Приложение
К программе «Театральный кузовок»
(Актёрское мастерство для детей 6-8 лет)
Автор-составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
ТОМСК
Цель и задачи занятий актёрским мастерством:
ü помочь детям расти уверенными;
ü небоятьсявыражать свои мысли;
ü не бояться ошибаться, ведь «истина всегда где-то рядом»;
ü научить ихслушать, слышать, видеть, собирать внимание;
ü помочь им впреодолении зажимов, как физических, так и внутренних (стеснение);
ü развить память и устную речь;
ü помочь стать пластичными;
ü преодолеть «барьер» в общении, т.е. научить детей взаимодействовать друг сдругом;
ü раскрытьихтворческий потенциал, воображениеи т.п., чтов повседневной жизни нетак легко выполнить даже взрослым.
Ведь не важно, кем станет ребёнок в будущем. Главное – чтобы он был счастлив. А грамотная и чёткая речь, мышечная свобода и тренированная память ему точно пригодятся в дальнейшей жизни. С детьми интересно работать поэтапно, постепенно увеличивая их нагрузку, двигаться от простых этюдов к постановке спектаклей. Хочется привести слова великого актёра и педагога М.Чехова: «Душа художника не терпит насилия над собой. Ей нельзя приказывать: «люби», «страдай», «радуйся» или «ненавидь». Душу можно только увлечь» Вот эти слова, пожалуй, наиболее полно говорят о том, в чём заключается работа с детьми – их надо увлечь.
Взаимодействие с детьми
Педагог входит в класс, приветствует всех, дети хором ему отвечают на приветствие: «Добрый день!», «Здравствуйте!», «Приятно вас видеть!», «Рада вас видеть!» и др.
Педагог вносит перчаточную игрушку, или куклу Би-Ба-Бо, или другого сказочного героя: «Здравствуйте, меня зовут....(педагог называет, как обращаться к герою), на занятиях лисичка-сестричка с вами будет играть в интересные игры и каждый раз, вместе с ней вы будете открывать и узнавать для себя что-то новое...
Далее педагог, вместе с лисичкой, каждому ребёнку уделяет немного времени, спрашивает его имя и задаёт ему простые вопросы: «Чем он увлекается?», «Сколько ему лет?», «Есть ли у него домашние животные?», «Любит ли он рисовать, танцевать?», «Какой любимый предмет?», «Нравится ли в школе учиться?»и т.д.
Это нужно, чтобы расположить детей и снять у них стеснение и волнение, которое они испытывают от встречи, создать дружелюбную атмосферу.
1. Разминка
Разминка необходима, чтобы разогреть тело ребёнка. Также при систематическом выполнении этих упражнений уходят физические зажимы. Естественно, все упражнения адаптированы для детей и преподносятся им в игровой манере.
Педагог рассказывает: «Ребята, мы с вами попали волшебный лес, сейчас мы с вамиувидим,кто жеобитаетв этом лесу...» Сначала все упражнения показывает педагог, а дети смотрят, потом,когда дети приступили к выполнению упражнений, подходить и помогать каждому ребёнку.
«Змейка»
Нужно лечь на спинку (ручки разворачиваем ладонямив пол), по возможности,поясница прижата к полу,расслабиться (можно предложить закрыть глазки), и начать двигаться, «извиваться», как змея, постепенно увеличивая амплитуду движения. Педагограссказывает, чтозмейка ползёт по лесу, описать внешний вид змейки(тогда ребёнку будет интереснее выполнятьэто упражнение и будет ещё развиваться визуальный ряд и тактильные ощущения). Но вот за змейкой стали охотиться (мангуст, ёжик), ейнадо скорее уползать, чтобы её не съели (движения становится более активным)
«Паучок»
Лежим на спинке (ручки разворачиваем ладонями в пол), по возможности,поясница прижата к полу, ноги сгибаем в коленях и приподнимаем таз вверх. Прорабатываем загривок и верхний плечевой пояс. Вначале можно, что бы ребёнок переступал ножками. Можно так же добавить, что бы в таком положении ребёнок катал голову от одного плеча к другому.
ВАЖНО! Следить за тем, чтобы руки при этом оставались свободными. Обязательно проверять детей.
«Жучок»
Лежим на спинке, ручки и ножки поднимаем и трясём (мелкая тряска) под самым потолком (жучок летает). По хлопку педагога уронить ручки и ножки на пол.
ВАЖНО! Следить за тем, чтобы голова и поясница были на полу, чтобы ребёнок одновременно тряс и ручками и ножками. Если этого не происходит, помочь ему. По хлопку одновременно роняем ручки и ножки.
«Улитка»
Ребёнок сидит на коврике, ноги согнуты в коленях, ручками обхватываем колени, спина круглая, катаемся на спинке. Если ребёнок сам не может сделать это упражнение, помогаем ему.
ВАЖНО! Следить за тем, чтобы при подъёме ребёнок не выпрямлял ноги и чтобы максимально докатывался до шеи.
«Гусеница»
Исходное положение: сидя на полу. Растираем руками ступни ног и пальчики. Затем «гусеницы кушают травку»: ноги согнуты в коленях, ступни на полу, пальцы то сжимаем, то выпрямляем, таким образом, получается мелкое движение. Движемся сначала вперёд, затем назад, вперёд, назад... Затем «схватили соломку»: сидим на коврике, ноги выпрямили, пыльцы от себя, сжать ступню«в кулачок».«Отпустили соломку»: пальцы на себя. «Схватить соломку», «Отпустить». «Разорвали соломку»: сидим на коврике, ноги выпрямили, сжать ступню «в кулачок», а затем дотянуться мизинцами до пола, пятки при этом вместе. «Поссорились гусеницы»: активно стучим ступнями по полу. «Помирились гусеницы»: левой ступнёй гладим правую, правой-левую.
Постепенно можно увеличивать нагрузку и привносить новые упражнения.
2. Активные упражнения, коллективные упражнения, упражнения на чувство партнёра, на умение слышать и чувствовать партнёра, подстраиваться под него.
ВАЖНО! Чередовать более статичные упражнения и упражнения на внимание, концентрацию с активными упражнениями, тогда дети будут меньше уставать, и они смогут усвоить больше информации.
«Лягушки»
Дети бегают по кругу, по хлопку они должны остановиться. Педагог периодически путает детей: он может топнуть ногой, чихнуть и т.д.
Главное, чтобы дети остановились именно по хлопку. Постепенно усложняем упражнение: дети должны по хлопу сесть в «Лягушек» и сказать «Ква, ква».
Должны громко сказать, тихо и т.п.
ВАЖНО, чтобы это выполнялось синхронно, тем самым вырабатывается чувство партнёрства, умение слышать и чувствовать партнёра! Следить, что бы не было «болота», добивайтесь единого звука «Ква, ква».
3. Упражнения для развития артикуляции
Артикуляционная гимнастика - это обязательные упражнения для актёров. Но детям, для развития их речи, это так же необходимо.
Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественныхусловиях жизни.
Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи-язык, губы, нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем-и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включаетупражнения для тренировки подвижности органовартикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильногопроизнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённыхположений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильногопроизношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
ü Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 5 упражнений за раз (от уровня группы количество варьируется).
ü Каждое упражнение выполняется по7-10раз (от уровня детей, количествоповторенийможет увеличиваться, так же постепенно увеличивайте количество повторений).
ü Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позыв одном положении).
ü При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определеннуюпоследовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
ü Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
ü Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть толькоодно, второе и третьедаются для повторения и закрепления. Если же ребёнок выполняет какое-то упражнениенедостаточнохорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старыйматериал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
ü Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенкапрямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
ü Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельноконтролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый вовремя проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед зеркалом.
«Пятачок».
К нам в гости пришёл поросёнок, который любит улыбаться.Вытянуть губывперёд в длиннуютрубочку.
«Улыбка». Улыбнуться, зубы спрятаны.
«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться безнапряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд.Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцывидны.
«Пятачок»—«Улыбка». «Заборчик»—«Бублик».Чередование положений губ.
«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхниерезцы.
«Поросёнок любит рисовать». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать покругу.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянутьподъязычную связку.
«Уставшая лошадка» или «Недовольная лошадка».Потоквыдыхаемого воздуха легко иактивно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканьелошади.
«Стрела». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним инижним резцам.
«Карамелька». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Чистим зубы». 1.Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 2.Рот открыт, языком выполняем движения в разные стороны (снизу, вверх, сверху, вниз, слева,справа) с внутренней стороны зубов и с внешней стороны зубов.
«Котёнок облизывает сметану». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнююгубу по кругу.
ВНИМАНИЕ! Следить за тем, чтобы ребёнокне напрягал шею.И, как было сказано выше, давать упражнения постепенно, начинать с 3-5, постепенно увеличивая количество. Следить за качествомвыполнения.
4. Упражнения для развития мелкой моторики руки
Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому оченьважно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.Опять же, чтобы ребёнку небыло скучно, упражнения надо превратить в интересные иполезные игры.
«Гусь» «Ой, ребята, это гусь, я сама его боюсь!»
Пальцыскладываем таким образом, чтобы напоминал клюв гуся (4 пальца: указательный,средний, безымянный и мизинец вверху, а большой под ними). Работаем пальчиками вверх, вниз,«открываем, закрываем клювик», можно подставить свою руку, что бы проверить силу пальчиковдетей.
«Крючочки». «Крепко держатся дружочки, не разжать нам их крючочки».Каждый пальчиклевой руки соединяем с таким же пальчиком правой руки, т.е. мизинец с мизинцем, безымянныйс безымянным и т.д. Крепко держимся пальчиком за пальчик, соединение должно быть крепким,как «крючочки».
«Зайчики». «Зайцы ушками играют: поднимают, опускают, их раздвинут и сожмут, и опятьиграть начнут!».
Все пальчики сжаты в кулачок,а большой и средний подняты наверх, как ушки у зайчиков.«Ушками» выполняем то, что говориться в стихотворении. Главныйпринцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой–если у ребёнка этодвижение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идёмдальше. А вот если упражнение не получается, тогда мы останавливаемся на нём и отрабатываемданное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, чётко. И идём дальше к освоению новых движений.
5. Упражнения для развития слухового восприятия
Развитие слухового восприятия идёт в двух направлениях: с одной стороны, развиваетсявосприятие обычных звуков, с другой–восприятие речевых звуков, т.е. формируетсяфонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение иначинают развиваться уже в младенческом возрасте. Неречевой (физический) слух–это улавливание и дифференциация различных звуковокружающего мира (кроме звуков человеческой речи), различение звуков по громкости, а такжеопределение источника и направления звука. Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание)–важнаяспособность человека,которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребёнка острый слух от природы. Её нужно развивать с первых лет жизни. Именно поэтому я предлагаю использовать назанятияхигры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат детей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. На ум приходит много актёрских упражнений, в которых используется и развиваетсянеречевой слух, но с детьми, естественно, мы начнём постепенное развитие. Игры для развития физического слуха:
«Постучим, пошуршим, погремим»! Это упражнение способствует развитию слухового внимания, восприятие на слух звуков,которые издают различные предметы.Для этого упражнения потребуютсяразличные предметы–бумага, полиэтиленовый пакет,ложки, палочки и др. Познакомьте ребёнка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции спредметами. Поговорите с детьми об этих звуках. Возможно,ребёнку что-то напоминают этизвуки. После того, как ребёнок научится внимательно слушать звуки предметов, предложитепослушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.По меретого, как дети осваивают данноеупражнение (справляются с ним легко ибезошибочно),добавляйте другие упражнения.
6. Актёрские этюды
Можно сказать, что актёрские этюды – это первые шажки в освоении актёрскойпрофессии,это то, с чего начинаетлюбой студент актёрского факультета.Начнемс этюдов на тему: «Животные». Как показывает практика, дети легко в этовключаются, редко испытывают стеснение, т.к. на языке детей, они «просто играют».
Итак, педагог спрашивает у ребёнка: «Какое твоё любимое животное?» «Чем оно тебенравится?».Просит описать его, а потом просит показать это животное.На первом занятииребёнок может просто показать животное, чтобы педагог увиделпластику, воображение, фантазию и т.д. ребёнка.Еслив кабинете предусмотрены кулисы или ширма, то с первого же занятия, объяснить детям, для чего это используется в спектаклях (ведите это, как диалог, может быть, кто-то из детейуже знает ответ). Попросите ребёнка начинать свой показ из-за кулис, ширмы, двери, или можетепридумать сами откуда начать ребёнку показ.
7. Заключительная часть
Педагог благодарит своих маленьких учеников за урок, оказывает им поддержку (если естьстеснительные дети),говорит,чтовсе молодцы, «мне понравилось с вами заниматься».Педагог просит дома посмотреть программы про животных, например, «AnimalsPlanet» (обэтомпопросить и родителей),понаблюдать за животными на улице, что бы на следующемзанятии развивать и постигать этюд на тему «Животные».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.