Методическая разработка: «Организация тематических праздников и мероприятий силами детей»
Оценка 5

Методическая разработка: «Организация тематических праздников и мероприятий силами детей»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитание
5 кл—11 кл
06.12.2022
Методическая разработка: «Организация тематических праздников и мероприятий силами детей»
Организация мероприятий силами детей – один из способов развить интерес и потребности к творческому труду, ответственность, чувства долга и коллективизма, организованность и целеустремленность.
Организация тематических праздников и мероприятий силами детей.docx

Методическая разработка: «Организация тематических праздников и мероприятий силами детей»

 

В настоящее время в СМИ часто появляются мнения о том, что подростковый возраст, традиционно определяемый в период 12-16 лет, следует продлить до 18 лет, и многие педагоги и психологи с этим согласны. Причина тому – отсутствие у детей желания и умения принимать самостоятельные решения, организовать собственный распорядок дня, в какой-то мере управлять своей жизнью – за них это делают взрослые. Позиция «я же ребенок» затягивается на весь период учебы в школе, а зачастую длится еще дольше.

Чтобы развить у детей чувство ответственности и любви к труду, растить инициативное и энергичное поколение, недостаточно научить выполнять распоряжения взрослых. Гораздо эффективнее дать детям возможность придумать и реализовать с начала и до конца собственный проект, самостоятельно получить положительный результат и, как следствие, обрести уверенность в своих силах. Известно, что именно неуверенность в себе и своих возможностях мешает человеку достичь невероятных высот.

Досуг – это та сфера деятельности подростка, где меньше всего стоит опасаться сделать ошибку, в крайнем случае, сам процесс организации и проведения досуговых мероприятий доставит ребенку удовольствие. Если же результат порадует и будет высоко оценен другими людьми, ребенок убедится, что его способности и стремления полностью реализованы, сделано полезное дело, что вдохновит его на дальнейшие успехи. В процессе инициированного самим ребенком труда успешно решаются главные задачи трудового воспитания:

·         Формирование позитивного отношения к трудовой деятельности;

·         Ощущение высокой социальной значимости полученного результата;

·         Развитие интереса и потребности к творческому труду;

·         Развитие ответственности, чувства долга и коллективизма, организованности и целеустремленности.

Внеурочная и внешкольная работа заключается, помимо занятий в кружках, в проведении досуговых или познавательно-развлекательных мероприятиях в форме игр, викторин, КВН и так далее. Чаще всего интерактивные тематические праздники, включающие игровые сценки, музыкальные и танцевальные номера, игры со зрителями и мини-конкурсы, строятся на сценариях, подобранных или сочиненных педагогами. Более того, проводятся они взрослыми, в лучшем случае, отобранными и подготовленными этими же педагогами детьми. За редким исключением процессом подготовки и проведением игр также руководят педагоги.

Данная модель организации трудового обучения и воспитания основана на полной самостоятельности детей в организации таких мероприятий и их проведения, начиная с идеи и выработки концепции мероприятия и заканчивая обсуждением его осуществления. Педагог лишь ставит задачу, а затем выступает в роли ненавязчивого советчика и помощника, если его помощь действительно требуется.

Но, как показывает опыт, после нескольких успешно проведенных мероприятий, дети сами справляются с поставленными ими же задачами, видя, что им доверяют, что у них получается. Это безмерно радует детей и вдохновляет на дальнейшие творческие свершения, они открывают в себе таланты, о которых даже не подозревали.

 

Клуб по месту жительства – лучшая площадка для дополнительного образования и воспитания

Клуб по месту жительства, помимо занятий детей в объединениях дополнительно образования, успешно решает проблемы воспитания в семейно-бытовой среде, взаимодействия детей разного возраста и взрослых. Это место, где можно собрать детей вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, организовать коллективную трудовую деятельность. В этом отношении КМЖ – уникальная площадка, открывающая бесконечные возможности.

Коллектив педагогов клуба, каждый из которых обучает детей своего объединения по отдельной образовательной программе, работает во взаимодействии, решая общую задачу – воспитание человека увлеченного, получающего удовольствие от труда. Именно в КМЖ можно не только решить проблему занятости, но и целенаправленно сформировать для каждого ребенка ситуацию успеха, дав ему возможность реализовать себя в различных областях творчества. Здесь нет конкуренции, нет победителей и проигравших, отличников и двоечников – для каждого ребенка найдется место в зависимости от его способностей и возможностей.

Серьезные изменения в мире технологий, которые происходят последние десятилетия, вызывают беспокойство всего общества – дети разучились общаться, играть и создавать реальный творческий продукт, все больше времени проводя в виртуальном пространстве. В связи с этим старые методы организации досуга нужно менять на новые, более прогрессивные.

Новые пути ищут и находят в обновлении школы, дополнительного и профессионального образования, по-новому следует организовывать работу в сфере досуга. Наиболее успешно решаются вопросы реализации свободного времени, трудовой творческой деятельности и общения детей именно по месту жительства. Новые модели организации трудового обучения и воспитания, основанные на возможности самостоятельно организовывать собственный досуг, позволяют ребенку почувствовать свою высокую социальную значимость. В КМЖ возможно создать максимально подходящие условия для такой деятельности.

Реализация творческих потребностей детей в клубе по месту жительства на основе программы школьного театра миниатюр

Программа ШТЭМ (школьного театра эстрадной миниатюры) включает несколько видов творчества – танцевальное, вокальное и, в первую очередь, актерское. Также дети могут быть генераторами идей, сценаристами, режиссерами и художниками по костюмам, создавать элементы декораций и реквизит. Ребенок в КМЖ имеет возможность попробовать себя в различных видах деятельности и выбрать ту, что окажется по душе. Таким образом, в организации праздников и тематических мероприятий, включающей массу аспектов, задействованы дети, имеющие самые разные таланты, выбирающие работу, которая соответствует их интересам и возможностям.

При условии достаточной профессиональной подготовки, формирующейся в кружках дополнительного образования, и высокого уровня мотивации, обусловленной положительными результатами, образуются такие социально-психологические установки, которые приводят к формированию стойкого интереса. Это позволяет добиться еще более высоких результатов – круг замыкается.

Разнообразие тем для проведения досуговых и развивающих мероприятий для детей и взрослых силами детей дает огромный простор для фантазии. Темы непременно должны быть актуальными и интересными детям, но не только развлекательными, а несущими элементы нравственного и патриотического воспитания, пропаганды ЗОЖ, профилактики девиантного поведения.  Главное, вовремя направить энергию ребят в нужное русло и держать стабильный темп, чтобы интерес не угас.

Алгоритм работы

Начинается процесс с выбора темы. Чаще всего, она связана с каким-либо календарным праздником (Новый год, 8 Марта, День Космонавтики и так далее), знаковым событием в жизни общества (Олимпиада, Выборы в органы Государственной власти и другими), временами года, началом каникул, темой года (Год литературы, Год кино, Год экологии).

Второй этап – создание сценарного плана и составления списка необходимого реквизита, музыкального материала и тому подобного. Дети сами распределяют обязанности между собой, педагоги помогают выполнить то, что ребятам сделать не под силу. В подготовке сценария и подборе элементов интерактивного представления (игр и мини-конкурсов) используются готовые материалы из интернета, большая часть их модифицируется, некоторые элементы придумывают дети или, по их просьбе, педагоги.

«Худсовет», состоящий из самых опытных и подготовленных ребят, утверждает сценарий, и, после распределения ролей, начинается процесс репетиций. В подготовке танцевальных и вокальных номеров, реквизита и элементов костюмов помогают педагоги, ведущие соответствующие кружки. На эту стадию уходят не более двух-трех недель, после чего мероприятие проводится для детей из числа воспитанников клуба – это своеобразная генеральная репетиция.

Готовое, отрепетированное мероприятие ребята демонстрируют в школах, в клубе для родителей и других гостей, в ДДТ и прочих местах, где оно будет уместно и востребовано. После мероприятия происходит обсуждение, в его процессе участники делятся своим мнением, выявляют удачные моменты и элементы, над которыми необходимо еще поработать. Два раза в год проводится анонимное анкетирование, результаты которого анализируют педагоги, делая собственные выводы и корректируя план дальнейшей работы.

Каждая программа является комплексом из нескольких видов деятельности:

·         Театрализованное музыкальное представление, лежащее в основе мероприятия;

·         Игровая деятельность для зрителей, в том числе и взрослых;

·         Конкурсы, викторины и соревнования для зрителей;

·         Концерт, в который могут входить дивертисментные номера (цирковые, хореографические, вокальные);

·         Познавательная деятельность, реализуемая в виде небольшого информационного блока по теме мероприятия.

Заключение

Выполняя собственноручно каждый этап, дети подходят к процессу с большой ответственностью, серьезностью, выдумкой, вкладывают в подготовку и проведение каждого мероприятия нечто особенное.  Поэтому каждый праздник в КМЖ получается живым, веселым, интересным и незабываемым.

Но не это можно считать главным результатом труда – намного важнее, что в КМЖ решена проблема полезной творческой занятости детей. Происходит постоянное развитие и закрепление на практике полученных навыков, сформирована среда, где творческая самореализация поддерживается стойким интересом со стороны детей и, что немаловажно, их родителей.

В процессе подготовки и проведении праздников с удовольствием принимают участие родители, не ограничиваясь ролью пассивных зрителей, представители разных поколений семей воспитанников. Таким образом, взаимодействие детей и взрослых становится более тесным, творческим, интересным той и другой стороне. 

Полученные навыки самостоятельной деятельности в команде дети, несомненно, смогут и  будут применять во взрослой жизни, у них никогда возникнет проблем с общением, адаптацией в новом коллективе и самореализацией, следовательно, ребенок вырастет счастливым и успешным, какую бы профессию в дальнейшем он не выбрал.


 

Методическая разработка: «Организация тематических праздников и мероприятий силами детей»

Методическая разработка: «Организация тематических праздников и мероприятий силами детей»

Клуб по месту жительства – лучшая площадка для дополнительного образования и воспитания

Клуб по месту жительства – лучшая площадка для дополнительного образования и воспитания

ЗОЖ, профилактики девиантного поведения

ЗОЖ, профилактики девиантного поведения

В процессе подготовки и проведении праздников с удовольствием принимают участие родители, не ограничиваясь ролью пассивных зрителей, представители разных поколений семей воспитанников

В процессе подготовки и проведении праздников с удовольствием принимают участие родители, не ограничиваясь ролью пассивных зрителей, представители разных поколений семей воспитанников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022