ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНО- ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ «ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ»
Актуальность исследования.
В период реализации ФГОС ООО в общеобразовательной школе, психолого-педагогическое сопровождение музыкально-одарённых подростков, имеет важное значение для достижения результативности обучения по различным предметным направлениям.
Психолого-педагогическое сопровождение играет немаловажную роль в становлении учащегося, как одарённой личности, в выявлении и формировании индивидуальности школьника, динамики развития его творческого потенциала, что являет собой одно из основных форм обучения образовательного процесса в школе.
Одаренный подросток не всегда справляется с собственной эмоциональностью, скромностью, стеснительностью, невнимательностью и т.д. У талантливого ученика встречаются сложности в коммуникации с одноклассниками, из-за осознания собственной индивидуальности. Как следствие, происходит спад заинтересованности в учебном процессе, особенно в коллективной и групповой деятельности, где необходимо согласовывать варианты достижения конечных результатов обучения. Также может проявиться отказ от некомфортных для подростка условий, поставленных задач и негативное восприятие поражений и неудач.
Учитывая вышеперечисленные трудности одаренных подростков переходного возраста, необходима разработка занятий, в ходе которых можно научить самостоятельно справляться с проблемами, воспитать чувство уверенности в себе, совместно со сверстниками решать поставленные педагогические задачи, воспитать целеустремлённость к достижению результатов обучения, а также умению прислушиваться к мнению коллектива, уважению окружающих.
Цель:
Обеспечить необходимые условия для деятельности, помогающие наладить комфортную психологическую атмосферу в коллективе талантливых, замотивированных на высокой результативности обучения, учащихся подросткового возраста.
Задачи:
1 Замотивировать учащихся на обучение, направленное на развитие творческого потенциала, адекватное восприятие собственной деятельности и безусловную удачу в достижении поставленной цели.
2 Сформировать у подростков уверенность в правильности решения, поставленной задачи, умению оценить результативность собственной деятельности.
3 Способствовать развитию коммуникативных навыков, установить социальное взаимодействие в коллективе, используя ораторский талант и дар красноречия.
Целевая аудитория: учащиеся 6 классов.
Ход занятия:
Организационный момент, включает в себя две мини-игры, направленные на позитивный психоэмоциональный настрой, мотивирующий на положительный результат последующей коллективной деятельности.
1 Игра «Я и Ты Похожи!»
Подростки создают группы по 3 участника. Суть игры заключается в нахождении общих интересов путём открытых вопросов друг другу и обсуждения их в ходе общения. В конце игры, полученные результаты оглашаются, сравниваются и ребята констатируют факт «схожести» интересов друг друга.
2 Игра «Вместе Мы Сила!»
Ребята встают по парам. По команде ведущего, выставляют вперед любое число пальцев на руках. Те участники, чьё количество пальцев совпало, высоко подпрыгивая, кричат «Мы Сила!». Количество участников увеличивается в арифметической прогрессии. В финале игры все ребята соединены в одну группу и добиваются совместного, единого выброса пальцев вперед, в конце провозглашая лозунг «Вместе Мы сила!»
В организационной части зачитывается притча «Открытые возможности».
Притча «Открытые возможности»
Однажды ночью к одному человеку заглянул ангел и поведал ему о том, какие славные деяния ожидают его на жизненном пути. Рассказал о том, что он может стать богатым, уважаемым в обществе, и жена его будет достойной такого мужа. Так ждал и ждал человек, когда сбудется то, что было поведано ангелом той ночью, но не дождался. Жизнь прошла. Человек одиноко умер, оставшись нищим и никому не нужным. Дойдя до Рая, человек встретился с тем ангелом и с отчаяньем рассказал ему, что чудес не произошло, хотя он потратил на ожидание всю жизнь.
Ангел кротко отвечал: «Я пообещал возможности прекрасной жизни для тебя, и лишь ты сам их не добился.» Человек снова не понял слов ангела.
Но ангел продолжал свою речь: «Тебе предлагали начать своё дело, но ты отказался из-за своего страха. Твоё дело начал другой человек и добился успеха и узнаваемости. Чуть позже обрушилось землетрясение на твой город, ты мог помочь вызволить выживших людей, но ты не сделал этого, а оставался беречь своё имущество…Вспомни женщину, что приглянулась тебе, но ты от страха отказа не сделал ей предложения руки и сердца, это была любовь всей твоей жизни. У вас родились бы дети и ты был бы счастлив по-настоящему».
Человеку оставалось лишь кивнуть головой.
Рефлексия:
- В чем мораль притчи? Чему она учит?
- Почему человек упустил свои возможности?
(страх, отказ от риска, неверие в свои силы, не ставил перед собой целей и не достигал их и т.д.)
Мы не должны давать испугам и страхам мешать достигать поставленных целей. Не стоит сомневаться в себе и своих силах и быть похожими на человека из притчи. Нужно использовать любой шанс, чтобы добиться успеха и прожить достойно свою жизнь.
-Что для вас значит слово «ресурс»?
Ответ: Ресурс- это возможность человека достигать поставленных целей. А также способность получить желаемый результат.
Упражнение «Дом, который построили МЫ»
Ученики вместе рисуют дом. Бумага разделена на три части. Участники делятся на три группы, и каждая группа получает часть листа. Группы расходятся. Перед учащимися стоит задача, чтобы при соединении рисунков, получился дом. Главное, чтобы подростки научились договариваться о деталях и цветовой гамме частей дома и при объединенных усилиях получать единый положительный, цельный результат.
Рефлексия:
1 На сколько спокойно работалось с участниками твоей группы?
2 Получилось ли прийти к общему мнению?
3 Определились ли лидеры команд?
4 Конечное изображение получилось таким, как вы хотели?
Упражнение «Выступление»
Итоговой вид деятельности учащегося, который выявит актуальность приобретенного опыта, полученного в ходе занятия.
Ученики играют роль учёного и выступают с речью на международной конференции. Сначала ребята беседуют, обсуждают и выявляют, что может послужить важным фактором влияния на аудиторию? После чего подростки получают научный текст. Выступая, учащиеся наблюдают, как за собой, так и за другими участниками. Делают выводы. Применяют умения на практике.
Рефлексия:
1 Что вы изменили в себе, как в ораторе?
2 Как влияли на аудиторию?
3 Удалось ли вам запомниться большинству слушателей?
Участники выявляют, что главное для оратора- умение справиться с тревожностью и волнением. Уметь взять себя в руки и сконцентрироваться на конечном результате.
Заключение.
Упражнение «Зеркальная шкатулка».
Формируется круг из всех участников занятия. Из рук в руки передается шкатулка с зеркалом внутри. Получив шкатулку, каждый подросток, заглядывая внутрь открывает глаза и увидев своё отражение, улыбается себе. Так каждый поймёт, что он единственный и неповторимый в этом мире.
Рефлексия:
1 Что такое «неповторимость», «уникальность»?
2 Кто для тебя этот человек?
3 Как ответило отражение на улыбку?
4 Как нужно относиться к неповторимости и уникальности ближнего или самого себя?
Вывод: Каждый человек неповторим, уникален и нужно его принимать таким, какой он есть.
Игра «Пожелания»
Учащиеся благодарят друг друга, пожимают руки, глядя друг на друга произносят добрые пожелания и делают друг другу комплименты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.