В современных словарях понятие наставничества трактуется как метод развития молодого коллеги (специалиста), основанный на взаимоотношениях, в которых более опытный и осведомленный сотрудник помогает в работе менее опытному или менее осведомленному сотруднику.В последнее время всё чаще звучит вопрос сопровождения молодых педагогов в школе, хотя наставничество как социальный институт известен давно, в советской школе активно пропагандировались отношения «наставник – подопечный».
В современных словарях понятие наставничества трактуется как метод развития молодого коллеги (специалиста), основанный на взаимоотношениях, в которых более опытный и осведомленный сотрудник помогает в работе менее опытному или менее осведомленному
К вопросу о наставничестве в современной школе
В последнее время всё чаще звучит вопрос сопровождения молодых педагогов в школе, хотя
наставничество как социальный институт известен давно, в советской школе активно
пропагандировались отношения «наставник – подопечный».
В современных словарях понятие наставничества трактуется как метод развития молодого
коллеги (специалиста), основанный на взаимоотношениях, в которых более опытный и
осведомленный сотрудник помогает в работе менее опытному или менее осведомленному
Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и
молодой педагог должен, в идеале, делать свои первые шаги в школе при поддержке людей более
опытных – педагогов – наставников.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы
имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним
стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же
безупречного профессионализма. Молодые учителя боятся собственной несостоятельности,
опасаются совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их
родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что
нибудь не успеют, забудут, упустят.
Чтобы этого не произошло, в современных школах создаются условия для
профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в
педагогический коллектив. К таким условиям относятся: внимание администрации школы к
молодому специалисту, помощь коллег, одобрение со стороны всего педагогического коллектива.
Профессиональная адаптация начинающего учителя в процессе его вхождения в
образовательную среду осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и
профессионального развития, материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Педагог, назначенный наставником у молодого учителя, составляет специальный план
работы с подшефным. В этот план обязательно входят следующие моменты:
•
•
•
•
•
Указать на требования к организации учебного процесса;
Обратить внимание на требования к ведению школьной документации;
Обсудить формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;
Ознакомить со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения;
Разъяснить вопрос о работе над темой самообразования.
Молодой педагог может надеяться на то, что коллеганаставник поможет ему в таких
вопросах, как:
•
•
•
•
•
Разработка программы своего профессионального роста;
Подготовка к первичному повышению квалификации;
Выбор темы для самообразования;
Подготовка к будущей аттестации;
Ознакомление с современными тенденциями в педагогике
Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога
индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента.
Поэтому проведение систематической работы по формированию традиций наставничества
позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен
предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные
формы взаимодействия друг с другом.
При возникновении конфликтных ситуаций наставник предлагает различные варианты их
решения, в педагогической деятельности способствует развитию у молодого специалиста
познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями,
оказывает положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Самое главное –
молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии,
задать возникающие у него вопросы. При поддержке наставника молодой педагог начинаетвнедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями.
Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него
узнать больше о ребенке и установить доверительные отношения с детьми и в дальнейшем завоевать
любовь к детям и уважение их родителей.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта, играет важную роль в
формировании педагогического идеала молодого педагога. Молодой специалист получает знания,
развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности,
учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом.
Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные
качества, которыми должен обладать педагог, такие как: умение мобилизировать себя; навыки
произвольного внимания; умение грамотно и логично излагать свои мысли; навыки эффектной
коммуникации и конструктивного общения; владение современными педагогическими
технологиями.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к
другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную
профессиональную культуру в ОУ и становится эффективным средством сплочения
педагогического коллектива, также помогает повысить профессиональную компетентность
молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе в школе, избежать момента неуверенности
в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического
процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою
индивидуальность.
2