ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери
Основная цель работы с одаренными детьми — это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
В современной психологии интенсивно обсуждается концепция одарённости. Различные варианты концептуальных решений предложены многими специалистами (Асмолов А.Г., Бабаева Ю.Д., Брюно Ж., и др.). Все существующие концепции акцентируют внимание на определенных аспектах этого сложного психического явления. Для меня наиболее близка теория американского психолога Дж. Рензулли, согласно его теории, «одаренность» есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.
Работа с одарённым ребёнком должна вестись индивидуально, при проявлении у обучающегося хотя бы одной из трёх основных характеристик. Индивидуальный подход создаёт благоприятные возможности для формирования всех способностей ребёнка, делает педагогическое воздействие на ребёнка эффективным.
Алгоритм работы с одарёнными детьми.
• Выявление одарённых детей.
• Разработка индивидуальной программы.
• Диагностика личностного и интеллектуального развития обучающегося (индивидуальный план)
• Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка.
• Демонстрация интеллектуальных достижений обучающихся.
• Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
• Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога.
Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:
· Задатки
· Способности
· Одаренность
· Талант
· Гениальность
Этапы индивидуального образовательного маршрута
ДИАГНОСТИКА |
"Что я должен знать и уметь" |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ |
"Что я хочу знать и уметь" |
ОСМЫСЛЕНИЕ |
"Что я могу" |
РЕАЛИЗАЦИЯ |
"Как
я буду идти |
ОЦЕНКА И КОРРЕКТИРОВКА |
«Чему
я должен научиться и |
Очень важным условием развития одаренности является семья, а именно:
- структура и эмоциональный климат семьи;
- стили детско-родительских отношений;
- отношение родителей к детской одаренности.
Приложение 1
Индивидуальный образовательный маршрут
Ивановой Тани( Ф.И. изменены) на 2014-2015уч.г.
|
Рефлексия |
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
||||
Диагностика, анализ |
Знаю-умею-достигла 2.
Умею танцевать 2. 4 класса музыкальной школы по классу фортепиано и вокалу. 3. 1 год занималась бальными танцами |
выявлены
способности обучающегося: социальная, художественная. |
||||
Проектирование |
Хочу
узнать – научиться-достичь 3. Подружиться с одноклассниками, найти общий язык с учителями. |
Для
составления ИМ выбираются конкретные виды деятельности:
|
||||
Организация |
Мои
шаги в достижении цели |
ноябрь |
декабрь |
январь февраль |
апрель |
май |
занятия в кружке |
Новогодний вечер |
"Гвоздики Отечества" |
Фестиваль детского творчества «Мир начинается с детства» |
«Золотой микрофон» |
||
-
консультации кл. руковод., |
||||||
Мониторинг и анализ |
Узнала
– научилась –достигла «Золотой микрофон». 2 м. в номинации сольное пение. 2. Районный Фестиваль детского творчества «Мир начинается с детства», 2 место в номинации вокал. 3.Мои достижения: завершила обучение в 7 классе на «4» и «5» 4. Пользуюсь уважением среди одноклассников |
Работа
по ИМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей
обучающейся, позволила ей достичь хороших успехов в учебной деятельности. На муниципальном уровне добилась хороших результатов в развитии художественной одаренности. |
Приложение 2
Индивидуальный образовательный маршрут
Ивановой Тани на 2015-2016 уч.г.
|
Рефлексия |
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
||||
Диагностика,анализ |
Знаю-умею-достигла 2.
Умею танцевать 2). успешно окончила 7 класс |
Ярко выраженная, устойчивая, неситуативная
склонность ребенка к занятиям музыки и танца,
чувство удовлетворения, которое он испытывает от самих этих занятий. |
||||
Проектирование |
Хочу узнать -
научиться-достичь 3. воспитывать в себе лидерские качества |
Для
составления ИМ выбираются конкретные виды деятельности: 3. Староста класса |
||||
Организация |
Мои
шаги в достижении цели |
октябрь ноябрь |
декабрь |
январь февраль |
апрель |
май |
|
Новогодний вечер |
«Гвоздики Отечества» МАЮИ |
Фестиваль детского творчества «Мир начинается с детства» «Звёздочки Верхнедонья» |
«Золотой микрофон» |
||
-
консультации кл. руковод., |
||||||
Мониторинг и анализ |
Узнала
– научилась –достигла 3 м. в номинации хореография 2. Благодарственное письмо за участие в конкурсе «Гвоздики отечества» 3. Районный конкурс «Звёздочки Верхнедонья» 3 м. в номинации сольный вокал. 4. Муниципальный этап «МАЮИ», 3 место в секции «Гуманитарная». 5.Мои достижения: завершила обучение в 8 классе на «4» и «5» |
Работа
по ИМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей
обучающейся, позволила ей достичь хороших успехов в учебной деятельности. На муниципальном уровне добилась хороших результатов в развитии художественной одаренности. |
Приложение 3
Индивидуальный образовательный маршрут
Ивановой Тани на 2016-2017уч.г.
|
Рефлексия |
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
||||
Диагностикаанализ |
Знаю-умею-достигла 2.
Повысила уровень хореографии 2). Исследовательская работа повысила уверенность в себе 3). успешно окончила 8 класс |
Таня имеет признаки музыкальной и
хореографической одаренности. Она мотивирована на овладение
художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для
плодотворного освоения специальных умений и знаний. 3. Обеспечить условия для выбора будущей профессии. |
||||
Проектирование |
Хочу узнать –
научиться-достичь 3. Успешная сдача экзаменов. 4. Получить российское гражданство. |
Для
составления ИМ выбираются конкретные виды деятельности: 2. Участие в конкурсах различных уровней по интересам учащегося. 3. Староста класса
|
||||
Организация |
Мои
шаги в достижении цели - волонтерское движение |
октябрь ноябрь |
декабрь |
январь февраль |
апрель |
май |
Региональный конкурс «Славен Дон –2016 |
Новогодний вечер |
"Гвоздики Отечества"
|
«Звёздочки Верхнедонья» |
подготовка и сдача итоговой аттестации |
||
-
консультации кл. руковод., |
||||||
Мониторинг и анализ |
Узнала
– научилась –достигла 2. Благодарственное письмо за участие в конкурсе «Гвоздики отечества» 3. Грамота, за участие в районном фестивале «Радуга талантов» 4. Грамота за активное участие и личные достижения в районных
молодёжных мероприятиях |
Работа
по ИМ способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей
обучающейся, позволила ей достичь хороших успехов в учебной деятельности. Продолжит обучение в 10 классе. Свою будущую профессию связывает с развитием художественной одаренности и лидерских качеств.
|
Приложение 4
Индивидуальный образовательный маршрут
Ивановой Тани на 2017-2018уч.г.
|
Рефлексия |
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
||||
Диагностика, анализ |
Знаю-умею-достигла хореографии. 2). Лидер ученического самоуправления 3). успешно сдала экзамены за 9 класс |
Таня выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
творческой деятельности, что может говорить о ее музыкальной и
хореографической одаренности. |
||||
Проектирование |
Хочу узнать –
научиться-достичь 3. Развивать организаторские способности. 4. создавать скетчи (коротких комедийных сценок) для реализации своих творческих способностей. 4. Научиться составлять портфолио. |
Для
составления ИМ выбираются конкретные виды деятельности: 2. Участие в конкурсах различных уровней по интересам учащегося. 3. Председатель Совета старшеклассников. 4. Посещение Дней открытых дверей в учебных заведениях.
|
||||
Организация |
Мои
шаги в достижении цели - волонтерское движение - участие в мероприятиях профориентации |
октябрь ноябрь |
декабрь |
январь февраль |
апрель |
май |
День школьного самоуправления |
«Лидер Дона», проект МКГ |
"Гвоздики Отечества" «Живая классика» |
«Звёздочки Верхнедонья» |
социальные проекты |
||
-
консультации кл. руковод., |
||||||
Мониторинг и анализ |
Узнала – научилась –достигла 1. Благодарственное письмо «За значительный вклад в социально-экономическое развитие района» 2. 3 место в муниципальном этапе областного конкурса «Лидер Дона» 3. Диплом за участие в районном этапе всероссийского конкурса «Живая классика» 4. Грамота за высокий уровень исполнительского мастерства и активное участие в фестивале хореографического искусства «Дети Терпсихоры» 5. 3 место в муниципальном этапе XIV ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «СПОРТ-АЛЬТЕРНАТИВА ПАГУБНЫМ ПРИВЫЧКАМ» 6. Диплом ГРАН-ПРИ районного конкурса «Звездочки Верхнедонья» 7. 1 место в районном этапе эко - фестиваля «Дети России за сохранение природы» номинация «Экологический видео-репортаж» 7.
1 место по итогам конкурса «Звезда слета» на III-м районном
слете работников культуры Верхнедонского района «Рассветы Верхнедонья» |
Работа
по ИМ способствовала развитию лидерских и творческих способностей обучающейся,
позволила ей достичь хороших успехов в организации школьных мероприятий. Свою будущую профессию планирует получить в «Ростовском колледже культуры» на факультете организации культурно – досуговой деятельности.
|
Приложение 5
Индивидуальный образовательный маршрут
Ивановой Тани на 2018-2019уч.г.
|
Рефлексия |
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство |
||||
Диагностика, анализ |
Знаю-умею-достигла 2.
Повысила уровень организаторских способностей 2. Лидер ученического самоуправления 3. завершила обучение в 10 классе на «4» и «5» 4. Получила Российское гражданство. |
Татьяна 1.Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 2.Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 3.Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 4. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. 5. Стремится к самовыражению, к творчеству Перечисленные
качества говорят об одаренности данной личночти. 2. Погружение в деятельность с учетом
формирования лидерских качеств и организаторских способностей.
|
||||
Проектирование |
Хочу узнать –
научиться-достичь 3. Развивать организаторские способности. 4. Поступить в выбранное уч. заведение |
Для
составления ИМ выбираются конкретные виды деятельности: 2. Участие в конкурсах различных уровней по интересам учащегося. 3. Председатель Совета старшеклассников.
|
||||
Организация |
Мои
шаги в достижении цели - волонтерское движение |
октябрь ноябрь |
декабрь |
январь февраль |
апрель |
май |
День школьного самоуправления |
«Лидер Дона», проект МКГ |
"Гвоздики Отечества"
|
муниципального фестиваля детского творчества «Наследники традиции» |
ЕГЭ |
||
-
консультации кл. руковод., |
||||||
Мониторинг и анализ |
Узнала
– научилась –достигла 2. 2 место в номинации «сольный вокал» конкурса «Гвоздики Отечества» 3. Областной конкурс презентаций «ВОВ в истории моей семьи», 2 место 4. муниципальный фестиваль детского творчества «Наследники традиции» 3 место в номинации «Хореография» 5. Благодарственное письмо Главы администрации Верхнедонского района 6. Мои достижения: завершила обучение в 11 классе на «4» и «5» |
Работа
по ИМ способствовала развитию лидерских и творческих способностей обучающейся. Поступила в «Ростовский колледж культуры» на факультет организации культурно – досуговой деятельности.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.