К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения
Оценка 4.7

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
10.06.2019
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения
Представлен опыт учителей по повышению интереса к предметам естественнонаучного направления в школе во время уроков и внеурочной деятельности. Использованы современные направления работы (проектная и исследовательская деятельность учащихся) с применением, соответственно определенного оборудования (STA-наборов и гидропонной установки). Также предложена технологическая карта урока химии с применением STA- набора.
Зудова_СА_Скнарина_ТА_К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам.docx
К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения  Авторы: Зудова Светлана Анатольевна, учитель химии МАОУ «Школа № 115» г. Ростова­на­Дону, Скнарина Татьяна Александровна, учитель биологии МАОУ «Школа № 115» г. Ростова­на­Дону    На протяжении нескольких лет, в обществе отмечают падение интереса школьников к изучению   естественнонаучных   дисциплин.   По   мнению   некоторых   ученых   и   педагогов­ практиков,   падение   интереса   вызвано,   в   первую   очередь,   однообразным   использованием учебников, таблиц, схем и применением устаревших методик преподавания.    Считаем, что для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе обязательно должны быть использованы современные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно распределять учебное время и   снижать   долю   репродуктивной   деятельности   учащихся   за   счет   снижения   времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные технологии ориентированы на индивидуализацию,   дистанционность   и   вариативность   образовательного   процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.       В   современном   мире   обучение   требует   инновационных   подходов.   Поэтому использование   креативной   педагогики   и   новых   технологий   способствует   реализации интересного, динамичного и запоминающегося занятия.        В процессе обучения в МАОУ «Школа № 115» города Ростова­на­Дону активно применяются   современных   технологии   и   опыт   использования   некоторых   хотелось   бы представить.      Согласно ФГОС, обязательной деятельностью для школьников является проектная.        Цель проектного и исследовательского обучения – создать условия, при которых учащиеся: ­ самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; ­   учатся   пользоваться   приобретенными   знаниями   для   решения   познавательных   и практически ориентированных задач; ­   приобретают   коммуникативные   умения,   работая   в   различных   группах   временных коллективах); ­ развивают исследовательские умения (умение выявлять проблему, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ материалов, выдвижение гипотез, обобщение); ­ развивают системное мышление.        Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу.           Примером   исследовательской   деятельности   учащихся   является   проект «Гидропоника.   Современные   практики:   теории   и   перспективы   развития».   Гидропонная установка собрана на базе МАОУ «Школа № 115» и функционирует уже 2 года.          Гидропоника   –   современный   способ   выращивания   растений   в   специальных растворах.     В зависимости от используемого субстрата используем методы гидропоники:  ­   Агрегатопоника   ­   когда   корни   размещены   в   твердых   инертных,   неорганических субстратах (у нас­  керамзите) ­   Хемопоника   ­   субстратом   служат   мох,   опилки,   верховой   торф   и   другие малодоступные для питания растений органические материалы (к нас­ пробка из минеральной ваты).         Нами используются следующие систем полива: техника питательного раствора, система капельного полива; аэрация. Исследовательская работа идет в четырёх направлениях: 1) сравнения скорости созревания различных сортов салата листового в системе капельного полива; 2) сравнение   скорости   созревания   салата   листового   сортов   «Бутербродный», «Лакомка», «Ералаш» при выращивании в системе капельного полива и системе аэрации; 3) мониторинг выращивания гороха сорта «Альфа» в грунте и системе капельного полива; 4) системах.  выращивание растений, предназначенных для открытого грунта, в гидропонных      Работа ведется в группах и индивидуально. Возраст участников проекта от 11 до 16 лет.            В   ходе   работы   над   проектом   обучающиеся   развивают   личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные учебные действия.      Конвергентный подход позволяет расширить применение полученных навыков.           Результаты исследований представлены на научно­практических конференциях школьного и городского уровней.            В МАОУ «Школа № 115» открыта  STA­студия.  STA­ школьная студия науки, технологий   и   искусства­   это   уникальный   проект,   позволяющий   наиболее   эффективно реализовать   инновационные   технологии   обучения.  STA  как   линейка   учебно­методических комплектов   представляет   собой   совокупность   образовательных   модулей­   проектных   и исследовательских задач, позволяющих в составе группы до 15 человек изучать актуальные проблемы развития современного высокотехнологичного бизнеса, нано­, био­, когнитивных технологий.       Хотелось бы показать применение STA­ наборов на уроках. Так,   на   занятии   «Мыльный   эксперимент»   применяется   технология   смешанного обучения   –   перевернутый   класс,   базирующегося   на   новых   дидактических   возможностях, предоставляемых  IT­технологиями   и   современными   учебными   средствами.   Теоретический материал   изучается   учащимися   самостоятельно   дома,   посредством   информационных   и коммуникационных технологий, а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество в  work­shop, взаимодействие с учащимися, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учащимися нового учебного продукта. Во время занятия   происходит   заполнение   ментальной   карты,   что   способствует   запоминанию   и визуализации учебного материала. При помощи мобильного класса учащиеся фиксируют и выкладывают ментальные карты и мыло ручной работы в социальные сети. В конце занятия, учащиеся представляют результат своей работы в work­shop в лифтовой презентации.   В  методической   разработке   показана   широкая   реализация   межпредметных   связей: история,   химия,   физика.   Данный   урок   разработан   для   активации   познавательной   и самостоятельной деятельности учащихся, формирует умение работать в группах, сравнивать и обобщать. Технологическая карта занятия  Тема: «Мыльный эксперимент» Данное   занятие   проводится   в   рамках   реализации   образовательной   программы «Школьная лига РОСНАНО» в МАОУ «Школа №115» г. Ростова­на­Дону для учащихся 8­10 классов. Проводится в STA­ студии школы с использованием STA­наборов.  Реализуется креативная педагогика с использованием инновационных педагогических технологий. Учитель выступает в роли тьютора. Продолжительность занятия – 90 минут. Цель   занятия:   Познакомить   учащихся   с   составом   и   свойствами   мыла,   показать взаимосвязь строения и свойства моющего средства Задачи ­Образовательные:   закрепить   и   развить   знания   свойств   органических   соединений, умение прогнозировать свойства на основе строения ­Развивающие:   развить   исследовательские   способности   обучающихся,   умение воспринимать   информацию   в   словесной,   символической,   образной   формах;   делать   анализ результатов экспериментальной деятельности ­Воспитательные:   сформировать   сотрудничество   в   группе,   умение   эффективно сотрудничать со сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, способствовать развитию эрудиции, логического и ассоциативного мышления учащихся УУД ­Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью Регулятивные: постановка цели и прогнозирование результата ее достижения ­Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию ­Познавательные: выделение необходимой информации; умение адекватно, осознанно и произвольно   строить   речевое   высказывание   в   устной   и   письменной   форме;   рефлексия способов   и   условий   действия;   анализ   объекта;   подведение   под   понятие;   нахождение закономерности Основные понятия: Мыло, ПАВ, гидрофильная и гидрофобная часть ПАВ Межпредметные связи Химия, физика, история Средства обучения Мобильный   класс,   раздаточный   материал   (ментальная   карта, инструкционные карты), мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран,), STA­ набор «Мыльная опера», на столах учащихся –разные сорта мыла, фенолфталеин, лакмус, пробирки, штатив для пробирок, реактивы, микроволновая печь, электронные весы, мыльная основа, красители, ароматизаторы, формы Технология ­ Технология смешанного обучения ­ Перевернутый класс, обучение на основе   «проблемной   ситуации»,   онлайн   работа,   работа   в   work­shop,   работа   с   ментальной картой, применение лифтовой презентации. Планируемые   результаты   урока:   Ученики   научатся:   получать   мыло,   определять состав мыла; отличать жидкие и твердые мыла по их химическому строению; исследовать свойства мыла,  Информационные источники 1.Габриелян, О.С. Химия ­11/ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: «Дрофа», 2002 2.Рудзитис, Г.Е. Химия – 10/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. ­ М.: «Просвещение», 1991 3.Энциклопедия для детей. Химия. Том 17. ­ М.: «Аванта+», 2000 4.Ресурсы Интернет: http://www.alto­lab.ru/for­housewives/istoriya­myla/ http://mylce.ru/articles/istoriya­mylovareniya­ili­kak­u­nas­poyavilos­mylo.html http://secrets­world.com/interesting/2292­interesnye­fakty­o­myle.html Этап  время I. Формируемые Что   делает Что   делают Познавательные участники Слушают тьютор УУД 1. Организует ответы УУД 1.Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления; выявлять   причины   и следствия простых явлений.   2. Умение строить логическое   суждение, включающее установление причинно­следственных связей. Коммуникативн ые УУД Умение слушать и понимать   речь   других людей. Регулятивные УУД Уметь   слушать   в соответствии   с   целевой установкой. Дополнять, уточнять   высказанные мнения   по   существу полученного задания Личностные УУД Понимание значимости   научного исследования Познавательные УУД 1.Умение анализировать, сравнивать   и   обобщать Проблемная ситуация   актуализация знаний. и по деятельность Учащихся. Обсуждают проверке усвоенной информации дома, ­проводит ответы. Слушают заключение тьютора. во опрос   фронтальном режиме: ­когда появилось мыло? ­   состав мыла; ­какие каков высшие кислоты знают?   жирные ­   подводит итог опроса 2. Постановка вопроса:  ­   как работает мыло? II.Этап Изучени нового материа (работа е ла work­shop) 1. Объяснения тьютора   о   составе мыла и о мыле как ПАВ   Организует 2. проведение практическо й части: Заполняют ментальную карту Вспоминают и озвучивают правила безопасной работы в химической а) лаборатории. химический   состав мыла   (work­shop исследует выбранный   мыла) сорт б) изготовление   мыла из мыльной основы. ­предлагает вспомнить правила безопасной В   группах проводят практическу ю часть(задания на карточках). Продолжаю т самостоятельно заполнять ментальную   карту. Обсуждают результаты эксперимент работы   химической в а. Слушают, лаборатории; ­   предлагает в work­shop выполнить практическу ю   часть(задания   на карточках); ­   предлагает оформить результаты экспериментов, ­   предлагает обсудить результаты эксперимент ов   при   помощи лифтовой презентации. Подводит итог работы на   данном этапе 1.В     соответствии с текстологией и теорией   измерений дано   задание   в тестовой форме. III. Рефлексия  смотрят и Обсуждают презентации  учащихся. С   помощью мобильного   класса выставляют   свои ментальные   карты и   изготовленное мыло в социальные сети   с   #   и   ждут комментарии интересующихся. Выполняют тест   и   сверяют   с ключом. 1.сегодня   я узнал… 2.Мне   бы хотелось   узнать ваше   мнение   о Я занятии.   предлагаю   вам закончить фразы. 2.было интересно… 3.было трудно… 4.я выполнял задания… факты   и   явления; выявлять   причины   и следствия явлений. 2. Умение строить логическое   суждение, включающее установление   причинно­ следственных связей. 3.Описывать самостоятельно проведенны эксперимен­   используя ты, язык химии Коммуникативн ые УУД 1.   Умение слушать и понимать речь других людей. 2.Умение самостоятельно организовывать   учебное взаимодействие при работе в группе.   Регулятивные УУД Умение,   работая по   плану,   сверять   свои действия   с  целью  и   при необходимости исправлять   самостоятельно. ошибки Личностные УУД Умение соотносить   результаты своей   деятельности   с планируемым результатом УУД Регулятивные Контроль Коррекция 5.теперь   я могу… 6.я приобрел… 7.у   меня получилось…..

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов обучения

К вопросу о повышении интереса к естественнонаучным предметам в школе посредством современных методов  обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2019