С.В. Курепин
Преподаватель английского языка, к. филол.н.
«Ростовский торгово-экономический колледж» (ГБПОУ РО «РТЭК»), г. Ростов-на-Дону, Россия
К ВОПРОСУ О РОЛИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
(статья)
В данной статье мы предлагаем начинающим классным руководителям несколько рекомендаций по налаживанию взаимодействия с родителями и детьми на первой стадии работы. Представленный материал содержит две тематические части. В первой рассматриваются педагогические приёмы для классного руководителя, которые можно использовать, чтобы заслужить уважение детской и родительской групп. Во второй части обсуждается язык взаимодействия с подростком, как важной и неотъемлемой составляющей роли классного руководителя в управлении детским коллективом. Проблематика статьи кажется нам актуальной в силу возрастающей агрессивности общества и нежелания людей идти на компромисс и слушать друг друга. Зачастую дети копируют родителей и начинают свою жизнь с утверждения закона «Кто сильней, тот и прав». Роль классного руководителя в данной ситуации становится миссией дипломата и является сверх значимой. Те несколько советов, которые предлагаются в настоящей работе, по нашему мнению, универсальны и могут послужить подспорьем в педагогической деятельности любого учителя на всех уровнях воспитания, от начальной до старшей школы.
Деятельность классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания (как части образовательной программы для каждого уровня образования) и «направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»[2].
«Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников»[1].
Роль классного руководителя как лидера детского коллектива складывается из нескольких составляющих. Для того чтобы стать лидером какого бы то ни было коллектива, в том числе и детского, руководитель должен в первую очередь заслужить уважение подчиненных. В данном случае классный руководитель должен пользоваться уважением детей. От чего зависит уважение? Уважение – это морально этическая категория, которая зависит от нескольких факторов. Нет ничего более точного и правильного в этом отношении, чем старая педагогическая истина: «Учитель должен быть строгим, но справедливым».
На первых порах деятельности педагога в группе, когда авторитет классного руководителя еще не заработан в среде детей, для проявления строгости очень помогает опора на родителей. Поэтому учитель, прежде всего, должен заслужить уважение и симпатию родителей. Основные правила, которым должен следовать классный руководитель при общении с родителями: проявлять искренний интерес и участие к проблемам ребенка и проблемам родителей, связанных с ним; проявлять терпение в общении с родителями; уметь слушать и слышать родителей; добросовестно выполнять свои обязанности классного руководителя; и главное, быть честным. Нельзя возводить напраслину на ученика. Даже если ребенок совершил какой то проступок, нужно точно и лаконично обрисовать ситуацию и не прибавлять лишнего. Когда есть необходимость, чтобы родитель вник в определенную проблему и стал на сторону педагога, не рекомендуется разбавлять даваемую информацию сообщениями о других проступках, совершенных этим учеником. Негатив следует давать дозировано. Чем больше отрицательных фактов учитель передает родителям о детях, тем меньше их весомость в данный конкретный момент. Лучше, перенести сообщение о других деяниях их чада на будущее. Особенно недопустимо давать собственные оценки совершенному проступку и тем более оценивать самого ребенка с негативной стороны при контакте с родителями. Очень действенен прием контраста. Когда классный руководитель сообщает не только плохое об ученике, но периодически хвалит его. Несомненно, в школьной жизни даже самого отпетого хулигана можно найти и какие-нибудь положительные стороны.
Когда контакт с родителями налажен, они верят каждому слову классного руководителя и полностью на его стороне, тогда вопрос дисциплины в классе решён. И строгость педагога по отношению к детскому коллективу находит свое реальное выражение. Однако уважение детей к классному руководителю строится и на второй составляющей вышеприведенной максимы. На справедливости. Нельзя быть тираном детей. Не всегда их шалости и проступки нужно доносить до родителей и применять наказания. Здесь необходимо призвать интуицию, чувствовать и понимать побудительные мотивы действий детей и их эмоционально-психологическое состояние в данный конкретный момент. Кого-то может быть нужно не ругать, а успокоить, пожалеть, сказать доброе слово, а на кого-то наоборот повысить голос. Все зависит от ситуации.
Следующей важной составляющей роли классного руководителя, как лидера детского коллектива, является язык взаимодействия с подростком. Всем известно, что подростки говорят на другом языке, нежели взрослые. Это и сленг и темы и уровень восприятия. Поэтому для учителя найти приемлемый язык взаимодействия с подростком не так уж легко. Подстроиться под речь школьника возможно. Но это не решает педагогической задачи воспитания. Если говорить с учеником на его языке, обсуждать интересующие его темы, например компьютерные игры, применять молодежный сленг, просторечия или не дай бог, матерную ругань, общий язык с подростком классный руководитель конечно же найдет, но это низведет педагога на культурный уровень ученика и его авторитет как учителя будет подорван. Учитель превратится для школьника в такого же, как и он подростка, товарища по играм, панибрата. С другой стороны, при взаимодействии со школьником неприемлем менторский строгий стиль. Когда классный руководитель свысока, наставительно, говорит, что ему можно делать, а что нельзя. Что плохо, что хорошо. Как поступать правильно, как неправильно. Авторитет педагога он сохранит, но до сердца ребенка не достучится.
Что касается языка взаимодействия, то он должен быть простым, литературным и образным. Все слова должны быть понятны подростку. Никаких заумностей и научных терминов. Но и никакого сленга, вульгаризмов, просторечий, жаргона допускать невозможно. В разговоре с учеником дает эффект использование фразеологизмов, пословиц, поговорок, сравнений, эпитетов. Чем образнее и понятнее речь учителя, тем подростку будет интереснее его слушать.
Наладить взаимодействие с учеником на том уровне, на каком нужно педагогу непросто. Поэтому возможно начать разговор с тем, которые интересны подростку, но при этом добавляя в разговор свое педагогическое видение, поднимая ученика на более высокий уровень. В пример можно привести учителя английского языка, предлагающего воспитаннику, с которым он разговаривает на тему компьютерных игр, найти в словаре значение неизвестных английских слов, которые тот встречает в игре и подростку самому становится интересно узнать их значение. Ребенок запоминает его за секунду. Когда таким образом налажен контакт с воспитанником, начало разговора положено, можно переходить к более серьезным темам и проблематике.
Самое сложное для педагога во взаимодействии с учеником – это когда есть педагогическая проблема, серьезный проступок. Кто-то кого-то обидел, побил, что-то украл, ругался матом и так далее. Когда нужно убедить провинившегося в его неправоте, пробудить его совесть, побудить его к искреннему раскаянию. Криком, ругательствами, менторскими наставлениями этого не добиться. Также одностороннее перекладывание на родителей данных проблем неэффективно. В таком случае классному руководителю нужно создать образ подобной ситуации в голове ребенка, в которой провинившийся или будет выступать в роли пострадавшего или сможет почувствовать все негативные стороны проступка. Например, для всех не является секретом, что школьники, уже с пятого класса, а то и раньше ругаются матом. Можно провести классный час на эту тему и рассказать о происхождении мата на Руси и о том, что в своей основе, в общем, означают матерные слова, для чего они были придуманы и на что направлены. Дети будут слушать внимательно, отвечать на вопросы, участвовать в обсуждении. В конце доклада можно создать образ ситуации. Сделать акцент на том, что матерные слова – это оскорбление матери. Предложить им представить, что они произносят эти слова в глаза своей мамы и спросить, что будет с этими любимыми глазами. Подростки почувствуют негативную сторону матерной ругани. И, несомненно, у некоторых их них этот образ отложится в голове. На наш взгляд, именно образность является главным фактором в создании приемлемого языка взаимодействия педагога и ученика.
Итак, когда налажено взаимодействие классного руководителя с учениками, создана основа для управления детским коллективом, когда классный руководитель стал не только формальным, но и фактическим лидером группы, можно переходить на следующий уровень, к организации творческой деятельности детей, направленной на развитие личности, к созданию условий для «самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»[2].
Литература
1. https://infourok.ru/user/petryuk-elena-vladimirovna/blog/klassniy-rukovoditel-kto-on-52410.html
2. Федеральный Закон 273 об образовании в Российской Федерации. Часть 2. Статья 2.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.