К вопросу о подготовке студентов музыкального колледжа к сдаче ЕГЭ.
Итак, с какими сложностями подготовки студентов музыкального колледжа к сдаче ЕГЭ сталкиваются и преподаватели и студенты?
При подготовке к сдаче ЕГЭ возникают общие проблемы для школьников и студентов учебных заведений СПО. Одна из самых важных – есть ли в нашей стране методы подготовки учащихся к экзамену, который сдается в виде теста? Несколько лет назад такие экзамены в России не проводились. Для наших учащихся тестовая система – новшество, к которому необходимо серьезно и ответственно готовиться. Помимо приобретения навыков и умений по той или иной дисциплине каждый студент должен быть готов к такому экзамену и психологически.
Вторая проблема – кто поможет студентам сдать ЕГЭ? Программа по подготовке к ЕГЭ должна включать в себя следующие компоненты:
- специализированные пособия и учебники, которые направлены именно на подготовку к экзамену.
- определенные методы подготовки, которые бы характеризовали сам экзамен.
- методы подготовки которые бы знакомили учащихся с тестовой системой сдачи экзамена.
- включение в обучение новых программ, более усовершенствованных, которые бы повышали эффективность образовательного процесса.
В то же время нельзя не отметить, что программы учебных дисциплин музыкального колледжа никак не решают эти задачи. Например, программа по иностранному языку. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- вести беседу на иностранном языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка на иностранном языке;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж на иностранном языке;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов на иностранном языке, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
- читать аутентичные тексты на иностранном языке разных жанров с пониманием основного содержания, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение на иностранном языке;
- читать текст на иностранном языке с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;
- использовать двуязычный словарь;
- использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке;
знать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); - основные способы словообразования в иностранном языке;
- основные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
- признаки изученных грамматических явлений в иностранном языке;
- особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;
- о роли владения иностранными языками в современном мире, особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка.
Эти требования соответствуют ФГОС 3 поколения, но не решают проблему подготовки студента к сдаче ЕГЭ по иностранному языку, т.к. предполагают уровень усвоения дисциплины на порядок ниже, чем это необходимо для сдачи ЕГЭ на хороший , не ниже 60, балл. Т.е даже успешное усвоение программы не является гарантией получения высокого балла на экзамене.
И, наконец, третья, и самая, на мой взгляд, серьезная проблема – проблема нехватки времени. Подготовка студента-музыканта требует от него полной отдачи и ежедневных многочасовых занятий с педагогом и самостоятельно. Подготовка же к ЕГЭ требует таких же усилий. Например, ЕГЭ по русскому языку как ни странно, - один из самых легких для школьников экзаменов. Благодаря тому, что данный экзамен является обязательным, в большинстве школ к нему специально готовят с 10 класса. Подготовка к ЕГЭ у репетитора занимает в среднем 30-45 часов. То есть одно-два занятия в неделю по 60 мин. С историей и обществознанием сложнее. Для успешной сдачи экзамена оп этим предметам необходимо знать намного больше того, что предусмотрено программой колледжа. Чтобы сдать ЕГЭ по данным предметам не ниже, чем на 70-75 баллов, требуется до 90 часов занятий в год. Это два раза в неделю по 90 минут в течение года. Многое тут, конечно же, зависит от начального уровня знаний студента. Самый сложный предмет для сдачи ЕГЭ из гуманитарного цикла – это иностранный язык. Для того чтобы сдать его на хороший балл, выпускнику требуется уровень не ниже «Upper Intermediate», т.е. выше среднего, в то время как школьная программа рассчитана самое большее на «Intermediate», а на деле знания по предмету большей частью соответствуют уровню «Elementary», т.е начальному уровню.[1] Поэтому подготовку к ЕГЭ по иностранному языку вообще целесообразно начинать со среднего звена школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что подготовиться к ЕГЭ, посещая только занятия по этим предметам в колледже, практически невозможно. В колледже основным критерием успеваемости является средний показатель. Задания в учебниках не рассчитаны на подготовку к ЕГЭ. Да и цели и задачи учебных дисциплин, как уже было сказано выше, не предусматривают решение этой задачи. Преподаватель колледжа обязан проводить занятия по утвержденному тематическому плану в соответствии с программой. В результате развитие сильного и слабого студента сдерживаются одними и теми же факторами. Память, концентрация внимания, физиологические и психологические особенности, работоспособность, темп усвоения нового и уровень усвоения изученного материала у всех студентов различны. Выявить проблемы слабого и сильного студента, подобрать соответствующие учебные пособия и скорректировать методику преподавания в зависимости от индивидуальных особенностей студента может только грамотный репетитор или специализированные курсы по предмету.
Таким образом, лучший способ подготовки к ЕГЭ должен включать в себя как минимум два компонента – самоподготовка и занятия с квалифицированным специалистом. Только такая подготовка позволит добиться желаемых результатов.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Данные взяты с официального сайта ЕГЭ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.