К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
10.06.2019
Представлен опыт учителей по повышению интереса к предметам естественнонаучного направления в школе во время уроков и внеурочной деятельности. Использованы современные направления работы (проектная и исследовательская деятельность учащихся) с применением, соответственно определенного оборудования (STA-наборов и гидропонной установки). Также предложена технологическая карта урока химии с применением STA- набора.
Зудова_СА_Скнарина_ТА_К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам.docx
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе
посредством современных методов обучения
Авторы: Зудова Светлана Анатольевна, учитель химии МАОУ «Школа № 115» г.
РостованаДону, Скнарина Татьяна Александровна, учитель биологии МАОУ «Школа №
115» г. РостованаДону
На протяжении нескольких лет, в обществе отмечают падение интереса школьников к
изучению естественнонаучных дисциплин. По мнению некоторых ученых и педагогов
практиков, падение интереса вызвано, в первую очередь, однообразным использованием
учебников, таблиц, схем и применением устаревших методик преподавания.
Считаем, что для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе обязательно должны быть использованы современные технологии, дающие
возможность повышать качество образования, более эффективно распределять учебное время
и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени,
отведенного на выполнение домашнего задания. Современные технологии ориентированы на
индивидуализацию,
дистанционность и вариативность образовательного процесса,
академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
В современном мире обучение требует инновационных подходов. Поэтому
использование креативной педагогики и новых технологий способствует реализации
интересного, динамичного и запоминающегося занятия.
В процессе обучения в МАОУ «Школа № 115» города РостованаДону активно
применяются современных технологии и опыт использования некоторых хотелось бы
представить.
Согласно ФГОС, обязательной деятельностью для школьников является проектная.
Цель проектного и исследовательского обучения – создать условия, при которых
учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практически ориентированных задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах временных
коллективах);
развивают исследовательские умения (умение выявлять проблему, сбор информации,
наблюдение, проведение эксперимента, анализ материалов, выдвижение гипотез, обобщение);
развивают системное мышление.
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся включает в
себя как индивидуальную, так и групповую работу.
Примером исследовательской деятельности учащихся является проект
«Гидропоника. Современные практики: теории и перспективы развития». Гидропонная
установка собрана на базе МАОУ «Школа № 115» и функционирует уже 2 года.
Гидропоника – современный способ выращивания растений в специальных
растворах.
В зависимости от используемого субстрата используем методы гидропоники:
Агрегатопоника когда корни размещены в твердых инертных, неорганических
субстратах (у нас керамзите) Хемопоника субстратом служат мох, опилки, верховой торф и другие
малодоступные для питания растений органические материалы (к нас пробка из минеральной
ваты).
Нами используются следующие систем полива: техника питательного раствора,
система капельного полива; аэрация.
Исследовательская работа идет в четырёх направлениях:
1)
сравнения скорости созревания различных сортов салата листового в системе
капельного полива;
2)
сравнение скорости созревания салата листового сортов «Бутербродный»,
«Лакомка», «Ералаш» при выращивании в системе капельного полива и системе аэрации;
3)
мониторинг выращивания гороха сорта «Альфа» в грунте и системе капельного
полива;
4)
системах.
выращивание растений, предназначенных для открытого грунта, в гидропонных
Работа ведется в группах и индивидуально. Возраст участников проекта от 11 до 16
лет.
В ходе работы над проектом обучающиеся развивают личностные,
коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия.
Конвергентный подход позволяет расширить применение полученных навыков.
Результаты исследований представлены на научнопрактических конференциях
школьного и городского уровней.
В МАОУ «Школа № 115» открыта STAстудия. STA школьная студия науки,
технологий и искусства это уникальный проект, позволяющий наиболее эффективно
реализовать инновационные технологии обучения. STA как линейка учебнометодических
комплектов представляет собой совокупность образовательных модулей проектных и
исследовательских задач, позволяющих в составе группы до 15 человек изучать актуальные
проблемы развития современного высокотехнологичного бизнеса, нано,
био, когнитивных технологий.
Хотелось бы показать применение STA наборов на уроках.
Так, на занятии «Мыльный эксперимент» применяется технология смешанного
обучения – перевернутый класс, базирующегося на новых дидактических возможностях,
предоставляемых ITтехнологиями и современными учебными средствами. Теоретический
материал изучается учащимися самостоятельно дома, посредством информационных и
коммуникационных технологий, а высвобожденное время на уроке направлено на решение
проблем, сотрудничество в workshop, взаимодействие с учащимися, применение знаний и
умений в новой ситуации, и на создание учащимися нового учебного продукта. Во время
занятия происходит заполнение ментальной карты, что способствует запоминанию и
визуализации учебного материала. При помощи мобильного класса учащиеся фиксируют и
выкладывают ментальные карты и мыло ручной работы в социальные сети. В конце занятия,
учащиеся представляют результат своей работы в workshop в лифтовой презентации.
В методической разработке показана широкая реализация межпредметных связей:
история, химия, физика. Данный урок разработан для активации познавательной и
самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать
и обобщать. Технологическая карта занятия
Тема: «Мыльный эксперимент»
Данное занятие проводится в рамках реализации образовательной программы
«Школьная лига РОСНАНО» в МАОУ «Школа №115» г. РостованаДону для учащихся 810
классов.
Проводится в STA студии школы с использованием STAнаборов.
Реализуется креативная педагогика с использованием инновационных педагогических
технологий.
Учитель выступает в роли тьютора.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Цель занятия: Познакомить учащихся с составом и свойствами мыла, показать
взаимосвязь строения и свойства моющего средства
Задачи
Образовательные: закрепить и развить знания свойств органических соединений,
умение прогнозировать свойства на основе строения
Развивающие: развить исследовательские способности обучающихся, умение
воспринимать информацию в словесной, символической, образной формах; делать анализ
результатов экспериментальной деятельности
Воспитательные: сформировать сотрудничество в группе, умение эффективно
сотрудничать со сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, способствовать
развитию эрудиции, логического и ассоциативного мышления учащихся
УУД
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью
Регулятивные: постановка цели и прогнозирование результата ее достижения
Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество, умение участвовать
в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Познавательные: выделение необходимой информации; умение адекватно, осознанно и
произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия
способов и условий действия; анализ объекта; подведение под понятие; нахождение
закономерности
Основные понятия: Мыло, ПАВ, гидрофильная и гидрофобная часть ПАВ
Межпредметные связи Химия, физика, история
Средства обучения Мобильный класс, раздаточный материал (ментальная карта,
инструкционные карты), мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран,), STA
набор «Мыльная опера», на столах учащихся –разные сорта мыла, фенолфталеин, лакмус,
пробирки, штатив для пробирок, реактивы, микроволновая печь, электронные весы, мыльная
основа, красители, ароматизаторы, формы
Технология Технология смешанного обучения Перевернутый класс, обучение на
основе «проблемной ситуации», онлайн работа, работа в workshop, работа с ментальной
картой, применение лифтовой презентации.
Планируемые результаты урока: Ученики научатся: получать мыло, определять
состав мыла; отличать жидкие и твердые мыла по их химическому строению; исследовать
свойства мыла,
Информационные источники 1.Габриелян, О.С. Химия 11/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: «Дрофа», 2002
2.Рудзитис, Г.Е. Химия – 10/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. М.: «Просвещение», 1991
3.Энциклопедия для детей. Химия. Том 17. М.: «Аванта+», 2000
4.Ресурсы Интернет:
http://www.altolab.ru/forhousewives/istoriyamyla/
http://mylce.ru/articles/istoriyamylovareniyailikakunaspoyavilosmylo.html
http://secretsworld.com/interesting/2292interesnyefaktyomyle.html
Этап
время
I.
Формируемые
Что делает
Что делают
Познавательные
участники
Слушают
тьютор
УУД
1.
Организует
ответы
УУД
1.Умение
анализировать,
сравнивать и обобщать
факты и явления;
выявлять причины и
следствия
простых
явлений.
2. Умение строить
логическое суждение,
включающее
установление
причинноследственных
связей.
Коммуникативн
ые УУД
Умение слушать и
понимать речь других
людей.
Регулятивные
УУД
Уметь слушать в
соответствии с целевой
установкой.
Дополнять,
уточнять высказанные
мнения по существу
полученного задания
Личностные
УУД
Понимание
значимости научного
исследования
Познавательные
УУД
1.Умение
анализировать,
сравнивать и обобщать
Проблемная
ситуация
актуализация
знаний.
и
по
деятельность
Учащихся.
Обсуждают
проверке
усвоенной
информации дома,
проводит
ответы.
Слушают
заключение
тьютора.
во
опрос
фронтальном
режиме:
когда
появилось мыло?
состав мыла;
какие
каков
высшие
кислоты знают?
жирные
подводит
итог опроса
2.
Постановка
вопроса:
как
работает мыло?
II.Этап
Изучени
нового
материа
(работа
е
ла
workshop)
1.
Объяснения
тьютора о составе
мыла и о мыле как
ПАВ
Организует
2.
проведение
практическо
й части:
Заполняют
ментальную карту
Вспоминают
и
озвучивают
правила
безопасной
работы в
химической а)
лаборатории.
химический состав
мыла
(workshop
исследует
выбранный
мыла)
сорт
б)
изготовление мыла
из мыльной основы.
предлагает
вспомнить
правила
безопасной
В группах
проводят
практическу
ю часть(задания на
карточках).
Продолжаю
т самостоятельно
заполнять
ментальную карту.
Обсуждают
результаты
эксперимент
работы
химической
в
а.
Слушают,
лаборатории;
предлагает
в workshop
выполнить
практическу
ю часть(задания на
карточках);
предлагает
оформить
результаты
экспериментов,
предлагает
обсудить
результаты
эксперимент
ов при помощи
лифтовой
презентации.
Подводит
итог работы
на данном
этапе
1.В
соответствии
с
текстологией
и
теорией измерений
дано задание в
тестовой форме.
III.
Рефлексия
смотрят и
Обсуждают
презентации
учащихся.
С помощью
мобильного класса
выставляют свои
ментальные карты
и изготовленное
мыло в социальные
сети с # и ждут
комментарии
интересующихся.
Выполняют
тест и сверяют с
ключом.
1.сегодня я
узнал…
2.Мне бы
хотелось
узнать
ваше мнение о
Я
занятии.
предлагаю
вам
закончить фразы.
2.было
интересно…
3.было
трудно…
4.я
выполнял
задания…
факты и явления;
выявлять причины и
следствия явлений.
2. Умение строить
логическое суждение,
включающее
установление причинно
следственных связей.
3.Описывать
самостоятельно
проведенны эксперимен
используя
ты,
язык химии
Коммуникативн
ые УУД
1.
Умение
слушать и понимать речь
других людей.
2.Умение
самостоятельно
организовывать учебное
взаимодействие
при
работе в группе.
Регулятивные
УУД
Умение, работая
по плану, сверять свои
действия с целью и при
необходимости
исправлять
самостоятельно.
ошибки
Личностные
УУД
Умение
соотносить результаты
своей деятельности с
планируемым
результатом
УУД
Регулятивные
Контроль
Коррекция 5.теперь я
могу…
6.я
приобрел…
7.у меня
получилось…..
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.