К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
Оценка 5
Научные работы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
18.07.2019
В данной работе обсуждается вопрос об относительно слабой разработанности проблемы социализации ребенка, воспитывающегося в условиях билингвальной семейной среды, обозначаются некоторые перспективные направления исследований в этой области. В частности, делается вывод от том, что требуется глубже изучить особенности внутрисемейной коммуникации между детьми и родителями при специфических билингвальных условиях, а в практическом аспекте рассмотреть вопросы психологической поддержки детей из числа несбалансированных билингвальных и полиэтнических семей с риском маргинального развития личности.
Эргашев П.С. К постановке проблемы социализации в билингвальной семье.doc
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
Мухиддинова У.А. – магистрант 2курса,
Научный рукаводитель – Эргашев П.С., д. психол. н., доцент,
Международная исламская академия Узбекистана,
Узбекистан, г.Ташкент
Аннотация
В данной работе обсуждается вопрос об относительно слабой разработанности
проблемы социализации ребенка, воспитывающегося в условиях билингвальной
семейной среды, обозначаются некоторые перспективные направления исследований в
этой области.
Ключевые слова
Билингвизм, социализация, семейная среда, психическое развитие.
По последним данным до 50% мирового населения является билингвами [3]. В
век всеобщей глобализации знание нескольких языков становиться не просто очередной
востребованной компетентностью современности, но также особым условием
социальной адаптации и важным фактором “выживания” в конкурирующей среде.
Многоязычие является феноменом. Который достаточно хорошо изучен в науке, но еще
скрывающий в себе множество интересных, и главное, практически значимых загадок.
Можно с уверенностью предполагать, что большая часть этих задач кроется в
психологических аспектах данного вопроса. В этой работе мы попытались определить
двуязычие семейной ситуации как научноисследовательскую проблему с точки зрения
социализации личности в семье.
Как известно, семья выступает важнейшим институтом социализации личности,
положительные и отрицательные последствия влияния которого, никак не сопоставим с
психологическими эффектами других социализирующих агентов и каналов. Достаточно,
просмотреть мировую статистику различного рода девиантных отклонений среди
молодежи в корреляции с семейным фактором, чтобы вновь убедиться во всей его
значимости для полноценного развития. Есть данные о том, что у детей из
неблагополучных семей было обнаружено в 7 раз больше суицидальных попыток, в 3
раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные
учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность
психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения [1].
На уровне даже житейского взгляда на психологию семьи не трудно понять, что
социализирующий потенциал семейного фактора во многом, сконцентрирован вокруг
семейной среды, атмосферы в семье, так называемого социальнопсихологического
климата. Следовательно, уместно предположить, что любые факторы, определяющие
особенности этой среды будут выступать важной детерминантой психического развития
в семье. Наше теоретическое исследование показывает, что одним из таких факторов
может выступать двуязычность в семейном общении.
Двуязычность в семье, в основном, выступает как результат межнациональных
браков или репатриационных процессов. Влияние билингвизма на психическое развитие
ребенка в современной науке изучено достаточно подробно. Зачастую исследования в
этом направлении больше всего интересует когнитивные аспекты психического развития
детей билингвов. В этом отношении, данные одних исследований показывают, что билингвизм улучшает навыки классифицирования, образования концептов, проведения
аналогий, способствует развитию творческого подхода, большей когнитивной гибкости
[2, c.95], в других, упоминаются некоторые недостатки – более позднее начало речи,
меньший словарный запас, меньшая скорость поиска слов [4, c.92].
По части социальнопсихологического развития билингвов, в основном, внимание
исследователей привлекает то, что билингвизм повышает культурную толерантностью
лучше развивает социокоммуникативную чуткость [5, c.88]. Вместе с тем, в обсуждении
социальнопсихологического аспекта проблемы не уясненным остается ряд вопросов:
как билингвальная семейная среда влияет на формирование представлений о
семье, семейных ролях, семейных традициях;
в чем проявляется специфичность социализации в семье, где говорят на двух
языках из одной языковой группы (напр., узбекском и казахском) и двух разных
языковых групп (напр., узбекском и русском);
как влияет билингвизм лишь одного из родителей на социализацию ребенка при
монолингвизме другого;
как семейный билингвизм в семьях с более современными взглядами на
семейный уклад и в семьях с жесткими традиционными взглядами отражается на
социализации ребенка.
Одним словом, нам кажется, что наступает время, когда чрезмерная
увлеченность последствиями билингвизма в интеллектуальной сфере должна
переключиться на вопросы социальнопсихологического плана. В этой связи требуется
следующее:
вопервых, пересмотреть традиционные классификации семей с учетом
особенностей билингвальной семейной среды;
вовторых, глубже изучить особенности внутрисемейной коммуникации между
детьми и родителями при специфических билингвальных условиях;
втретьих, в практическом аспекте рассмотреть вопросы психологической
поддержки детей из числа несбалансированных билингвальных и полиэтнических семей
с риском маргинального развития личности.
Список литературы:
1.Адильханова А.Х.
становления
репродуктивной системы у девочек подростков из неблагополучных семей: Автореф.
дис. ... к. мед. н. – СанктПетербург: С.Петерб. гос. педиатр. мед. акад., 2011. – 22 с.
Медикосоциальные
предпосылки
2.Емельянова Я.Б. Различные подходы к оценке влияния билингвизма на
интеллектуальное развитие личности// Вестник ЧГПУ. – 2010. – №2. – С.91102.
3.Илюшкина М.Ю., Елисейкина М.И. Активизация механизмов запоминания при
искусственном билингвизме// Педагогическое образование в России. – 2018. – №4. –
С.7077.
4.Соколова И.В. Влияние билингвизма на социокогнитивное развитие личности//
Образование и наука. – 2012. – №8. – C.8195.
5.Тройникова Е.В. Многоязычие и социокогнитивное развитие детей//
Многоязычие в образовательном пространстве: Сборник статей серии «Языковое и
межкультурное образование». – Ижевск, 2014. – С.8589.
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.