К проблеме внимания в музыкальной педагогике
Оценка 5

К проблеме внимания в музыкальной педагогике

Оценка 5
doc
21.04.2020
К проблеме внимания в музыкальной педагогике
внимание в педагог.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

К  ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКЕ

 

 

 

 

Методическое сообщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель предметно-цикловой комиссии « Обще гуманитарные и социально-экономические дисциплины »  Шевченко Е.В.

     Одной из важнейших задач музыкального воспитания учащихся является развитие их личностных свойств, способностей, склонностей. Индивидуальные различия в понимании, умении чувствовать музыкальное произведение определяются различным уровнем развития мышления, внимания, воображения, а также ее опытом, знаниями, общей культурой.

     Специфика музыкальной деятельности, требующая постоянного самоконтроля за координацией всех двигательных, слуховых, зрительных, мыслительных операций, вовлекает в процесс развития музыкальных способностей разные свойства личности. Одним из важнейших личностных свойств человека является внимание.

    Внимание- одно из важнейших психологических условий успешности всякой предметной деятельности человека. Музыкальная деятельность требует особого участия внимания, так как изучение музыкального произведения связано со сменой мелодических, метроритмических, ладовых построений, художественно-выразительных средств, а кроме того- с разнообразием самих этапов изучения материала на уроке, что предполагает смену видов  и форм деятельности студентов. Необходимо подчеркнуть роль слухового внимания, которое рассматривается как внешнее и внутренне слежение (Л.Бочкарев) и является важным условием развития способностей правильно организовывать работу над репертуаром. По мнению А.Готсдинера, процесс формирования музыкальных слуховых представлений ускоряется и улучшается при внимательном вслушивании и активном осмысливании музыкального произведения.

    Для выявления зависимости музыкальной деятельности от различных свойств внимания студентам были предложены вопросы, касающиеся характера восприятия и запоминания музыкального отрывка:

1.     Что помогает в воспроизведении целостного музыкального отрывка ( ориентируется на ритмический рисунок, ориентируется на мелодию)?

2.     Ориентируясь на мелодию, переключаете ли вы внимание на ритмический рисунок?

3.     Как вы оцениваете содержание музыкального произведения, и какие средства его воплощения считаете удачными?

4.     За чем вы следите при восприятии текста, воспринимаете его как целое или по компонентам?

5.     На что обращаете внимание при запоминании отрывка, что лучше запоминается?

6.     По каким признакам вы узнаете материал, воспринятый ранее?

7.     Как вы оцениваете точность своего воспроизведения?

Анализ ответов студентов на поставленные вопросы позволил определить, что избирательность внимания различных студентов не одинакова и индивидуальна при выполнении одного и того же задания. На разных этапах изучения музыкального произведения объектом внимания студентов являются разные компоненты. Если в поле внимания студента находятся компоненты, необходимые в данный момент для музыкальной деятельности, то деятельность будет более успешной. Если внимание направлено на несущественные компоненты, то продуктивность деятельности падает. Особенности устойчивости внимания зависят от характера предъявляемого материала. Устойчивость характеризуется 3 аспектами- правильностью, эффективностью, продуктивностью. Многочисленные исследования показывают, что устойчивость внимания возрастает с возрастом и становится доминирующей характеристикой внимания.

Для выявления особенностей влияния устойчивости внимания студентов на успешность усвоения ими музыкального материала предлагался следующий эксперимент. На первом этапе ставилась задача: проследить и сравнить динамику устойчивости внимания испытуемых в связи с продуктивностью их деятельности в

произведениях различной степени сложности. Внимание студентов сосредотачивалось поочередно на различных компонентах каждой из указанных музыкальных пьес.

Общая продолжительность работы – 15 минут. Затем студентам

предлагалось воспроизвести музыкальный отрывок непосредственно  после восприятия и через сутки. Результаты эксперимента свидетельствовали о скорости выполнения работы и о качестве ее выполнения. Потом с интервалом в 2 недели студентам предлагалось то же задание, но каждую минуту по специальному сигналу студент прекращал деятельность. Таким образом, появлялась возможность

определить, как распределяются ошибки во времени, как движется кривая устойчивости внимания в течение 10 минут, как она повышается и снижается, каковы ее колебания. Каждому испытуемому предъявлялись 3 легких музыкальных

текста. В течение каждых 5 минут студент получал новые инструкции при восприятии музыкального материала в одном тексте и в разных текстах. Тексты были простые, не требовали специального напряжения, поэтому большая часть ошибок объяснялась недостаточно высокой устойчивостью внимания.

Этот эксперимент позволил определить, какое количество ошибок испытуемый делал за каждые 5 минут работы над музыкальным текстом в течение 20 минут.

    Эксперимент показал следующее. Устойчивость внимания колеблется у различных студентов в зависимости от сложности выполняемого задания, в пределах 2-9 минут. Повышаясь при переходе от легких пьес к пьесам средней трудности, устойчивость внимания в сложных произведениях резко снижалась, что сопровождалось снижением продуктивности работы студента.

При однообразии предъявленного музыкального материала и

частом его повторении студентом, а также при однообразии замечаний и указаний преподавателя    наблюдалось нарушение устойчивости внимания в виде его отвлечения и отключения. Такое нарушение устойчивости внимания наблюдалось в случае неопределенности задания, в случае чрезмерной сложности. Напротив частая смена замечаний преподавателя и действий студента способствовала увеличению длительности сохранения внимания.

     Активизация интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности способствует активизации внимания и повышению его устойчивости. Активизация внимания дает хорошие результаты тогда, когда на начальном этапе анализируется небольшой по объему музыкальный материал или ставится одна задача во всем музыкальном отрывке. Если этого не происходит, то студент не может конкретно решить задачу, и устойчивость внимания заметно снижается.

    Таким образом, для повышения устойчивости внимания необходимо:

1.     активизировать психические процессы путем постановки различных мыслительных и образных задач;

2.     последовательно и логично излагать музыкальный материал;

3.     часто сменять замечания и указания;

4.     активизировать эмоционально-волевые качества студентов;

5.     действия студентов должны быть неоднообразны.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     


К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ

К ПРОБЛЕМЕ ВНИМАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ

Преподаватель предметно-цикловой комиссии «

Преподаватель предметно-цикловой комиссии «

Если в поле внимания студента находятся компоненты, необходимые в данный момент для музыкальной деятельности, то деятельность будет более успешной

Если в поле внимания студента находятся компоненты, необходимые в данный момент для музыкальной деятельности, то деятельность будет более успешной

Активизация интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности способствует активизации внимания и повышению его устойчивости

Активизация интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности способствует активизации внимания и повышению его устойчивости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020