожди явились. Медовой желтизною Все степи засветились. И ветер листья кружит, Гудит над проводами, И лёд хрустит на лужах, И веет холодами.
Проявляют неподдельный интерес к происходящему. Называют времена года по порядку.
Отгадывают загадку: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Как такое время года зовётся? (осень) |
Организационно-поисковый
|
Воспитатель нацеливает детей на работу с календарём погоды в азбуке-тетради (работа проводится на каждом занятии)
Приглашает ребят рассмотреть рисунок в азбуке-тетради: Какое время года изобразил художник? Как они догадались? Предлагает назвать изменения в неживой и живой природе. Делается вывод.
Организует игру «Сравни осень и лето». (Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают)
Динамическая пауза Педагог старается с помощью разминкиповысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях.
Лисёнок предлагает детям составить рассказ об осени с опорой на мнемотаблицу в азбуке-тетради.
Привлекает внимание к насекомым, изображённым в азбуке-тетради. Предлагает детям перечислить их.
Приглашает к ситуативному разговору. Ситуация. Наступила осень. Изменилась погода. Утром мы собираемся в детский сад. Какую одежду мы выберем? Чтобы выбрать правильно одежду, нужно выяснить, какая погода за окном.
Предлагает детям рассказать, в какой одежде они пришли сегодня в детский сад. Обвести в азбуке-тетради.
Как вариант Предлагает детям рассказать либо изобразить звуки осени |
Отмечают, какая сегодня погода. Фиксируют в азбуке-тетради.
В произвольной форме рассказывают все, что знают об осени: Наступила осень. Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали. Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай
- Летом солнце яркое, а осенью… - Летом люди одеваются легко, а осенью… - Летом деревья стоят в зелёной листве, а осенью…. - Летом небо голубое, а осенью… - Летом люди выращивают урожай, а осенью… - Летом дети отдыхают, а осенью….
Мы - осенние листочки. Мы на веточках сидели, (дети образуют круг.) Ветер дунул - полетели (разбегаются по комнате). Мы летали, мы летали - (бегают, помахивая листьями). Все листочки так устали! Перестал дуть ветерок - собрались мы все в кружок (садятся на корточки, поднимают листья над головой.) Ветер снова вдруг подул и листочки с веток сдул (бегают, помахивая листьями.) Все листочки полетели и на землю тихо сели (подбрасывают листья.)
Составляют рассказ, делают акцент на солнце, небе, деревьях, птицах, животных, деятельности человека.
Называют насекомых, отмечают больше или меньше их стало с приходом осени, и где они сейчас прячутся. Приходят к пониманию того, что у насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
Вспоминают, какая погода бывает осенью, если идет дождь? (Дождливая) Какую одежду и обувь мы выберем в такую погоду? Если дует ветер? Как такая погода называется? (ветреная). Определяют, какую одежду и обувь оденем в такую погоду. - Если на улице холодно – Погода называется… (холодная). Как мы оденемся в такую погоду? - Если сыро на улице, такая погода называется (сырая). Какую одежду и обувь мы выберем? - Если на улице хмуро. Это … (Хмурая погода) Как люди одевается в таком случае? - Если солнечно, это… (солнечная погода.) Какая одежда нам нужна?
Рассуждают, что в природе осенью может звучать: шелест листьев, скрип калитки, может звучать ветер, птицы, дождь и т.д.
|
Рефлексивно – корригирующий |
Воспитатель использует карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
|
Участвуют в подведении итогов занятия. Отмечают в рамках рефлексии тот или иной уровень своей успешности.
|
Ожидаемый результат:
воспроизводит: перечисляет сезонные изменения в природе, времена года.
понимает: для чего нужно наблюдать за изменением в природе; как нужно одеваться осенью;
применяет: самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи через наблюдение, труд, эксперимент.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.